Восприятие устной речи, как один из видов речевой деятельности

Автор: Курманаева Шолпан Советовна

УДК 801

 Восприятие устной речи, как один из видов речевой деятельности

 

 

 

Ш.С.Курманаева (преподаватель

Иностранных языков Жезказганского

политехнического колледжа)

 

   Бұл мақалада ағылшын тілінен факультативтік сабақтарда оқушылардың қызығушылығын арттырудың тиімді жолдары қарастырылған. Соның ішінде жұмыс жасаудың іздену әдісі мен рефераттау жолдары туралы айтылған.

 

   In this given article the authors consider the ways of developing of students'

interest to the English on optional courses.

   In particular this article is about using of searching method of work and making of reports.

 

 

Значение изучения иностранного языка бесспорно. Но при обучении возникает множество проблем. К ним относятся проблема повышения эффективности обучения устной речи на уроках иностранного языка, которая непосредственно связана с разрывом между теорией и практикой и пассивным характером учебной деятельности, тогда как абсолютной ценностью общества становится образованная активная личность, способная к непрерывному самообразованию, саморазвитию и самосовершенствованию.

Выдвигается следующая гипотеза:

  Если в процессе обучения иноязычной устной речи использовать современные педагогические технологии, то это позволит повысить эффективность обучения данному виду речевой деятельности.

  Поэтому целью моей работы является изучение путей повышения эффективности обучения устной речи на уроках английского языка с использованием современных педагогических технологий (на примере проектной деятельности обучения).

Объектом исследования является процесс совершенствования устной речи студентов на уроках английского языка.

Предмет: использование современных педагогических технологий с целью повышения эффективности устной речи на уроках английского языка.

Задачи:

1.     Изучить и проанализировать лингвистическую, психолого-педагогическую, дидактическую и методическую литературу по исследуемой проблеме.

2.     На основе анализа литературы выявить общую характеристику речевой деятельности.

3.     Выявить специфику изучения иностранного языка на этапе обучения.

4.     Рассмотреть и классифицировать современные педагогические технологии.

5.     Подробно изучить проектную деятельность как один из способов повышения эффективности обучения устной речи на уроках иностранного языка.

6.     Сформулировать критерии оценки уровня владения устной речью.

7.     Определить последовательность проведения опытного обучения и провести анализ результатов. 

Для достижения следующих задач используются следующие исследования:

·                     теоретические: изучение лингвистической, психолого-педагогической, дидактической и методической литературы по теме исследования, анализ действующих программ и учебников;

·                     эмпирические: наблюдение за учебным процессом, беседа с преподавателем и студентами, проведение опытного обучения.

  В языковой области целью обучения иностранному языку при коммуникативной методике предполагается обучение общению на иностранном языке в устной и письменной форме в рамках речевой ситуации.

  Как известно, способом устно-речевого общения является говорение. Цель обучения говорению в учебном заведении есть развитие у студентов способности в соответствии с их реальными потребностями и интересами осуществлять устное речевое общение в разнообразных ситуациях.

 Чтобы способствовать общению студентов мы должны учитывать специфические признаки данного вида речевой деятельности, такие как мотивированность, целенаправленность, активность, связь с личностью и мыслительной деятельностью человека, эвристичность, самостоятельность, темп и ситуативность. Если есть цели и мотивы общения, учтены характерные особенности участников общения, их возраст, уровень развития и т.д., то акт общения в рамках какой-либо речевой ситуации, безусловно, состоится.

  Для создания данных условий в процессе обучения английскому языку я использую приемы активизации, которые учитывают все выше перечисленные признаки устного речевого вида деятельности. Преимущества этих приемов в том, что учащиеся, активно участвуя в процессе обучения, начинают обдумывать, вспоминать, использовать изученный языковой материал.

  Приемы закрепления грамматических структур в устной речи студентов.

  Во время изучения грамматики одной из основных целей является формирование умения учеников использовать грамматические структуры в речи. Использование мини-диалогов, содержащих личностно ориентированные вопросы – один из эффективных способов добиться этого.

  К творческим заданиям при коммуникативной методике обучения английскому языку относят интерактивные ролевые игры и открытые обсуждения. На мой взгляд, использование их - удачный прием активизации учеников старших классов для побуждения их к устному высказыванию.

  Преподаватели английского языка сталкиваются с проблемой «молчания учеников» на уроках развития навыков говорения. А как можно научить говорить на английском языке, если ученик не желает высказываться, или высказывается только тогда, когда учитель просит его об этом?

  Современные педагогические технологии предполагают изменения учебной ситуации таким образом, чтобы преподаватель из «непререкаемого авторитета» стал внимательным и заинтересованным собеседником и соучастником процесса познания. Коммуникативная методика, как одна из современных методик, обучения английскому языку способствует тому, чтобы преподавателем был не только носителем информации, но и наблюдателем и консультантом.

  В языковой области целью обучения иностранному языку при коммуникативной методике предполагается обучение общению на иностранном языке в устной и письменной форме в рамках речевой ситуации.

  Как известно, способом устно-речевого общения является говорение. Цель обучения говорению в колледже есть развитие у студентов способности в соответствии с их реальными потребностями и интересами осуществлять устное речевое общение в разнообразных ситуациях.

  Задача преподавателя в создании условий, которые способствовали бы общению учащихся. Для этого учитель должен учитывать специфические признаки данного вида речевой деятельности, такие как: мотивированность, целенаправленность, активность, связь с личностью и мыслительной деятельностью человека, эвристичность, самостоятельность, темп и ситуативность. Если есть цели и мотивы общения, учтены характерные особенности участников общения, их возраст, уровень развития и т.д., то акт общения в рамках какой-либо речевой ситуации, безусловно, состоится.

  Лучшими приемами активизации устной речи учащихся, на мой взгляд, являются приемы взаимодействия человека с человеком, т.е. интерактивные приемы. Слово «интерактив» произошло от английского слова «interact», что значит «interact»- «взаимный», «act»- действовать. Данные приемы предполагают взаимодействие субъектов образовательного процесса на уровне «равный - равному», где преподаватель и участник занятия – часть одной команды, они работают для достижения одной цели.

  Интерактивные приемы способствуют организации комфортных условий обучения, при которых все студенты активно взаимодействуют между собой. Их использование предполагает моделирование жизненных ситуаций, ролевых игр , общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации.

 

Приемы закрепления грамматических структур в устной речи студентов.

Во время изучения грамматики одной из основных целей является формирование умения учеников использовать грамматические структуры в речи. Использование мини-диалогов, содержащих личностно ориентированые вопросы - один из эффективных способов добиться этого.

а) Например, при отработке вопросительных форм Present Perfect предлагается следующее задание: «Студент А должен описать свое состояние, остальные ученики (Р1, Р2) выясняют, почему он себя так чувствует, составляя общие вопросы в Present Perfect». В качестве опор предлагаются слова и выражения:

Key words

Feelings: happy, sad, angry, excited, worried, pleased, tired

Reasons: pass exams, win the lottery, break the video, fail exams, received bad news, lose tennis match, go to a party, have an argument with a friend, lose wallet, sleep badly, buy new clothes

Выполнение задания.

А I’m happy.

Р1 Have you won the lottery?

А No, I haven’t.

Р2 Have you bought new clothes?

А No, I haven’t.

Р3 Have you passed exams?

А Yes, I have.

Т Now P4’s turn to say about his feelings.

б) Данный же прием можно использовать при отработке вопросительной формы с местоимениями 3 лица единственного числа: «Студент А говорит студенту B о своем состоянии, остальные расспрашивают студента В, составляя вопросы в Present Perfect с местоимениями he/she/it».

She is tired.

P1 Has she gone to the party?

B No, she hasn’t.

P2 Has she slept badly?

Yes, she has. Now it’s turn your turn.

 

Любой преподаватель английского языка стремится не только научить говорить студента на языке, но и работает над обогащением речи учащихся. Оценочно- эмоциональные выражения украшают речь и помогают высказать мысль в интересной форме.

  Данный прием способствуют взаимодействию между собой участников образовательного процесса, т.е. являются интерактивными. Преподаватель во время использования данных приемов на уроке является равным среди равных: он может задавать вопросы, предлагать ответы, делать предположения, высказывать свое мнение.

  Данные приемы мотивируют на устно-речевое высказывание, так как перед студентами есть цель; они активны при их выполнении, так как присутствует связь с личностью и мыслительной деятельностью студента. В данных приемах есть элемент неожиданности и эвристичности. Соревновательный дух, умение быть самостоятельными в тоже время работать в группе вызывает интерес студентов и желание высказаться или поговорить на английском языке.

 

 

 

Получить программу конференций

Получить программу конференций

Создай 3 ДИПЛОМА, а оплати всего за 2!

3-й в подарок!
Акция до 15 сентября подробнее
пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга
Пожалуйста, подождите.
x