инновационные технологии

Автор: Позднякова Лилия Рифовна

 

Позднякова Лилия Рифовна

 

                учитель начальных классов МАОУ «Гимназия №6»,

 

 город Стерлитамак РБ.

 

 

 

" Использование инновационных образовательных технологий в достижении планируемых результатов ФГОС НОО "

 

В современную эпоху стремительных перемен приходится отказываться от привычных представлений о том деле, которым ты занимаешься, постоянно совершенствоваться в каких-то новых областях. Научный и социальный прогресс быстро, кардинально изменяет условия труда и содержание деятельности человека. Многое изменилось и в отечественной педагогической системе последнего десятилетия. 

 

Фундаментальным положением новой философии является установка на индивидуальность в отношениях «человек – человек», на ценностное восприятие личности и мира. Инновационная деятельность в образовательной сфере тем более сложна и ответственна, что связано с высокой значимостью человеческого фактора. В педагогике, как известно, главное противоречие возникает в области развития личности.

 

Инновации в образовании начинаются с уважения к индивидуальности ученика и трансформации традиционной модели отношений «учитель – ученик» в модель « человек – человек», что накладывает своего рода табу на представление о ребенке как сосуде подлежащим наполнению, как «совокупности психических процессов», которые предстоит развивать. В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие таких качеств личности как мышление, внимание, память и воображение. В этом возрасте начинается социальное и личностное развитие ребенка, его вхождение в жизнь общества. Исходя из теории Л.С. Выготского, развитие младшего школьника как личности определяется процессом обучения. Модернизация начального образования связана с новым статусом младшего школьника как субъекта учебной деятельности.  Инновации в образовании должны нести, прежде всего, процесс выработки уверенности маленького человека в себе, в своих силах. Необходимо переломит авторитарность образования в мышлении педагогов, чтобы они сумели поставить ребенка на равный уровень с собой, смогли дать ребенку возможность адекватно управлять собой и окружающим его миром. В то же время важно отметить, что инновации в образовании, в первую очередь, должны быть направлены на создание личности, настроенной на успех в любой области приложения своих возможностей.

 

 Иинновационная образовательная технология- это комплекс из трех взаимосвязанных составляющих:

 

1.Современное содержание, которое передается обучающимся, предполагает не столько освоение предметных знаний, сколько развитие компетенций, адекватных современной бизнес-практике. Это содержание должно быть хорошо структурированным и представленным в виде мультимедийных учебных материалов, которые передаются с помощью современных средств коммуникации.

 

2.Современные методы обучения — активные методы формирования компетенций, основанные на взаимодействии обучающихся и их вовлечении в учебный процесс, а не только на пассивном восприятии материала.

 

3.Современная инфраструктура обучения, которая включает информационную, технологическую, организационную и коммуникационную составляющие, позволяющие эффективно использовать преимущества дистанционных форм обучения.

 

Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Сущность такого обучения состоит в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. Образование должно развивать механизмы инновационной деятельности, находить творческие способы решения жизненно важных проблем, способствовать превращению творчества в норму и форму существования человека.

 

 

 

 

 

В настоящий момент в школьном образовании применяют самые различные педагогические инновации. Это зависит, прежде всего, от традиций и статусности учреждения. Тем не менее, можно выделить следующие наиболее характерные инновационные технологии.

 

  •  Технология развивающего обучения;

          В развивающем обучении акцент переносится с изучения учебного материала на учебную деятельность ученика по развитию теоретического мышления и на всестороннее развитие личности учащегося. При этом знания все равно передаются ученикам, но с применением дедуктивного подхода.

             Знания сообщаются не для их воспроизведения, а в процессе специально организованной разносторонней деятельности. В учебный процесс вносится личностный и деятельностный акценты, которые очень важны для работы с детьми.

    Однако, по мнению доктора психологических наук В.С. Лазарева в развивающем обучении есть нерешенные проблемы. Он пишет: «Формирование учебной деятельности требует постановки и решения учебных задач особого рода – задач на освоение метазнаний о способах познания». Для устранения отмеченных недостатков Л. Г. Петерсон был разработан курс «Мир деятельности» для 1-4 классов, который введен в качестве дополнительного образования и в нашей гимназии. Основной целью курса является создание теоретического фундамента для формирования у учащихся общеучебных и деятельностных умений и связанных с ними способностей и личностных качеств как необходимое условие построения современной модели образования. Курс состоит из 4 параллельно развивающихся содержательно-методических линий:

    - Организационно-рефлексивная формирование в достаточной полноте УУД, предусмотренных ФГОС, и умения учиться в целом

    - коммуникативная формирование норм поведения в классе, норм общения, норм коммуникативного воздействия

    - познавательная организация саморазвития познавательных процессов, знакомство с методами и средствами познания, методами работы с информацией

    - ценностная формирование нравственно-этических норм, ценностных ориентиров, норм самовоспитания, охраны здоровья

    В процессе занятий у учащихся формируется представление об учебной деятельности, ее цели и результате, а также опыт пребывания в учебной деятельности при изучении различных предметов. Дети учатся точно следовать по образцу и осуществлять проверку своей работы. Формируется представление о роли учителя в учебной деятельности, цели выполнения домашнего задания. Учащиеся знакомятся со способами общения; открывают для себя правила поведения, правила работы в группе и применяют их в ходе предметных уроков.

    Для проверки достижения поставленных целей проводится диагностика, направленная на выявление уровня освоения каждым ребенком формируемых в данном курсе УУД и составление плана индивидуальной коррекционной работы, как для ученика, так и для класса. Диагностика включает в себя тестирование и наблюдение. Кроме того, учащиеся делают самооценку своих достижений, отмечая их в индивидуальной карте «Копилка моих достижений», в которой есть 2 шкалы: «Знаю» и «Умею», а результат фиксируется значками: высокий, средний, ниже среднего и низкий уровни, что позволяет мне оценить,  насколько адекватно оценивает себя ученик.

    Надо сказать, что результат комплексной диагностики будет зависеть от системной работы учителя на уроках по применению деятельностного метода, в то же время курс «Мир деятельности» помогает мне в освоении технологии деятельностного метода

  • Технология проблемного обучения;

        Центральное звено проблемного обучения - проблемная ситуация, с помощью которой пробуждается мысль, познавательная потребность, активизируется мышление, создаются условия для формирования правильных обобщений.

     

       Проблемная ситуация - это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности, не может достичь цели известным ему способом действия. Это побуждает человека искать новый способ объяснения или способ действия. Проблемная ситуация есть закономерность продуктивной, познавательной творческой деятельности. Она побуждает начало мышления, активную, мыслительную деятельность, которая протекает в процессе постановки и решения проблемы.

    Широкие возможности создаются для использования проблемных ситуации практически на всех уроках. Проблемная ситуация строится на реальных противоречиях, значимых для учащихся.

  • проектная технология;

         Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы учения/обучения.

         Ведущее место среди таких методов, принадлежит сегодня методу проектов.

         В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

         Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

         Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

         На долю учителя остается трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни.

    При организации проектной работы в начальной школе необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей. Темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов и близко к ним. Проблема проекта должна быть в области познавательных интересов ребенка и находиться в зоне ближайшего развития. Для продуктивной проектно-учебной деятельности необходима еще и особая готовность, заключающаяся в умении спрашивать, управлять голосом, выражать свою точку зрения, договариваться. У детей должна быть сформирована обобщенность умственных действий, наличие таких качеств мышления, как гибкость, вариативность и самостоятельность. Учащиеся должны уметь обоснованно оценивать, как результат,  так и процесс решения учебной задачи. Формирование выделенных показателей готовности учащихся к проектной деятельности идет на занятиях «Мир деятельности» и является необходимым условием для становления субъективности в процессе обучения.

    Работа над проектом – дело творческое, но проектировщик должен знать, что он должен получить в результате проектирования.

    Работу над проектом в своём классе я начала с проведения тренировочных занятий для того, чтобы познакомить каждого ученика с «техникой» проведения проекта. Для тренировки использовала самый простой вид проекта – информационный. Детям было предложено выбрать тему проекта и подумать, на какие вопросы по теме они хотели бы найти ответы. Далее, ребята продумывали варианты своих ответов на поставленные вопросы, а затем, им предлагалось решить, где бы они могли найти ответы на поставленные вопросы. После чего дети искали ответы на свои вопросы в предложенной информации, обобщали их, учились делать выводы. Как только информация было обобщена, начала учить детей делать сообщение. Защита должна быть публичной, ее пропустить нельзя, так как в ходе ее ребенок учится излагать добытую информацию, учится доказывать свою точку зрения. В подготовке к защите обязательно нужна помощь учителя, родителей. Затем детям стала предлагать самостоятельные проекты, для выполнения которых давала карточки-помощницы, используемые  ранее на тренировочных занятиях. Получившиеся проекты ребята защищали на уроках окружающего мира и тематических классных часах.

    Таким образом, проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовке их к реальным условиям жизнедеятельности, выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир

     

  • информационно-коммуникативные технологии;

 

 Этим технологиям отводится большое значение, т.к. ученик должен владеть информацией, уметь ею пользоваться, выбирать из нее необходимое для принятия решения, работать со всеми видами информации и т.д. И сегодня учитель должен понимать, что в информационном обществе он перестает быть единственным носителем знания, как это было раньше. В некоторых ситуациях ученик знает больше, чем он, и роль современного учителя – это в большей степени роль проводника в мире информации.

 

В практике своей работы информационно-коммуникативные технологии   я использую на уроках окружающего мира и занятиях по экологии  «Земля наш дом». Своей задачей считаю научить учеников самим добывать информацию, создать учебную среду, для развития, самопознания и самовыражения личности, развивать способность учащихся к самостоятельной и оценочной работе с информацией, формировать у детей навыки самообразования

 

Опыт применения информационно-коммуникативные технологии показал:

 

а) существенно повышается мотивация учеников к изучению предметных дисциплин; б) снимается психологическое напряжение школьного общения путем перехода от субъективных отношений "учитель-ученик” к наиболее объективным отношениям "ученик-компьютер-учитель”, повышается эффективность ученического труда, увеличивается доля творческих работ, расширяется возможность в получении дополнительного образования по предмету в стенах школы, а в будущем осознается целенаправленный выбор вуза, престижной работы;

 

в) информатизация преподавания привлекательна для учителя тем, что позволяет повысить производительность его труда, повышает общую информационную культуру учителя.

 

Среди педагогических технологий на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся можно назвать:

 

 

 

  • игровые технологии

  • здоровьесберегающие технологии

  • технологию  критического мышления

  • групповые технологии

  • технологию модульного обучения

  • компьютерные технологии

  • технологии деятельностного метода  обучения;( важно отметить, что методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход).

     

     Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели. Проявляется в освоении учащимися индивидуальных образовательных программ в соответствии с их возможностями и потребностями.

    Личностно-ориентированные технологии стараюсь применять на каждом уроке, подбирая задания для работы на уроке и для домашней работы по 3 уровням сложности: 1- базовый, 2- повышенный, 3- творческий. Уровень ребенок выбирает сам или по моей рекомендации. Тестовые задания, самостоятельные и контрольные работы также предусматривают задания разного уровня. Это создает возможность построения для каждого ученика самостоятельного образовательного маршрута, проекта выхода из затруднений и корректирования своих знаний и умений

    Применение этой технологии позволило мне уже на ранней стадии обучения выявить одаренных и талантливых детей, развивать интерес учащихся к достижению высоких результатов выполнения заданий повышенной сложности, способствовать их дальнейшему интеллектуальному развитию. С этой целью мною были проведены общественный смотр знаний по русскому языку, викторины, конкурсы знатоков, интеллектуальная игра «Кто самый умный» , литературные баталии и т.д.. Но наиболее эффективной формой работы на мой взгляд, является олимпиада. Олимпиады позволяют ученику познать себя, дают возможность в большей степени почувствовать в себе уверенность, являются средством воспитания умственной активности детей, активизируют психические процессы, вызывают интерес к процессу познания, служат развитию творческой инициативы ребенка. Мои дети полюбили участвовать в различных олимпиадах, дистанционных конкурсах и играх, не просто участвовать, а побеждать.

     

     

 

  • технология исследовательской деятельности

 

  Цель – стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.

 

Задачи:

 

- обучение проведению учебных исследований младших школьников

 

 - развитие творческой исследовательской активности детей

 

 -стимулирование у детей интереса к фундаментальным и прикладным наукам - ознакомление с научной картиной мира

 

 - вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс

 

 

 

В связи с введением ФГОС появляются новые (новейшие) педагогические технологии

 

  • информационно - аналитическое обеспечение учебного процесса и управление

    качеством образования школьника

    Применение такой инновационной технологии, как информационно – аналитическая методика управления качеством обучения позволяет объективно, беспристрастно проследить развитие во времени каждого ребенка в отдельности, класса, параллели, школы в целом. При некоторой модификации может стать незаменимым средством при подготовке классно – обобщающего контроля, изучении состояния преподавания любого предмета учебного плана, изучения системы работы отдельно взятого педагога.

  • мониторинг интеллектуального развития

    Анализ и диагностика качества обучения каждого учащегося при помощи тестирования и построения графиков динамики успеваемости.

  • технология оценивания («Школа 2100»)

 

 

 

  • Метод портфолио

           Портфолио – технология накопления и систематизации информации

     

 

Новые образовательные стандарты вводят новое направление оценочной деятельности – оценку личных достижений. Это связано с реализацией личностно-ориентированного подхода к обучению. Введение оценки личных достижений обеспечивает развитие следующих компонентов личности: мотивации саморазвития, формирования позитивных ориентиров в структуре Я-концепции, развитие самооценки, волевой регуляции, ответственности.

 

Поэтому в стандартах в итоговую оценку ученика включается и накопленная оценка, характеризующая динамику индивидуальных образовательных достижений на протяжении всех лет обучения в школе.

 

В качестве оптимального способа организации накопительной системы оценки выступает портфолио. Это способ фиксирования, накопления и оценки работ, результатов учащегося, свидетельствующих о его усилиях, прогрессе и достижениях в различных областях за определенный период времени. Иными словами – это форма фиксации самовыражения и самореализации. Портфолио обеспечивает перенос «педагогического ударения» с оценки на самооценку, с того, что человек не знает и не умеет на то, что он знает и умеет. Значимой характеристикой портфолио является его интегративность, включающая количественную и качественную оценки, предполагающая сотрудничество ученика, педагогов и родителей в ходе его создания, и непрерывность пополнения оценки.

 

 

 

Технология портфолио реализует следующие функции в образовательном процессе:

 

● диагностическую (фиксируются изменения и рост (динамика) показателей за определенный период времени);

 

● целеполагания (поддерживает образовательные цели, сформулированные стандартом);

 

● мотивационную (поощряет учащихся, педагогов и родителей к взаимодействию и достижению положительных результатов);

 

● содержательную (максимально раскрывает весь спектр достижений и выполняемых работ);

 

● развивающую (обеспечивает непрерывность процесса развития, обучения и воспитания от класса к классу);

 

● рейтинговую ( показывает диапазон и уровень навыков и умений);

 

следует все же добавить:

 

● обучающую (создает условия для формирования основ квалиметрической компетентности);

 

● корректирующую (стимулирует развитие в условно задаваемых стандартом и обществом рамках).

 

Для учащегося портфолио – это организатор его учебной деятельности, для учителя – средство обратной связи и инструмент оценочной деятельности.

 

Отличительной особенностью портфолио является его личностно-ориентированный характер:

 

● ученик вместе с учителем определяет или уточняет цель создания портфолио;

 

● ученик собирает материал;

 

● в основе оценивания результатов лежит самооценка и взаимооценка

 

 

 

Важной характеристикой технологии портфолио является ее рефлексивность. Рефлексия является основным механизмом и способом самоаттестации и самоотчета. Рефлексия – процесс познания на основе самонаблюдения своего внутреннего мира. /Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л. – 1969г./ «психологическое зеркало самого себя».

 

Кроме общеучебных умений собирать и анализировать информацию, структурировать и представлять ее, портфолио позволяет выйти на развитие интеллектуальных умений более высокого порядка – умения метакогнитивные.

 

Ученик должен научиться:

 

● отбирать и оценивать информацию

 

● точно определять цели, которые он хотел бы достичь

 

● планировать свою деятельность

 

● давать оценки и самооценки

 

● отслеживать собственные ошибки и исправлять их

 

В данном контексте мы рассматриваем портфолио как один из приемов, наиболее соответствующих задачам технологии развития критического мышления. Именно он сочетает возможности важнейшей стратегии технологии развития критического мышления и современного метода оценки и дает возможность диагностировать сформированность основных целей – способности к самообразованию.

 

Самым лучшим способом познакомиться с технологией портфолио является его практическое воплощение.

 

Каждый ученик моего класса имеет портфолио, в состав которого входит подборка письменных работ, которая демонстрирует нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижений, высоких уровней рассуждений, творчества. Это выборка работ по русскому языку и математике, результаты стартовой диагностики в начале обучения, результаты тематического тестирования и итоговые комплексные работы; выборка работ по проведенным ребенком в ходе обучения мини-исследованиям и выполненным проектам, промежуточные результаты обучения и участия во внеурочной деятельности.

 

 

 

Использования возможностей современных инновационных технологий, позволит обеспечить формирование базовых компетентностей современного человека:

 

  • информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);

  • коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);

  • самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);

  • самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).

 

 Под инновациями в образовании понимается процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения. В настоящее время инновационная педагогическая деятельность является одним из существенных компонентов образовательной деятельности любого учебного заведения. И это не случайно. Именно инновационная деятельность не только создает основу для создания конкурентноспособности того или иного учреждения на рынке образовательных услуг, но и определяет направления профессионального роста педагога, его творческого поиска, реально способствует личностному росту воспитанников. Поэтому инновационная деятельность неразрывно связана с научно-методической деятельностью педагогов и учебно-исследовательской воспитанников.

 

 

 

 

 

comments powered by HyperComments

пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга
Пожалуйста, подождите.
x