Инновационные технологии в обучении географии.

Автор: Кириллова Елена Ивановна

 

Инновационные  технологии в  обучении географии.

 

География - единственный учебный курс, дающий целостное предоставление о Земле как планете людей. Она формирует и общую культуру, в том числе экологическую.Она учит, как интегрировать информацию, полученную из множеств источников, пользоваться специфическим международным языком общения - географической картой.

 

Географическое образование - надежная основа для воспитания современного хозяина своей страны и Земли, как общего дома человечества. Именно это образование дает осознанное понимание единства современного мира и человечества в его многообразии и единстве.

 

И чтобы учащиеся могли правильно понять материальные, духовые и культурные ценности, окружающие их, и смысл существования человека в пространстве, необходимо накопление больших географических познаний

 

В организации процесса обучения с использованием  новых педагогических технологий значительная роль принадлежит и современным средствам обучения школьников. Не секрет, что основным средством обучения, по-прежнему, остаются учебник с атласом. Однако эффективное обучение предполагает использование целого ряда и других средств обучения (программы, методические рекомендации, рабочие тетради для учащихся), так называемый учебно-методический комплекс. Но кроме этого, используются и другие средства обучения: аудиовизуальные и экранно-звуковые, а так и разнообразные интерактивные средства обучения (мультимедийные  энциклопедии и путеводители, адаптированные программно-методические комплексы и близкие к ним электронные учебники, тест-программы, Интернет-ресурсы).

 

С овладением любой новой технологии начинается новое педагогическое мышление учителя: четкость, структурность, ясность методического языка, появление обоснованной нормы в методике.

 

Применяя педагогические технологии на уроках, я убедилась, что процесс обучения географии можно рассматривать с новой точки, добиваясь более качественных результатов.

 

Одним из ведущих факторов модернизации преподавания географии и

 

всего образования в целом является интеграция одновременно нескольких

 

предметов.

 

К сожалению, знания современных учащихся частичные, предметные программы составлены разрозненно, каждый предмет усваивается сам по себе. Потребность преодолеть эти, противоречия привела к попытке

 

разработать систему интегрированных уроков.

 

В этом плане, география настолько универсальна, что может

 

интегрироваться с любым предметом (биология, история, химия,

 

информатика, алгебра, музыка и др.) Начиная с начального курса географии «Землеведение» 6 класс, можно интегрировать уроки с физикой при изучении темы «Атмосфера», т.к. данная тема включает в себя понятия, как

 

температура, атмосферное давление, влажность, осадки, ветер, а также с

 

математикой. В курсе математики 6 класса вычисляют среднее арифметическое, читают графики, знакомятся с масштабом (а в географии -при вычислении средних температур воздуха за месяц, год; составление графиков годового хода температур, использование разных видов масштаба при составлении плана местности и т. д.) Используются знания химии при изучении газового состава атмосферы, ОБЖ - неблагоприятные природные и стихийные бедствия. Большой интерес вызывает предложение учителя прокомментировать песню «Ветер с моря дул…» О каком явлении идёт речь в песне? В какое время суток это происходило? (Ветер с моря дует днём, это дневной бриз, значит, это происходило в дневное время). В литературных произведениях часто содержатся описания явлений природы. Например, в

 

произведении М.М.Пришвина «Кладовая солнца», даётся географо-

 

литературное объяснение понятию о горючем торфе и его значении.

 

Учащиеся сами подбирают стихи и пословицы о явлениях природы.

 

Учащиеся 6-го класса имеют сильный познавательный интерес, география для них новый и увлекательный предмет, но учащиеся еще не

 

обладают развитым абстрактным мышлением. Они стараются

 

преимущественно запомнить материал, а не обдумывать самостоятельно.

 

В этом возрасте лучше воспринимается не логика учебного

 

материала, а его образ. Поэтому учителю хочется найти какую-то

 

«волшебную» технологию, в этом случае интегрированные уроки вызывают

 

у детей «желание творить, создавать новое». При планировании таких уроков

 

учителю важно учитывать, что происходит объединение блоков 2-3

 

различных предметов, поэтому необходимо правильно определить главную

 

цель интегрированного урока. При этом объекты исследования разных

 

предметов должны совпадать, либо быть достаточно близкими.

 

Но такие уроки не могут стать главной формой работы, из-за

 

неизбежно возникающей при этом проблемы недостатка времени.

 

Проводимая в стране модернизация образования затрагивает в первую

 

очередь учебные предметы естественного цикла, и, к сожалению, не в их пользу. Например, все в том же  6 классе – физическая география -

 

где закладываются основы географических знаний, возможность развития

 

умений устанавливать причинно-следственные связи, остаётся 1 час в

 

неделю.

 

География даёт основу экономических знаний, подготовку к выбору

 

правильного обучения, профессиональное ориентирование, необходимое для

 

социализации обучающихся в обществе, но, у географии большая

 

конкуренция с предметами, имеющими масштабный выход на итоговую

 

аттестацию в форме ЕГЭ. Несмотря на это, требования к географии также остаются достаточно серьёзными. Учителя задыхаются от нехватки времени на её изучение.

 

Исходя из этого, и опираясь на опыт других педагогов, хочется сказать, что большое значение имеет в наше время пропаганда географии, как основополагающей науки мироздания и внедрение новых методик, особенно интеграционных, в преподавании географии - назревшая необходимость сегодняшнего дня.

 

 

 

                  

 

 

 

 

 

 

 

Информационные ресурсы:

 

1. Арефьева Г.Я.// Интегрированные уроки: география, биология, экология,

 

ОБЖ, химия// Журнал «География в школе» №3, 2002.

 

2. Данилюк А.Я. //Учебный предмет как интегрированная система// М.:

 

Педагогика.

 

3. Коростылёва Н.Я. // Интеграция и гуманизация в концепции современной

 

Школы//  Теоретический анализ.

 

4.И.В. Душина, Е.А. Таможняя, В.Б. Пятунин // Методика и технологии обучения географии в школе//АСТ, Астрель, М., 2002

 

comments powered by HyperComments

Создай 3 ДИПЛОМА, а оплати всего за 2!

3-й в подарок!
Акция до 14 ноября! подробнее
пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга
Пожалуйста, подождите.
x