Использование здоровье сберегающих технологий в работе с детьми с ОВЗ

Автор: Масалыкина Анна Владимировна

“Использование здоровье сберегающих технологий в работе с детьми с ОВЗ”

Цель:

Основная цель здоровьесберегающих технологий – сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Задачи:

Отсюда возникают основные задачи, которые  мы ставим в своей работе на первое место:

·       Обеспечение  школьнику возможности сохранения здоровья в период обучения в школе;

·       Снижение уровня заболеваемости обучающихся;

·       Сохранение работоспособности на самоподготовке и внеклассных занятиях;

·       Формирование у обучающихся знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни.

Актуальность:

Здоровье – одна из важных составляющих жизни человека, которая формируется, начиная с самого рождения. От того, как в процессе роста и воспитания складываются жизненно важные привычки и навыки, зависит здоровье каждого отдельного человека и здоровье общества в целом. Вступление ребенка в возраст ученичества повышает нагрузку на весь организм. Именно поэтому охрана и укрепление здоровья обучающихся является не только важной медицинской проблемой, но и актуальной педагогической задачей.

В моей презентации рассказывается о здоровье сберегающих технологиях, которые используются в работе воспитателем в Кулебакской общеобразовательной специальной (коррекционной) школе-интернате с детьми с ОВЗ.

Мир, в котором живет и воспитывается ребёнок, характеризуется постоянным обновлением информации, он динамичен и изменчив. Такие условия диктуют маленькому человеку необходимость видеть свои цели, проявлять инициативу, проектировать, выстраивать социальные связи и быстро включаться во временные коллективы, и нам, взрослым, необходимо помочь ему в этом, применяя в воспитательной деятельности современные образовательные технологии.

 На сегодняшний день тема «сохранение здоровья» – очень важная. Чтобы образовательный процесс приносил удовлетворение и радость для всех, надо чтобы и обучающиеся и педагоги были здоровы. Каким образом от нас зависит здоровье обучающихся  и что мы, педагоги, можем сделать для его сбережения?

В школе-интернате ежегодно разрабатывается и утверждается план по сохранению и укреплению здоровья обучающихся. Важнейшими критериями направления работы педагогов являются результаты ежегодной диспансеризации обучающихся. Согласно этому плану в школе-интернате стало традиционное проведение   «Дней здоровья», участие в районных соревнованиях по баскетболу, легкой атлетике, лыжам, ежегодное участие в областной спартакиаде среди специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений. Обучающиеся и воспитанники школы-интерната являются не только постоянными участниками, но и  призерами районных и областных спортивных  мероприятий.                                                                                                                    Общешкольные мероприятия, внеклассные занятия: «Береги здоровье», «Вред курения», «Вредные привычки», «Гигиена», «Здоровые дети в здоровой семье», «Здоровье человека», «Здоровый образ жизни», «Путешествие в страну здоровья», ежедневное воздушное закаливание, сбалансированное 2-х разовое питание (завтрак,  обед) , уроки физкультуры, ЛФК, ритмики , физминутки , спортивные часы, прогулки на свежем воздухе и множество воспитательных мероприятий данной тематики способствуют сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

Я работаю воспитателем в коррекционной школе. Процесс обучения детей с отклонениями в развитии имеет существенную специфику. Она проявляется в более низком, чем в массовой школе, уровне сложности учебного материала, в замедленном темпе обучения, меньшей плотности учебной нагрузки на занятиях для обучающихся, преимущественном использовании наглядных методов обучения. Педагогические приемы коррекционной работы отличаются тем, что они стимулируют компенсаторные процессы развития умственно отсталых детей и позволяют формировать у них новые положительные качества. В результате у обучающихся формируются обобщенные учебные и трудовые умения, которые отражают уровень самостоятельности обучающихся при решении новых учебных и учебно-трудовых заданий. Нарушение интеллекта у ребенка в преобладающем большинстве случаев сочетается с аномальным развитием двигательной сферы, становление которой неотделимо от познания мира, овладения речью, трудовыми навыками.

В  группе обучается 14 человек. Группа разновозрастная, дети 2 и 4 класса от 7до 11 лет. Все дети с диагнозом «Легкой умственной отсталостью», из них один ребенок с диагнозом « Синдром внутричерепной гипертензии»,  два человека с нарушением зрения,  1   человека имеют инвалидность. Дети часто болеющие, именно это подтолкнуло меня к выбору этой темы по самообразованию.                                                         

  Многие годы своей жизни человек проводит в стенах образовательных учреждений. Поэтому естественно возникает вопрос, что и как нужно сделать для того, чтобы образование, в частности обучение, не разрушало, а наоборот, сохраняло, укрепляло и развивало здоровье человека.

С учётом возрастных особенностей детского организма и потребности в двигательной активности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  важное место воспитатели школы-интерната на внеклассных занятиях и самоподготовке уделяют  проведению физкультминутки для предупреждения утомления, нарушения осанки, зрения, а также для повышения работоспособности и активизации мыслительных процессов, улучшения памяти и внимания.

В своей работе я использую следующие современные здоровье сберегающие технологии: Технологии сохранения и стимулирования здоровья.

Физкульт минутки: Физминутки положительно влияют на аналитико-синтетическую деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы.

Гимнастика для глаз: Цель гимнастики для глаз: профилактика нарушений зрения дошкольников.

Задачи:

-предупреждение утомления,

-укрепление глазных мышц

– снятие напряжения.

– общее оздоровление зрительного аппарата.

Гимнастика для глаз  благотворно влияет на работоспособность зрительного анализатора и всего организма.

Физкультурные занятия в тренажёрном зале: В процессе тренировок детей с использованием тренажеров и снарядов происходит выработка коммуникативных навыков, формируется выносливость и эмоционально-волевые качества личности, что немаловажно для умственно отсталых детей. Коллективные занятия помогают воспитывать у таких детей приветливость, общительность, доброжелательность и другие положительные черты характера. Кроме того, большое внимание уделяется воспитанию устойчивого интереса к спорту, сознательной потребности к регулярной тренировке, которая затем должна перейти в привычку вести здоровый образ жизни.

Прогулка на свежем воздухе: Прогулки в коррекционно-развивающем обучении служат для восстановления работоспособности детей, преследуют познавательную, оздоровительную и воспитательную цели. 

Релаксация: Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение. Расслабление вызывается путем специально подобранных игровых приемов. Каждому дается образное название, это увлекает детей. Они выполняют расслабляющие упражнения, не просто подражая ведущему, а перевоплощаясь, входя в заданный образ. Большинство детей правильно воспринимают эти упражнения, хорошо расслабляются. Об этом позволяет судить внешний вид ребенка: спокойное выражение его лица, ровное ритмичное дыхание, дети становятся более уравновешенными и спокойными.

Пальчиковая гимнастика: Пальчиковая гимнастика включает в себя элементы, имеющие оздоровительную направленность.  Учитывая тот факт, что активные движения тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук стимулируют развитие речи, целесообразно расширять объем пальчиковых игр и использовать их в работе с дошкольниками. Эти игры и упражнения дают пальцам полноценный отдых. Кроме того, они развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают снять моральное напряжение.

Дыхательная гимнастика  после дневного сна – поднять настроение и мышечный тонус детей; стимулирование здорового образа жизни и воздушное закаливание организма; профилактика плоскостопия; развитие двигательного воображения; стимулирование речевого развития детей.

 

Кинезиологические упражнения: Кинезиологические упражнения вызывают у детей положительные эмоции. Таким образом, роль стимула развития центральной нервной системы, всех психических процессов, и в частности речи, играет формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук.

Надеюсь, что все формы здоровьесберегающих технологий с детьми, которые я  применяю, делают повседневную жизнь и деятельность школьников разнообразной, содержательной. Эти здоровьесберегающие технологии помогают нам в решении задач и целей воспитания здоровья у школьников. Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе , здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у школьника стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.

В коррекционную школу-интернат поступают дети, которые воспитываются в неблагополучных семьях, как правило, с невнимательным отношением к своему здоровью. У них изначально сформирован негативный образ жизни (девиантное поведение, поведение которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам – курение, ранний алкоголизм, токсикомания, бродяжничество и т.д.). Неблагополучные социальные условия наряду с плохой наследственностью вызывают задержку физического развития, депривационные состояния, психоэмоциональную неустойчивость, хронические заболевания.

                        В понятие “здоровый образ жизни” входят такие компоненты, как физическая активность, рациональное питание, отказ от вредных привычек, создание, укрепление и сохранение нормального психологического климата в группе, сознательное отношение к соблюдению правил личной гигиены, знание целей и задач профилактики. Кроме того, современная жизнь создает повышенный риск социально обусловленных заболеваний: проблема наркозависимости, венерических болезней, туберкулеза, ВИЧ-инфицирования смещается в более ранние возрастные периоды и нарастает быстрыми темпами. Поэтому важным направлением здоровье сберегающей деятельности педагога является работа по формированию здорового образа жизни воспитанников в рамках воспитательной работы. В связи с этим создание активной среды, в которой воспитание ребёнка происходит не за счёт ресурсов его здоровья, а вследствие специально организованной системы развития внутреннего потенциала, является актуальнейшей задачей.  

Прикрепленные файлы:
%d0%b7%d0%b4%d0%be%d1%80%d0%be%d0%b2%d1%8c%d0%b5%d1%81%d0%b1%d0%b5%d1%80%d0%b5%d0%b3%d0%b0%d1%8e%d1%89%d0%b8%d0%b5-%d1%82%d0%b5%d1%85%d0%bd%d0%be%d0%bb%d0%be%d0%b3%d0%b8%d0%b8
comments powered by HyperComments

Создай 3 ДИПЛОМА, а оплати всего за 2!

3-й в подарок!
Акция до 18 декабря! подробнее
пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга
Пожалуйста, подождите.
x