Использование ИКТ на уроках в начальной школе в условиях ФГОС.

Автор: Тагирова Рамзия Сафаргалеевна

Образован не тот, кто много знает, а тот,

кто хочет много знать, и кто умеет добывать знания.

                                                                              В.Вахтеров

Введение раннего изучения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс обусловлено требованиями нового государственного образовательного стандарта начального общего образования. Необходимость новых знаний, информационной грамотности, умения самостоятельно получать знания способствовала возникновению нового вида образования — инновационного, в котором информационные технологии призваны сыграть системообразующую, интегрирующую роль. Владение информационными технологиями ставится в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности. Информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современного человека. Главная цель внедрения ИКТ — появление новых видов учебной деятельности.

Новые информационные технологии обучения — это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

Компьютер прочно завоевывает место в среде обитания современного школьника, поэтому его использование в учебном процессе способствует развитию самостоятельности и творческих способностей обучающихся. Применение компьютера  позволяет сделать урок более интересным и ярким, приобщает обучающихся к современным методам работы с информацией, помогает в организации и проведении опроса и контроля.    

Компьютер на уроке использую по-разному: средство наглядности; «тренажер для отработки знаний, умений, навыков»; для диагностики успешности обучения;  для коррекции пробелов в знаниях.

Существует множество электронных средств обучения для проведения уроков в начальных классах, они удобны своей универсальностью. Формы работы с электронными средствами могут быть разнообразны: фронтальные, групповые, парные, индивидуальные, дифференцированные. Программно-методический комплекс «Семейный наставник», в котором представлены наиболее значимые вопросы содержания начальной школы, включает четыре стратегии обучения: полная коррекция пробелов в знаниях и умениях – работу можно организовать фронтально, индивидуально и в группах; выборочная коррекция  пробелов -  ученики работают самостоятельно; выполнение уроков и параллельная коррекция – фронтальная работа; свободный полет – ученик самостоятельно ищет нужный учебный материал. Самоконтроль и контроль со стороны учителя осуществляется по диаграмме усвоения учебного курса, где показана динамика результативности.

Проводя уроки с использованием интерактивной доски, я отмечаю их пользу для обучения детей, которым не хватает внимательности, а также детей с низким уровнем способностей. Тактильный контроль и визуализация материала вовлекает учеников в образовательный процесс, что позволяет им легче усваивать уроки.

Свой урок можно моделировать вместе с учениками в режиме мозгового штурма, демонстрировать учебный материал, делать письменные комментарии поверх изображения на экране, записывать идеи обучающихся и таким образом создавать вместе с обучающимися общий конспект с учебным материалом.

Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно все. Поддерживать стремление ребенка к самостоятельной деятельности, способствовать развитию интереса к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности – задачи, которые ставит перед собой школа сегодня. Реализовать эти задачи помогает работа с цифровым микроскопом.

Использование цифрового микроскопа на уроке окружающего мира нацелено на:

  • повышение уровня мотивации и познавательной активности обучающихся;
  • проведение лабораторных и практических работ индивидуально, групповым методом и фронтально с использованием мультимедийного проектора,
  • развитие научно- исследовательской и проектной деятельности обучающихся;
  • изменение способов взаимодействия между школьниками и учителем в ходе совместной учебной и внеурочной деятельности. SHAPE  \* MERGEFORMAT

  SHAPE  \* MERGEFORMAT

На  уроке окружающего мира в 1 классе по теме «Царства живой природы»

(РС Занкова) дети узнают о том, что все живое делится на большие группы – царства: растений, животных, грибов, бактерий, и впервые знакомятся с микроскопом. Первый вид работы – это рассматривание под микроскопом мелких предметов: колючек кактуса, волоса, листьев растений. Главная задача на этом этапе заключается в том, чтобы дети поняли основное назначение микроскопа.

На другом уроке окружающего мира по теме: «Значение воды на Земле»

(РС Занкова) использование микроскопа  вызвало наибольший интерес, даже восторг детей.

Мы говорили о том, что людям нужна только чистая вода. Вполне были закономерны вопросы:

-Почему нужна чистая вода?

-Можно ли пить воду из водоемов?

-Для чего вода проходит очистку, прежде чем придет к нам в дом?

Детский опыт уже позволяет правильно ответить на данные вопросы, но хорошо, если мы наглядно во всем убедимся. Сначала просто рассматривали две капельки воды: из-под крана и стоячую воду, в которой долго стояли отводки комнатных растений. На первый взгляд эти капельки похожи. Далее на помощь снова пришел микроскоп. Рассматривая капельку чистой воды и стоячей, дети увидели во второй - различные движущиеся предметы. Сразу сделали вывод, что это какие-то живые существа. Я  рассказала о микроорганизмах и бактериях, живущих в грязной воде, о том, что многие из них опасны для человека.

Возможности микроскопа помогают лучше усвоить некоторые темы курса «Окружающий мир». Работа с микроскопом позволяет вести урок на достаточно высоком современном уровне, повышает интерес учащихся к изучаемому предмету, значительно расширяет их знания. 

В исследовательской деятельности мы используем SparkLab - цифровой комплект «Я познаю окружающий мир». Данный комплект позволяет ученикам расширить свой кругозор, приобретать знания и умения по подготовке и проведению экспериментов, делать предположения об изучаемом явлении, развивать навыки критического мышления при анализе результатов. С его помощью возможно проведение различных опытов начинающими исследователями по предметам: окружающий мир, природоведение, естествознание. При совместном использовании с устройством сбора данных, набор датчиков обеспечивает 25 экспериментов по окружающему миру.

           Поистине новым и необычным является первый в мире интерактивный многопользовательский обучающий центр SMART Table, созданный SMART Technologies специально для  учеников младших классов. Multitouch-технология SMART Table позволяет нескольким ученикам выбирать и двигать различные объекты, группировать слова по теме, составлять головоломки, создавать человека из отдельных частей тела, рисуют и подписывают одновременно фотографии.

Мои ученики с энтузиазмом изучают возможности SMART Table, так как этот инструмент обучения позволяет им играть вместе с одноклассниками, используя только руки, а не наскучившую тетрадь, учебник или пропись. SMART Table создан для того, чтобы вовлекать детей в активную совместную работу в процессе игры.     SHAPE  \* MERGEFORMAT

SMART Table имеет набор стандартных приложений:

1.    Функция выбора – ученики отвечают на поставленный вопрос, перемещая свой ответ на центральную картинку.

2.    HotSpots – определяют части схемы, передвигая метки в правую часть стола.

3.    HotSpaces – распределяют отдельные элементы по группам.

4.    Рисование – выбирают цвет и стиль и рисуют при помощи своих пальцев.

5.    Медиа –  могут передвигать и менять размер фотографий и видео.

6.    Сложение –  вместе решают математические задачи.

7.    Головоломка –  вместе решают головоломки, собирают пазлы.

8.    Сложение плюс – сортируют математические объекты по группам.

  Данные приложения позволяют создать урок на определённую тему.

Любой ребёнок любит мастерить, играть, изобретать… И мои ученики не стали исключением. Все они – маленькие конструкторы, их естественная потребность «конструировать», а также «экспериментировать, создавать нечто новое» нашли свое воплощение на уроках с         использованием  нового конструктора в линейке робототехники LEGO  education We Do. Конструктор предназначен  для начальной школы.

Работая индивидуально, парами, или в командах, обучающиеся  могут создавать и программировать модели, проводить исследования, составлять отчёты и обсуждать идеи, возникающие во время работы с этими моделями.

LEGO  education We Do позволяет обучающимся работать в качестве не только конструкторов, но и юных исследователей, инженеров, математиков и даже писателей, предоставляя им инструкции, инструментарий и задания для межпредметных проектов. Обучающиеся собирают и программируют действующие модели, а затем используют их для выполнения задач, по сути являющихся упражнениями из курсов естественных наук, технологии, математики, развития речи.

Интерактивную систему опросов SMART Response, призванную повысить качество обучения, использую при проведении тестов и некоторых контрольных работ. В то время как обучающиеся отвечают на вопросы с помощью своих пультов, программа оценки знаний в SMART Response  автоматически суммирует результаты опроса и отображает их в круговой диаграмме или гистограмме. Это мгновенное отображение результатов проверочной работы позволяет мне и  обучающимся увидеть, сколько ответов было правильными и нужно ли повторить опрос. Быстро оценив результаты, я могу подстроиться к нуждам класса прямо во время урока и быть уверенной в том, что все обучающиеся хорошо поняли материал занятия. Результаты проверки автоматически добавляются в электронный журнал успеваемости и сохраняются в одном файле, что помогает оперативно систематизировать и обрабатывать данные.

SMART Response помогает сделать процесс обучения более индивидуальным, так как позволяет следить за работой каждого обучающегося в отдельности, вовлекать его в учебный процесс и проверять полученные знания.

Интернет – новое информационное явление, мощный инструмент для образовательного процесса,  который должен органично вписаться и в предметы образовательных областей.

Работа с сетью Интернет развивает уверенность, любознательность, позволяет чувствовать себя частью большого реального мира, развивает коммуникативные качества, создает элемент соревновательности, позволяет разнообразить виды деятельности на уроке.

Часто картинки из сети Интернет становятся единственным источником того, чтобы дети увидели портрет писателя, композитора,  шедевры русского и зарубежного искусства. Это становится ярким наглядным пособием и источником вдохновения на уроках изобразительного искусства, окружающего мира, литературы и технологии.

Интернет:

• расширяет виды учебной деятельности обучающихся (поиск и обработка информации по предмету из Интернета);

• предоставляет возможности для  творческого общения;

• открывает творческие возможности для учителя по подбору и использованию дидактического материала;

Я использую Интернет еще и в качестве обмена информацией  с обучающимися и родителями через школьную образовательную сеть  «Дневник.ру» http://dnevnik.ru

Проведение уроков с применением ИКТ даёт школьникам возможность получить навыки работы, необходимые для жизни в современном информационном обществе. Использование  интерактивного учебного оборудования повышает у обучающихся интерес к предмету, даёт возможность создания интересного урока с компьютерной поддержкой, позволяет установить мгновенную обратную связь, повышает наглядность и динамику процессов подачи и усвоения материала, что доказывает эффективность применения информационно-коммуникационных технологий на уроках в начальной школе в условиях ФГОС.

 

 

comments powered by HyperComments

Создай 3 ДИПЛОМА, а оплати всего за 2!

3-й в подарок!
Акция до 20 ноября! подробнее
пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга
Пожалуйста, подождите.
x