Здоровьесберегающие технологии в обучении детей младшего школьного возраста

Автор: Шебардина Людмила Дмитриевна

МБОУ «Торбеевская средняя общеобразовательная школа №3»

 

 

 

 

 

Выступление на тему:

«Здоровьесберегающие технологии в обучении детей младшего школьного возраста»

 

 

 

       Подготовила:  учитель начальных классов

                                           Шебардина Л.Д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           Всё начинается со школы, а в школе все начинается с учителя. И какие бы методики не применялись, какое бы оборудование ни привозили в класс – интерактивную доску, телевизор или компьютер, - главным, вечным и неизменным в школе остается УЧИТЕЛЬ.

             Школа является особым образовательным пространством, в рамках которого происходит формирование не только социально адаптированной личности, её профессиональное и гражданское самоопределение, но и формируется самая важная, базовая характеристика, обеспечивающая реализацию всех остальных – здоровье.

Здоровье  - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества.

    Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель в состоянии  сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач.

Академик, хирург Н.М. Амосов сказал: «Если нельзя вырастить ребёнка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать его высокий уровень здоровья вполне возможно».

 

Многочисленные исследования последних лет показывают:

 

1.                Физиологически зрелыми рождаются не более 14% детей.

2.                25-35% детей, пришедших в 1 класс школы, имеют физические недостатки или хронические заболевания.

3.                90-92% выпускников средних школ находятся в «третьем состоянии», т.е. они еще не знают, что больны.

4.                Только 8-10% выпускников школ можно считать действительно здоровыми.

5.                5% взрослого населения страны хронически больны, а 95% - находятся в «третьем состоянии».

 

            За  период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 3,9 до 12,3%, с нервно-психическими расстройствами – с 5,6 до 16,4%, с нарушениями осанки – с 1,9 до 16,8%. Одна из самых частых патологий у школьников – нарушение остроты зрения, составляющая в ряде регионов России до 30-40%. Охрана зрения школьника должна быть направлена не только на предупреждение близорукости, но и на сдерживание ее прогрессивности

             Почему так происходит? Видимо, дело в том, что мы, взрослые, ошибочно считаем: для детей самое важное - это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя кружится голова, если организм ослаблен болезнями, если он не умеет бороться с недугом?

            Еще одна из причин снижения здоровья - дети стали вести малоподвижный образ жизни. Больше их интересуют компьютер, телевизор, игры в телефоне. Для того чтобы жить в современном мире, им необходимо быть  постоянно готовыми к изменениям в обществе, но сохраняя при этом своё здоровье и индивидуальность.

Работая в школе более 20 лет, проанализировав причины заболевания школьников, я пришла к выводу о необходимости решить эту проблему с помощью внедрения  здоровьесберегающей технологии. Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве.На данный период у меня сложилась определенная система использования этой технологии в работе.

 В её основу положены основные задачи, которые я ставлю на первое место:

- обеспечение школьнику возможности сохранения  здоровья на период обучения в школе;

- снижение уровня заболеваемости учащихся;

- сохранение работоспособности  на уроках;

- формирование у учащихся знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни;

- формирование системы спортивно-оздоровительной работы.

           Обобщая сказанное  выше я, как учитель начальных классов поставила перед собой задачу: создать здоровьесберегающую среду на все 4 года обучения детей на первой ступени.

(обратите внимание на слайд, который отражает направления этой деятельности). Остановимся на каждом из направлений.

1 направление

Создание здоровьесберегающей среды:

В  классной комнате я создала все условия для обучения и развития детей согласно СанПиНов.

Свой учебный день я начинаю с проветривания помещения. Дети сидят за партами с учетом рекомендаций врача. Практикуется пересадка детей по триместрам, так как необходимо менять детям угол зрения на доску. Созданы все благоприятные условия в классе: доска зеленого цвета, проведено дополнительное освещение, много комнатных растений.

          Классная комната оборудована техническими средствами обучения.

В учебном кабинете имеется уголок эмоциональной и психологической разгрузки – аквариум.

         Но хочется обратить внимание на то, что очень большое внимание имеет микроклимат в классе. Ведь ребёнок только тогда будет с удовольствием ходить в школу, если в чистом уютном классе его встречает добрый взгляд учителя и его друзья-одноклассники.

           Нельзя говорить о здоровом образе жизни, не имея представления о правильном питании.

           Моя задача - убедить родителей, что необходимо соблюдать простые правила режима питания. Хорошо, что в школе организованы горячие завтраки, и родители с удовольствием используют эту возможность, так как перед уходом в школу не каждому  ребенку хочется кушать. И все ученики первого класса посещают столовую.

 

 2 направление

Здоровьесберегающее направление в образовательном процессе

Режим дня имеет особое значение в жизни младшего школьника, правильно составленный распорядок и его соблюдение играют основную роль в сохранении здоровья ребенка, который утвержден на заседании методического совета школы и согласован с родителями.

 

(Слайд «Режим дня»)

 

Для того, чтобы дети не перегружались, в начале учебного года я составила расписание уроков, которое соответствует шкале трудности.

 

 Слайд (Расписание уроков в 1 классе )

 

            Правильная организация урока оказывает большое влияние на состояние организма детей  и, как следствие,  на работоспособность.

 При подготовке любого урока  оцениваю его качество и эффективность с точки зрения сохранения здоровья. Для этого использую памятку  «Анализ урока с позиции здоровьесбережения». Анализ полученной информации показывает проблемные области в применении здоровьесберегающих технологий и позволяет находить решение выявленных проблем.

          На уроках часто применяю игровую технологию. Ведь игра – это самый эффективный вид деятельности. Через игру ребенок познает мир, учится анализировать, обобщать, сравнивать. В играх дети вступают в различные отношения: сотрудничество, соподчинение, взаимного контроля. Широко использую нестандартные уроки: уроки – соревнования, уроки-конкурсы, уроки-путешествия, дидактические игры.

          Часто на уроках организую групповую и парную работу, в ходе которой уровень осмысления и освоения материала заметно возрастает, детям значительно легче учиться вместе. В процессе работы дети размещаются так, чтобы ученики могли видеть лица друг друга, часто работают стоя. При проведении такой работы формируются коммуникативные универсальные учебные действия младших школьников, а также решаются задачи здоровьесбережения.

    Так же использую:

- фронтальный опрос с использованием мяча, шарика или какой-либо игрушки.

Элементы игры использую также в качестве обратной связи и оценки ответов одноклассников:

- хлопанье в ладоши;

- поднятие руки;

- сигнальные карточки различного цвета.

Для повышения умственной работоспособности детей я провожу физкультминутки. Физкультминутки – естественный элемент урока в начальных классах. Они помогают снять утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление. 

      В состав физкультминуток я включаю:

- упражнение по формированию осанки,

-укреплению зрения, мышц рук,

- отдых позвоночника  и другие.

Широко использую весёлые физкультминутки в стихотворной форме, сопровождающиеся музыкальным и хоровым произношением.

           Мною создан комплекс физкультминуток, которыми пользуются  коллеги моей школы.

Наглядность, применяемая на уроке,  способствует лучшему усвоению нового материала, повышает интерес учащихся.  В качестве наглядности активно использую компьютерные технологии.  Применение компьютера на уроке, подготовка презентаций  - эффективный способ заинтересовать ученика. Приходится, конечно, много изучать, готовиться. Но, видя результат, не жалко, ни времени, ни сил. А благодарные, восторженные взгляды учеников – настоящая награда за труд.

         Продолжительность непрерывных занятий с использованием  компьютера для учащихся в возрасте 7-10 лет не должна превышать 10 минут. Я не только на занятиях строго соблюдаю это правило, но и требую от родителей.

            Мечта каждого учителя – воспитать ученика знающего, умеющего самостоятельно мыслить, задавать себе вопросы и находить на них ответы. Ставить перед собой  проблемы и искать способы их решения. Образовательная программа «Школа 2100» соответствует основным принципам государственной политики российского образования.    И  работая по этой программе, я поняла, что  именно она поможет мне сделать обучение современным, повысить качество обучения, свой профессиональный рост.

            Большое внимание в своей работе уделяю учебно-исследовательским работам  по теме «Сохранение здоровья».  Мои ученики подготовили исследовательские работы по теме «Вредна или полезна жевательная резинка», «Тайны шипучей воды», где выступали на районных и республиканских конференциях. Бывали частыми гостями в гимназии № 19 города Саранска и являлись призерами. Считаю, такие исследовательские работы ориентируют учащихся на проблемы сохранения здоровья.

 

3 направление

Здоровьесберегающая организация воспитательной работы

 

           Реализуя свою технологию провожу классные часы по следующим темам   «Учимся не болеть», «Мой паспорт здоровья», «Я и мои способности», «Дерево здоровья»

           Уже несколько лет в нашей школе ежемесячно проходят Дни здоровья, где наш класс тоже принимает активное участие. Вместе с родителями организовываем весёлые старты, игры, конкурсы, походы. Среди них особенно можно выделить спортивные соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья», где  родители с детьми моего класса принимают участие в районных и республиканских соревнованиях.

           Думаю, что такие успехи достигнуты моими учениками и их родителями,  благодаря своему личному примеру. Со школьной скамьи я занимаюсь спортом, защищала честь района и республики на соревнованиях по лыжам и легкой атлетике. И в настоящее время  я веду активную спортивную жизнь, бегаю на лыжах, увлекаюсь туризмом, участвую вместе со своим учащимися в спортивных играх и соревнованиях.

           Видимо, поэтому администрация школы предложила в 2006 году с моими учениками организовать спортивный класс.  Сейчас это учащиеся 9 класса, в этом году они стали чемпионами Мордовии по КЭС - баскету.

А  следующий выпуск, сегодняшние пятиклашки, стали кадетским классом.  Сейчас у меня первоклашки, и я постараюсь, чтобы из них выросли здоровые люди, увлеченные спортом.

 

4 напрвление

Здоровьесберегающая организация  внеурочной деятельности.

 

         Сегодня в начальной школе происходят большие изменения. Российское образование перешло на новые ФГОСы. Одним из компонентов новых стандартов является внеурочная деятельность. Уже третий год я веду в 1- 3 классах занятия по внеурочной деятельности - секцию «Крепыши», на которых мы играем, проводим соревнования, выявляем самого сильного, быстрого, ловкого. Эти занятия способствуют укреплению здоровья детей. Но есть в классе одаренные в спортивном плане  дети, им  такой нагрузки маловато, и я стараюсь таким детям рекомендовать посещение   спортивных секций. В предыдущем выпуске, многие дети посещали секции по легкой атлетике, футболу, дзюдо. Ребята участвовали в районных, республиканских и всероссийских соревнованиях и добивались высоких результатов.

           По начальным классам спортивные секции посещают - 30% учащихся. Нам учителям нужно как больше находить одаренных детей и направлять в спортивные секции. Может быть, среди них будущие Олимпийские чемпионы.

 

5 направление

Мониторинг состояние здоровья учащихся и эффективности здоровьесбережение.

 

           Ежегодно дети проходят плановый  медосмотр врачами ЦРБ, рост и  вес соответствует возрасту. Учитывая в работе показания  медсестры  школы в листе здоровья школьников, веду разъяснительную работу с родителями по поводу профилактических прививок, приглашаю на родительские собрания медиков.

          Внедрение  в учебный процесс здорвьесберегающих технологий на протяжении 4 лет позволило мне добиться положительных изменений в состоянии здоровья моих учеников. 1 класс – за учебный год переболело простудными заболеваниями около 80%, то к концу 4 класса процент заболевания снизился до 16%.

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место среди ценностей человека в нашей стране. И если мы  научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. И если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будут в больше степени здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

 

 В заключение, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.Ж. Руссо, хочется сказать: «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым»

comments powered by HyperComments

Создай 3 ДИПЛОМА, а оплати всего за 2!

3-й в подарок!
Акция до 26 ноября! подробнее
пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга
Пожалуйста, подождите.
x