КОМПЕТЕНТНЫЙ ПОДХОД В РАБОТЕ ДОУ С СЕМЬЯМИ ☼
Автор: Наместникова Лариса Николаевна
КОМПЕТЕНТНЫЙ ПОДХОД В РАБОТЕ ДОУ С СЕМЬЯМИ.
Наместникова Л.Н.
воспитатель
МДОУ «Детский сад № 68»
(Саранск)
Ключевым вопросом государственной политики является существенное повышение качества жизни граждан России, все это отражено в национальной программе «Здоровое поколение XXI”, в Приоритетных национальных проектах. Состояние здоровья детей дошкольного возраста является гарантом благополучия общества. [2].
Проблема качества дошкольного образования в последние годы приобрела не только актуальный, но и приоритетный характер. Очевидно то, что сегодня каждое дошкольное учреждение должно занять свою индивидуальную нишу в общем образовательном пространстве, постоянно доказывать свою привлекательность, оригинальность и необходимость. А все это, конечно же, в первую очередь достигается высоким качеством воспитательно–образовательного процесса в дошкольном учреждении с позиций достоинства, ценности, пригодности. Содержание образования сегодня ориентировано не только на приобретение знаний, но и на развитие личности. Оно выступает средством ее становления, саморазвития, ориентации в окружающем мире[1,с.46].
Необходимость перехода на новую ступень развития в дошкольном учреждении обусловлена пересмотром содержания ,разработкой и внедрением новых подходов и педагогических технологий, создающих условия для профессионального роста педагогов, творческих и инновационных процессов в управлении качеством дошкольного образования. Проектирование новой модели дошкольного образовательного учреждения связанно как с возрастающим запросом родителей, желающих поднять уровень образования детей, укрепить их здоровье, развить у них те или иные способности, подготовить их к обучению в школе, так и с изменениями в системе образования в целом.
В условиях стремительно изменяющегося мира, мы сталкиваемся с запросами различных социальных слоев в предоставлении разнообразных образовательных услуг. Отсюда возникла необходимость локальных изменений в содержании и организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.
Современное общество требует от воспитателя высокой культуры, сформированной системы ценностей, заинтересованности его в развитии творческого потенциала своих воспитанников, способности к инновационной деятельности, самосовершенствованию и профессиональной активности. Поэтому для дошкольного учреждения требуется не просто педагог — носитель информации, а педагог, способный эффективно, продуктивно решать педагогические задачи, воплощать новые педагогические идеи, способные удовлетворить социальный заказ родителя. Поэтому, основываясь на традиционных и инновационных подходах в области методической работы, обновить структуру и содержание деятельности методической службы и создали систему, которую отличает научная обоснованность как ее содержательных компонентов, так и разнообразных организационных форм и методов повышения компетентности педагогов при работе с семьёй
[1,c.20].
Целью деятельности является создание условий для развития профессиональной компетенции педагогов через создание системы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей, основанной на сочетании традиционных и нетрадиционных форм сотрудничества.
Традиционные - практикумы, открытые занятия, участие в конкурсах разного уровня, психолого - педагогические консилиумы.
Нетрадиционные формы используемые нами в работе: -ролевые игры; мозговые атаки, игровое моделирование, творческие мастерские, презентации собственного продукта.
Организация процесса развития профессиональной компетентности педагогов при взаимодействии с семьями воспитанников:
1.Повышение квалификации педагогов, оказание им информационной и методической помощи. Самообразование, которое осуществляется через специально разработанные консультации по направлениям с родителями;
- методические выставки по проблеме;
-самостоятельное изучение литературы;
- использование интернет – ресурсов.
-семинары, проходящие в разнообразных интересных формах:
-семинары пресс-конференции (вопрос-ответ);
-семинары интервью (работа с несколькими педагогами по одному вопросу);
-семинары, творческие занятия (обучение творческим подходам);
-семинар проектно - исследовательской деятельности педагогов (представление проектной педагогической деятельности педагогов). Очень важную роль в работе по повышению уровня компетенции педагогов играет группа педагогов - стажистов «Наставничество»,
2. Практическая деятельность, обмен опытом изучение и сопровождение семей воспитанников, посещающих дошкольное учреждение, в которое включено анкетирование родителей, наблюдение воспитателей и специалистов, организуют свою работу на основе специально разработанной программы индивидуального сопровождения семей, включающую в себя тренинги индивидуальные беседы, мини-консультации
3. Способности педагога проектировать педагогический процесс, ориентированный на развитие педагогической культуры родителя, готовность к личностному и профессиональному саморазвитию, исследовательской деятельности [3,c.27]. В это направление включено планирование работы с родителями, разработка новых совместных творческих проектов, в процессе которых проявляется способность воспитателя найти современные пути взаимодействия с семьями воспитанников, через направления инновационной деятельности реализуемой в дошкольном учреждении: художественно-эстетическое, оздоровительное, социально-личностное, познавательное.
4. Создание развивающей среды группы и использование её возможностей при работе с родителями:
- информационный (мини- информационные центры, стенды, проектные модели с полезной для родителей информацией, издание информационных буклетов о деятельности дошкольного учреждения, выпуск групповых газет );
-творческий (деятельность детей и родителей в творческих мастерских ;разработка творческих проектов );
- тематический (консультативные материалы педагогов дополнительного образования, специалистов);
- познавательный (мини-библиотеки для семейного чтения, групповые альбомы; практические материалы семейных клубов);
5. Сотворчество педагога, ребёнка, родителя. Реализуя это направление, большое внимание уделяется организации семейных клубов: где педагоги совместно с семьями воспитанников организовывают мероприятия различной направленности:
- художественно-эстетического цикла: выставки работ детей, педагогов, родителей «Семейный коллаж» (сотворчество взрослых и детей, совместное изготовление поделок, макетов на тему: «Моя семья»); творческая мастерская;.
- оздоровительного цикла: консультативный пункт - «Здоровье дошкольника»; физкультурно-оздоровительное мероприятие « Спортивная семья»; организация режимных моментов«На зарядку становись»;
- познавательного цикла: «Путешествие по временам года - весна» творческое занятие; игра-викторина «Умники и умницы» ;
- социально-личностное направление: Консультативный пункт для родителей «Школа будущего первоклассника», папка передвижка «Говорим правильно», консультация «Развиваем правильное звукопроизношение».
6. Стимулирования педагогической деятельности.
Организационный механизм управления обеспечивает функционирование дошкольного учреждения[3,с.125] . Для этого разработан специальный механизм координации деятельности коллектива включающий в себя систему мониторинга, отражающий циклограмму контроля администрации:
- тематический контроль;
- обзорный контроль;
- персональный контроль;
- диагностика;
- фронтальный контроль;
- итоговый.
Предложенная система работы дошкольного учреждения позволяет успешное развитие профессиональной компетентности педагогов и повышение педагогической грамотности родителей, направленной на взаимосотрудничество дошкольного учреждения и семьи. [5,c.24].
Коллектив педагогов постоянно нацелен на новый, лучший результат и присуши такие качества как - стабильность, работоспособность, профессионализм, инициативность, .
Литература
1. Давыдова О.И., Майер А.А., БогославецЛ.Г.Интерактивные методы в организации педсоветов в ДОУ. -Санкт-Петербург Изд-во «Детство-Пресс», 2008. – 176 с.
2. Закон об образовании РФ
3. Микляева Н.В. ,Создание условий для эффективного взаимодействия с семьёй. – М.: Изд-во «Айрис-пресс», 2006. – 125 с.
4.Профессиональная компетентность воспитателя www.lauc.ru
5.Хохлова О.А. Формирование профессиональной компетентности педагогов // Справочник старшего воспитателя дошкольного образования. – 2010, №3.