Ассоциограмма- педагогический прием | Данилова Матрена Гаврильевна . Работа №223453
Автор: Данилова Матрена Гаврильевна
Ассоциограмма - это визуальное изображение связей, понятий и явлений с другими понятиями, предметами, качествами, которые возникают у человека на основе схожести, противопоставления, контраста, дополнения.
Ассоциограммы позволяют исключить трудность в употреблении лексики, позволяют расширить словарный запас.
Ассоциограмма - педагогический прием
Обучение в век информационных технологий – сложный и трудоемкий процесс. Объем информации, который необходимо усвоить школьникам, увеличивается в геометрической прогрессии год от года.
Как понять и запомнить сведения из разных предметных дисциплин? Как правильно работать с информацией? Как помочь нашим детям не растеряться и грамотно структурировать учебный материал?
Подобные вопросы волнуют многих учителей, да и родителей, заинтересованных в успехах своих детей.
Для успешного обучения у современного школьника должны быть сформированы универсальные учебные действия (УУД) или, выражаясь иначе, они должны «уметь учиться». Большое внимание уделяется, в частности, познавательным, общеучебным и логическим универсальным действиям. Раскрывая данное понятие, требуется пояснить, что универсальность этих действий проявляется в возможности их использования для решения самых разнообразных задач. И в первую очередь тех, с которыми школьники будут сталкиваться в реальной жизни. Учебными они являются по той причине, что формируются в учебной деятельности – как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Рассматриваемые педагогические приемы – ассоциограммы и кластеры – при их активном использовании на уроках могут помочь в формировании многих УУД.
Отметим некоторые из них:
поиск и выделение необходимой информации;
умение структурировать знания;
умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста;
выделять существенные характеристики объекта;
определение основной и второстепенной информации;
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
выведение следствий;
установление причинно-следственных связей;
Применение ассоциограмм и кластеров поможет учителю не только научить школьников грамотно структурировать учебный материал для его лучшего усвоения, но и сделать урок более увлекательным, вовлечь учеников в творческий процесс и дать им возможность пережить успех, что является основой интереса к учению.
Что такое ассоциограмма?
Учи показом, а не рассказом.
Русская народная половица.
В основе данного педагогического приема лежит умение устанавливать ассоциации – ассоциация (лат. аssociatio – соединение, взаимосвязь).
Ассоциограмма – это визуальное изображение связей центрального понятия или явления с другими понятиями, предметами, качествами, ассоциациями, которые осознанно или неосознанно, произвольно или непроизвольно возникают у человека на основе схожести, противопоставления, контраста, дополнения.
Поток ассоциаций у каждого человека свой, индивидуальный.
По типу образования различают:
ассоциации по сходству (оба явления имеют сходные признаки: лампочка – груша, Земля – шар);
ассоциации по контрасту (оба явления имеют противоположные признаки: легкий – тяжелый, большой – маленький, добро – зло);
ассоциации по смежности в пространстве или во времени (явления связаны близостью расположения в пространстве или по времени: стол – стул, зима – снег);
причинно-следственные ассоциации (явления связаны как причина и следствие: книгопечатание – грамотность, энергия – тепло).
Ассоциограмма как педагогический прием позволяет индивидуализировать обучение и является импульсом для активного мыслетворчества обучающихся на уроке.
Существует несколько разновидностей ассоциограмм.
1. Ассоциограмма «Солнышко». В центре – ключевое понятие, от него расходятся лучи с ассоциациями. (В немецкоязычной литературе такой вид ассоциограмм называют «словами-ежами».)
2. Линейная ассоциограмма. Используется для установления соответствий между понятиями, терминами.
3. Круговая ассоциограмма. В центре ассоциограммы – понятие или изображение, к которому подбираются лексические ассоциации и вписываются в сегменты вокруг центрального понятия.
Данный педагогический прием успешно используют в преподавании иностранных языков. Подобрать ассоциации к ключевому понятию на изучаемом иностранном языке достаточно сложно. Но это позволяет исключить лексические трудности, систематизировать работу с лексикой, расширить словарный запас обучающихся и сформировать у них умение составлять семантические поля, то есть группировать слова по близости значений.
Составление ассоциограмм может быть использовано на разных уроках. Этот педагогический прием требует от обучающихся наличия определенного уровня знаний и умения эти знания активизировать, а значит, плавно перейти к изучению нового материала.
С помощью ассоциограмм учитель может организовать групповую дискуссию с обучающимися, обобщить все аргументы «за» и «против» при изучении той или иной темы.
Использование ассоциограмм полезно при работе с учебными и художественными текстами, с их помощью можно составлять как устные, так и письменные тексты
Ассоциограммы успешно используются при изучении новых тем, поскольку благодаря работе с ассоциациями ученики уже могут вспомнить что-то ранее известное по теме. А когда новое знание комбинируется с ранее известной информацией, обучение проходит легче и спокойнее.
Важно упомянуть, что ассоциации неразрывно связаны с возрастными особенностями обучающихся, могут отражать их возраст, половую принадлежность, происхождение, хобби и интересы, уровень образования, общий кругозор, фоновые знания.
С помощью ассоциограмм можно эффективно вводить новую тему, но при этом следует тщательно подбирать центральное понятие для ассоциаций. Если понятие не знакомо школьникам, оно не подходит для построения ассоциограммы. И, напротив, если ученики владеют понятием в той или иной мере и имеют фоновые знания по изучаемой теме, то с помощью приема построения ассоциограмм можно не только активизировать имеющиеся знания, но «разогреть», настроить группу на работу, помочь ученикам сформулировать тему урока.
Вряд ли будет продуктивной работа на уроке химии в 8-м классе при знакомстве с периодической системой химических элементов, если им предложить заполнить ассоциограмму к понятию «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева», поскольку ученики могли еще ничего не слышать о периодической системе.
А вот перед изучением металлов использование ассоциограммы вполне уместно.
Примеры учебных заданий
Задание 1.
а) Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «металл»? Заполните ассоциограмму.
б) Прокомментируйте ассоциации. Какие из них, по вашему мнению, имеют отношение к химии?
в) Сегодня на уроке мы будем говорить о … (ученики дополняют: металлах), их свойствах.
г) После работы над параграфом можно еще раз вернуться к ассоциограмме и определить, какая информация была известна ученикам до его изучения. Это может очень вдохновить учеников.
Задание 2.
а) Предложите ученикам составленную ассоциограмму без ключевого слова. Обучающиеся читают ассоциации и пробуют угадать это слово. Можно работать со всем классом сразу, а можно разделить класс на группы и организовать мини-соревнование: какая группа догадается раньше, о чем пойдет речь на уроке.
б) Когда ученики догадаются, о каком понятии идет речь в ассоциограмме, можно предложить им дополнить ее своими ассоциациями.
Задание 3.
На уроке иностранного языка перед началом работы над какой-то новой темой, перед чтением или перед прослушиванием текста ассоциограммы позволяют настроить учеников на предстоящую работу, снять возможные лексические трудности, систематизировать известный словарь по теме. Поскольку изучаемые темы могут повторяться в разных классах, то ученикам, как правило, есть что вспомнить.
Так, например, при изучении темы «Семья» на уроке немецкого языка задание может выглядеть так:
а) Welche Assoziationen habt ihr mit dem Wort «Familie?»
б) Lest / Hört den Text und erweitert das Assoziogramm.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
Для чего нужны ассоциограммы? Какую цель на уроке они помогают достичь?
На каком этапе урока корректно предлагать обучающимся заполнить ассоциограмму?
Предложите ученикам заполнить ассоциограмму. Если это новый для них тип заданий, тогда лучше заполнять ассоциограмму всем классом. Записывайте идеи учеников на доске. Обратите внимание на поведение учеников. Все ли называют свои варианты? Есть ли ученики, которые хотят отмолчаться? Как включить их в работу? Можно ли с помощью ассоциограммы дать слабым ученикам возможность испытать успех?
Что такое кластер
Ассоциации лежат в основе и такого педагогического приема, как кластер. Технология «кластер» (англ.: cluster – кисть, пучок, гроздь) была придумана и описана в 70-х годах прошлого века Габриэле Л. Рико, учительницей немецкого происхождения, проживающей в США. С помощью этой технологии она пыталась помочь школьникам, которые испытывали трудности в составлении письменных текстов.
Кластер как педагогический прием применим, когда отдельный ученик, группа или класс находятся в процессе поиска идеи, когда необходимо графическое, наглядное изображение мысли. Для этого на чистом листе бумаги нужно написать ключевое понятие и обвести его кружком или овалом. Вокруг этого ключевого понятия записываются ассоциации, которые спонтанно, без долгих размышлений приходят на ум. Они тоже заключаются в кружки и соединяются линиям с ключевым понятием и/или друг с другом. Сами эти ассоциации тоже становятся ключевыми понятиями, и к ним тоже подбираются ассоциации. Так на основе первоначального ключевого понятия выстраивается цепочка ассоциаций, или ассоциативная сеть. Это и есть кластер, который в дальнейшем может послужить отправной точкой для написания текстов.
Немного теории
Эта педагогическая технология базируется на учении о различиях в полушариях головного мозга американских неврологов Роджера Сперри и Роберта Орнстейна.
Сегодня их учение подвергается критике и не так интенсивно используется в научных и прикладных исследованиях.
Согласно их теории, левое полушарие головного мозга отвечает за понятийное мышление, логику, последовательно обрабатывает информацию, хранит информацию о повторяющихся процессах (благодаря чему нам не нужно каждый день учиться заново есть, пить, чистить зубы и т.д.).
Правое полушарие позволяет нам мыслить образно. Оно перерабатывает информацию одномоментно. Благодаря правому полушарию мы можем избегать схематичности в действиях, что позволяет нам разрывать границы привычного и совершать неожиданные поступки.
Это и есть отправная точка для кластера – педагогического приема, который позволяет задействовать в процессе письма правое полушарие, поскольку идеи, понятия собираются ассоциативно, свободно, без ограничений и строгих указаний на какие-то границы, логическую последовательность. Следовательно, кластеры помогают координировать и работу обоих полушарий головного мозга и способствуют их продуктивному взаимодействию.
Самостоятельность головы учащегося –
единственное прочное основание
всякого плодотворного учения.
К.Д. Ушинский
Составление кластера
Практическая ценность кластеров кроется в основной цели их применения: они используются для того, чтобы снять у учеников блокаду, снизить страх, разрушить барьер перед письменными заданиями – сочинениями, эссе и др.
Свободные, нерегулируемые ассоциации повышают мотивацию обучающихся, стимулируют их желание выражаться письменно. При составлении кластера у обучающихся активизируются известные им языковые шаблоны, выражения, клише, пословицы и поговорки, они без особого напряжения и без страха получить плохую отметку находят оригинальные идеи.
Данный педагогический прием является основной формирования критического мышления школьников и может успешно применяться уже в начальной школе для составления устных рассказов.
Метод свободных ассоциаций (в психоанализе) – процедура изучения бессознательного. Пациент свободно говорит обо всем, что ему приходит на ум, будь то абсурдные, бессмысленные или даже непристойные вещи.
Выражение «свободная ассоциация» при составлении кластера обозначает, что без особых раздумываний, без контроля, без цензуры ученик записывает все, что приходит ему в голову.
Технология кластеров позволяет в полной мере задействовать нелинейное, радиальное мышление. Благодаря молниеносно возникающим ассоциациям, в многообразии которых невольно и, как правило, неожиданно проявляются какие-то примеры, образцы, эталоны, задействуется и развивается образное мышление. Появляющийся в процессе свободного ассоциирования буквально из хаоса кластер не только открывает перед нами многообразие идей и мыслей, но и может оцениваться как отражение жизненного опыта наших обучающихся.
При работе над кластером вполне допустимо, что ученик может приступить к написанию текста, не имея еще четких ответов на вопросы: Что? Где? Когда? Кто? Как?
На что следует обращать внимание при составлении кластера
Ядром, центром кластера может быть слово, предложение, метафора, какое-нибудь выражение. Оно пишется в середине чистого листа и обводится кружочком.
Спонтанные идеи (без цензуры, без долгих размышлений) следует писать вокруг ядра и тоже обводить кружочками. Их также нужно соединить линиями с ядром – ключевым понятием или между собой.
С каждым новым словом может появиться и новое ядро, служащее стимулом для появления новых ассоциаций. Так возникают ассоциативные цепочки или сети.
Работа по составлению кластера завершается, когда заканчиваются идеи и никакие ассоциации больше не приходят в голову. При взгляде на изображение кластера какая-то фраза или какое-то слово могут показаться наиболее важными, значимыми. Этот фрагмент и поможет раскрыть в тему.
Потом пишется текст по этой теме, причем жанр этого текста заранее оговаривать не обязательно.
В идеале в тексте должны быть использованы все слова и выражения из кластера.
Один из вариантов кластера может выглядеть так.
Рис. 7. Пример оформления кластера.
Советы учителю
Тема для кластера должна мотивировать учеников.
Тема для кластера не должна быть слишком сложной, должна быть известной и понятной ученикам.
Если кластер составляет вся группа или класс, то записывайте все идеи учащихся, не комментируя их, не ограничивая количество идей и связей.
Можно помочь учащимся при создании кластера, задавая наводящие вопросы.
Целесообразно после групповой работы по составлению кластера предложить учащимся составить кластер индивидуально или работая в парах (тройках).
Примерное время для сбора ассоциаций: 7 минут.
Время для написания текста: 10 минут.
Давать комментарии к текстам и выставлять за них отметки не обязательно.
При составлении кластера не стоит обращать внимание на орфографию, пунктуацию, оформление текста и другие факторы, «парализующие» творческий порыв учеников.
Преимущества приема «Кластер»
Кластер позволяет повышать мотивацию обучающихся. Кластеры целесообразно использовать в мотивационной фазе урока, при введении в тему.
Кластеры позволяют снижать и даже преодолевать блокады и барьеры в обучении.
Кластеры позволяют определить и активизировать фоновые знания, имеющиеся у обучающихся по теме (словарь, знание по какой-то теме, структурирование темы).
Прием строится на использовании креативного потенциала учеников.
Этот прием используется как предварительная структуризация темы.
Положительный момент использования кластеров на уроке заключается в том, что более слабые ученики, те, кто испытывает трудности в письменной речи, тоже включены в деятельность и не боятся пробовать себя в этом виде деятельности (отчасти и потому, что тексты не оцениваются, нет правильных и неправильных ответов, все нацелено на творчество).
От учеников требуется «открытость к новому», поскольку неизвестно, что может получиться по завершении работы.
Школьники учатся слушать, воспринимать и понимать идеи и видения своих одноклассников.
Тщательно подобранные темы, затрагивают учеников эмоционально, заставляют их испытывать и переживать определенные эмоции.
Применение кластеров основано на использовании креативного потенциала учеников. Этот педагогический прием может быть применен для предварительного структурирования темы урока.
Рис. 8. Пример кластера по теме «Строение земного шара» на уроке географии в 6-м классе.
Положительный момент использования кластеров на уроке заключается в том, что более слабые ученики, те, кто испытывает трудности в письменной речи, тоже включены в деятельность и не боятся пробовать себя в этом виде деятельности (отчасти и потому, что тексты не оцениваются, нет правильных и неправильных ответов, все нацелено на творчество).
При реализации данного педагогического приема от учеников требуется «открытость к новому», поскольку неизвестно, что может получиться по завершении работы. Школьники учатся слушать, воспринимать и понимать идеи и видения своих одноклассников. Тщательно подобранные темы, затрагивают учеников эмоционально, заставляют их испытывать и переживать определенные эмоции.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
Как составляется кластер?
Чем кластер отличается от ассоциограммы?
Где, по вашему мнению, целесообразнее применять технологию «кластер»: на уроке или во внеурочной деятельности?
Перечислите основные требования к составлению кластера.
Сформулируйте два задания, в которых применялась бы технология «кластер». Хотя бы в одном задании должен быть выход в письменную речь. Просмотрите письменные работы нескольких учеников. Присутствуют ли в них оригинальные идеи, необычные мысли?
Если вы работаете в параллельных классах, попробуйте дать в одном классе обычное, привычное письменное задание, а в другом классе – с предварительной работой над кластером по теме письменной работы. Просмотрите работы. Какой класс справился с заданием лучше?