Интегрированное обучение детей с нарушением зрения

Автор: Швидковская Екатерина Александровна

Normal

0

false

false

false

RU

X-NONE

X-NONE

/* Style Definitions */

table.MsoNormalTable

{mso-style-name:"Обычная таблица";

mso-tstyle-rowband-size:0;

mso-tstyle-colband-size:0;

mso-style-noshow:yes;

mso-style-priority:99;

mso-style-qformat:yes;

mso-style-parent:"";

mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;

mso-para-margin-top:0cm;

mso-para-margin-right:0cm;

mso-para-margin-bottom:10.0pt;

mso-para-margin-left:0cm;

line-height:115%;

mso-pagination:widow-orphan;

font-size:11.0pt;

font-family:"Calibri","sans-serif";

mso-ascii-font-family:Calibri;

mso-ascii-theme-font:minor-latin;

mso-hansi-font-family:Calibri;

mso-hansi-theme-font:minor-latin;

mso-fareast-language:EN-US;}

В своей статье я буду рассматривать педагогические, психологические и социальные проблемы, с которые сталкивается ребенок с нарушением зрения в массовой школе. Вопросы здоровья людей приобретают все большую актуальность.

 По данным Министерства Здравоохранения, заболевания глаз различной сложности имеют более миллиона детей. К сожалению, с каждым годом, таких детей становится все больше. Среди болезней отмечаются: дальнозоркость, близорукость, косоглазие и другие.

Причины нарушения зрения могут быть переданы от родителей, могут возникнуть в период внутриутробного развития или после рождения:

1.     Вызванные вирусными и инфекционными заболеваниями;

2.     Врожденная доброкачественная опухоль мозга;

3.     Внутричерепные, внутриглазные кровоизлияния;

4.     Общее соматическое ослабление здоровья ребенка;

5.     Недоношенные дети с ретинопатией (снижение чувствительности сетчатки);

6.     Перенапряжение зрительного органа;

7.     Чрезмерное провождение времени за компьютером, перед телевизором;

8.     Чтение в неправильном положении;

Для того, чтобы предупредить возможные причины заболевания органов зрения, необходимо обследоваться у врача – офтальмолога в период новорожденности.

При нарушении зрения очень сильно усложняется ориентировка в большом пространстве; у слепых и слабовидящих младенцев отсутствует хватательный рефлекс; нарушено психическое развитие ребенка; возможна задержка речевого развития.

Идея о том, что дети с нарушением органа зрения, но с сохранным интеллектом должны учиться в массовой школе со своими здоровыми сверстниками не нова. Интегрированное обучение гарантирует родителям право обучать ребенка с проблемами в развитии в массовых школах.

Успех интегрированного обучения будет во многом зависеть от того, как учитель будет относится к детям со специальными образовательными потребностями. Значительное место в воспитании таких детей занимает работа с родителями.

При обучении слабовидящих детей нужно как можно чаще на уроках применять элементы наглядности. Разумеется, воспитание и обучение слепых и слабовидящих детей вместе с детьми, имеющими нормальное зрение, необходимо начинать с самого раннего возраста. Игровые умения у детей со специальными образовательными потребностями формируются длительное время, поэтому на протяжении всего дошкольного периода им необходимо постоянно давать в руки все предметы.

Дети с нарушениями зрения могут обучаться в общеобразовательной школе только в том случае, если для них там созданы специальные условия:

- специальная освещенность;

- наличие тифлотехнических средств;

- специальных учебников;

- психолого–педагогическое сопровождение детей специалистами – тифлопедагогами, тифлопсихологами;

- увеличение количества учебных часов на достижение результатов;

- использование специальных методов, приемов и средств обучения

(например, специализированные компьютерные технологии);

- введение специальных коррекционных видов занятий, которые не входят в содержание образования нормально развивающихся детей (развитие сенсорной сферы, формирование неречевых средств общения, ритмика, ЛФК, логопедическая помощь) ;

- необходимо разработать индивидуальную программу обучения для слабослышащего ребенка;

- проведение мониторинга успешности овладения материала.

Как показывают исследования, ребенку с нарушением зрения намного комфортней среди сверстников, не имеющих ограничения по здоровью. Но не стоит забывать, что родители и педагоги должны проводить работы со здоровыми детьми, которые будут направлены на принятие ребенка с нарушением зрения. Также необходимо помнить о таких факторах, как глубина патологии основных зрительных функций, течение заболевания органа зрения, офтальмо-гигиенические и эргономические требования к условиям обучения названной категории детей, положение ребенка в семье (игнорирование дефекта и его последствий; гиперопека; характер, тяжесть вторичных отклонений в развитии.

Для того, чтобы компенсировать недостатки зрительной информации у детей с нарушениями зрения необходимо развивать функциональные возможности других анализаторов. На каждом этапе развития, у незрячих детей формируется своеобразная система психических образований, отличающаяся от той, которая формируется у детей, не имеющих отклонений в развитии. Задача психолого–педагогического воздействия на детей со слабым зрение состоит в формировании у них психологической устойчивости.  Для успешного решения трудных и экстремальных ситуаций, необходимо научиться владеть своими чувствами, ребенок должен обладать сильной волей и уметь активно использовать свой интеллект для правильного понимания ситуации и выбора необходимых действий.

После анализа литературы я установила, что идея интегрированного обучения в настоящее время очень актуальна, так же у этой идеи есть очень много сторонников и критиков.

Для того, чтобы интегрированное обучение «работало в полную силу», педагогам общеобразовательных учреждений необходимо получить медицинское образование, в общеобразовательном учреждении должен быть тифлопедагог – консультант ( или возможность сотрудничать с данным специалистом ), необходимо проводить плотную работу с родителями и детьми, которым предстоит учиться с ребенком, имеющим специальные образовательные потребности, чтобы дети умели адекватно принять такого ребенка, администрация общеобразовательных учреждений должна обеспечить класс, в котором будет обучаться ребенок с проблемами зрения, специальным оборудование, педагог должен уметь правильно интерпретировать заболевания ребенка, поощрять его, показывать свое желание помочь этому ребенку, создать правильный психологический климат.

Процесс интегрированного обучения будет давать более положительные результаты только в том случае, если усилия учителя будут направлены не только на коррекционную работу,  но и на воспитание гуманного отношения к детям со специальными образовательными потребностями.

 

 

Список литературы

Брызгалова С. О. Инклюзивный подход и интегрированное образование детей с особыми образовательными потребностями / С. О. Брызгалова, Г. Г. Зак// Специальное образование. - 2010. - № 3. - С. 14-20.

Годовникова Л. В. Условия интегрированного образования детей с нарушениями развития / Годовникова Л. В.// Педагогика. - 2008. - № 8. - С. 36-43.

Денисова Е. Такие разные дети. Как быть? / Денисова Е., Келлер Е.// Дошкольное воспитание. - 2002. - №9. - С.64-70.

Дианова В. И. Проблемы интегрированного обучения и предпосылки их решения / Дианова В. И.// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2010. - № 4. - С. 19-24.

Зайцев Д. В. Интегрированное образование детей с ограниченными возможностями // Социологические исследования.–2004.–No 7.–С. 127—132

Зарецкий В. К. Десять конференций по проблемам развития особенных детей –десять шагов от инновации кнорме // Психологическая наука и образование.–2005.–No 1.– С.83—95.

Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей / Ф. Л. Ратнер, А. Ю. Юсупов.–М.: ВЛАДОС, 2006.

Опыт работы интегративного детского сада / Сост. В. В. Алексеева, И. В. Сошина.–М.: Департамент образования г. Москвы, 2007.

Коноплева А.Н., Лещинская Т.Л. Интегрированное обучение детей с особенностями психофизического развития: Монография. –– Мн.: НИО, 2003. – 232 с. (Фрагменты)

Ульенкова У. В. Интеграция детей с умеренными нарушениями развития в общеобразовательную среду : проблемы и перспективы решения / Ульенкова У. В.// Коррекционная педагогика. - 2008. - № 4. - С. 5-12.

Фуряева Т. В. Интеграция особых детей в общество / Фуряева Т. В.// Педагогика. - 2006. - №7. - С. 29 - 38.

 

 

 

 

 

comments powered by HyperComments

Создай 3 ДИПЛОМА, а оплати всего за 2!

3-й в подарок!
Акция до 20 ноября! подробнее
пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга
Пожалуйста, подождите.
x