«Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе».

Автор: Ауэр Наталья Николаевна Тимошенко Ирина Николаевна

Урок является  основной организационной формой образовательного процесса, которая непосредственно зависит от учителя. Выявление критериев здоровьесберегающего потенциала школьного урока и построение урока на здоровьесберегающей основе является важнейшим условием.  Здоровьесберегающие технологии на уроках в школе – важный аспект педагогического процесса. Это то, что поможет детям освоить современную школьную программу и остаться здоровыми.

          « Концепция модернизации российского образования» предусматривает создание условий для повышения качества  образования, и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагается проведение оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, в том числе за счет:                                              

1)    реальной разгрузки содержания общего образования;

2)    использование эффективных методов обучения;

3)    повышения удельного веса и качества занятий физической культурой;

4)    организация мониторинга состояния здоровья учащихся;

5)    улучшение организации питания обучающихся в образовательных учреждениях;

6) организация досуговой деятельности в каникулярное время.

         Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.
        «Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Здоровье  - состояние полного физического, психического и социального благополучия. Возрастающие психоэмоциональные и физические нагрузки учащихся в современной школе  делают задачу сохранения и укрепления здоровья школьников одной из приоритетных.

Многочисленные исследования показывают, что за годы обучения в школе возрастает количество детей, имеющих нарушения зрения и осанки, приобретающих заболевания органов пищеварения и расстройство деятельности центральной нервной системы, что влияет как на качество освоения ими учебного материала, так и на социализацию школьников.


 

К важнейшим причинам неблагополучия здоровья учащихся относятся:

         стрессогенные технологии проведения урока и оценивания знаний учащихся;

         недостаток физической активности учащихся;

         перегруженность  учебных программ;

         невозможность реализовать индивидуальный подход к учащимся;

         несоблюдение элементарных гигиенических  требований к организации  учебного процесса;

         неправильная организация питания учащихся в школе;

         недостаточный уровень гигиенических и психологических знаний педагогов;

         низкий уровень культуры здоровья учащихся и их родителей.

 

Как и в воспитании нравственности и патриотизма, так и вос­питании уважительного отношения к своему здоровью необхо­димо начинать с раннего детства.

Если в семье родители понимают значение физкультуры и спорта для здоровья ребенка, то они с самого раннего детства формируют у ребенка культуру физических занятий, демонстри­руя это на своем собственном примере.

Если школьный учитель, преподающий любой предмет, по­нимает значение сохранения здоровья своих учеников, он ни­когда не позволит себе игнорировать возможность организации на своем уроке оздоровительной гимнастики — минутки отдыха для души и тела ребенка.

Почему так происходит? Видимо, все дело в том, что мы, взрос­лые, ошибочно считаем: для ребенка самое важное — это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя кружится голо­ва, если твой организм ослаблен болезнями и леностью, если он не умеет бороться с недугом?

Воспитывая ребенка в семье и школе, мы часто употребляем слово «привычка».

К вредным привычкам учащихся мы относим безответствен­ность, отсутствие умений плодотворно трудиться, неорганизо­ванность и многое другое.

Но мы, взрослые, не задумываемся над тем, что в основе вы­шеперечисленных проблем лежит отсутствие привычки у ребен­ка к тому, чтобы быть здоровым духовно и физически.

Привычка не прививается в семье, в школе и поэтому у буду­щего взрослого не формируется положительный образ здорового человека.

. Очень часто родите­ли в семье говорят ребенку: «Будешь плохо кушать, — заболеешь! Не будешь тепло одеваться — простудишься!» и т. д. Но практи­чески очень мало в семьях говорят родители детям: «Не будешь делать зарядку — не станешь сильным! Не будешь заниматься спортом — трудно будет достигать успехов в учении! и т. д.

Научно-технический прогресс привел к тому, что человек все, меньше и меньше понимает, что такое физический труд. А ребе­нок и подавно.

За прошлое столетие, по мнению ученых, вес непосредствен­ной мышечной работы человека снизился с 94 до 1 процента. Глав­ными пороками XXI века становятся: накапливание отрицатель­ных эмоций без физической разрядки, переедание и гиподинамия.

По мнению специалистов, даже если дети достаточно двигаются, их движения однообразны, не все группы мышц вовлека­ются в движение, и результат от такой активности большой пользы не дает.

Часто можно слышать от родителей: «Моему ребенку и уро­ков физкультуры хватит, чтобы подвигаться». А хватит ли? Роди­тели, видимо, не догадываются о том, что уроки физической куль­туры восполняют дефицит двигательной активности только на 11 процентов. Два-три урока в школьном расписании проблему не решат.

 Здоровье – это совокупность физических, психических и духовно-нравственных состояний человека, определяющих его работоспособность и отношение к окружающему миру. И процесс построения всей здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения  должен осуществляется в соответствии с тремя аспектами здоровья:

- физическое здоровье – естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех органов и систем;

- психическое здоровье – сохранность  и активность механизмов личной  саморегуляции, обеспечивающее полноценное человеческое функционирование;

- духовно-нравственное здоровье – наличие у человека нравственных принципов, которые обеспечивают активную жизненную позицию, способность противостоять различным жизненным трудностям.

        Комплексный подход, благодаря которому решаются не только задачи защиты здоровья учащихся и педагогов, но задачи формирования и укрепления здоровья школьников, воспитания у них, у  учителей культуры здоровья, может быть назван здоровьесберегающей педагогикой.

       В настоящее время возникло особое направление в педагогике «педагогика оздоровления». В основе оздоровления лежат представления о здоровом ребенке.    Здоровьесберегающая технология,  не может выражаться какой - то конкретной образовательной технологией. В тоже время, понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности школы  по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.

         Здоровье ученика в норме, если:                                                                  

а) в физическом плане – умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой;

б) в социальном плане – он коммуникабелен, общителен;

в) в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться;

г) в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;

д) в нравственном плане – честен, самокритичен.

    Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать знания в повседневной жизни.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

   Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. М.: Просвещение, 1990.

   Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе

/авт.-сост. С.А. Цабыбин.-Волгоград: Учитель. 2009.

    Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.

М.: Просвещение, 1998.

    Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей: Учебное  пособие  под общей  редакцией  Н.В. Сократова.- М.: ТЦ Сфера, 2015.

 

 

 

Прикрепленные файлы:
%d0%ba%d0%be%d0%bd%d1%81%d0%bf%d0%b5%d0%ba%d1%82-%d0%b2%d1%8b%d1%81%d1%82%d1%83%d0%bf%d0%bb%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d1%8f-%d0%bd%d0%b0-%d1%81%d0%b5%d0%bc%d0%b8%d0%bd%d0%b0%d1%80%d0%b5-%d0%b7%d0%b0%d0%b2
comments powered by HyperComments

Создай 3 ДИПЛОМА, а оплати всего за 2!

3-й в подарок!
Акция до 26 ноября! подробнее
пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга
Пожалуйста, подождите.
x