Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательной работе

Автор: Тезина Наталья Васильевна

МОУ « Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 38»

 

 

 

Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательной работе

 

 

 

 

Учитель: Тезина Н.В.

 

 

 

Неменее  важное  влияние  на здоровье ребенка является – комфортность в воспитании.

И  проблема детской агрессивности – одна из значительных в начальной школе.

В норме проявление агрессивности у детей не считается нарушением. Агрессивные ситуативные реакции, как правило, связаны с функцией защиты и адаптации. Известно также, что агрессивность усиливается в критические возрастные периоды

( 0, 1, 3,  7, 13, 17 лет). Этот факт рассматривается специалистами как показатель  нормального роста  организма. Иногда ребенка воспринимают как агрессивного, если он попросту выражает свои чувства. Его поведение может быть не только проявлением гнева, но и отражением реальной ситуации.

Однако в том случае, когда агрессия становится надситуативным, постоянным переживанием, она может перерасти в устойчивое невротическое отклонение ( нарушение) в развитии эмоционально – мотивационной сферы ребенка. Поэтому необходимо различать ситуативную агрессию и устойчивую личностную агрессивность.

Выбор методов коррекции во многом зависит от причин агрессивного поведения, способов выражения агрессии, индивидуальных особенностей личности младшего школьника. Следует принимать во внимание отношения в семье. Нередко агрессивность родителей является негативным образцом для подражания. Это ярко проявляется в детских играх и во взаимодействии с младшими по возрасту, а также физически  слабыми сверстниками. Наблюдая за тем, как ребенок « воспитывает»  свою куклу ( кошку, собаку) или играет в « дочки- матери», нетрудно составить представление о преобладающем стиле семейных взаимоотношений. В  таких случаях «лечение» данного отклонения в развитии личности ребенка должно осуществляться совместно с родителями.

Обычно коррекционная работа связана с изобразительной деятельностью, которая сама по себе обладает исцеляющим потенциалом. На этом эффекте художественного творчества и основана арт- терапия ( буквально – терапия искусством).

Известно, что детям свойственно стремление рисовать. Рисование – своеобразное экспериментирование с  художественными символами в качестве заместителей реальных объектов. Посредством изобразительной деятельности реализуется потребность ребенка выразить себя. По мнению исследователей, рисунок для ребенка является не искусством, а речью .Обычно возраст от пяти до приблизительно десяти лет называют «золотым веком» детского рисунка. Причем, как утверждают ученые, изобразительная деятельность имеет, как правило, не только творческий, но также психопрофилактический и коррекционный характер.

В зависимости от причин, характера отклонений в личностном развитии, конкретной ситуации она может иметь в большей степени паллиативный ( помогающий), нежели лечебный характер. И , несомненно, для решения проблемы необходима длительная, систематическая коррекционная работа.

Известный американский психолог и арт – терапевт  Э. Крамер утверждал, продукт изобразительного творчества сублимирует разрушительные, агрессивные тенденции и предупреждает тем самым их непосредственное проявление в поступках. Данное утверждение положено в основу методики, которая применялась для индивидуальных

занятий  и  работы в группе до 8 человек. Возможны гомогенные группы, в которых все дети имеют невротические отклонения в форме агрессивности. Организация гетерогенных групп допустима только в том случае, когда это не вредит психическому здоровью детей с возрастной нормой развития. Основная часть занятия эффективна также для коррекции детских страхов, поскольку, как известно, именно это эмоциональное состояние и лежит в основе агрессивного поведения.

Арт- терапевтическое пространство включает круг из стульев и персональные рабочие места ( парта и стул) для индивидуального творчества.

 

Материалы: Соус, художественный уголь, листы бумаги формата А-4, листы ватмана ( по одному для работы каждой микрогруппы), клей, мягкий ластик, кусочки мела, цветные карандаши, фломастеры, гуашь, акварельные краски. Могут понадобиться спички и емкость, в которой можно безопасно сжигать рисунки. Лоскутики ткани разных цветов и размеров, а также старые журналы для элементов коллажа.

 

Основные процедуры :инструкции для участников арт- терапии

Проходит поэтапно.

1-й этап. Настрой (разогрев)

- Займите места на стульях, расставленных по кругу. Закройте глаза и представьте цвет, соответствующий вашему настроению.

Затем каждому школьнику предлагается ответить на вопросы:

- Какой ты представил цвет? Какая это краска? Какой это звук? Покажи свой цвет движением. Каково твоё настроение на ощупь? Какой оно температуры?

Для экспресс – диагностики эмоционального состояния каждого участника группы в начале занятия можно использовать и другой приём. Разложить цветные карточки на стульях по всему пространству .

Далее предложить ребятам молча походить по классу, прислушиваясь к себе, своим эмоциям, и остановиться около карточки того цвета, который в данный момент соответствует настроению.

Точное осознание ребёнком своего настроения имеет значение в понимании особенностей поведения в тех или иных ситуациях.

Если для занятия отведено достаточно времени, можно включить следующее задание:

- Займите места за столами. Приготовьте бумагу, карандаши, краски и другие материалы, необходимые для рисования. Закройте глаза и постарайтесь вспомнить ситуацию, в которой вы испытывали самую сильную злость. Попробуйте полностью сконцентрироваться на этом чувстве. Если это удалось, откройте глаза и молча приступайте к рисованию. У вас есть возможность изобразить три своих желания.

 

Результаты работы являются своеобразным графическим индикатором степени агрессивности ребёнка.

Другие варианты этапа настроя:

 

- нарисуй себя в минуты гнева ( злости, ярости);

- нарисуй портрет очень агрессивного человека;

- нарисуй, какие чувства ты испытываешь, когда твоему другу больно и обидно;

- нарисуй, какие чувства испытываешь, когда ты причинил своему недругу боль;

- представь, что незнакомые тебе сверстники дерутся друг с другом. Нарисуй, что ты делаешь в этой ситуации.

 

Возможен и такой вариант этого этапа. Например, всем присутствующим предлагается разделиться на пары и рассказать друг другу самые неприятные воспоминания из своей жизни, связанные с агрессивным поведением. Однако следует иметь в виду, что не все дети открыты и готовы к откровенности. Успех во многом зависит от степени доверия в группе.

 

2- этап. Актуализация эмоции агрессии.

- У каждого человека (и взрослого, и ребёнка) иногда бывает плохое настроение. Оно может проявляться во враждебности, повышенной агрессивности, злости. Закройте глаза и постарайтесь почувствовать, мысленно пережить это состояние. Нарисуйте символический образ своей агрессии на листе бумаги. Работу можно никому не показывать.

Как известно, в процессе рисования происходит актуализация агрессивных чувств  и вместе с тем осознание условного характера их изображения.

- Поступите с рисунком так, как вам хочется. При желании исправьте, дорисуйте, сомните, порвите, сожгите или уничтожьте другим способом.

Таким образом, вы  приобретаете власть над своими чувствами.

После того как дети расправились со своим материализованным в форме рисунков гневом, враждебностью, яркостью, им предлагается следующая инструкция.

 

- Нарисуйте на листе бумаги агрессию в виде маски, используя соус или художественный уголь. По черному или коричневому фону можно рисовать белым мелом или высветлить контуры изображения ластиком. Оторвите пальцами лишнюю бумагу – фон.(Ножницами пользоваться нельзя).

Такой прием способствует развитию тактильной чувствительности и мелкой моторики.

На данном этапе арт- терапии происходит сублимация и канализация агрессивных инстинктов по символическим каналам. Это – бессознательные процессы, определяющие выбор темы и поиск адекватной формы переживания аффекта. Иногда можно наблюдать также и актуализацию механизмов защиты ( определенный тип рисунков детей, фальшивослащавое выражение чувств, этапное поведение и др.).

Итак, дети учатся анализировать свои агрессивные чувства и в то же время сознательно вызывать их, следовательно, в определенной мере контролировать.

 

3-й этап. «Ритуальная драматизация».

Коллективная работа в микрогруппах по 3 – 4 человека.

Создается ситуация « публичного» переживания агрессии.

- Объединитесь в группы по 3 – 4 человека. Возьмите листы ватмана. Рассмотрите рисунки масок, обсудите изображенные эмоции, образы.

- Придумайте название и содержание сюжета, в котором нарисованные маски были бы главными действующими лицами. Расположите их на листе ватмана и дорисуйте « картину». Вы можете использовать любые изобразительные средства, цвета, материалы. Подготовьте небольшой спектакль в соответствии с придуманной историей.

 

После того как работа в микрогруппах завершена, и спектакли отрепетированы, участники показывают их друг другу. Важно, чтобы у каждой маски была собственная роль. Как бы ни был драматичен сюжет, в момент озвучивания он вызывает смех и у актеров, и у зрителей.

Перевод травмирующих переживаний в комическую форму, эмоциональное переключение приводит к катарсису, освобождению от неприятных эмоций.

Дети с удовольствием « входят в роль враждебных человечков», кричат, кривляются, пугают друг друга. Положительной стороной такой формы театрализации является сильная эмоциональная разрядка. В то же время возникает опасность снижения контроля над ситуацией. Поэтому необходимо предупредить ребят о внимательном и бережном отношении друг к другу.

Проецирование детей на открытую демонстрацию агрессивных эмоций приемлемо лишь в тех группах, в которых сложились устойчивые доброжелательные и доверительные отношения друг к другу.

 

4- й этап. Рефлексия.

Участникам занятия предлагается занять стулья, расставленные по кругу, на некоторое время закрыть глаза и подумать над вопросами:

- Что ты чувствовал, когда работал один, в группе, что чувствуешь сейчас?

- Как работала группа? Кому принадлежит идея сюжета, названия и.т.д.?

- Как можно помочь себе, если вдруг начинаешь злиться?

Далее ребята обмениваются впечатлениями. Важно помнить, что правила дискуссии ( не критиковать, выслушивать друг друга, не оценивать, « не навешивать ярлыков» и. т.д.).Таким  образом, создается воспитывающая ситуация. Школьники учатся корректному общению, бережным взаимоотношениям с одноклассниками и взрослыми. Это способствует нравственному развитию личности, обеспечивает его ориентацию в системе моральных норм, усвоение этики поведения. Открытые, доверительные, дружелюбные отношения, которые складываются на занятии, усиливают ожидаемый результат.

Необходимо обратить внимание и на диагностические возможности данной техники. Как работал ребенок, какие при этом проявлял эмоции, как расправился с изображением собственной агрессии?

Как правило, чем сильнее эмоции, тем больше манипуляций с рисунком производит ребенок. Например, сначала « замазывает» рисунок краской, затем рвет его на мелкие кусочки, которые сжигает, а пепел смывает водой и.т. п.

Индивидуальные рисунки агрессии, выполненные на этапе актуализации, обычно никому не показывают. Необходимо проявлять сдержанность и корректность, использовать приемы скрытого наблюдения и не комментировать происходящее.

Возможна также интерпретация некоторых признаков маски. Информативны размер, изображенная эмоция, глаза, рот, зубы, уши, рога и другие элементы.

В технике масок дети, придумывая и рассказывая истории, у которых, как правило, счастливый конец, освобождаются от психической энергии, направленной на разрушение и агрессию. Если маска идентифицируется с агрессией, ребенок приобретает власть и чувство превосходства над этим состоянием. Он понимает, что может играть свои эмоции, а значит, и контролировать их.

Таким образом, в процессе арт- терапевтического занятия дети исследуют собственное и чужое агрессивное поведение, учатся управлять собой и взаимодействовать с другими.

Агрессивность- феномен накопительный. И если не научить ребенка приемлемым способам разрядки, он будет беззащитным перед собственной агрессивностью. Так, некоторые дети обращают проявления агрессии на самих себя ( бьют, кусают, царапают). Аутоагрессия, по мнению психологов, формирует в характере человека черты неудачника.

Терапия искусством включает в себя несколько  различных методик.

Первая из них – изотерапия. Методика направлена на корректировку у ребенка трудностей в общении, она хорошо выявляет внутрисемейные проблемы и конфликты, а также проблему внутреннего конфликта ребенка. При проведении изотерапии обязательно стоит обратить внимание на цвет, который выбирает ребенок при рисовании. Чем темнее цвета, тем тяжелее на душе у ребенка. Если сеансы изотерапии успешны, то цвета детских рисунков должны быть все более светлыми и радостными. Если ребенок упорно продолжает видеть мир в темных тонах, ребенка желательно показать специалисту.

Еще одна разновидность арт- терапии- сказкотерапия. С помощью сказок ребенок может справиться с неуверенностью, страхами, трудностями в общении. В воспитательной работе стараюсь, обратить внимание  на то, каким сказочным героем хочет быть сам ученик. Нетрудно догадаться, что  если ребенок предпочел быть Емелей, главная его проблема – лень. Он ничего не хочет делать самостоятельно, Аленушка характеризует тонкую, ранимую и впечатлительную девочку и. т. д.

В последнее время наши дети чаще играм со сверстниками предпочитают компьютер. А ведь потребность к игре заложена в каждом человеке с рождения.

Игротерапия покажет   все проблемы, которые тревожат  ребенка, и поможет ему с ними справиться. Если ставить сценку или спектакль, то излишне агрессивному ученику предложить роль зайчика, а за робким и тихим ребенком закрепить роль волка. Применяя на себя образ, который ему не свойственен, ребенок постепенно приобретет новые навыки поведения и станет « играть» новую роль и в реальной жизни.

Цветотерапия- это метод лечения  цветом, который стал сегодня тоже очень популярным. Еще в древности считалось, что восстановить душевное равновесие, но и является серьезным лечебным фактором.

Наш мозг, полагают ученые, воспринимает цвет точно так же, как желудок еду.

 

 

Красный повышает внутреннюю энергию, он избавит от тоски, прогонит отрицательные эмоции, оздоровит психику и тело.

 

Оранжевый помогает победить усталость, хандру, депрессию, неуверенность, тревогу, страх.

 

Желтый повышает концентрацию внимания, улучшает настроение и память.

 

Зеленый полезен при нервозности.

 

Голубой успокаивает, повышает иммунитет, снимает воспаление, помогает при стрессах и волнениях, он способен снизить кровяное давление.

 

Синий вызывает ощущение комфорта и покоя, снимает напряжение, снижает артериальное давление, успокаивает дыхание.

 

Фиолетовый- этим цветом надо пользоваться осторожно- это тяжелый цвет. Его излишек может вызвать депрессию.

 

Арт- терапевтическая техника полезна как общая оздоравливающая психотерапия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

comments powered by HyperComments

Создай 3 ДИПЛОМА, а оплати всего за 2!

3-й в подарок!
Акция до 20 ноября! подробнее
пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга
Пожалуйста, подождите.
x