Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы

Автор: БАРАНОВА ОКСАНА АНАТОЛЬЕВНА

Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одной из самых перспективных образовательных систем 21 века, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья.

Анализ причин « школьных болезней» привел врачей к заключению о неудовлетворительной организации обучения, приводящей к нарушению здоровья. К этим недостаткам образования, в частности, относятся:

·        недостаточная освещенность класса;

·        плохой воздух школьных помещений;

·        неправильная форма и величина школьных столов;

·        перегрузка учебными занятиями.

Усилилась роль «внутришкольных факторов». Переход на новые формы обучения с длительной учебной неделей, учебный стресс, который испытывают до 80 % учащихся, снижение двигательной активности. То есть процесс обучения организуется без учета воздействия на здоровье обучающихся. Школьное образование в России в последнее десятилетие оказывало на здоровье учащихся неблагоприятное воздействие.

 

Гигиенические условия обеспечения учебного процесса

В обязанности педагога входит умение и готовность видеть и определять явные нарушения требований, предъявляемые к гигиеническим условиям проведения урока, и по возможности изменить их в лучшую сторону – самому, с помощью администрации, медиков, других учителей.

 

Условия освещенности

По мере изменения естественной освещенности в течение дня и года учителю нужно как можно точнее определять время включения искусственных источников света, учитывая, что уровни освещенности в первом ряду парт в 3-4 раза выше, во втором- в 1, 5-2 раза выше, чем в третьем ряду .Это определяет последовательность включения  искусственного освещения: в первую очередь включаются светильники третьего ряда, затем – второго и наконец – первого.

Задача учителя – следить, чтобы все светильники в классе горели, требовать замены перегоревших ламп. Недопустимо также, чтобы лампы жужжали, даже слабо.

Учитель должен следить, чтобы места школьников были правильно освещены, т. е. Основной поток света падал слева.

Воздушно – тепловой режим  

От температуры в помещении и других характеристик воздуха во многом зависят как актуальное психофизиологическое    состояние, так и риск ухудшения здоровья.

Тепловой комфорт школьников обеспечивается при температуре + 18 – 20 С. При температуре + 16 – 17 С и 21 – 22 С возникает умеренное напряжение терморегуляции. Постоянное отклонение температуры воздуха от комфортных показателей неблагоприятно отражается на состоянии учащихся и повышает риск нарушений их здоровья.

Говоря о психогигиенической обстановке в школе, нельзя обойти вниманием такой существенный фактор, как шум. Шум нарушает отношения между людьми, повышая уровень нервозности, агрессивности, конфликтности. Он обуславливает заметное ухудшение течения некоторых видов заболеваний, задержку восстановления здоровья.

Задача учителя донести до сознания учащихся вред для их здоровья от такого избытка сильных звуковых воздействий. Ряд экологических факторов через визуальный канал воздействуют на психику человека, его эмоциональное состояние. Удачный подбор тонов окраски стен, потолков и школьного оборудования имеет не только эстетическое значение, но и влияет на эмоциональное состояние школьников, их самочувствие и работоспособность.

Дети разного возраста предпочитают разные цветовые гаммы в окраске стен класса: учащиеся младших классов – желтый, оранжевый.

 

Требования к школьной мебели      

Школьная мебель должна способствовать правильной, удобной позе ребенка, соответствовать его анатомо – физиологическим особенностям.

Признаки правильной позы учащегося во время занятий

           За столом   (партой). Длина сиденья стула должна соответствовать длине бедер ребенка. Высота ножек стула должна равняться длине голеней.

При письме. Сидеть нужно с одинаковой нагрузкой на обе ягодицы. Позвоночник упирается на спинку стула. Голова чуть наклонена вперед. Расстояние от глаз до стола соответствует 30-35 см. Тетрадь лежит под углом в 30 градусов.

 

Если с подбором мебели возникают трудности, лучше посадить учащегося за парту большего размера,  чем требуется.

Получить программу конференций

Получить программу конференций

Создай 3 ДИПЛОМА, а оплати всего за 2!

3-й в подарок!
Акция до 15 июля подробнее
пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга
Пожалуйста, подождите.
x