детское эксперементирование

Автор: Борискина Светлана Ивановна

Normal

0

false

false

false

RU

X-NONE

X-NONE

/* Style Definitions */

table.MsoNormalTable

{mso-style-name:”Обычная таблица”;

mso-tstyle-rowband-size:0;

mso-tstyle-colband-size:0;

mso-style-noshow:yes;

mso-style-priority:99;

mso-style-qformat:yes;

mso-style-parent:””;

mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;

mso-para-margin-top:0cm;

mso-para-margin-right:0cm;

mso-para-margin-bottom:10.0pt;

mso-para-margin-left:0cm;

line-height:115%;

mso-pagination:widow-orphan;

font-size:11.0pt;

font-family:”Calibri”,”sans-serif”;

mso-ascii-font-family:Calibri;

mso-ascii-theme-font:minor-latin;

mso-hansi-font-family:Calibri;

mso-hansi-theme-font:minor-latin;

mso-bidi-font-family:”Times New Roman”;

mso-bidi-theme-font:minor-bidi;

mso-fareast-language:EN-US;}

Роль детского экспериментирования в формировании экологической культуры дошкольников.

У людей, живущих в современном обществе, множество проблем. Одной из самых острых и насущных является проблема сохранения окружающей среды. Мир стоит на грани экологической катастрофы, ежедневно на Земле погибают всё новые и новые виды растений и животных.

Следствием всё более усиливающегося экологического кризиса является обострение проблемы взаимодействия человека, общества и природы. Сегодня мировое сообщество приходит к пониманию того, что одной из главных причин возникновения кризиса является низкий уровень культуры людей, в том числе и экологической. Человечество постепенно осознаёт, что воспитание экологической культуры человека выступает средством сохранения природы и цивилизации. Начало формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека. В федеральном законе «Об экологической культуре», «Концепции дошкольного воспитания» подчеркивается, что именно в дошкольном возрасте закладываются этические принципы отношения к природе. Целью экологического образования дошкольников является воспитание экологической культуры, то есть выработка навыков гуманно-действенного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами; понимание детьми элементарных взаимосвязей, существующих в природе, и особенностей взаимодействия человека с ней. Любовь к природе, сознательное, заинтересованное и бережное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства в семье, дошкольных организациях и школе [3, с. 12].

Формирование экологической культуры – это длительный процесс. Нужно учить дошкольников правильно вести себя в природе и среди людей. Осваивая экологические знания, ребенок узнает о неразрывной связи живого организма с внешней средой.

Экологические знания становятся основой экологического воспитания. У ребенка формируется определенная система ценностей, представления о человеке как о части природы, о зависимости своей жизни, своего здоровья от ее состояния. Важно также воспитывать понимание необходимости разумного потребления. Экологическое воспитание тесно связано и с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботить о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира.

Воспитатель детского сада – главная фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания. Являясь носителем экологической культуры, владея методикой экологического воспитания, он организует деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно «переходила» в самостоятельное поведение детей [2, с.31].

Научить детей правильному отношению к объектам живой и неживой природы можно с помощью игр, экологических задач, опытов, проведения экспериментов,  ввести ребят в сложный мир взаимосвязи человека и природы. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Когда ребенок познает мир, важно, чтобы в сферу его деятельности входили объекты природы. Ребенок должен иметь возможность вдохнуть запах цветка, потрогать лист, кору, обнять дерево, самостоятельно открыть хотя бы одну тайну природы [1, с. 15].       

Влияние природы на ребенка огромно. Дети ежедневно в той или иной форме соприкасаются с ее объектами или явле­ниями: на прогулке наблюдают за птица­ми и насекомыми, падающими снежинка­ми; дома слушают стихи и рассказы, смотрят телепередачи о животном и рас­тительном мире Земли; ухаживают за растениями на приусадебном участке. Объекты природы привлекают детей, прежде всего, красотой, яркостью красок, разнообразием, являются источником пер­вых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Такое общение с окружаю­щим, с одной стороны, обогащает чувст­венный опыт ребенка, с другой — будит его фантазию и способствует возникновению различных вопросов, ответы на которые он далеко не всегда может найти самостоятельно, без помощи взрослых [3, с.8].

Использование в своей работе педагогических технологий по экологическому воспитанию дошкольников автора: С. Н. Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду» и  «Юный эколог» С. Н. Николаевой позволяет формировать осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности. Развивают умственные способности, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы.

В процессе формирования экологических представлений дошкольников важным является выбор таких методов и приемов обучения, развития и воспитания, которые обеспечивают активную позицию ребенка.

Использование экспериментирования в работе с дошкольниками позволяет организовать познание объекта и его свойств в процессе воздействия на него. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель явления, обобщить полученные действенным путем результаты. Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него проявляется инициатива, способность преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность придти ему на помощь [1, с. 10].

С целью создания условий по формированию экологической культуры, расширения кругозора детей, развития понимания взаимосвязей в природе, формирования основных природоведческих представлений мной были систематизированы правила проведения экспериментов.

Памятка для воспитателя

1.Категорически запрещаются эксперименты, наносящие вред растениям, животным  и человеку. В детском саду не разрешается  собирать коллекции насекомых, вскрывать животных, делать чучела животных, наблюдать, как одни животные поедают других.

2.Если для проведения наблюдения  или эксперимента животное забирается из природы и приносится в д/сад, необходимо сократить время его пребывания до разумного предела и после окончания наблюдения вернуть на то место, откуда оно было взято. Желательно это делать вместе с детьми. Они должны знать, что  в природе каждой животное имеет свою территорию.

3.Необходимо уделять очень большое внимание соблюдению правил безопасности, а также усилить контроль за поведением детей. Если возникает хотя бы минимальная опасность, опыты лучше проводить индивидуально или небольшими группами.

4.Недопустимы опыты, в которых создается реальная угроза жизни и здоровью детей – работа на высоте, использование удобрений и  ядохимикатов, прямой контакт с ядовитыми растениями и грибами.

5.Особое внимание уделять вопросам гигиены (после окончания работы мыть руки, приводить свое рабочее место в порядок, оборудование)

6. Воспитатель всегда должен обсуждать с детьми тот результат, который получился в реальной жизни, и не пытаться подогнать его под представления, которые кажутся правильными.

7.Иногда животные, принесенные в уголок природы или живущие там постоянно, по какой-либо причине гибнут. Как правильно отреагировать на это событие?

Необходимо показать, что смерть является закономерным окончанием жизни, и не акцентировать на данном событии особого внимания. При этом надо внушить детям, что они не виноваты в гибели животного: они сделали все, что могли, но спасти животное, к сожалению, не удалось.

Правила безопасности в работе с живым объектом

·                        Не проводите эксперимент с незнакомым объектом (незнакомые виды или незнакомые индивиды), т.к. последствия могут  оказаться неожиданными.

·                        Работа с ядовитыми животными, растениями и грибами проводятся только в крайних, особо необходимых  случаях, самим педагогом.

·                        Выбирая живой объект, нужно убедиться, что данный экземпляр обладает спокойным характером.

·                        Необходимо создавать спокойную обстановку и не нервировать животное.

·                        Животному, принесенному в группу из другого место, имеет смысл дать некоторое время освоиться с обстановкой.

·                        Категорически запрещается поводить эксперименты с больным животным.

·                        От педагога требуется умение прогнозировать поведение животных.

·                        Эксперимент нужно прекратить,  если животное стало нервничать. При этом его необходимо изолировать от детей.

Правила безопасности в работе с детьми

·                        Педагог обязан следить за соблюдением правил безопасности детьми.

·                        Необходимо сначала обучить детей  навыкам экспериментирования.

·                        Работа с детьми строится по принципу «от простого к сложному»

·                        Все сложные операции проводятся в определенной последовательности: действие показывает педагог, действие повторяют дети.

·                        Педагог должен хорошо изучить индивидуальные особенности детей и уметь прогнозировать их поведение в любой ситуации.

·                        Работа должна строиться на принципах личностно-ориентированной педагогики.

·                        Хорошо если педагог с детьми выработает условный рефлекс на определенной слова (замри, стоп, стой).  По данной команде все дети на 2-3 секунды прекращают свои занятия и замирают.

·                        Педагог должен уметь видеть весь коллектив  и распределять внимание между отдельными детьми.

·                        На занятиях должна быть спокойная обстановка.

 Детское экспериментирование — это не изолированный процесс от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности, и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов. Аналогичные взаимоотношения возникают между экспериментом и трудом. Совершенно понятно, что экспериментов без выполнения трудовых действий не бывает [2, с.27].  Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже очевидна. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента — при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете .                                  

 

Прикрепленные файлы:
%d1%80%d0%be%d0%bb%d1%8c-%d0%b4%d0%b5%d1%82%d1%81%d0%ba%d0%be%d0%b3%d0%be-%d1%8d%d0%ba%d1%81%d0%bf%d0%b5%d1%80%d0%b5%d0%bc%d0%b5%d0%bd%d1%82%d0%b8%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0%d0%bd%d0%b8%d1%8f
comments powered by HyperComments

Создай 3 ДИПЛОМА, а оплати всего за 2!

3-й в подарок!
Акция до 15 сентября подробнее
пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга
Пожалуйста, подождите.
x