Духовная безопасность - основа формирования нравственности подрастающего поколения.

Автор: Тарасова Марина Вячеславовна

Духовная безопасность - основа формирования нравственности подрастающего поколения.

Normal

0

false

false

false

RU

X-NONE

X-NONE

/* Style Definitions */

table.MsoNormalTable

{mso-style-name:"Обычная таблица";

mso-tstyle-rowband-size:0;

mso-tstyle-colband-size:0;

mso-style-noshow:yes;

mso-style-priority:99;

mso-style-parent:"";

mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;

mso-para-margin-top:0cm;

mso-para-margin-right:0cm;

mso-para-margin-bottom:10.0pt;

mso-para-margin-left:0cm;

line-height:115%;

mso-pagination:widow-orphan;

font-size:11.0pt;

font-family:"Calibri","sans-serif";

mso-ascii-font-family:Calibri;

mso-ascii-theme-font:minor-latin;

mso-hansi-font-family:Calibri;

mso-hansi-theme-font:minor-latin;

mso-fareast-language:EN-US;}

“Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей,
                                                                 подростков и юношества от одной из самых больших бед –
                                                                 пустоты души, бездуховности…
                                                                Настоящий человек начинается там,  
                                                                где есть святыни души…” (В.А.Сухомлнский)

    Духовная безопасность личности невозможна без идеологической основы, под которой понимается духовно-нравственное воспитание воспитание, ибо Духовная жизнь – сфера самостроительства и самопознания личности. Она наиболее полно выражает сущностную характеристику человека, связанную с творческим поиском, целеустремленностью, познанием мира, себя в мире на этической почве. К сожалению, сегодня В числе важнейших проблем  серьёзную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания учащихся. 

    На каком фоне сегодня идёт формирование учащихся?  Мы живем в очень непростое время, когда, с одной стороны, вокруг нас царствуют равнодушие, эгоизм, человеческая жестокость, угрожающие растлить наши души и души наших детей; время, когда добро и зло постоянно противостоят друг другу.

С другой стороны, сегодня можно наблюдать подъем поиска духовности, исследование внутреннего мира современной молодежи, ее ценностных ориентации, возрождение влияния церкви, усиление влечения к полноценному образованию, в методике успешно развивается личностно-ориентированное образование, учитывающее интересы и одаренность школьников.

   Нашим детям не всегда легко ориентироваться в таком многозначном мире. Чему учить и как воспитывать? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас.

   При определении направлений нравственного воспитания  очень важно понять как сегодня молодое поколение определяет характер и содержание завтрашнего дня,  насколько несёт в себе дух нового времени. Для полноты картины освоения учащимися основных нравственных ценностей был проведён мониторинг учащихся.

Какие проблемы личного плана волнуют Вас больше всего?

(Расположите в порядке снижения важности проблемы.)

Взаимоотношения в семье - 1

Здоровье - 2

Учёба - 3

Будущая карьера - 5

Любовь - 4

Взаимоотношения с одноклассниками - 6

Взаимоотношения с учителями - 7

Возможность заработка - 9

Проведение свободного времени - 8

Нормальное питание - 11

Покупка одежды и других вещей - 10

Анализ данных показывает, что приоритетными вопросами личного плана являются взаимоотношения в семье. И.А. Ильин писал: «Семья дарит человеку два священных первообраза, которые он носит в себе всю жизнь: первообраз  матери, несущей любовь, милость, защиту; и первообраз благого отца, дарующего питание, справедливость и разумение. Горе человеку, у которого в душе нет места для этих первообразов, … источников духовной любви и духовной веры. Суровой и мрачной стала бы судьба человечества, если бы однажды в душах людей до конца иссякли бы эти источники. Жизнь превратилась бы в пустыню, деяния людей стали бы злодеяниями, а культура погибла бы в океане нового варварства».

Как актуальны эти слова в наше время, время глубочайшего морального разложения и падения нравов!

Но многие родители, в силу разных причин, допускают существенные ошибки в воспитании своих детей. Одни, главным образом молодые, смотрят на ребёнка, как на игрушку или куклу. Одевают, обувают, кормят, играют, позволяют ему всё и вся, лишь бы он их меньше беспокоил. Другие,  исходя из ложных, усвоенных понятий о воспитании, постоянно оправдывают и извиняют недостатки и пороки своих чад, говоря: «да это же дети!» Третьи, измученные и издёрганные жизненными неурядицами и проблемами в быту и на работе, вообще не имеют ни сил, ни времени, ни желания заниматься сколь-нибудь серьёзно проблемами воспитания.

И долго не замечают, что из их чада выросло упрямое, капризное, своенравное, необузданное, непослушное, жадное, алчное, злое дитя. И тогда они решают приступить немедля к воспитанию! Но поздно, «деревце» стало слишком велико.

 В процессе изучения особенностей освоения нравственных ценностей учащимися  важно знать уровень ориентации на традиционные гуманистические ценности. Ученикам был предложен перечень гуманистических ценностей, с тем, чтобы выразить своё отношение к ним методом ранжирования.

Справедливость - 1

Счастье - 2

Свобода - 3

Добро - 4

Честь, достоинство и совесть - 5

Дружба -6

Миролюбие -8

Патриотизм -7

Милосердие -9

Вера и идеалы - 11

Истина -10

Коллективизм -12

Обращает на себя внимание факт, что такие ценности как милосердие, патриотизм и коллективизм имеют сравнительно низкий рейтинг.

Интересны результаты и следующего исследования среди учащихся.

Чему жизненно важному учит Вас школа?

Самостоятельности и уверенности в себе - 1

Умению общаться-2

Уважению к людям, человеколюбию - 3

Дружбе - 4

Самопознанию - 5

Доброте - 6

Творческому отношению к жизни - 7

Организаторским умениям - 8

Жизнелюбию - 9

Преданности – 10

Ничему не учит - 9

Затрудняюсь ответить – 11

   Таковы основные результаты освоения нравственных ценностей старшеклассниками. Эти данные объективно отражают картину и помогут нам спланировать воспитательную работу, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

С этой целью я провожу интеграцию православной культуры в программу русского языка и литературы, ведь именно православие со своей тысячелетней историей определило специфику нашей культуры и ее достойное место в пространстве мировой цивилизации, именно оно должно стать для всех нас началом познания духовного мира. На уроках стараюсь заострять внимание детей на христианских мотивах в творчестве наших писателей - классиков, на прямых и скрытых цитатах Священного Писания, на характерах героев, являющихся носителями православного сознания, на диалогических отношениях писателей с Православной Церковью.

На уроках православной культуры дети постигают христианские заповеди, учатся различать добро и зло, ценить труд, почитать родителей, любить малую родину, совершенствуются духовно.

Также, как руководитель духовной площадки, я провожу мероприятия духовно-нравственного характера, посвященные православным праздникам и святым; организовываю встречи детей с настоятелем церкви Св. Космы и Дамиана отцом Дмитрием. Все это, безусловно, способствует формированию нравственных ориентиров.

 Таким образом, опираясь на православно-христианские истины, приобщая детей к исконным святыням на уроках литературы, я стремлюсь преображать души  своих учеников.  Как говорил Преподобный  Серафим Соровский: «Страсти и пороки постепенно перерождаются в добродетели: гордость - в смирение, эгоизм - в любовь, самоволие - в послушание».

 

Что есть духовность?

Синтез совершенства,

Стремленье духа к новой высоте.

Путь к Богу - утверждает духовенство.  

Мудрец ответит просто - путь к себе.

Поэт с художником подскажут – вдохновенье.

Певец и композитор - песнь души.

Политик - совесть, физик – убежденье.

И все они по-своему правы.

Духовность - это творчества начало,

Полет души, что ввысь устремлена,

В которой звонкой песней зазвучала

 Космической гармонии струна.

Духовность не имеет постулатов,

В ней Дух Святой, лишь с нею мы богаты.

                                                           (О. Рубежов)

comments powered by HyperComments

пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга

Подпишитесь на последние новости сайта!

Пожалуйста, подождите.
x