ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Автор: Никанорова Ирина Васильевна

 

 

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5-х КЛАССАХ

 

В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

 

 

 

Никанорова Ирина Васильевна, учитель русского языка и литературы МБОУ Майинская СОШ им.В.П.Ларионова с углубленным изучением отдельных предметов

 

 

 

Аннотация:  В данной статье рассматривается одна из инновационных технологий обучения – игровая технология, способствующая формированию общих компетенций на уроках русского языка, воспитанию любви к слову и речевой культуре. Приводятся примеры дидактических материалов по данной технологии для работы с учениками 5-го класса.

 

        Ключевые слова:  игра, игровые  технологии, образовательный процесс, творчество, познавательные способности.

 

 

 

Игра – это огромное светлое окно,

 

через которое в духовный мир ребёнка

 

вливается живительный поток представлений,

 

 понятий об окружающем мире.

 

 Игра – это искра, зажигающая огонёк

 

 пытливости и любознательности.

 

                                                                                                                                                            В. А.Сухомлинский.

 

 

 

   Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями Стандарта является оценка образовательных достижений обучающихся. Как достичь высоких результатов в образовательном процессе? Как повысить эффективность урока? Как сделать так, чтобы на уроке было интересно всем ученикам, чтобы каждый ребёнок был вовлечён в учебный процесс. На помощь учителю приходит замечательное средство – игра.

 

 

 

Актуальность использования игровых технологий.

 

   Игровые технологии формируют:

 

 - коммуникативные УУД (умение слышать, слушать, понимать партнёра, выполнять согласованно совместные дела, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договориться, правильно выражать свои мысли);

 

- познавательные УУД (сравнивать, искать решения, находить закономерности);

 

- личностные УУД (фантазировать,  проявлять интерес к окружающему миру, к себе, ориентировать  на моральные нормы );

 

- регулятивные УДД (планировать, оценивать правильность выполнения действий).

 

   Игра побуждает учеников к учебной деятельности. В её структуру входит целеполагание, планирование, реализация цели, анализ результатов.

 

   Игровые технологии я использую в основном в 5-х классах. Это связано с тем, что пятый класс – переходный этап в жизни детей: из начальной школы – в среднюю школу, в мир новых учителей, новой программы, новых предметов. Задача учителя в это время  сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а способствовала возникновению интереса к учению. Мне как учителю русского языка и литературы приходится решать такую задачу почти каждый день.  Для меня важно сделать ежедневные встречи с фонетикой, морфологией, синтаксисом не скучными и обыденными, а радостными и интересными. Вот здесь на помощь приходят уроки – игры, уроки – путешествия в страну Русского Языка. Разумно и уместно используя подобного рода уроки наряду с традиционными формами, я увлекаю детей и тем самым создаю почву для лучшего восприятия большого и сложного материала.

 

   Использование игровых технологий на уроках русского языка помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что, несомненно, способствуют развитию познавательного интереса к русскому языку как к учебному предмету. Немаловажно так и то, что игра на уроках русского языка способствует обогащению словарного запаса обучающихся, расширяет их кругозор. Она несёт в себе огромный эмоциональный заряд, решает не только общеучебные и развивающие задачи, но и воспитывает качества творческой личности:  инициативу, настойчивость, целеустремлённость, умение находить решение в нестандартной ситуации.

 

 

 

Основная часть.

 

   Игры можно классифицировать по-разному. Сегодня я вам расскажу о том, какие игры применяю в работе, используя классификацию игр, основанную на тематическом принципе: игры распределены по разделам лингвистики. Это фонетические игры, лексико-фразеологические, игры по словообразованию, синтаксические.

 

При изучении раздела «Фонетика» в 5 классе использую элементы игры, что очень нравится ребятам и способствует лучшему запоминанию изучаемого материала, т.к. количество часов ограничено. Вот пример фонетической игры.

 

   Игра «Салат».  В огороде выросли следующие овощи: морковь, капуста, репа, редька, укроп, картофель, огурцы, помидоры, свекла, лук, петрушка, салат, горох, перец, чеснок. Хозяйка для приготовления салата взяла следующие овощи: 1 - в слове 2 слога, 7букв, 6звуков (морковь);  2 -  в слове 2 слога, ударение падает на первый слог, 2 согласных звука мягких (перец); 3 - в слове 1слог, все согласные звуки твердые (лук); 4 - в слове 4 слога (помидоры).

 

 

 

В результате дети получают предложение.  Для приготовления салата хозяйка взяла помидоры, морковь, перец, лук.

 

   Игра «Новоселье». Звери и птицы построили многоэтажный дом. Когда же стали заселяться, то начались споры, кому, где жить. И тогда решили: те животные, чьи названия состоят из одного слога, пусть живут на первом этаже, чьи названия из двух слогов – на втором этаже и т. д .

 

Учитель называет животное, дети отвечают, на каком этаже будет жить то или иное животное.  Примеры животных:  ласка, еж, барсук, енот, куница, лось, лиса, заяц, хорь, бобр, косуля, волк, росомаха, рысь, медведь, горностай.

 

    Раздел «Лексика»  очень благоприятен для внедрения и использования игровой технологии.

 

    Игра «Загадки. Веселые омонимы». Мы с ребятами с удовольствием  их отгадываем:

 

1. Право, я прическа – чудо! Заплести меня не худо. На лугу с шипеньем острым управляюсь с сенокосом. В воду я вдаюсь полоской – узкой, серенькой и плоской. (Коса).

 

2. Я сборник карт. От ударения зависит два моих значения. Захочешь – превращусь в название блестящей, шелковистой ткани я. (Атлас).

 

3. Я травянистое растение с цветком различного цвета, но переставьте ударение, и превращаюсь я в конфету. (Ирис).

 

Таким образом, у учащихся в игровой форме формируется умение определять лексическое значение омонимов.

 

   Мы с ребятами сочиняем загадки, а также рисуем, тем более что в первой четверти мы прошли тему «Загадки», познакомились с их признаками и языком. Ребятам очень понравилась эта тема, т.к. загадки помогают развивать образное и логическое мышление, умение выделять существенные признаки и сравнивать, тренируют быстроту и гибкость ума, сообразительность, способность находить оригинальные решения и отражать их в творческих работах.

 

   Предлагаю детям  самостоятельно составить загадки о каких-либо известных предметах (школа, пенал и др.). Например:

 

1. Кто сюда войдет, тот ум приобретет. (Школа.)

 

2. На столе я лежу, ручки сторожу. (Пенал.)

 

   При изучении темы «Фразеологические обороты» мы с ребятами не только играем, но и рисуем фразеологизмы. Здесь уж фантазия ребят раскрывается в полной мере.  Вот одна из дидактических игр.

 

   Игра «Собери фразеологизм».   Кто-то рассыпал шесть фразеологических единиц. Соберите их за одну минуту. Кто быстрее и сообразительнее?

 

Не товарищ,  у него язык, семь пятниц, из огня,  как в воду, телят не гонял,  гусь свинье, без костей, на неделе,  да в полымя, канул,  куда Макар.

 

( Ответ:  Куда Макар телят не гонял. Гусь свинье не товарищ. У него язык без костей. Семь пятниц на неделе. Из огня да в полымя. Как в воду канул. ).

 

Игра «Закончить предложение фразеологизмами».

 

 

 

1.Он долго не мог дать ответ…..(тянул кота за хвост)

 

2.Мальчик смотрел на изображение, как…..(баран на новые ворота)

 

3.Товарищ не говорил правды, всех нас….. (водил за нос)

 

4.Юноша с детства приучен к труду, он не будет….. (сидеть на шее) у родителей.

 

5.Верят в мои успехи люди, но есть и такие…..(вставляет палки в колеса)

 

6.Однажды в гостях я поставил себя в неловкое положение, иначе говоря…..(сел в калошу)

 

7.Близнецы были похожи..... (две капли воды).

 

8.Пишет неаккуратно и неразборчиво, как…..(курица лапой).

 

9.Главная  задача школьника – учиться, запомните это…..(зарубить на носу)

 

В результате подобной работы обогащается речь учащихся, расширяется их  кругозор.

 

   Следующая игра «Замени фразеологизм одним словом» (наречием или глаголом):

 

 Рукой подать. (Близко). В час по чайной ложке. (Медленно). Морочить голову. (Обманывать). Во весь дух. (Быстро). Склонять по падежам. (Ругать). Засучив рукава. (Хорошо работать). Спустя рукава. (Работать плохо). Прикусить язык. (Замолчать).

 

Эта дидактическая игра помогает нам с ребятами не только усвоить данную тему, но и повторить глаголы и наречия. А я перед игрой обязательно задам вопросы для повторения этих частей речи.

 

   С удовольствием ребята откликнулись на игру «Посчитай-ка!»  Сколько фразеологизмов со словом «нога» в этом тексте?

 

Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он (с левой ноги встал, что ли?) полез ко мне драться. Я со всех ног домой! Еле ноги унес! Зато теперь к нему ни ногой. Ноги моей больше у него не будет!

 

1.       На короткой ноге – в близких, дружеских отношениях.

 

2.       Встать с левой ноги – быть в плохом настроении.

 

3.       Со всех ног – очень быстро, стремительно (бежать).

 

4.       Уносить ноги – спасаться бегством, удирать от опасности.

 

5.       Ни ногой – совсем не ходит, не ездит куда-либо, не бывает у кого-либо.

 

6.       Ноги не будет – кто-либо никогда не приедет, перестанет посещать кого-либо, бывать где-либо. Обычно как угроза, запрещение.

 

   При изучении темы «Устаревшие слова» мы с ребятами играем в  «Переводчика». Суть игры такова: необходимо перевести на понятный язык устаревшие слова.

 

Показать на репродукции картины с изображением человека в полный рост указанные части тела и предметы:

 

Око - (глаз). Зеница - (глаз, зрачок). Чело - (лоб). Рамо - (плечо, множественное число - рамена). Выя - (шея). Длань - (ладонь). Чрево - (живот). Шуйца - (левая рука). Перст - (палец). Десница - (правая рука). Перси - (грудь). Чресла - (поясница, бедро). Вежды - (веки). Ланиты - (щёки). Уста - (губы). Пясть - (ладонь с пальцами).

 

Такие игры, я считаю, обогащают словарный запас, воспитывают стремление к самосовершенствованию.

 

   При изучении раздела «Словообразование» я тоже использую элементы игровой технологии. Объясняя тему «Однокоренные слова»,  я предлагаю ребятам поиграть в «Веселую семейку», т.е. образовать и записать,  как можно больше однокоренных слов к глаголам  говорить, лететь, бежать, играть с помощью приставок.

 

При работе с составом слова, я предлагаю учащимся игровой элемент, где они не только собирают слова «по кирпичикам», но и повторяем с ними морфемы.

 

   Игра «Собери слово»

 

1Корень тот же, что и в слове СКАЗКА. Суффикс тот же, что и в слове ИЗВОЗЧИК. Приставка та же, что и в слове РАСХОД.

 

2.Корень мой находится в ЦЕНЕ. В ОЧЕРКЕ найди приставку мне. Суффикс мой в ТЕТРАДКЕ вы встречали. Вся же в дневнике я и в журнале.

 

При подготовке ребят к олимпиадам в одном из заданий я нашла достаточно интересный игровой момент «Узнай часть речи в одинаковых словах», который использую при изучении различных частей речи:

 

1) Посадила мама в печь пироги с капустой печь. 2) Снежное покрывало покрывало все поле. 3) Ведро дало течь, и вода стала течь. 4)Я ожёг палец и получил ожог.

 

   При изучении темы «Словосочетание и предложение» использовала  игру «Серпантин одной фразы», где отрабатывалось умение пользоваться распространенными предложениями, умение строить сложные предложения. Предлагаю фразу. Задача каждого следующего игрока – продолжить ее в пределах одного предложения. Проигрывает тот, кто не может продолжить фразу.

 

Например:

 

1-й ученик -  Я пишу стихи.

 

2-й ученик - Я пишу веселые стихи.

 

3-й ученик - Я пишу стихи  по вечерам.

 

4-й ученик - Я пишу веселые стихи  по вечерам каждый день.

 

5-й ученик -  Я пишу веселые стихи по вечерам каждый день, потому что это мое любимое занятие.

 

Достаточно интересным игровым элементом является «Завершение рассказа». Детям предлагается начало какого-либо рассказа. Например: «Стоял ясный солнечный день. Ребята играли во дворе. Вдруг ...».

 

Необходимо придумать продолжение и окончание рассказа. Время работы - 10 мин.

 

Рассказ можно оценить по следующим критериям:  законченность рассказа,  яркость и оригинальность образов, необычность поворота и сюжета, неожиданность концовки.

 

 

 

Заключение. Преимущества игровых технологий.

 

   Применение игровых технологий в обучении делает процесс познания наиболее доступным и увлекательным, а усвоение знаний более качественным и прочным.

 

   Игровые технологии занимают важное место в учебно-воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций:

 

1) правильно организованная игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;   

 

2) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;

 

3) игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников;

 

4) в составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится, как можно быстрее и успешнее справиться с заданием. Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся.

 

   Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить. Известный российский педагог С.Шацкий считал, что «серость жизни вызывает у детей нечто вроде настоящего заболевания».

 

  «Игра – едва ли не единственный вид деятельности, направленный на развитие не отдельных способностей  (к искусству или технике), а способности к творчеству в целом». (О.Газман )

 

    Эти общие положения становятся особенно актуальными в настоящее время, ибо явно выражен заказ общества на так называемую креативную личность, т.е. личность гибкую, открытую, с развитой способностью к творчеству в любых сферах.

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

 

 

  1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку: кн. для учащихся /под ред. Л.П.Крысина. – М.: Просвещение, 1995.

  2. Горбич О.И. Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе // Русский язык. – 2009. - № 23.

  3. Граник Г.Г. Секреты орфографии. М.: Просвещение, 1994.

  4. Иванова В.А. Тайны слова: занимательная грамматика. Волгоград, 1961.

  5. Игровые технологии на уроках русского языка. Авт.-сост. В.Н.Пташкина, Волгоград, 2011.

  6. Казбек-Калиева М.М. Школьные олимпиады. Русский язык. 5-9 классы. – М.: Айрис-пресс, 2004.

  7. Московский интеллектуальный марафон: сб. заданий. – М.: Интеллект-Центр, 2002.

  8. Организация внеклассной работы по русскому языку: пособие для учителя. – М.: Владос, 1999.

  9. Петрановская Л.В. Игры на уроках русского языка – М.: Мирос-Маик, «Наука-Интерпериодика», 2000.

 

 

 

 

 

 

 

comments powered by HyperComments

Создай 3 ДИПЛОМА, а оплати всего за 2!

3-й в подарок!
Акция до 18 декабря! подробнее
пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга
Пожалуйста, подождите.
x