Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Волшебное превращение солёного теста» для детей 5-7 лет

Автор: Нягашкина Алла Анатольевна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД  № 104 «СОЛОВУШКА»

 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ

 

              

ПРИНЯТА:

Педагогическим советом МБУ детского сада  № 104 «Соловушка»

Протокол № ____от­­­­­­­­­­­­­­­______________

 

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий МБУ детского сада

№ 104 «Соловушка»

_________________ О.А.Кичатова

 «___» __________________ 2016г.

 

 

 

 

 

Дополнительная общеразвивающая программа  

художественно-эстетической направленности

«Волшебное превращение солёного теста»

для детей 5-7 лет

 

 

 

 

Автор: А.А.Нягашкина

 

 

 

 

 

г. Тольятти, 2016

Содержание

 

1.  Пояснительная записка………………………………………………..……..3

1.1.         Актуальность программы……………………………...…….………3

1.2.          Цель и задачи………………………………………………….….…..3

1.3.         Ожидаемые результаты………………………………………….……5

1.4.         Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы……………………………….…….….5

2.  Учебно-тематический план…………………………………………….….….6

3.  Содержание изучаемого курса………………………………………….…….

4.  Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы………………………………………………….Приложение №1.

5.  Список использованной литературы……………………………………….11


 

1.     Пояснительная записка

 

Актуальность программы по лепке заключается в приобщении ребят к творчеству, развитии их способностей, воспитании чувства коллективизма, чувства прекрасного.

Лепка считается разновидностью художественной деятельности. Знакомясь на занятиях и самостоятельно с материалами, техникой и способами лепки из солёного теста,  ребята приобретают навыки   декоративной лепки; овладевают умением  использовать разные способы лепки, применять различные материалы, овладевают умением из солёного теста расписывать пластину, создавать узор стекой; создавать из солёного теста, однотонного и разноцветного предметные и сюжетные, индивидуальные и коллективные композиции.

Направленность программы:

Кружок «Волшебное превращение солёного теста»

По содержанию является художественно - эстетическим;

По функциональному предназначению - досуговый;

По форме организации - кружковый;

По форме реализации – годичный.

 

Цель:

Формировать у детей дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.

 

Задачи в старшей группе:

1.                     Знакомить детей  с нетрадиционной техникой лепки из солёного теста;

2.                     Учить детей анализировать форму предмета, объяснять связь  между пластической формой и способом лепки;

3.                     Совершенствовать изобразительную технику - освоение рельефной лепки (натюрморт, портрет), скульптурного способа или лепки из целого куска путём вытягивания и моделирования частей;

4.                     Показывать способ лепки на форме или каркасе для прочности сооружения, предлагать на выбор приёмы декорирования лепного образа (рельефные налепы, прорезание или процарапывание стекой).

 

Задачи в подготовительной к школе группе:

1.   Побуждать детей создавать динамичные выразительные образы и коллективные сюжетные композиции.

2.   Самостоятельно выбирая тему (зоопарк, игрушки, сервиз, натюрморт), материал (солёное тесто), способы лепки (скульптурный, комбинированный, конструктивный, модульный, рельефный, папье-маше), приёмы декорирования образа.

3.   Создавать условия для свободного, самостоятельного, разнопланового экспериментирования с художественными материалами (тесто).

4.   Совершенствовать специфические умения: продолжать учить изображать объекты реального и фантазийного мира с натуры или по представлению (форму), пропорции, взаимное размещение частей, характерные признаки; передавать достаточно сложные движения (например, птичка вспорхнула с ветки, олень мчится, запрокинув голову, танцующая девочка одной рукой придерживает юбочку, а другую руку с платочком подняла вверх); создавать сюжеты разного масштаба с различной степенью конкретизации содержания.

 

Программа ориентирована на детей в возрасте от пяти до шести лет и реализуется на государственном языке Российской Федерации.

 

Срок реализации Программы – 1 год.

 

Формы работы:

-Индивидуальные,

-Групповые,

 

Методы:

Репродуктивный

-Объяснительно-иллюстративный,

-Метод проблемного изложения

-Частично-поисковый.

 

 

Режим занятий:

Занятие проводится 4 раза в месяц, продолжительность 25-30 минут.

 

Ожидаемые результаты:

1.                     Умение использовать  нетрадиционную технику лепки из солёного теста;

2.                     Умение анализировать форму предмета, объяснять связь  между пластической формой и способом лепки;

3.                     Способность использовать изобразительную технику - освоение рельефной лепки (натюрморт, портрет), скульптурного способа или лепки из целого куска путём вытягивания и моделирования частей;

4.                     Умение использовать способ лепки на форме или каркасе для прочности сооружения, использовать на выбор приёмы декорирования лепного образа (рельефные налепы, прорезание или процарапывание стекой).

Подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы через выставки.

 

2. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы в старшей группе

Таблица 1

Месяц

№ занятия

Тема

Задачи

 

1

«Напечём красивое печенье»

Познакомить детей с новым видом лепки, техникой исполнения работы. Развивать композиционные навыки.

 

2

«Калачи - баранки»

Развитие мелкой моторики рук, образного мышления, воображения. Научить делать цветное тесто.

Октябрь

3

Панно «Яблоки  груши»

Развитие мелкой моторики рук, образного мышления, воображения. Научить делать яблоки и груши с помощью гвоздики (пряность).

 

4

Панно  «Гроздья рябины»

Развитие мелкой моторики рук, образного мышления, воображения.
Закреплять умение катать шарики и колбаски.

 

5

«Осенний натюрморт»

Лепка фруктов из солёного теста; создание объёмных композиций; знакомство с натюрмортом.

 

6

«Крямнямчики» (по мотивам сказки-крошки В.Кротова).

Лепка кондитерских и кулинарных изделий из солёного теста для угощения (лепка вручную скульптурным способом или вырезание формами для выпечки).

Ноябрь

7

«Весёлые человечки» (малыши и малышки)

Лепка фигуры человека разной формы: девочка из конуса, мальчик из цилиндра; передача несложных движений.

 

8

«Снежный кролик»

Лепка выразительных образов конструктивным способом с повышением качества приёмов отделки; планирование работы.

 

9

«Символ года»

Познакомить детей с новым видом лепки, техникой исполнения работы. Развивать композиционные навыки. Предложить придумать свои способы передачи образа.

 

 

10

«Символ года»

Завершение работы. Умением из солёного теста расписывать фигурку. Развивать творчество.

 

Декабрь

11

«Звонкие колокольчики»

Создание объёмных полых (пустых внутри) поделок из солёного теста и декоративное оформление по замыслу.

 

12

«Новогодние игрушки»

Создание поделок из солёного теста и декоративное оформление по замыслу.

 

13

«Снеговик»

Познакомить детей с новым видом лепки, техникой исполнения работы. Развивать композиционные навыки. Предложить придумать свои способы передачи образа.

 

14

«Снеговик»

Завершение работы. Развивать творчество.

 

Январь

15

«Бусы»

Лепка бусин из шариков разных цветов; показать способы, как сделать дырочку в бусине для нитки.

 

16

«Валентинки»

Познакомить детей с новым видом лепки, техникой исполнения работы. Развивать композиционные навыки.

 

17

«Подкова на счастье»

Развивать композиционные навыки. Предложить придумать свои способы передачи образа.

Февраль

18

«Кружка для папы»

Изготовление подарков папам своими руками: лепка кружки с вензелем или орнаментом (конструктивным способом).

 

19

«Подарок для мамы»

Изготовление подарков мамам своими руками: лепка медальона с орнаментом  (конструктивным способом).

 

20

«Декорируем панно»

Познакомить детей с новым видом лепки, техникой исполнения работы. Развивать композиционные навыки. Предложить придумать свои способы передачи образа.

Март

21

«Декорируем панно»

Завершение работы. Развивать творчество.

 

 

22

«Солнышко, покажись!»

Создание рельефных образов пластическими средствами по мотивам декоративно-прикладного искусства.

 

23

«Рыбки плавают в пруду»

Познакомить детей с новым видом лепки, техникой исполнения работы. Развивать композиционные навыки. Развивать фантазию, аккуратность выполнения работы.

 

24

Коллективная работа «Подарок для малышей»

Вызвать у детей желание сделать подарок для детей младшей группы, используя при этом любые методы лепки из солёного теста. Развивать композиционные навыки.

 

25

Коллективная работа «Подарок для малышей»

 

Завершение работы. Развивать творчество.

Апрель

26

«Белые ромашки»

Продолжать знакомить детей  с нетрадиционным видом лепки. Закрепить умение детей и родителей использовать новые виды лепки, технику исполнения работы. Развивать композиционные навыки.

 

27

«Белые ромашки»

Завершение работы. Умением из солёного теста расписывать элементы узора. Развивать творчество.

 

 

28

Панно «Букетик роз»

Познакомить детей с новым видом лепки, техникой исполнения работы. Развивать композиционные навыки. Развивать фантазию.

 

29

Лепка декоративная из цветного солёного теста «Весенний ковёр» (плетение из жгутиков).

Лепка коврика из жгутиков разных цветов способом простого переплетения; поиск аналогий между разными видами народного искусства.

Май

30

«Божья коровка»

Лепка насекомых  с передачей характерных особенностей их строения и окраски. Предложить придумать свои способы передачи образа.

 

31

«Мы на луг ходили, мы лужок лепили»

Лепка луговых растений и насекомых по выбору с передачей характерных особенностей их строения и окраски; придание поделкам устойчивости. Воспитание художественного интереса к природе, отображению представлений и впечатлений от общения с ней в изодеятельности.

 

32

«Радуга - дуга»

Самостоятельное и творческое отражение представлений о красивых природных явлениях разными изобразительно-выразительными средствами. Воспитание художественного интереса к природе, отображению представлений и впечатлений от  общения с ней в лепке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы в подготовительной к школе группе

Таблица 1

Месяц

№ занятия

Тема

Задачи

 

1

Бабочки-красавицы

 

Выявление уровня владения пластическими умениями, способности к интеграции изобразительных техник.

 

2

«Грибное

лукошко»

Создание по замыслу композиции
из грибов в лукошке. Совершенствование техники лепки.

 

Октябрь

3

Азбука в картинках

 

Закрепление представления детей о начертании печатных букв; показ написания и лепки букв разными способами.

 

4

Фрукты-овощи

(витрина

магазина)

 

Совершенствование техники многофигурной и сложноцветной рельефной лепки при создании композиции «Витрина магазина».

 

5

Лебёдушка

 

Совершенствование техники скульптурной лепки. Воспитание интереса к познанию природы и более тонкому отражению впечатлений в изобразительном творчестве.

 

6

Кто в лесу
живёт?

 

Самостоятельный выбор способа лепки животного на основе обобщённой формы: из цилиндра (валика), конуса или овоида (яйца), передача несложных движений.

Ноябрь

7

Едем - гудим! С пути уйди! (транспорт для путешествий)

Моделирование необычных машинок путём дополнения готовой формы (пузырька, коробочки, баночки) лепными деталями; экспериментирование с формой..

 

8

Пугало

огородное

 

Освоение нового способа лепки - на каркасе из трубочек или палочек. Установление аналогии с конструированием. Развитие образного мышления и творческого воображения.

 

9

Зимнее превращение Пугала (продолжение занятия №8)

Экспериментирование с формой поделок: трансформация образа в соответствии с драматургией литературного сюжета (превращение пугала в снеговика). Развитие образного мышления и творческого воображения.

 

10

«Символ года»

Познакомить детей с новым видом лепки, техникой исполнения работы. Развивать композиционные навыки. Предложить придумать свои способы передачи образа.

Декабрь

11

«Символ года»

Завершение работы. Умением из солёного теста расписывать фигурку. Развивать творчество.

 

12

«Ёлкины игрушки - шишки, мишки и хлопушки»

Создание новогодних игрушек в технике тестопластики - лепка из солёного теста или вырезывание формочками для выпечки фигурок животных и бытовых предметов (по замыслу).

 

13

«Снеговик»

Закрепит знания детей о различных видах лепки, техники исполнения работы. Развивать композиционные навыки. Предложить придумать свои способы передачи образа.

 

14

«Снеговик»

Завершение работы. Развивать творчество.

Январь

15

«Бусы»

Лепка бусин различной формы разных цветов.

 

16

«Валентинки»

Познакомить детей с новым видом лепки, техникой исполнения работы. Развивать композиционные навыки.

 

17

«Лягушонка в коробчонке»

 

Создание миниатюр в технике рельефной пластики (барельеф, горельеф, контррельеф). Развитие мелкой моторики рук, координация работы рук и глаз.

Февраль

18

Карандашница
в подарок папе

 

Лепка из пластин или на готовой форме декоративных (красивых и функциональных) предметов в подарок.

 

19

Конфетница для мамочки

 

Лепка из колец декоративных (красивых и функциональных) предметов; моделирование формы изделия за счёт изменения длины исходных деталей - «валиков» (кольца разного диаметра).

 

20

«Декорируем панно»

Закрепит знания детей о различных видах лепки, техники исполнения работы. Развивать композиционные навыки. Предложить придумать свои способы передачи образа.

Март

21

«Декорируем панно»

Завершение работы. Развивать творчество.

 

 

22

 «У лукоморья
дуб зелёный…»

 

Создание коллективной пластической
композиции по мотивам литературного произведения; планирование и
распределение работы между участниками проекта.

 

23

На дне
морском

 

Создание пластических образов подводного мира по представлению. Обогащение и уточнение зрительных впечатлений.

 

24

Чудо - цветок

 

Создание декоративных цветов пластическими средствами по мотивам народного искусства. Продолжение освоение техники рельефной лепки.

 

25

Чудо - букет

 

Создание цветочных композиций пластическими средствами по мотивам народного искусства (букет, вазон, венок). Знакомство с искусством создания изразцов.

Апрель

26

Дерево жизни

 

Создание сложной композиции из солёного теста по фольклорным мотивам («дерево жизни»). Совершенствование техники рельефной лепки из солёного теста. Развитие способности к композиции. Формирование навыков сотрудничества и сотворчества. Воспитание интереса к народной культуре.

 

27

В далёком
космосе

 

Создание рельефной картины (панорамы), включающей разные космические объекты (солнце, планеты, звёзды, созвездия, кометы). Формирование навыков сотрудничества и сотворчества.

 

28

Летающие
тарелки
и пришельцы
из космоса

Изображение пластическими, графическими или аппликативными средствами разных пришельцев и способов их перемещения в космосе.

 

29

«Напечём красивое печенье»

Развитие мелкой моторики рук, образного мышления, воображения. Развитие мелкой моторики рук, координация работы рук и глаз.

Май

30

Лепка декоративная из цветного солёного теста «Весенний лужок» (плетение из жгутиков).

Лепка лужка из жгутиков разных цветов способом простого переплетения; поиск аналогий между разными видами народного искусства.

 

31

«Мы на луг ходили, мы лужок лепили»

Лепка по выбору луговых растений (ромашка, одуванчик, колокольчик, василёк, земляника, злаки, травы) и насекомых (бабочка, жуки, пчёлы, стрекозы); передача характерных особенностей их строения и окраски.

 

32

«По замыслу»

Самостоятельное и творческое отражение представлений о красивых природных явлениях разными изобразительно-выразительными средствами. Воспитание художественного интереса к природе, отображению представлений и впечатлений от  общения с ней в лепке.

 

5. Список использованной литературы.

1. Инна Гусева: Игрушки из соленого теста. Издательство: Литера, 2012 г. Серия: Не скучаем дома!
2. Изольда Кискальт: Соленое тесто: Увлекательное моделирование.  Издательство: Проф-Издат, 2011 г. Серия: Тайны ремесел.
3. Агнешка Бойраковска-Пшенесло: Лепим из соленого теста. Издательство: Арт-родник, 2013 г. Серия: Уроки рукоделия.

 

4. Марина Антипова: Соленое тесто. Мастер-класс для новичков. Издательство. Владис, 2012 г.

comments powered by HyperComments

Создай 3 ДИПЛОМА, а оплати всего за 2!

3-й в подарок!
Акция до 14 ноября! подробнее
пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга
Пожалуйста, подождите.
x