Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальных классах

Автор: Ковалева Светлана Юрьевна

В условиях современной природной и социально-экономической ситуации проблема здоровья детей  приобретает глобальный характер.   По данным Минздрава РФ на сегодня каждый пятый школьник имеет хроническую патологию, у половины школьников отмечаются функциональные отклонения. А ведь успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в первый класс. Однако результаты медицинских осмотров детей говорят о том, что здоровым можно считать лишь 20-25% первоклассников. У остальных же имеются различные нарушения в состоянии здоровья. Вышеуказанные факты свидетельствуют о том, что необходима специальная работа школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Наиболее разработанной системой здоровьесбережения в образовательном процессе начальной школы является технология В.Ф.Базарного. Изучив методику В.Ф.Базарного по охране и укреплению здоровья детей, я приняла во внимание, что формирование у учащихся тонко координированных зрительно-ручных движений облегчается на фоне активизации функционального состояния организма, в том числе общего чувства равновесия и координации. При этом одним из наиболее эффективных методов такой активизации является периодическая смена поз, в частности перевод детей из позы сидя в позу стоя. Здоровьесберегающие технологии  В.Ф. Базарного, позволяют увеличить двигательную активность учащихся во время учебных занятий, способствуют профилактике таких «школьных» заболеваний, как искривление позвоночника, плоскостопие, близорукость, переутомление. Изучив теорию здоровьесберегающей  технологии  В.Ф. Базарного, я  взяла для использования в своей работе некоторые  из приемов.  

 Перед началом урока дети настраиваются на работу, выполняя  комплекс дыхательной гимнастики. Часть урока (3-5 минут) дети обучаются стоя. Это может быть чтение, слушание учителя, говорение. Выполнив задание учителя, ученик встаёт. Таким образом, сменив позу сидя на позу стояния, ребенок отдыхает, а учитель может ориентироваться, как быстро дети справляются с  учебной задачей. Я веду урок, не только стоя у доски перед учениками, но и нахожусь в любой части классного кабинета, а дети вынуждены поворачиваться вслед за мной, вращать головой, глазами. Часть необходимого к уроку оборудования с этой же целью размещаю в   разных местах классного кабинета.

Например, на уроке русского языка при изучении   приставок, размещаю приставки в разных частях классного кабинета и даю задание: вставить в записанные на доске  слова пропущенные приставки. Дети встают с мест, ищут в пространстве класса приставку,  правой или левой рукой показывают нужную приставку. А вызванный ученик приносит ее и вставляет в слово, записанное на доске. При повторении написания слов из словаря, на доске записываю слова с пропущенными  буквами. А те безударные гласные, которые необходимо вставить, размещаю в пространстве класса. Дети встают, ищут глазами нужную букву, показывают правой рукой, а вызванный ученик приносит ее и вставляет в слово, записанное на доске.

На уроке математики, например, при изучении таблицы умножения на 8, дети встают,  находят размещенные в пространстве класса примеры и ответы к ним. Вызванные ученики выставляют на доску  в нужном порядке примеры с ответами. При решении задач находят в пространстве класса знаки нужного действия для решения.

При выполнении модели обложки к произведению на уроке литературного чтения, учащиеся класса выбирают нужную модель, находя ее так же в пространстве класса. 

На уроке окружающего мира при отгадывании загадок по теме «Животные леса», дети находят иллюстрации животных в пространстве класса.

Зрительные тренажеры по рекомендации  В.Ф.Базарного  должны размещаться на потолке. Однако,  я ограничилась их изображением в  виде линий зеленого и красного цвета на листе ватмана и разместила их на разных  стенах классного кабинета. Такие тренажеры помогают детям снять зрительное напряжение, если они работают с линиями зеленого цвета, или настроиться на работу, если используется тренажер с линиями красного цвета. Отдых для глаз уместен после длительного  письма или чтения, т.е. использую тренажеры  на любом уроке. Часто я  сочетаю упражнения на зрительных тренажерах с фоновым музыкальным сопровождением. Положение детей при этом  тоже бывает различным: стоя рядом с тренажером, стоя у рабочих мест или сидя за партой. Сидя за партой,  дети пользуются индивидуальными зрительными тренажерами. Специальное оборудование, изготовленное совместно с родителями – конторки, позволяют вести урок в режиме смены динамических поз. Смена рабочей позы осуществляется 2-3 раза за урок. Коврики с пришитыми пуговицами использую, проводя физминутки, в целях профилактики плоскостопия. 

Занимаясь по технологии В.Ф.Базарного, могу сделать вывод: дети отличаются свободой суждений, наблюдается увеличение объёма выполняемых работ в классе. Уроки с использованием приемов здоровьесберегающей  технологии В.Ф.Базарного способствует снижению заболеваемости  опорно-двигательного аппарата и органов зрения, у учащихся  не возникает переутомления. Такие уроки  интересны для детей, повышают их познавательную активность. 

 

comments powered by HyperComments

Создай 3 ДИПЛОМА, а оплати всего за 2!

3-й в подарок!
Акция до 14 ноября! подробнее
пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга
Пожалуйста, подождите.
x