Как педагогам пройти аттестацию в 2021 году. Обзор изменений законодательства ☼
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Позвольте представиться, меня зовут Инна Журова, я являюсь специалистом, осуществляющим экспертизу аттестационных материалов.
Одной из важнейших составляющих системы образования является аттестация педагогических кадров. Она проводится каждые пять лет с целью оценки уровня квалификации и стимулирования профессионального развития педагога.
В связи с реформированием государственной модели образования и в условиях пандемии у преподавателей и воспитателей возникает закономерный вопрос, как будет осуществляться аттестация в 2021 году. В своей статье постараюсь дать развернутый ответ на данный вопрос.
Министерство просвещения Российской Федерации и Общероссийский Профсоюз образования обозначили специфику прохождения аттестационных испытаний педагогами в новых условиях.
В Приказе Министерства просвещения РФ № 713 от 11 декабря 2020 года «Об особенностях аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» указано, что квалификационные категории, срок действия которых истекает с 1 сентября 2020 года по 1 октября 2021 года, продлеваются до 31 декабря 2021 года.
При этом образовательные учреждения обязаны сохранить за педагогическим работником имеющийся размер оплаты труда.
Те педагоги, у которых срок действия квалификационных категорий пролонгируется в соответствии с приказом № 713, имеют право пройти процедуру аттестации с целью установления уровня квалификации, даже если срок действия имеющихся квалификационных категорий был продлен до 31 декабря 2021 года.
Для них действует приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 апреля 2014 г. № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность». Требования к прохождению процедуры аттестации, которые утверждены в Вашем регионе, не изменились.
В случае успешного прохождения педагогом аттестационных испытаний, решение аттестационной комиссии становится легитимным со дня вынесения решения. В данном случае приказ № 713 перестает действовать для данного специалиста.
В начале 2020 года Министерство просвещения РФ анонсировало реформу системы аттестации педагогических работников. Однако в связи с работой в условиях пандемии COVID-19 было принято решение ввести новые правила аттестации в 2021-2022 учебном году. Старт апробации иной системы аттестации педагогических работников начнется с сентября 2021 года.
В рамках реформы образования создана национальная система учительского роста (НСУР).
Концепция государственной системы учительского роста отображена в Распоряжении Правительства РФ от 31 декабря 2019 г. N 3273-р «Об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников РФ, включая национальную систему учительского роста».
В соответствии с ней развитие учителя будет строиться по двум направлениям: получение первой или высшей квалификационной категории и возможность получения квалификационных категорий «старший учитель» и «ведущий учитель».
Что подразумевает под собой категория «старший учитель»? Иначе – учитель-методист. В образовательном учреждении он будет осуществлять разработку и внедрение инновационных образовательных технологий, экспертизу конкурсных работ профессионального мастерства, курировать различные проекты, проводить открытые уроки, семинары, руководить производственной практикой и тому подобное.
Учителем-методистом сможет стать специалист, который проработает в образовательном учреждении не менее 5 лет, и пройдет процедуру аттестации.
Ведущий учитель или учитель-наставник. В образовательном учреждении такой педагог будет оказывать практическую помощь коллегам в вопросах профессионального мастерства, выявлять слабые стороны и выстраивать план профессионального роста конкретного специалиста.
Учителем-наставником сможет стать специалист, который проработает в образовательном учреждении не менее 10 лет, и пройдет процедуру аттестации.
Поскольку «старший учитель» и «ведущий учитель» будут квалификационными категориями, поэтому при наличии у педагога двух квалификационных категорий одновременно (например, высшей квалификационной категории и квалификационной категории «учитель-наставник»), надбавки будут положены за обе квалификационные категории. Это должно способствовать росту мотивации профессионального развития педагога.
В основе новой системы оценки профессиональной деятельности педагогических работников лежит учет требований профстандарта и федерального государственного общеобразовательного стандарта общего образования. Данная оценка будет осуществляться на основе использования единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ).
ЕФОМ представляют собой средство оценки совокупности компетенций педагога (предметных, методических, психолого-педагогических, коммуникативных), необходимых для решения всех функциональных задач практической деятельности.
В соответствии с национальной системой учительского роста молодой педагог, придя на рабочее место, сразу же сдает профессиональный экзамен, который вводит его в профессию.
Кроме того, проверку знаний, умений, способностей и личных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности, предстоит сдавать педагогическим работникам после более чем 5-летнего перерыва в стаже или претендентам на должность без педагогического образования.
Затем через три года педагога ждет всесторонний анализ его профессиональной деятельности.
Оценка системных проявлений знаний, умений и навыков практической деятельности будет происходить по следующим критериям:
- Квалификация педагога.
- Успешность обучающихся.
- Индивидуальные достижения.
- Условия профессиональной деятельности.
Максимум баллов, которые можно набрать в результате аттестационных испытаний, 100.
По первому критерию можно получить – максимум 60 баллов. По второму – 20. По третьему – 15. И по четвертому – 5.
При этом оценка квалификации педагогического работника будет осуществляться по трем модулям:
- Письменная работа, включающая теоретические, методические и практические аспекты профессиональной деятельности.
- Единые федеральные оценочные материалы.
- Педагогический кейс, представляющий собой решение смоделированной затруднительной ситуации, которая реально может возникнуть в школьной практике.
Также при прохождении процедуры аттестации члены аттестационной комиссии будут учитывать мнение учащихся, с которыми работает педагог, и мнение выпускников.
Реформированный профстандарт и новая система аттестации педагогических работников направляют современного учителя к осознанию необходимости профессионального развития и саморазвития как важнейших средств формирования профессиональной компетентности и построения индивидуального профессионального профиля.
Для профессионального развития педагогу необходимо проходить курсы повышения квалификации, а при работе по смежной специальности – необходимо дополнительно иметь диплом о профессиональной переподготовке.
Наш учебный центр проводит обучение более чем по 300 темам (курсы повышения квалификации) и 60 специальностям (курсы переподготовки). Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 9757-л. Вы получите документы установленного образца, отправка оригиналов заказным письмом почтой России – уже включена в стоимость обучения.