«Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка как средство повышения качества знаний учащихся и развития интереса к предмету»

Автор: Эгго Анна Леонидовна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа п. Усть-Уда

 

 

 

 

 «Активизация познавательной деятельности младших школьников  на уроках русского языка как средство повышения качества знаний учащихся и развития интереса к предмету»

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  Автор работы:

 

     Эгго Анна Леонидовна 

                  учитель   начальных классов, 

     МБОУ СОШ п. Усть -Уда,

Иркутская область

 

 

 

  

 

Отличительной чертой современной школы является гуманизация  образовательного процесса, которая предполагает обращение к  личности ребёнка, развитие его лучших качеств, формирование разносторонней и полноценной личности.

Формирование познавательной активности школьников - одна из острых проблем современной школы, а вопрос активизации деятельности учащихся в процессе преподавания русского языка представляет сложную проблему, которая волнует и ученых - исследователей, и методистов и учителей- практиков. Опыт показывает, что сегодня в школе  падает интерес  учащихся к процессу обучения, а уроки русского языка для младших школьников, да и старших, относятся к числу нелюбимых школьных предметов. И не секрет, что, если ребёнок не любит предмет, то говорить о хороших стабильных знаниях не приходится.  Причин не любви  к данному  предмету много. Это и непонимание учениками  значения   языка  в жизни .Это и вина учителей, которые не сумели  дать каждому ребенку младшего школьного возраста тот положительный опыт сотрудничества с русским языком, который позволит у каждого малыша сформировать позитивное отношение к самому языку, даст ему возможность овладеть основами научных знаний о языке  и основами языковой и речевой грамотности; это и  безграмотность родителей,  которые не могут оказать помощь ученику в процессе изучения родного языка. Это нежелание учащихся добросовестно относиться к учебной деятельности.

Очень часто родители, да и мы, педагоги, ставим вопросы: как повысить грамотность учащихся,   развить интерес к предмету, сформировать  потребность учащихся  в самостоятельном приобретении знаний?  На эти и другие вопросы я и попыталась найти ответы в своей работе.

      Приступая к работе по данной теме, я  обучала  детей по  традиционной системе, к которой в практике начальной школы сейчас сложилось пренебрежительное отношение. Стало даже  модно экспериментировать  с  программами, например, по русскому языку.  Если ты работаешь по экспериментальной или даже собственной (авторской) программе, ты чуть ли не выдающийся педагог. Но разве это так? Я считаю, что нельзя бездумно отметать опыт сложившейся годами системы, что её возможности  далеко не исчерпаны на современном этапе развития начальной школы. Работая в новых условиях,   надо использовать  лучшее, что было в традиционной системе. Но справедливо отмечу и то, что   зачастую из начальной школы,  работающей по традиционной системе, приходят дети с хорошими знаниями, но потом куда-то исчезают « отличники», «хорошисты». Причин много, но, по - моему мнению, главная из них в том, что  в большинстве случаев именно сами знания и навыки в начальной школе  рассматриваются как конечный итог успешного обучения. В результате на каждом новом, более высоком этапе обучения учащиеся испытывают большие затруднения в усвоении и использовании нового учебного материала. Главная причина таких затруднений  состоит не только в пробелах предшествующего этапа обучения, но и в неразвитости  самих познавательных процессов. Неподготовленности  учащихся к постановке и решению новых,   более сложных проблем,  пониманию нового учебного материала, обоснованию найденного решения, выражению собственной мысли, потому  что   большинство учителей привыкли давать детям знания в готовом виде, используя объяснительно - иллюстративный метод, не развивали познавательную активность школьников. Это ещё  раз убедило меня в  актуальности выбранной  мною  темы и позволило сформулировать проблему моей работы: каковы педагогические условия,  и способы активизации познавательной деятельности учащихся, развития интереса к русскому языку и повышения качества знаний учащихся.

Гипотеза исследования - если  у учащихся сформируется  активная  познавательная  деятельность, то она будет  способствовать повышению качества знаний учащихся, развитию интереса к предмету.

Объект изучения - процесс обучения младших школьников.

Методы исследования :  анализ,  синтез,  обобщение, анализ педагогической, психологической, методической литературы; анкетирование, диагностика,  проведение опытно - экспериментальной работы,  качественная обработка полученных результатов.

Работа по теме проходила в1-4 классах. По  данной теме я работала  в течение 5 лет в классе со средним уровнем развития, численностью8-  10 человек. Работа проводилась в три этапа:

1.    Изучение  теоретических материалов по проблеме исследования; работа по выявлению уровня  развития  интеллектуальных способностей учащихся, познавательных мотивов, уровня  интереса к предмету.

2.    Использование в работе традиционных и нетрадиционных методов и средств обучения, направленных на активизацию познавательной деятельности учащихся, повышение качества знаний, привитие интереса к предмету.

3.     Подведение итогов  работы.

 

 

Работая по данной теме, я поставила следующие

задачи:

1.    Изучить теоретические вопросы, являющиеся основой моей работы,  познакомиться с опытом  других учителей.

2.    Выявить уровень  подготовленности учеников моего класса, их психологические  особенности и познавательные интересы, мотивы   на начальном этапе.

3.    Выявить педагогические условия, способы обучения, способствующие решению  проблемы активизации познавательной деятельности, повышения качества знаний, развития интереса к предмету.

4.    Проверить эффективность этих условий, форм и методов  в своём классе.

5.    Подвести итоги.

 

Познавательная  деятельность является одной из ведущих форм деятельности ребенка, которая стимулирует учебную, на основе познавательного интереса. Поэтому активизация познавательной деятельности школьников -  составная часть совершенствования методов обучения (преподавания и учения). Широкое понятие активности учащихся имеет философский, социальный, психологический и иные аспекты. (Аристотель, Э.И. Моносзон, И.Ф. Харламов и др.)

Анализ понятий активности школьника в процессе обучения предполагает изучение таких психолого-педагогических закономерностей, как формирование потребности к изучению, создание положительной эмоциональной атмосферы обучения, способствующей оптимальному напряжению умственных и физических сил учащихся.

     Из опыта  работы могу сказать, что трудности  ученика, который приходит в школу,  в усвоении языка  обусловлены его готовностью (или неготовностью) учиться в изменившихся условиях. Для учителя трудности связаны чаще всего с незнанием нового для него класса. Зачастую учителя волнует дидактическая готовность школьников, имеется в виду объём знаний и умений, которые получает ребенок в детском саду, дома. Но куда важнее психологическая готовность ребенка, развитие памяти, внимания, воображения, фонематического слуха, мотивация учения.

 Задолго до 1 сентября я посещала занятия  в детском саду.  В июне  провела 10 занятий  по теме «Групповые игры и упражнения для развития интеллекта и навыков общения у ребёнка».  (Приложение№1 «Групповые игры и упражнения для развития интеллекта и навыков общения у ребёнка». 10 дней занятий до школы).  В процессе занятий направляется активность ребёнка, которая способствует развитию психических процессов памяти, внимания, мышления,  воображения и т.п.  в наиболее естественной для него форме – игре. Кроме того , использование групповых игр способствует развитию навыков общения, установлению взаимопонимания , взаимоответственности. Без этих навыков ребёнку будет трудно адаптироваться в школьном коллективе.

 

 Приступая к работе по теме, ещё в 1 классе  подобрала   диагностический комплекс, включающий методики  по выявлению уровня готовности школьников к обучению и развития лингвистических способностей учеников, мотивации и провели диагностику.  (Приложение №2 )

 

В целях активизации  познавательной деятельности учащихся, большое внимание уделяю развитию познавательных процессов – внимания, памяти, мышления. Они  составляют единую систему, которую в целом можно назвать интеллектуальной системой, и которая одновременно обеспечивает  и внимание к новому, и понимание, и запоминание учебного материала. Я считаю,  что основополагающим качеством  обучения  является умственная активность ребенка:  стремление воспроизводить услышанное, запоминать, пересказывать, анализировать, задавать вопросы, овладевать новыми словами, выражениями, умение пополнять свой словарный запас. Другим важным фактором обучения родному языку является наличие элементарных предпосылок к образованию навыка саморегуляции учебной деятельности: стремление осознать задание, построить алгоритм решения в своем воображении, контролировать результат. Хороший уровень развития кратковременной памяти так же необходимое условие успешности в развитии лингвистических способностей.  Очень важно, чтобы младший школьник владел активным словарным запасом, хорошим показателем речевых способностей: фонематического слуха, умением логически и последовательно выражать свои мысли. Вот почему свою работу я начала с диагностики.

В начале второго класса, приступая непосредственно к работе по теме, я провела анкетирование учащихся. Задача состояла в том, чтобы выявить отношение учащихся к русскому языку, узнать познавательные мотивы. 70% учащихся не указали русский язык среди своих любимых предметов.

Работая по данной теме, я обратилась к    трудам  великих  дидактов  и оказалось, что  идея активизации обучения имеет  большую историю. Еще в древние времена было известно, что умственная активность способствует лучшему запоминанию, более глубокому проникновению в суть предметов, процессов и явлений. В основе стремления к побуждению интеллектуальной активности лежат определенные философские взгляды. Постановка проблемных вопросов собеседнику и его затруднения в поисках ответов на них были характерны для дискуссий Сократа, этот же прием был известен в школе Пифагора.

«Ученикам следует - писал К.Д. Ушинский - передавать не только те или иные знания, но и способствовать самостоятельно без учителя приобретать новые познания» (37, с.145) На учение К.Д. Ушинского опирались прогрессивные русские методисты, боровшиеся против догматических методов обучения, которые порождали формализм в знаниях учащихся и не развивали умственные способности.

Современные психологи считают: «Усвоение знаний происходит в активной умственной деятельности учащихся. Ученик должен не  просто запоминать правила или определения понятий, не пассивно воспринимать в готовом виде разъяснение учителем новых знаний, а  «добывать» и осмысливать эти знания в посильной самостоятельной работе. Полученные таким образом знания  во много раз лучше запоминаются и усваиваются, чем механически заученные». (7, с. 63.) Итак, поиски путей активизации привели дидактов к идее проблемного обучения,  предполагающего  постановку на уроках проблемных вопросов,  создание проблемной ситуации. Я решила, что в своей работе мне следует уделить внимание проблемной ситуации, определить способы решения проблемных вопросов, место  и время, отводимое данной работе на уроке, эффективность использования проблемной ситуации на уроках русского языка как средства активизации познавательной активности младших школьников, повышения качества знаний, развития интереса к предмету.

   В своей работе я исходила из того, что проблемная ситуация, по определению Менчинской Н.М., – «это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности, не может достичь цели известным ему способом действия. Это побуждает человека искать новый способ объяснения или способ действия. Проблемная ситуация есть закономерность продуктивной, познавательной творческой деятельности. Она побуждает начало мышления, активную, мыслительную дея­тельность, которая протекает в процессе постановки и решения проблемы». (7, с. 13)

  Психологической наукой установлена определенная последовательность этапов продуктивной познавательной дея­тельности человека в условиях проблемной ситуации, которой я постоянно руководствовалась в своей работе:

Проблемная ситуация---проблема---поиск способов решения---решение

После диагностики  класса  я решила, что  в процессе обучения надо  больше влиять на продвижение учеников в развитии мышления,  а для этого целесообразно вводить более трудные, по сравнению с обычными,  вопросы и задания на всех этапах обучения: при введении нового материала, при закреплении и повторении. Подбирая задания и вопросы всегда  помню, что не всякое задание может служить развитию мышления. Многие задания по русскому языку, даже рассчитанные на самостоятельное выполнение, формируют лишь способность действовать по образцу. Даю такие задания, которые требуют от учащихся хотя бы небольшого самостоятельного поиска, включающие элементы проблемности,   будящие мысль учеников.

 Например, предлагаю несколько упражнений  на сравнение со следующим заданием: что объединяет записанные слова,  какое из них лишнее?

 

Очки каникулы, ножницы, санки.

 

Добиваюсь ответа, что все существительные употребляются только во множественном числе, кроме существительного очки, которое многозначно (прибор  из двух стекол на дужках для улучшения зрения и защиты глаз; единица счета для обозначения количества выигрышей в спорте). Во 2-ом значении существительное изменяется  по числам.

 

Даю задачи-шутки. Например:

 

-Чашки все еще  грязные ?- спросила мама.

 

Дочь ответила четырьмя местоимениями. Какими? ( Они   вы мы ты).

 

Другим видом задания является группировка.

 Чтобы все ученики справлялись с заданиями на группировку, нужна определенная организация их выполнения, преследующая цель индивидуа-лизации хода выполнения. Сначала задание предлагается на боле трудном уровне. Тем, кто не сможет справиться с заданием по  этой  инструкции, даю карточки, которые предлагают различную меру  помощи при выполнении задания, т. е. его индивидуализацию. Например, на группировку слов по твердости и мягкости согласных и способам обозначения мягкости. Группировать следует подчеркнутые слова:

 

1. В сильный мороз береги нос.

2. Петя нес портфель.

3. В школе хороший хор.

4. Хорь- дикий зверек.

 

Для выполнения данного задания предусматриваются три разновидности инструкции:

 

 

I.    1. Прочитайте предложения.

 2. Слова, которые подчеркнуты, нужно распределить в три группы.

      3. Выпишите каждую группу слов в отдельный столбик.

 

II.   1.Прочитайте предложения.

 2.Слова, которые подчеркнуты, нужно распределить в три группы по мягкости согласных и её обозначению.

 3. Выпишите каждую группу слов в отдельный столбик.

 

III. 1. Прочитай предложения.

      2. Слова,  которые  подчеркнуты,  нужно  распределить  в  три  группы по мягкости согласных и её обозначению. В первой группе должны быть слова с мягким знаком,  во второй - слова с буквами е, ё,   в третьей - слова с твердыми согласными.

3. Выпишите каждую группу слов в отдельный столбик.

 Выполняя подобные задания, учащиеся сравнивают, сопоставляют, анализируют, делают самостоятельные выводы. При этом могут обращаться к толковому словарю, что делает процесс обучения наиболее эффективным.

 

 В своей практике часто использую задания разной степени проблемности не только на группировку.  Моя помощь ученикам  уменьшается по мере  их взросления, а задания усложняются. Так в четвертом классе при изучении  темы:  « Правописание окончаний глагола  2 лица, единственного числа, настоящего времени» даю задания разной степени проблемности:

 

Самый высокий уровень

Поёшь, спишь, сидишь, везешь.

По этим словам выведите правило правописания и запишите под цифрой 1.

Высокий уровень

Определите часть речи и выведите правило, записав под цифрой 2

Средний “А” уровень

Определите число и время глагола, выведите правило и запишите под цифрой 3

Средний “Б” уровень

Определите лицо глагола настоящего времени, выделите окончание и запишите правило под цифрой 4.

Низкий уровень

1.  Рассмотрите слово и определите, какой частью речи оно является.

2.  Определите время и число глагола.

3.  Определите лицо глагола.

4.  Выделите окончание глагола.

5.  Какая буква пишется в окончании глагола 2 лица единственного числа настоящего времени?

6.  Выведите правило. Запишите под цифрой пять.

  

При такой организации проблемного урока нет изначального деления на “сильных”, “слабых” - задачи всем одинаковые. Конечный результат- формулировка правила на одном из уровней проблемности - показатель самостоятельности и активности мыслительной деятельности учащихся.  

(Приложение №3 стр. 34). Проблемные задания могут быть  даны с использованием лото,шарад, ребусов, грамматической  математики, шарад, филворды. загадок Приложение №4 лото, Приложение шарад №5 ,  Ребусы№ 6, грамматическая математика №7 ,филворды. загадок, шуток и т.д.

 

*    Большим успехом у ребят пользуются филворды.Такая работа позволяет сосредоточитьвнимание учащихся, расширить словарный запас и кругозор, привить интерес к наукам.

 

 

При изучении однородных членов предложения предлагаю прочитать записку, которую оставил Слоненок:

 

« Ушел на вокзал. Встречаю Попугая  Мартышку бабушку Удава.»

-Кого встречает Слоненок? Сколько человек?

-Что нужно сделать, чтобы это стало ясно?

Дети спорят, доказывают, предлагают разные варианты решения  проблемы.

   

  Из опыта могу сказать, что не следует стараться считать проблемное обучение как универсальное дидактическое направление, так как  нельзя искусственно создавать проблему, если ее нет, проблемы не должны быть надуманными и  их можно ставить только тогда, когда дети располагают необходимым опытом для решения той или иной проблемы.

        В третьих – четвертых классах дети могут подбирать и создавать тексты, решать и находить нестандартные лингвистические задачи, загадки, шутки,  составлять под руководством учителя схемы - опоры, выводить алгоритмы, которые активизируют познавательную деятельность школьников, развивают интерес к предмету. Например, после изучения в 4 классе темы «Глагол», обобщая полученные знания, дети под  моим руководством выводят алгоритм  правописания безударных окончаний глаголов:

 

1

Ставлю глагол в неопределенную форму.

2

Определяю спряжение глагола.

Если перед ти (ть)  в н.ф. –и --------------II спряжение - пишу И

Если перед ти (ть)  в н.ф. – нет и -------- I спряжение - пишу Е

3

Если это глагол-исключение, то определяю его спряжение и пишу нужное окончание.

 

  Постепенно учу детей упрощать алгоритмы, сокращать количество «шагов» алгоритма так, чтобы в трудной ситуации, например, во время диктанта, когда на обдумывание отводится очень мало времени, быстрее найти правильный ответ.

         

  Дети составляют алгоритм правописания безударных окончаний имен существительных.

 

1

Определяю падеж существительного.

2

Определяю склонение.

3

Вспоминаю  окончание этого существительного данного склонения в нужном падеже.

    

Этот алгоритм кажется кратким, но это не так. Для того, чтобы выполнить

3 «шаг» данного алгоритма, надо вспомнить другую таблицу:

 

 

Падежи

 

Вопросы

Окончания

1-е скл.

2-е скл.

3-е

скл.

Р.

Д.

П.

Кого? Чего?

Кому? Чему?

О ком? О чем?

 

 

  

 На уроке дети решают проблему сокращения данного алгоритма. Для этого  они склоняют существительное 1 склонения - земля, 2 склонения – окно, конь, у которых всегда ударные окончания. В результате сравнения они приходят к выводу о том, что существительные 1-2 склонения достаточно проверить словом земля. Появляется новый алгоритм:

 

1

Определяю склонение имени существительного.

2

Если это  1-2  склонение -  подставляю слово  ЗЕМЛЯ

Если это 3 склонение - всегда И

 

  После такой работы учащиеся стараются грамотно писать окончания существительных.

         

Даю детям решать и другие задачи, которые требуют работы со справочной литературой, словарями:

- Почему так названы слова: леденец, костяника, гвоздика, лягушка, снегирь?

Учащиеся задумываются над происхождением слов, над этимологией и делают вывод.

Решение лингвистических задач, разработанных на основе внутрипредметных связей, позволяет так организовать учебный процесс, чтобы активно включать учащихся в работу.

          Исходя из опыта   работы, учитывая  психологические  и физиологические особенности младших школьников, могу сказать, что  решать вопросы  активизации познавательной деятельности учащихся, развития интереса к предмету помогает использование игр, занимательных заданий на уроке. Именно игра  служит как бы переходным мостиком к учению, той средой, в которой легче, интереснее проходит  познавательная деятельность. Игровые действия ребенка, сопровождающиеся высоким эмоциональным подъёмом, устойчивым познавательным интересом, являются наиболее мощным стимулятором его активности в познании. Кроме того, игры, в частности  дидактические, предоставляют возможность развивать у учащихся  произвольность таких процессов, как внимание и память. Игровые задания положительно влияют на развитие смекалки, находчивости, сообразительности. На каждом уроке дети с нетерпением ждут заветных слов учителя: «А теперь давайте поиграем». Но грамматическая игра - дело серьёзное:  и программную тему нужно повторить, и проследить, чтобы всем было интересно.

    Я  использую игру и как метод обучения, и как средство организации учащихся на всех этапах урока. И хотя стало уже привычным, когда на урок приходят любимые животные, игрушки, герои сказок с разнообразными заданиями (это привычно  педагогам), но младшие школьники, особенно в первом, втором классах, обучая героев, зверушек, различные игрушки,  учатся сами. Они в течение всего урока помогают Буратино достать золотой ключик, выручают кота Леопольда при встрече с мышами, помогают выполнить задания и вылечить коту зубы и т. д.

    На уроках использую игры, развивающие внимание, память, наблюдательность. Игра “День и ночь.  Команда “День” и “Ночь” дает  возможность преобразовать записанное на  доске. Детям - быстро запомнить определенное количество слов, текст,  записать его. Эта игра позволяет успешно использовать методику И. Т. Федоренко, связанную с развитием оперативной памяти («Начальная школа»,1980, № 8 ).

   Использую игры, развивающие творческие способности учащихся, игры- соревнования, которые дают возможность закрепить ранее изученный грамматический и орфографический материал. (Приложение №10)

    По мере взросления  учащихся игры усложняются, меняется  их значение. Введение игр в урок  уже вызвано не только необходимостью повысить познавательную активность и интерес учащихся, но и желанием сформировать адекватные взаимоотношения в коллективе, помочь школьникам освоить социальные роли. Например, игра «Банк Знаний.» Перед уроком учитель -  президент банка знаний выдает монеты и предлагает выполнить задания, надежно вложить деньги в банк. Дети выполняют задание и за каждый правильный ответ вкладывают монету в банк. После проверки уровня подготовленности учеников,  дети работают в парах, чтобы узнать в каких городах есть филиалы банка. У каждой пары в результате выполнения задания составляется название города из шести букв. Учащимся предлагаются  одни и те же задания, но набор букв у всех разный. В конце подводятся итоги игры. У детей пользуются популярностью игры «Фирма»,   « Эрудит».  «Самоэкзамен». ( Приложение №6).

  

Среди интеллектуально развивающих игр на поиск логических закономерностей особой популярностью у детей пользуются игры в загадки.

Младшим школьникам нравится отгадывать загадки. У них вызывает интерес как сам процесс, так и результат этого своеобразного  интеллектуального состязания. Я считаю отгадывание загадок младшими школьниками - процесс творческий, а сама загадка – творческая задача, активизирующая мышление.

Целенаправленное развитие интеллектуальных способностей детей к творчеству предполагает знание механизмов построения загадок. Основные типы загадок:

1.    Загадки, в которых дается описание предметов или явления путем перечисления различных его признаков.

2.    Загадки, где описание предполагает краткую характеристику предмета или явления.

3.    Загадка, включающая отрицательное сравнение.

4.    Загадки, в описании которых использованы метафоры.

5.    Загадки, в которых представлено описание не самого предмета

( явления), а буквенного (слогового) состава слова, его обозначающего:

 

·       Шарады

·       Метаграммы

·       Анаграммы

·       Логографы

·       Загадки-трафаретки

·       Кроссворд загадок

·       Чайнворд загадок

·       Рассыпные загадки

·       Лото загадок

·       Викторина загадок «Кто? Что?»

·       Вертолина загадок.

  

  Исходя из такого многообразия загадок, могу поделиться опытом  их использования  на уроках русского языка.

   На уроках русского языка учу детей составлять загадки, используя признаки предметов.  Например,  на уроках по теме: «Имя прилагательное».

      Составляю кроссворды из слов-отгадок  на нужное правило. (Приложение №8 ) Провожу словарную работу, словарные диктанты. Очень эффективно проходит письмо по памяти, так как дети с удовольствием запоминают  и пишут загадки, хотя грамотность часто подводит. Учащиеся используют загадки, когда составляют книжки-малышки, работая в творческих группах. Учатся сравнивать народные и авторские загадки и сочиняют их сами.

Видя, с каким интересом учащиеся отгадывают авторские загадки, я разработала дидактический материал:  более 200 разрезных карточек для первых – четвертых классов на основе загадок. Если учащиеся обычно неохотно выполняют задания на карточках, то  эти карточки пользуются  у ребят большой популярностью и позволяют  повысить качество знаний, развивают интерес к предмету, активизируют мыслительную деятельность и познавательную активность. (Приложение №9).

            На уроках часто использую рифмованные правила, сказки о правилах, ребусы и т. д. Получать знания в готовом виде детям уже не интересно, поэтому развиваю творчество детей, учу их  самих  составлять рифмованные правила, сказки. Такая работа способствует не только лучшему запоминанию, но и активизирует познавательную деятельность учащихся, развивает интерес к родному языку. (Приложение № 16).

   Итак,  в процессе игр, связанных с русским языком, дети незаметно для себя тренируются в разграничении сложных языковых явлений. Отыскивают примеры, соответствующие тому или иному правилу, с большим удовольствием упражняются в написании трудных слов, а в результате приобретают более прочные грамматические и орфографические навыки. Чем младше ученики, тем чаще  в урок включаются элементы игры, занимательности. В начальных классах игра возникает на каждом уроке, на каждом его этапе и содержит как бы два элемента - познавательный и игровой. Я считаю, что в  работе очень важно, чтобы ни один из них не был упущен, иначе эффективность игры может быть сведена к нулю.

           Среди  средств, способствующих активизации позавательной деятельности, можно назвать и  нетрадиционные уроки

Мнения педагогов  о нетрадиционных уроках расходятся (одни относятся к ним положительно, а другие отрицательно).  Но  из опыта своей работы могу сказать,  что   нетрадиционные уроки не только могут быть использованы  при изучении русского языка,  но и   необходимы, так как  младший школьник имеет специфические возрастные особенности: неустойчивое внимание, преобладание наглядно - образного мышления, повышенная двигательная активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов.  Все это осложняет работу учителя. Для того, чтобы поддерживать в течение урока внимание детей, необходима организация активной  и интересной мыслительной деятельности. Мне в этом оказали большую помощь нетрадиционные уроки. Перечислю наиболее распространенные типы нетрадиционных уроков русского языка:

 

·       Урок-КВН

·       Урок-сказка

·       Урок-путешествие

·       Урок-викторина

·       Урок-игра

·       Урок-аукцион

·       Урок-зачет        

·       Урок-экскурсия

·       Урок-соревнование

·       Интегрированный урок

·       Урок-эстафета

·       Урок-« Клуб почемучек»

·       Урок- практикум

·       Урок- праздник

   

 Типы уроков различны: на одних объясняется новый материал, на других закрепляются и совершенствуются знания, умения и навыки, на третьих- обобщается изученный материал, на четвертых проверяются знания учащихся( проводятся проверочные и контрольные работы).

    Учитывая психологические и физиологические особенности учащихся младших классов, провожу часто уроки в занимательной форме в виде дидактической игры, сказки, путешествия. В уроки включается материал известных детям сказок, или сказочные герои сопровождают учащихся в течение всего урока, помогают им при выполнении разнообразных заданий. По мере взросления детей, по мере накопления ими знаний меняется и  тип  нетрадиционного урока. Если для  учащихся 1-2 классов интересными и эффективными являются такие типы уроков как урок-сказка, урок- игра,  то для учащихся 3-4 классов выбираю  другие  уроки: урок-зачёт, урок-собеседование и т. д.

   Нетрадиционные уроки, необычные по замыслу и организации, нравятся учащимся больше, чем обычные уроки со строгой структурой  и установленным режимом работы. Ко многим из таких уроков  заранее готовится не только учитель, но и весь класс. Приведу примеры подготовки и проведения некоторых уроков.

    Провожу уроки-зачеты. Они проводятся в конце изучения темы или ряда тем. До изучения темы предусматриваю проведение зачета, планирую теоретические и практические вопросы, продумываю их последовательность и определяю задачи каждого вида работы так, чтобы была ясна картина усвоения темы каждым учеником класса. Класс делится на группы. Задания заранее. Дети готовятся в группе отвечать на вопрос по опоре, которая составляется в период изучения темы. Группа работает так, чтобы не мешать друг другу. Я  помогаю в случае необходимости. Составляется лист учета знаний учащихся группы. (Приложение №8 ).

 

  Большой популярностью пользуются  уроки-путешествия. Например, путешествие в Страну русского языка по теме: “Однородные члены предложения с союзами”. Урок проводится в форме путешествия в сказочное королевство однородных членов предложения.

    В начале урока сообщаю, что ученики прибыли в сказочное королевство однородных членов предложения. В этом королевстве есть три графства. В первом живут графиня  Перечислительная интонация и ее ближайшая помощница Запятая. В этом графстве все однородные члены связаны перечислительной интонацией и отделяются друг от друга запятой  (на доске под изображением первого графства появляется схема;  [О, О, О.]

Вторым графством правят два брата; Союз А, Союз НО. Вы уже, наверное догадались, что однородные члены  в этом графстве связаны между собой союзами А, НО, которые имели ближайшую помощницу Запятую. Она всегда вставала перед союзами А, НО, соединяющими однородные члены на доске, под изображением второго графства схема: [ О, а О. ],  [О, но  О. ]                                                                                                                      

 Третий из братьев,  Союз И - самый старший и самый сердитый. Однажды он прогнал запятую и с тех пор , если союз И соединяет два однородных члена, то перед ними запятая не ставится. Далее идет работа над правилом.

          Здесь я воспользовалась методом сообщения готовых знаний. Однако сообщение было облечено в форму сказочного повествования, а персонажами сказки являлись грамматические термины. Союз да был назван хамелеоном, меняющим цвет в зависимости от ситуации, так как он может быть равен по значению или союзу и, или союзу но.

 

         Анализируя снижение интереса к учению, пришла к выводу, что одна из причин лежит в недостатках содержания и организации первоначального школьного обучения.  Не все дети готовы  к усвоению более сложного материала на более высоком уровне. Начальное обучение в некоторых случаях не даёт достаточной нагрузки для интеллектуальной деятельности ребёнка, для удовлетворения его  познавательной  потребности, т.е. недостаточное удовлетворение познавательной потребности - одна из  причин снижения интереса к учению.

 

 Внедрение межпредметных   связей  и   интеграции  в обучение и призвано решить вопросы такого характера. Опыт показывает, что межпредметные связи на этапах включения их в познавательную деятельность ученика играют роль пускового, побуждающего стимула.    Знания,   полученные в результате предшествующего опыта, становятся регуляторами его познавательной активности. Далее следует отметить, что на основе межпредметных связей строятся интегрированные уроки, которые в свою очередь и активизируют интерес учащихся к предмету.

     Мною были разработаны и проведены интегрированные уроки,  предполагающие объединение разных видов учебной деятельности и разных предметов в единое целое для быстрого и прочного достижения цели.  Провела интегрированные  уроки русского языка и окружающего мира,  литературного чтения и окружающего мира, изобразительного искусства и художественного труда.  (Приложение №12).

   Я считаю, что важная роль  по формированию у детей определенного набора знаний, в пробуждении их стремления к самообразованию, реализации своих способностей, активизации учебно-познавательной деятельности отводится новым информационным технологиям, внедряемым в учебный процесс, начиная с его самых ранних этапов.

   Компьютер помогает быстро и эффективно самостоятельно работать с объемным текстом. Используя возможность выделения из текста главного, ключевых фраз, ребенок учится на основе отобранной информации  составлять короткий  конспект,  у него формируются навыки рационального запоминания материала.

Компьютер помогает преодолевать все страхи, неуверенность в собственных силах, вызывает положительное отношение к языку и изучаемому предмету.

А вот здесь, снова кроется причина неполноценной работы с компьютером.

Несколько  устаревших компьютеров на всю школу не могут решить эту проблему положительно.

  

Для лучшего усвоения материала и активизации учащихся использую схемы-опоры и блок-схемы (Приложение №13), которые, пользуясь все тем же методом проектов, создают творческие группы или отдельные учащиеся. После всех этапов работы выбираются лучшие работы, которые потом используются  для тренировочных упражнений, чтобы закрепить умения правильно рассуждать, доказывать, обосновывать усвоенное. В случае затруднения дети обращаются  к опоре, которая и составляется для оказания им помощи в усвоении грамматического материала. Блок-схемы используются на разных уроках, но наиболее целесообразны на уроках закрепления и обобщения изученного материала. При изучении, например, темы « Глагол», предлагаю заполнить таблицу, которая позволяет закрепить знания о глаголе и объяснить написание окончаний.

 

п/п

Начальная

форма

Признаки

Синт.

роль

Вид

Спряжение

Лицо

Число

Время

Наст.

Прош.

Буд.

 

аукать

нес.

I

3

ед.

+

 

 

сказ.

 

Поёт зима  - аука..т,

Мохнатый лес баюк..ет

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

 

Плывут в страну далёкую

Седые облака.

А по двору метелица

Ковром шелковым стел..тся.

С. Есенин.

 

Был проведен интегрированный урок русского языка и литературного чтения с использованием блок-схемы. ( Приложение №11 стр. ). Отмечу, что  блок-схемы позволяют избежать  перенасыщенности и пустот на уроках, придают урокам стройность, четкость. Они составляют стержень, вокруг которого выстраивается урок  с применением разнообразных приёмов и средств обучения. Такой способ обучения позволяет  идти по схеме, но не сковывает учащихся, даёт возможность им выбрать задания, дополнить их, выразить свои мысли, выполнить работу разными способами, то есть активизирует их познавательную деятельность, развивает интерес к предмету. 

Итак, подводя итоги своей работы по теме,  могу сказать, что вопрос активизации познавательной деятельности учащихся в процессе преподавания русского языка представляет сложную проблему. В связи с этим проблема изыскания методических путей активизации познавательной деятельности учащихся приминительно к грамматике и правописанию остаётся  актуальной и по сей день. В связи с поиском эффективных приемов обучения, исходя из опыта своей работы, я  предлагаю использовать следующие способы активизации учебной деятельности:

1.    проблемное изложение знаний,

2.    решение  нестандартных лингвистических задач,

3.    использование  нетрадиционных типов  уроков,

4.    межпредметная интеграция,

5.    игры, занимательность, загадки,

6.    использование информационных технологий,

7.    метод проектов,

8.     использование блок-схем, опор,

9.    творческая работа учащихся,

10.коллективная познавательная деятельность.

Применение всех этих приёмов способствовало активизации познавательной деятельности учащихся

 

 

       Пусть я ещё не добились высоких показателей по русскому языку, но я вижу, что дети стали ошибок делать на много меньше. У них исчез страх на уроках русского языка. Они , сделав ошибку чаще из-за своей невнимательности, могут объяснить, как писать правильно.  Мониторинг ЗУНов учащихся по русскому языку позволяет говорить

Качество знаний  по русскому языку

 

 

       

    

  Любовь к русскому языку не воспитаешь лозунгами типа «Надо беречь и любить!». Любовь к родному языку - это значит ребёнку должны нравиться уроки, он должен испытывать потребность в знаниях, а для этого он должен понимать  необходимость того или иного изучаемого материала, должен учиться добывать знания, а не получать их в готовом виде.

      Положительное отношение  к русскому языку – это и ощутимые каждым ребёнком конкретные положительные результаты в усвоении русского языка.

Русский язык красив и понятен - вот какой вывод должны сделать дети в процессе изучения родного языка в начальной школе. Да, он не всегда бывает лёгким! Учиться любому делу серьёзно – трудно, но русский язык – мой родной язык, поэтому я могу научиться  писать и говорить правильно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список:

 

1.    Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку - М., 1978.

2.    Бакулина Г. А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка.-М.: Владос, 2001.

3.    Баранов С. П. Сущность процесса обучения - М., 1981.

4.    Баранов С. П Сластенин В. А. Педагогика - М., 1986.

5.    Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Конкурс грамотеев.- М.: Просвещение, 1996. 

6.    Вахтеров В. П. На первой ступени - М., 1990.

7.    Волина В. В. Веселая грамматика.- М.: Знание,1995.

8.    Вяткин Л. Методика проблемного обучения – Саратов, 1971.

9.    Выготский Л. С. Педагогическая психология - М., 1991.

10.Герасимов С. В.. Когда учение становится привлекательным - М., 1993.

11.Давыдов В. В. Психологическое развитие в младшем школьном возрасте - М., 1993.

12.Духжилова Л.В. Повышение эффективности орфографических упражнений средствами развития речи. - журнал «Начальная школа» №2, 1990.

13.Ёлкина Н.В., Тарабарина Т. И. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1998.

14.Зарецкий Д.В., Зарецкая З.А. Компьютер как средство обучения чтению.- журнал «Начальная школа» №12, 1999.

15.Занков Л.В. О начальном обучении - М., 1963.

16.Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе.- журнал « Начальная школа» №2, 2004.

17.Казанский Н.И. Назарова Т. С; Дидактика - М. ,1983.

18.Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения - М., 1955.

19.Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение - истоки, сущность, перспектива - М., 1991.

20.Лернер И. Я. Учебный предмет, тема, урок - М., 1988.

21.Лысенкова С. Н. Когда легко учиться - М., 1965.

22.Мазин. И. 500 загадок для детей .-М.: Творческий центр, 2003.

23.Морозова М. Я., Петрова Е. Н. Грамматические игры для начальных классов.- М.,1963.

24.Мечинская Н. А. Педагогические проблемы активности личности в                обучении - М., 1973.

25.Потапова Е.Н. Радость познания - М., 1990.

26.Потеранцева Э. Детям на потеху. -М.: Детская литература,1988.

 

 

27.Серых Л.В. Спецкурс «Обучение русскому языку с компьютерной поддержкой»- журнал «Начальная школа» № 6, 2004.

28.Соколова Т.Е. Воспитание познавательных интересов младших школьников средствами новых информационных технологий.- журнал «Начальная школа» №3, 2004.

29.Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах М., 1994г.

30.Соловейчик М. С. Русский язык. Теория и практика начального обучения. – М., 1995.

31.Стрекозин В.П. Актуальные проблемы начального обучения..- М.:    Просвещение, 1976.

32.Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников - М., 1988.

33.Ушаков Н.Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах.- М.: Просвещение, 1971.

34.Ушинский К.Д. Избранные  педагогические  сочинения в 2т. - М., 1974.

35.Фридман Л.М, Маху В. И. Проблемная организация учебного процесса - М.-1990

36.Шорыгина Т. А. Загадки, потешки, считалки.- М.: Творческий центр,2003.

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

comments powered by HyperComments

Создай 3 ДИПЛОМА, а оплати всего за 2!

3-й в подарок!
Акция до 20 ноября! подробнее
пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга
Пожалуйста, подождите.
x