Информационные технологии в образовательном процессе

Автор: Мұфталова Арайлым Құсайынқызы

Normal

0

false

false

false

RU

X-NONE

X-NONE

/* Style Definitions */

table.MsoNormalTable

{mso-style-name:"Обычная таблица";

mso-tstyle-rowband-size:0;

mso-tstyle-colband-size:0;

mso-style-noshow:yes;

mso-style-priority:99;

mso-style-qformat:yes;

mso-style-parent:"";

mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;

mso-para-margin-top:0cm;

mso-para-margin-right:0cm;

mso-para-margin-bottom:10.0pt;

mso-para-margin-left:0cm;

line-height:115%;

mso-pagination:widow-orphan;

font-size:11.0pt;

font-family:"Calibri","sans-serif";

mso-ascii-font-family:Calibri;

mso-ascii-theme-font:minor-latin;

mso-hansi-font-family:Calibri;

mso-hansi-theme-font:minor-latin;

mso-fareast-language:EN-US;}

table.MsoTableGrid

{mso-style-name:"Сетка таблицы";

mso-tstyle-rowband-size:0;

mso-tstyle-colband-size:0;

mso-style-priority:59;

mso-style-unhide:no;

border:solid windowtext 1.0pt;

mso-border-alt:solid windowtext .5pt;

mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;

mso-border-insideh:.5pt solid windowtext;

mso-border-insidev:.5pt solid windowtext;

mso-para-margin:0cm;

mso-para-margin-bottom:.0001pt;

mso-pagination:widow-orphan;

font-size:11.0pt;

font-family:"Calibri","sans-serif";

mso-ascii-font-family:Calibri;

mso-ascii-theme-font:minor-latin;

mso-hansi-font-family:Calibri;

mso-hansi-theme-font:minor-latin;

mso-fareast-language:EN-US;}

 Мұфталова Арайлым Құсайынқызы

Учитель информатики

Средняя общеобразовательная школа №65

 

Информационные технологии в образовательном процессе

 

Образование признано одним из важнейших приоритетов долгосрочной Стратегии "Казахстан - 2030". Общей целью образовательных реформ в Казахстане является адаптация системы образования к новой социально-экономической среде. Президентом Казахстана была также поставлена задача о вхождении республики в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. Совершенствование системы образования играет важную роль в достижении этой цели.

XXI век -  информатизации. Поэтому на сегодняшний день мы не можем представить свою жизнь без информации, информационных и информационно-коммуникационных технологий. Внедрение данных технологий в систему образования в Казахстане по сей день является актуальной проблемой.

Использование ИТ в учебном процессе - один из способов повышения мотивации обучения. ИТ способствуют развитию творческой личности не только обучающегося, но и учителя. ИТ помогают реализовать главные человеческие потребности - общение, образование, самореализацию. Внедрение ИТ в образовательный процесс. Внедрение ИТ в учебный процесс не только освобождает преподавателя от рутинной работы, но и дает возможность создать справочный и иллюстративный материал, представленный в разнообразном виде: текст, графика, анимация, звуковые и видеоэлементы.  Интерактивные компьютерные программы активизируют все виды деятельности человека: мыслительную, речевую, физическую, перцептивную. Компьютерные тренажеры способствуют приобретению практических навыков. Интерактивные тестирующие системы анализируют качество знаний. Следовательно, применение мультимедиа средств и технологий позволяет построить такую схему обучения, в которой разумное сочетание обычных и компьютерных форм организации учебного процесса дает новое качество в усвоении системы знаний. Также оно призвано повысить эффективность проведения уроков, освободить учителя от рутинной работы, усилить привлекательность подачи материала, осуществить дифференциацию видов заданий, а также разнообразить формы обратной связи [1].

В последнее время всё больше и больше педагогов-практиков понимают, что использование информационных коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе значительно повышает эффективность усвоения материала учащимися. Обучение с помощью интерактивного оборудования существенно отличается от привычных методов преподавания, хотя основы успешного проведения занятия одни и те же. Прежде всего, любое занятие, в том числе и с использованием интерактивных технологий, должно иметь четкий план и структуру, достигать определенных целей и результатов. Все это помогает учащимся   лучше усвоить материал и соотнести его с тем, что они уже знают.

Информационные технологии, рассматриваемые как один из компонентов целостной системы обучения, не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности [2].

 

Таблица 1. Средства информационных и коммуникационных технологий

Обучающие

формируют умения, навыки учебной или практической деятельности, обеспечивая необходимый уровень усвоения

Тренажеры

предназначены для отработки разного рода умений и навыков, повторения или закрепления пройденного материала

Информационно-поисковые и справочные

сообщают сведения, формируют умения и навыки по систематизации информации

Демонстрационные

визуализируют изучаемые обьекты, явления, процессы с целью их исследования и изучения

Имитационные

представляют определенный аспект реальности для изучения его структурных или фнукциональных характеристик

Лабораторные

позволяют проводить удаленные эксперименты на реальном оборудовании

Моделирующие

позволяют моделировать обьекты, явления, процессы с целью их исследования и изучения

Расчетные

автоматизируют различные расчеты и другие рутиные операции

Учебно-игровые

предназначены для создания учебных ситуаций, в которых деятельность обучаемых реализуется в игровой форме

 

В современных системах образования широкое распространение получили универсальные офисные прикладные программы и средства ИТ: текстовые процессоры, электронные таблицы, программы подготовки презентаций, системы управления базами данных, органайзеры, графические пакеты и т.п. С помощью сетевых средств ИКТ становится возможным широкий доступ к учебно-методической и научной информации, организация оперативной консультационной помощи, моделирование научно-исследовательской деятельности, проведение виртуальных учебных занятий (семинаров, лекций) в реальном режиме времени.

Существует несколько основных классов информационных технологий, значимых с точки зрения систем открытого и дистанционного образования. Одними из таких технологий являются видеозаписи и телевидение. Видеопленки и соответствующие средства ИТ позволяют огромному числу учащихся прослушивать лекции лучших преподавателей. Видеокассеты с лекциями могут быть использованы как в специальных видеоклассах, так и в домашних условиях. Примечательно, что в американских и европейских курсах обучения основной материал излагается в печатных издания и на видеокассетах.

На сегодняшний день процесс внедрения информационных технологий в систему образования  достаточно активен. В целях глобального внедрения возможностей ИТ в сферу среднего образования в 2011 году начат проект внедрения информационной системы электронного обучения (e-Learning) в школы и техническое и профессиональное образование (далее – ТиПО). Однако данный проект требует решения большого количества сопутствующих задач, таких как стандартизация цифрового образовательного контента, обеспечение бесплатным или льготным ШПД организаций образования, обеспечение льготным Интернет учащихся и учителей.

Говоря о пользах ИТ в учебном процессе, не стоит забывать о негативных последствиях воздействия средств ИКТ на обучающегося.

Можно отметить ряд негативных факторов психолого-педагогического характера и спектр факторов негативного влияния средств ИКТ на физиологическое состояние и здоровье обучаемого.

В частности, чаще всего одним из преимуществ обучения с использованием средств ИТ называют индивидуализацию обучения. Однако, наряду с преимуществами здесь есть и крупные недостатки, связанные с тотальной индивидуализацией. Индивидуализация свертывает и так дефицитное в учебном процессе живое диалогическое общение участников образовательного процесса - преподавателей и учащихся, учащихся  между собой - и предлагает им суррогат общения в виде “диалога с компьютером”. В самом деле, активный в речевом плане ученик, надолго замолкает при работе со средствами ИТ.

Учет всех новых тенденций развития ИКТ в сфере образования и применение их в образовательном процессе, поможет вывести образование страны на новый уровень [1].

 Делая выводы, хотелось бы  отметить, что использование информационных технологий позволяет не только многократно повысить эффективность обучения, но и стимулировать учащихся  к дальнейшему самостоятельному изучению материала.. В информационном обществе, когда информация становится высшей ценностью, а информационная культура человека — определяющим фактором их профессиональной деятельности, изменяются и требования к системе образования, происходит существенное повышение статуса образования.

 

Список литературы

1.      Государственная программа «Информационный Казахстан – 2020»

2.        Пособие - «Специальные возможности: руководство для преподавателей. Предоставление учащимся технологий специальных возможностей для индивидуального обучения». Источник: www.microsoft.com/enable/education)

3.        Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. Народное образование. Москва, 2005.

Прикрепленные файлы:
Статья
comments powered by HyperComments

Создай 3 ДИПЛОМА, а оплати всего за 2!

3-й в подарок!
Акция до 20 ноября! подробнее
пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга
Пожалуйста, подождите.
x