Использование инновационных технологий на уроках фортепиано

Автор: Плужникова Тамара Ивановна

Тема урока: Звуки. Шумовые и  музыкальные, высокие и низкие. Регистры.  

Цель урока:

  Научить учащегося различать высокие и низкие звуки, регистры. Уметь показывать, где находятся на фортепиано высокие и низкие звуки.

Задачи:

     1.Познакомить учащегося с делением звуков на шумовые и музыкальные, высокие и низкие.

    2.Познакомить со звучанием музыки в разных регистрах.

    3. Закрепить полученные знания в творческих заданиях.

 

 План урока:

1.     Начинаем путешествие. Стихотворение Е. Королёвой о шумовых и музыкальных звуках.

2.     Игра « Слушаем тишину»

3.      Высокие и низкие голоса на примере голоса Великана и Дюймовочки.

4.     Творческое задание. Песня Великана и Дюймовочки.

5.     Высокие и низкие звуки на фортепиано.

6.     Игра « Изобрази звуками»

7.     Слушание музыки в разных регистрах.

8.     Музыкальные загадки.

 

Ход урока:

     – Я приглашаю вместе со мной отправиться в путешествие – в страну МУЗЫКИ. Это удивительная, волшебная страна. Здесь живут необычные жители – ЗВУКИ.

 

                                     Все на свете дети знают,

                                     Звуки разные бывают.

                                     Гул машины во дворе,

                                     Лай собаки в конуре.

 

                                    Это звуки шумовые.

                                   Только есть ещё другие:

                                 Не шуршания, не стука-

                                Музыкальные есть звуки.

                                                                            Е. Королёва

     – Нас окружает много разных звуков. Давай сейчас поиграем с тобой. Закрой глаза и внимательно  слушай. Попробуй отгадать, какие звуки ты слышишь.

      Игра «Слушаем тишину». Учащийся закрывает глаза и прислушивается к окружающим его звукам. Преподаватель спрашивает: «Какие звуки различаешь в классе? Откуда они доносятся? Какие из них более громкие, какие еле слышны? Какие звуки доносятся из соседнего помещения?» Можно самому преподавателю воспроизвести некоторые шумы (скрипнуть дверью, скомкать лист бумаги и т.д.).

         – Как ты думаешь, эти звуки были шумовые или музыкальные? Почему? Да, это были шумовые звуки. А музыкальные звуки это когда мы слышим пение или игру на музыкальном инструменте. Из музыкальных звуков складывается любая песня или музыкальное произведение. Именно музыкальные звуки живут в стране МУЗЫКИ. Только звуки не разговаривают, а поют, или играют на музыкальных инструментах. Как не бывает одинаковых людей, так и нее бывает одинаковых звуков.

        –  Представь, что тебе встретился Великан и поздоровался с тобой. Попробуй сказать его голосом. А теперь попробуй сказать голосом Дюймовочки.

         Делаем вывод вместе с учащимся, что Великан говорит низким голосом, а Дюймовочка высоким.

      – Голоса бывают высокие и низкие. Музыкальные звуки тоже бывают высокие и низкие. Давай с ними познакомимся. А в этом нам поможет фортепиано.

     Учащийся подходит к инструменту и нажимает любые клавиши фортепиано слева, справа клавиатуры и замечает разницу между звуками.

     Преподаватель просит найти учащегося, где живут на фортепиано звуки, которые будут петь тоненьким, высоким голосом и звуки, поющие  низким голосом.

     –  А теперь сыграй песенку, которую будет петь:

 1) Великан, 2) Дюймовочка.

    Преподаватель читает стихотворение:

 

        У рояля много клавиш!

        Ты их все звучать заставишь.

                                                    В крайних слева бас гудит,

                                                   Будто он всегда сердит.

       В крайних справа звук высок,

       Будто птичий голосок.

                                                   В средних клавишах как раз

                                                   Тот же голос, что у нас.

                                                                                               Н.Кончаловская

    – Высокие звуки на фортепиано находятся справа  (птички поют), а низкие звуки – слева (медведь ревёт). Там, где на фортепиано «живут» птички – высокий регистр. А там, где «живут» медведи, слоны – низкий регистр. А в среднем регистре удобно петь. (Можно спеть с учащимся его любимую песню.)

       Игра «Изобрази звуками». Преподаватель предлагает учащемуся изобразить звуками (сыграть на фортепиано)  как:

1.     Прыгает лягушка

2.     Ходит медведь

3.     Грохочет гром

4.     Капает дождик

 

А теперь послушай, как звучит музыка в разных регистрах.

 

Музыкальные примеры:

      1.Г. Галынин «Медведь» (низкий регистр) (3)

      2.Ч.н.п. « Аннушка» (средний регистр)  (3)

      3. В. Косенко « Полька» (высокий регистр) (2)  

 

 

 Музыкальные загадки.

 

Музыка может звуками изобразить любое животное. Я буду играть тебе, а ты постарайся угадать, кого изображает, «рисует» музыка.

 

 

 

Музыкальные примеры:

 

1. Т. Попатенко « Медведь» (4)

2. В. Агафонников «Кукушка» (3)

3. Г. Галынин « Зайчик» (3)

    В конце урока преподаватель напоминает учащемуся  о названии трёх  регистров, о том, что бывают звуки шумовые и музыкальные, высокие и низкие.

Домашнее задание:

1.Нарисовать по 2 примера музыкальных и шумовых звуков.

2. Показать на фортепиано самый высокий и самый низкий звук.

3.«Расселить» на фортепиано по разным регистрам своих любимых сказочных героев.

 

Методическая разработка урока  авторская. За исключением музыкальных примеров, (взяты из нотной литературы) и  стихотворений  Е. Королёвой  и Н. Кончаловской, которые взяты из книги М.А. Михайловой  «Развитие музыкальных способностей».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                       Использованные источники информации:

 Литература:

1.Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей.- Ярославль:         Академия развития,1997

Нотная литература для музыкальных примеров:

2.Альбом ученика-пианиста: Учебно-методическое пособие. 3 класс. Сост.Г.Г Цыганова и И.С. Королькова.- Ростов на Дону: Феникс,2005

3.Калинка. Альбом начинающего пианиста.- М: Советский композитор,1985

4. Музыка в детском саду. Средняя группа.- М.: Музыка, 1987

 

 

                         

 

 

         

Прикрепленные файлы:
%d0%ba%d0%be%d0%bd%d1%81%d0%bf%d0%b5%d0%ba%d1%82-%d1%83%d1%80%d0%be%d0%ba%d0%b0-%d0%bf%d0%be-%d1%81%d0%bf%d0%b5%d1%86%d0%b8%d0%b0%d0%bb%d1%8c%d0%bd%d0%be%d1%81%d1%82%d0%b8-quot%d1%84%d0%be%d1%80%d1%82
comments powered by HyperComments

Создай 3 ДИПЛОМА, а оплати всего за 2!

3-й в подарок!
Акция до 26 ноября! подробнее
пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга
Пожалуйста, подождите.
x