имени Героя Советского Союза РИХАРДА ЗОРГЕ» (МБОУ «Школа № 80») Научно – методическая деятельность: Лобжанидзе А.В. Учитель физической культуры Региональный компонент на уроке физической культуры. Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника. Образовательная область «Физическая культура» призван сформировать у у чащихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической подготовленности, твоческом использовании средств ( физические упражнения; естественные силы природы – солнце, воздух, вода, их закаливающее действие; гигиенические факторы – личная гигиена: распорядок дня, гигиена сна, режим питания, учебной деятельности, гигиена тела, спортивной одежды, обуви, мест занятий, отказ от вредных привычек ) физической культуры в организации ЗОЖ. Образовательная область «физическая кеультура» имеет своим учебным предметом один из видов культуры человека и общества, в системном основании которого лежит физкульрурная деятельность. Данная деятельность характеризуется целенаправленным развитием и совершенствованием духовных и природных сил человека и выступает как условие и результат формирования физической культуры личности. Результатом деятельности в физической культуре является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений и навыков, высокий уровень развития жизненных сил, спортивные достижения, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие. Методические принципы физического воспитания совпадают с общедидактическими и это оправданно, ибо физическое воспитание – один из видов педагогического процесса и на него распространяются общие принципы педагогики: - сознательность и активность; - наглядность; - доступность; - систематичность; - динамичность. В процессе физического воспитания применяются как общепедагогические методы, так и специфические, основанные на активной двигательной деятельности: - метод регламентированного упражнения; - игровой метод; - соревновательный метод; - интервальный метод; - повторный метод; - переменный метод; - расчлененный метод; -словесный метод и др. Содержание школоьного курса предмета «физическая культура» составляет программный материал состоящий из двух основных частей: базовой и вариативной (дифферинцированной). Здесь нас больше интересует именно вариативная ( дифферинцированная) часть программного материала. Вариативная часть обусловлена необходимостью учета индивидуальных способностей учащихся, региональных, национальных и местных особенностей работы школ. Материал вариативной части, связанный с региональными особенностями, и время на его освоение определяют республиканские и областные органы образования. Другую составляющую вариативной части определяет сам учитель по согласованию с директором школы. При выборе материала вариативной части предпочтение следует отдавать физическим упражнениям, играм, тесно связанным с местной традицией, культурой и историей, а также имеющим большое прикладное значение. Принцип вариативности дает возможность подбирать содержание учебного материала в соответствии с возрастом, полом, учащихся, материально-технической оснащенности учебного процесса, видам учебного учреждения (городские,малокомплектные, и сельские школы) и регионально-климатическими условиями. Комплексная программа физического воспитания для 1-11 классов общеобразовательных учреждений предлагает от 10 до 16 часов в год посвятить вариативной части материала, из них от 6 до 10 часов в год региональному компоненту. Региональный компонент на уроке физической культуры является одним из инструментов в реализации воспитательных и образовательных целей, элементом начальной военной подготовки и играет активную роль в межпредметных связях. Несомненно, региональный компонент на уроках физкультуры в условиях Ростовской области связан с историей, традициями, военным опытом казачества, а также с историей и достижениями донского спорта. Воспитание патриотизма, любви к истории своего народа и земли, освоение элементов физической и военной подготовки казачьих формирований, изучение достижений донских спортсменов – участников Олимпийских игр, чемпионатов мира и Европы – все это реализуется в учебном процессе с использованием регионального компонента. Целесообразно в процессе урока акцентировать внимание на элементах физических упражнений, которые можно подавать в ракурсе регионального компонента. В теплое время года это метание копья, гранаты, малого мяча, в спортзале это всевозможные лазания по канату, гимнастической лестнице. Переползания, запрыгивания на гимнастического коня, козла, упражнения с гантелями, имитация гребли, хождение с коромыслом, преодоление гимнастической полосы препятствий, эстафеты с лазанием по гимнастической лестнице, подвижные игры. Годовой курс физической культуры обычно включает в себя такие виды программного материала как теория физической культуры, легкая атлетика, гимнастика, спортивные игры, ОФП. В каждый вид можно включать элементы регионального компонента. В теории физической культуры можно предложить учащимся обратить внимание на литературу по краеведению, истории казачества, истории донского спорта, предложить учащимся поготовить сообщения по этим темам. На уроках легкой атлетики : - техника метания копья,гранаты,малого мяча, - прыжки с места и сразбега в длину и высоту, - эстафетный бег. На уроках гимнастики : - запрыгивания на гимнастический козел (варианты), - опорные прыжки (варианты), - переползания по-пластунски (варианты), - лазания и перелазания на гимнастической лестнице, - упражнения на перекладине, - хождение с коромыслом, -элементы атлетической гимнастики, - метание гимнастического мяча. Как элемент регионального компонента проводится и строевая подготовка. Элементом регионального компонента вводится изучение основ техники из тяжелой атлетики. ( Тяжелая атлетика на Дону многие годы была одним из ведущих видов спорта. Имена донских тяжелоатлетов, олимпийских чемпионов И.Удодова, В.Алексеева, Д.Ригерта, Н.Колесникова известны всему миру ). Тяжелая атлетика развивает такие физические качества как сила, взрывная сила, гибкость, координация движений, прыгучесть ,скорость. Сила –одно из основных физических качеств человека. Сила была, есть и будет одной из отличительных черт казака-воина, казака-труженика, защитника родной земли и опоры государства в охране рубежей нашей Родины. В свете изложенного, региональный компонент в условиях донского среднего образования остается особо актуальным. ЛИТЕРАТУРА: 1. Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания для 1-11 классов общеобразовательных учреждений. Просвещение.Москва.2010. 2. Физическая культура студента. Под ред. В.И.Ильинича. Гардарики.Москва.2005. 3. Казаки. Под ред. Б.А.Алмазова. Золотой век.С.Пб.1999. 4. История донского казачества. М.П.Астапенко. Менада.2002.

Автор: Лобжанидзе Автандил Вахтанговия

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Ростова-на-Дону

«Школа № 80 имени Героя Советского Союза РИХАРДА ЗОРГЕ» 

 (МБОУ «Школа № 80»)

 

Научно – методическая деятельность:

 

 

Лобжанидзе А.В.

Учитель физической культуры

 

 

 

Региональный компонент на уроке физической культуры.

 

 

 

  Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника.

Образовательная область «Физическая культура» призван сформировать у у чащихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической подготовленности, твоческом использовании средств ( физические упражнения; естественные силы природы – солнце, воздух, вода, их закаливающее действие; гигиенические факторы – личная гигиена: распорядок дня, гигиена сна, режим питания, учебной деятельности, гигиена тела, спортивной одежды, обуви, мест занятий, отказ от вредных привычек ) физической культуры в организации ЗОЖ.

  Образовательная область «физическая кеультура» имеет своим учебным предметом один из видов культуры человека и общества, в системном основании которого лежит физкульрурная деятельность. Данная деятельность характеризуется целенаправленным развитием и совершенствованием духовных и природных сил человека и выступает как условие и результат формирования физической культуры личности. Результатом деятельности в физической культуре является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений и навыков, высокий уровень развития жизненных сил, спортивные достижения, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие.

  Методические принципы физического воспитания совпадают с общедидактическими и это оправданно, ибо физическое воспитание – один из видов педагогического процесса и на него распространяются общие принципы педагогики:

 

 - сознательность и активность;

 - наглядность;

 - доступность;

 - систематичность;

 - динамичность.

 

В процессе физического воспитания применяются как общепедагогические методы, так и специфические, основанные на активной двигательной деятельности:

 

 - метод регламентированного упражнения;

 - игровой метод;

 - соревновательный метод;

 - интервальный метод;

 - повторный метод;

 - переменный метод;

 - расчлененный метод;

 -словесный метод и др.

 

    Содержание школоьного курса предмета «физическая культура» составляет программный материал состоящий из двух основных частей: базовой и вариативной (дифферинцированной).

  Здесь нас больше интересует именно вариативная ( дифферинцированная) часть программного материала. Вариативная часть обусловлена необходимостью учета индивидуальных способностей учащихся, региональных, национальных и местных особенностей работы школ.

   Материал вариативной части, связанный с региональными особенностями, и время на его освоение определяют республиканские и областные органы образования. Другую составляющую вариативной части определяет сам учитель по согласованию с директором школы. При выборе материала вариативной части предпочтение следует отдавать физическим упражнениям, играм, тесно связанным с местной традицией, культурой и историей, а также имеющим большое прикладное значение.

    Принцип вариативности дает возможность подбирать содержание учебного материала в соответствии с возрастом, полом, учащихся, материально-технической оснащенности учебного процесса, видам учебного учреждения (городские,малокомплектные, и сельские школы) и регионально-климатическими условиями.

   Комплексная программа физического воспитания для 1-11 классов общеобразовательных учреждений предлагает от 10 до 16 часов в год посвятить вариативной части материала, из них от 6 до 10 часов в год региональному компоненту.

    Региональный компонент на уроке физической культуры является одним из инструментов в реализации воспитательных и образовательных целей, элементом начальной военной подготовки и играет активную роль в межпредметных связях.

    Несомненно, региональный компонент на уроках физкультуры в условиях Ростовской области связан с историей, традициями, военным опытом казачества, а также с историей и достижениями донского спорта. Воспитание патриотизма, любви к истории своего народа и земли, освоение элементов физической и военной подготовки казачьих формирований, изучение достижений донских спортсменов – участников Олимпийских игр, чемпионатов мира и Европы – все это реализуется в учебном процессе с использованием регионального компонента.

    Целесообразно в процессе урока акцентировать внимание на элементах физических упражнений, которые можно подавать в ракурсе регионального компонента. В теплое время года это метание копья, гранаты, малого мяча, в спортзале это всевозможные лазания по канату, гимнастической лестнице. Переползания, запрыгивания на гимнастического коня, козла, упражнения с гантелями, имитация гребли, хождение с коромыслом, преодоление гимнастической полосы препятствий, эстафеты с лазанием по гимнастической лестнице, подвижные игры.

     Годовой курс физической культуры обычно включает в себя такие виды программного материала как теория физической культуры, легкая атлетика, гимнастика, спортивные игры, ОФП. В каждый вид можно включать элементы регионального компонента.

      В теории физической культуры можно предложить учащимся обратить внимание на литературу по краеведению, истории казачества, истории донского спорта, предложить учащимся поготовить сообщения по этим темам.

 

     На уроках легкой атлетики :

- техника метания копья,гранаты,малого мяча,

- прыжки с места и сразбега в длину и высоту,

- эстафетный бег.

 

     На уроках гимнастики :

- запрыгивания на гимнастический козел (варианты),

- опорные прыжки (варианты),

- переползания по-пластунски (варианты),

- лазания и перелазания на гимнастической лестнице,

- упражнения на перекладине,

- хождение с коромыслом,

-элементы атлетической гимнастики,

- метание гимнастического мяча.

  Как элемент регионального компонента проводится и строевая подготовка.

  Элементом регионального компонента вводится изучение основ техники из тяжелой атлетики. ( Тяжелая атлетика на Дону многие годы была одним из ведущих видов спорта. Имена донских тяжелоатлетов,  олимпийских чемпионов И.Удодова, В.Алексеева, Д.Ригерта, Н.Колесникова известны всему миру ).

   Тяжелая атлетика развивает такие физические качества как сила, взрывная сила, гибкость, координация движений, прыгучесть ,скорость. Сила –одно из основных физических качеств человека. Сила была, есть и будет одной из отличительных черт казака-воина, казака-труженика, защитника родной земли и опоры государства в охране рубежей нашей Родины.

   В свете изложенного, региональный компонент в условиях донского среднего образования остается особо актуальным.

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА:

 

1.     Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания для 1-11 классов общеобразовательных учреждений. Просвещение.Москва.2010.

2.     Физическая культура студента. Под ред. В.И.Ильинича. Гардарики.Москва.2005.

3.     Казаки. Под ред. Б.А.Алмазова. Золотой век.С.Пб.1999.

4.     История донского казачества. М.П.Астапенко. Менада.2002.

 

 

comments powered by HyperComments

пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга

Подпишитесь на последние новости сайта!

Пожалуйста, подождите.
x