Внеурочная деятельность в начальной школе МКОУ Доволенской СОШ №1

Автор: Волошина Ольга Васильевна

Проблема  использования свободного времени младших школьников  всегда была насущными для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно  осуществлять воспитание в свободное от обучения время.

      В условиях внедрения и перехода на федеральный государственный образовательный стандарт особое внимание и значение уделяется воспитательной деятельности школьников во внеурочное время.       Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС включена в основную образовательную программу, а именно в часть, которую формируют участники образовательного процесса. Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. 
          Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Принципами организации внеурочной деятельности в нашей школе стали: 
•соответствие возрастным особенностям обучающихся;
 
•преемственность с технологиями учебной деятельности; 
•опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности; 
•опора на ценности воспитательной системы школы; 
• свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка. 

Виды и направления внеурочной деятельности.

 

ü     духовно-нравственное,

ü     социальное,

ü     общеинтеллектуальное,

ü     общекультурное,

ü     спортивно-оздоровительное

 

В нашей школе существуют 2 уровня внеурочной деятельности.

     1 уровень предполагает широкий по содержанию и формам набор видов  деятельности, который является  обязательным для всех обучающихся. К этому уровню относится внеурочная деятельность по направлениям.

 2 уровень – это система праздников, вечеров, конкурсов  и тематических мероприятий, обозначенных  в годовом плане воспитательной работы  и планов классных руководителей.  Традиционными    являются праздники «День знаний», выставка «Дары Осени», праздник Новый год, конкурсы, олимпиады, а также тематические мероприятия, приуроченные ко Дню Матери, Дню Победы, Дню учителя  и др.

Задачи:

·         Развитие личности каждого ребёнка через самореализацию в условиях игровых и творческих ситуаций

·         Развитие инициативы и творчества детей

·         Воспитание любви к родному краю на основе элементов народного творчества

·         Пропаганда здорового образа жизни

Наша цель, чтобы ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научаться изобретать, понимать и осваивать новое.  Отличительной особенностью стандарта второго поколения является включение в учебный план общеобразовательного учреждения раздела «Внеурочная деятельность».

  В нашей школе созданы хорошие условия для организации внеурочных занятий. Хотя уроки и  проходят в две смены, но у нас есть возможность использовать кабинеты для второй половины дня. Внеурочная деятельность расширила возможность применения знаний, полученных на уроках, в практической и творческой деятельности детей. Режим работы первоклассников организован так, что после учебных занятий дети обедают и гуляют. Таким образом, происходит смена видов деятельности. Это какой-то мере смягчает вопрос о перегрузке первоклассников. Нами была разработана модель организации внеурочной деятельности учащихся.

Ожидаемые результаты от внеурочной деятельности - создание оптимальных условий для развития и отдыха детей ; творческая самореализация детей; формирование навыков коллективной и организаторской деятельности ;психологический комфорт и социальная защищённость каждого ребёнка; реализация игрового сюжета в деятельности в деятельности детей.

Общаясь с детьми, мы отмечаем, что это даёт положительный опыт общения, позволяет проявить себя активной, творческой личностью, расширяет его представления об окружающем мире. Дети оживлённо общаются с педагогами и друг с другом. В классах складываются доброжелательные отношения, что является условием формирования здоровье сберегающей среды. Внеурочная деятельность входит в учебный процесс, но не является уроками. Был проведён опрос, который показал, что 80% родителей учащихся начальной школы положительно относятся к внеурочной деятельности детей в школе. Ведь это развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитание любви к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед школой и учителем. Решение этой задачи осуществляется как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Огромное значение для ребёнка имеет участие в жизни класса вне школьных уроков. Для многих ребят – это основной мотив посещения школы, так как есть возможность проявить ин инициативу и самостоятельность, ответственность и открытость.

Сложность, многогранность целей и задач воспитания требует не только богатства содержания отдельных мероприятий, но и чёткости, выразительности организационных форм. Они должны быть гибкими, простыми, помогающими делать жизнь детей радостной, интересной. Особенно важно создавать ситуации добровольного выбора учениками тех или иных форм внеклассной работы. Самыми любимыми из них остается игра. В игре преодолеваются трудности, дается выход энергии; элемент соревнования пробуждает смекалку, нацеливает на творчество. Организация внеурочной деятельности на базе школы позволяет использовать свободное время школьников для творческого, развивающего отдыха, направленного на психологическую реабилитацию, духовное и физическое оздоровление детей.

     Общеинтеллектуальное направление формируют у детей основы исследовательской деятельности, как одного из методов изучения окружающего мира. Система занятий построена на основе выделения необычных ситуаций, связанных с обсуждением зависимостей объектов, и проходит в виде проведения мини-исследований, практических занятий.

     Духовно-нравственное направление внеурочной деятельности представлено системой практической деятельности.  

         Спортивно-оздоровительное направление внеурочной деятельности включает практическую деятельность детей в "Весёлых стартах" и " Лёгкой атлетике".  Занятия направлены на развитие физических качеств обучающихся, укрепление их здоровья и формирование здорового образа жизни.

         Общекультурное направление внеурочной деятельности представлено программой «Весёлые нотки», деятельность которых направлена на развитие творческих способностей детей; занятия  по хоровому пению; фольклору.

         Социальное направление рождает у детей любовь высокие гражданские чувства к родному  краю, гордость за свою причастность жизни своего родного уголка земли.

        Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

  Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

  

Учитель начальных классов 

МКОУ Доволенской СОШ №1

 

О.В.Волошина

comments powered by HyperComments

Создай 3 ДИПЛОМА, а оплати всего за 2!

3-й в подарок!
Акция до 20 ноября! подробнее
пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга
Пожалуйста, подождите.
x