«Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках биологии как способ повышения мотивации к изучению предмета»

Автор: Яикова Лариса Владимировна

Тема  «Использование информационно-коммуникативных технологий  на уроках биологии  как способ повышения мотивации к изучению предмета»  

"Технические достижения не стоят ровным счетом ничего, если педагоги не в состоянии их использовать. Чудеса творят не компьютеры, а учителя!"

  Тема  «Использование информационно-коммуникативных технологий  на уроках биологии  как способ повышения мотивации к изучению предмета» мною выбрана не случайно. Вопрос о качестве образования, для общества и государства всегда был чрезвычайно важным. Ещё более важным становится всестороннее развитие личности ученика, его умение адаптироваться в окружающем мире, воспитание убеждённости в необходимости сотрудничества при совместном выполнении задач.

    Мы хотим видеть своих учеников здоровыми, физически развитыми, умеющими контролировать свою деятельность, адекватно оценивать свои возможности, ставить цели и добиваться результатов. Формированию такой зрелой личности в полной мере способствует повышение качества образования через совершенствование системы преподавания.

      Но, тем не менее, урок был и остается главной составной частью учебного процесса. Учебная деятельность учащихся в значительной мере сосредоточена на уроке. Качество подготовки учащихся определяется содержанием образования, технологиями проведения  урока, его организационной и практической направленностью, его атмосферой. Поэтому необходимо  применение новых педагогических технологий в образовательном процессе, а учитель, работающий с мелом и доской, как бы он не старался, не может в полной мере передать многие особенности процессов, происходящих в биологических системах.

    Естественно в настоящее время нельзя обойтись без современных методов обучения, без применения информационных технологий. И правильное использование в учебном процессе компьютера, который является наивысшим техническим средством обучения, позволяет осуществлять учебный процесс в новых условиях, когда учитель перестает быть единственным источником информации для учащихся.

    Но прежде чем говорить о том, какую важную роль играют информационные технологии  в том,  чтобы  методически грамотно подготовить и провести современный урок, необходимо сказать о том, что информационные технологии – это инструмент, который обретает силу лишь при условии правильного подхода к нему и последнее слово всегда останется за личностью, его творческим мышлением.

     Использование информационных технологий - это обновление роли учителя, его готовности передавать свои знания и опыт новыми средствами, когда учитель не прикован к своему рабочему месту, что позволяет осуществлять более тесный контакт с аудиторией и незамедлительную обратную связь.  И поэтому в первую очередь должен быть подготовлен учитель для грамотного использования компьютера в преподавании того или иного предмета.

  Применение информационных технологий  на уроках  является одной из новых форм преподавания в современном образовании, способствующих не только развитию личности, но и повышению мотивации учащихся к изучению предмета. Поэтому, идя в ногу со временем, я стараюсь как можно глубже внедрять информационные технологии в преподавание своего  предмета ,

    В процессе обучения информационные технологии   позволяют повысить интерес и расширить кругозор учащихся по предмету, изменить традиционное преподавание, активизируя все потенциальные возможности ученика посредством смены видов деятельности на уроке , которые позволили бы сохранить увлекательную форму подачи материала и одновременно создавали условия для саморазвития и адаптации школьников.

     В изучении школьного курса  биологии я   выделяю несколько основных направлений, где оправдано использование компьютера:

 - наглядное представление объектов и явлений микромира;

 -изучение биохимических процессов;

 -изучение природных процессов и явлений

 -моделирование биологического эксперимента; 

 -система тестового контроля

 -подготовка к ЕГЭ.

Спектр использования компьютера на уроке широк и разнообразен.

Конечно, для того, чтобы подготовить и организовать качественную работу в выбранном мною  направлении, необходимо постоянно обновлять свои знания и умения, в том числе и умения работы на компьютере.

 Получать необходимый опыт работы с  информационными технологиями и возможность обмениваться и делиться им с коллегами мне удаётся благодаря следующим факторам:                         1.Наличию   компьютерного оборудования, мультимедийного проектора, интерактивной  доски.

2. Изучению методической, педагогической литературы;

3. Применению мультимедиа учебников разных авторов с 5-го по 11-й класс, использование другого программного продукта;

4.  Наличию коллектива учащихся и учителей, способных работать в новых условиях;

     Специфика биологической   информации состоит в том, что многие процессы, происходящие в природе:

· скрыты от глаз наблюдателя;

· все процессы происходят в динамике.

  Показать процессы в динамике, можно только используя видеоинформацию, материалы мультимедиа, Интернет-ресурсы.

 Проанализировав биологические знания учащихся, я пришла к выводу, что происходит более глубокое усвоение видеоинформации, в противоположность информации прочитанной или услышанной, особенно, если материал подобран самими учениками. Самостоятельность учащихся на уроке способствует развитию таких личностных качеств как самоопределение, самоактуализация и формирует адекватную самооценку.

    При подготовке и проведении уроков биологии  на различных ступенях обучения я использую различные формы информационных технологий. Мое знакомство с информационными технологиями складывалось из нескольких этапов. 

1  Применение  готовых  электронных продуктов , которые   позволяют интенсифицировать деятельность учителя и ученика,  позволяют повысить качество обучения предмету, отразить существенные стороны  биологических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности. 

2 Мультимедийные презентации , использование которых позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке.  Презентация - форма подачи материала в виде слайдов, на которых могут  быть представлены таблицы, схемы, рисунки, иллюстрации, аудио- и видеоматериалы.  Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Презентация дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков.

3. Электронные версии мультимедиа учебников не что иное, как новое слово в методической науке и практике обучения, рекомендованы Министерством Образования России и входят в Федеральный комплект учебников биологии. Электронная версия даёт более широкие возможности в изучении предметов.

4. С поступлением в школу нового оборудования наступил новый этап освоения информационных технологий.   В этом году начала использовать интерактивную доску на уроках в старших классах. Интерактивная доска - ценный инструмент для обучения всего класса. Это визуальный ресурс, который помогает преподавателю излагать новый материал очень живо и увлекательно. В настоящее время от нас ждут конкурентноспособных учеников, способных быть высококвалифицированными специалистами. Этого возможно достичь, если мы научим  добывать знания, уметь вести самостоятельный поиск информации.

 5. Ресурсы сети Интернет  несут громадный потенциал образовательных услуг   и становится составной частью современного образования.

   Получая из сети учебно-значимую информацию, учащиеся приобретают навыки:

-целенаправленно находить информацию и систематизировать ее по заданным признакам;

-видеть информацию в целом, а не фрагментарно, выделять главное в информационном сообщении.

Овладение учителем биологии возможностями Интернета позволит привлекать к урокам-лекциям дополнительный иллюстративный материал. А использование интерактивной мультимедийной программы на уроке помимо видеоизображения обеспечит его звуковое оформление и даже анимацию, работа с мультимедийными энциклопедиями, мультимедийными путеводителями по объектам природы, электронными учебниками, которые в большом количестве присутствуют в Интернете.

Но при пользовании Интернетом в школе возникает и ряд сложностей.

Во-первых, информация в сети бесконтрольна, что часто ставит под сомнение ее достоверность, а зачастую и серьезность. Во-вторых, в сети представлено такое количество информации, что для поисков чего-то действительно нужного, несмотря на существование поисковых систем, зачастую требуется очень много сил и времени.

   Для удобства работы с Интернетом я создала каталог сайтов. Это значительно облегчает дальнейший поиск нужной информации, т.к. сразу видно, на какой странице в сети она может находиться. Этот созданный мною каталог доступен учащимся и, благодаря красочному оформлению страниц, невольно привлекает их внимание, стимулирует познавательную активность и вызывает желание самим посетить тот или иной сайт. Некоторые ребята, поработав с каталогом, сами начинают искать сайты с научно-познавательной информацией – не только по биологии, но и по другим предметам, и потом делятся с учителем своими находками.

6.  Проектная и исследовательская деятельность на уроках биологии , а так же во внеурочное время тоже является важным звеном в моей работе, которому я уделяю большое внимание. Без использования компьютера такая работа была бы ни совсем полноценной и наглядной.

Только активная и целенаправленная работа обоих сторон даст положительный результат.

   Использование разных форм информационных технологий  на  уроках    биологии, способствует углублению знаний учащихся, так как изучаемый материал рассматривается  в контексте более широкого спектра проблем. В свою очередь, это создает оптимальные условия для усвоения знаний в системе межпредметных связей. Работа по этим технологиям не только сохраняет структуру общеобразовательного цикла, полностью соответствует требованиям обязательного минимума содержания образования, но и:

- способствует повышению познавательного интереса к предмету;                                              

- содействует росту успеваемости учащихся по предмету;

- позволяет учащимся проявить себя в новой роли;

- формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности;                                               

- способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика.

Информационные технологии  работают на конкретного ребенка. Ученик берет столько, сколько может усвоить, работает в темпе и с теми нагрузками, которые оптимальны для него.     

    Эффективность использования информационных технологий  на уроках биологии доказывают следующие мониторинговые наблюдения, которые проведены мною за последние 2-3 года.

Применение информационных технологий позволило подойти к вопросу обучения биологии с качественно новой стороны. Работа на уроке становится более увлекательной и интересной  Когда мною делались первые шаги в данном направлении, ребята не охотно соглашались на такую работу, но со временем работа связанная с использованием компьютера становилась для них все более интересной, и в настоящее время учащиеся сами изъявляют желание выполнить  работу, и даже сами предлагают темы презентаций. А вопросов связанных с подготовкой и выполнением заданий становится все меньше, это говорит о нарастающей компетентности учащихся в работе. Использование новых информационных технологий позволило существенно повысить интерес детей к предмету, к  учебе, а, следовательно, и улучшить качество знаний учащихся.

     Я уверена, что переход к информационным технологиям  создаёт надежные предпосылки для соединения обучения, воспитания и развития в единый педагогический процесс. Использование мною информационных технологий в учебном процессе способствует   росту моего профессионального мастерства, повышению эффективности овладения умениями самостоятельного извлечения знаний, развитию личности обучаемого и подготовке ученика к комфортной жизни в условиях информационного общества.

    Конечно, подготовка уроков с использованием современных информационных технологий – это удел энтузиастов, поскольку требует много времени для поиска, систематизации и оформления информации. Но  вложенный труд накапливается в виде целых циклов уроков, которые составляют интеллектуальное богатство учителя. Я думаю, что учитель не должен замыкаться в себе. Это творческая личность, для которой важна оценка его труда, отношение к нему окружающих. Творчество всегда предполагает профессионализм.   

А  лучшей наградой служат успехи учеников!  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На слайд Преимущества для учителя:

    -позволяет учителям объяснять новый материал из центра класса.

    -поощряет импровизацию и гибкость, позволяя учителям рисовать и делать записи поверх любых приложений и веб-ресурсов.

    -позволяет сохранять и распечатывать изображения с доски, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала.

     -вдохновляет учителя на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.

Преимущества для учащихся:

-делает занятия интересными и развивает мотивацию.

 -предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков.

-учащиеся начинают понимать более сложный материал в результате более

 ясной, эффективной и динамичной подачи материала.

-позволяет использовать различные стили обучения, учителя могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям.

-учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.

 -отсутствует необходимость в клавиатуре, чтобы работать с этим оборудованием, таким образом повышается вовлеченность учащихся начальных классов или детей с ограниченными возможностями.

 

 

Работу над проектом организую в шесть этапов:

1         подготовка;

2         планирование;

3         исследование (в том числе и теоретическое);

4         результаты и (или) выводы;

5         представление или отчет;

6         оценка результатов.

 

 

 

Примером проектно- исследовательской работы может служить работа  которую подготовили и защитили ученицы 7 класса Дорофеева Кристина, Подопригорова Аня, Васильева Света и Васильева Ирина. Их работа называется « Лекарственные растения, обитающие на территории

                                                  8

 с. Житное и его окрестностях».  Девочки проделали большую работу, изучив лекарственную флору нашей местности , используя местный природный материал, научную литературу, интенет- ресурс. Итогом их работы  стала содержательная презентация их работы в электронном виде и на бумажном носителе. Для защиты своей работы они подготовили тезисы.(приложение 1)

 Эта работа была представлена на районном семинаре на тему: «Исследовательская деятельность учащихся на уроках и во внеурочное время» который проходил на базе нашей школы

в ноябре 2009 г. 

 Ученик 10 «Б» класса Кащеев Никита провел исследование на тему: «Проблемы спасения рыбной молоди в бассейне р. Волга» и  подготовил отчет о своей работе. При подготовке отчета были использован местный

материал, дополнительная литература, Интернет ресурс, а так же сканер, принтер и умения работы на них. Работа стала участницей научной конференции  « Молодые исследователи природы»-2008, которая

проводилась биолого- зкологическим центром совместно с Астраханским Государственным Университетом. Тезисы к работе помешены в сборнике конференции. (приложение 2)

 

 

Такая работа может осуществляться на разных этапах урока

- как способ создания проблемной ситуации,

- как способ объяснения нового материала,

 -как форма закрепления изученного,

- как форма проверки домашнего задания,

- как способ проверки знаний в процессе урока.

Совмещение видео-, аудио- и текстового материала, комплексное освещение темы обеспечивают более глубокое погружение в материал, способствуют его творческому осмыслению, повышает мотивацию учения.

 

 

Возможности презентаций:

1.     Демонстрация фильмов, анимации.

2.     Выделение (нужной области).

3.     Гиперссылки.

                                                    9

4.     Последовательность шагов.

5.     Интерактивность.

6.     Движение объектов.

7.     Моделирование.

 

 

Например творческое задание по теме «Жизнь в океане» выполненное ученицей 7 класса Грачевой Юлей (приложение 6) и другие достаточно  содержательные работы учащихся. Такая работа с использованием компьютерных программ  в учебном процессе предполагают большие развивающие возможности. Включение таких источников в учебный процесс   способствует:

· связи фактологии учебного предмета с реальностью и расширяет информационные интересы учащихся;

· дополняет предмет новыми сведениями;

· поддерживает актуальный уровень предмета;

· способствует развитию личности учащегося.

Учащиеся с интересом включаются в такую работу , что активизирует их познавательную деятельность.

                                                      10

 

-Текст учебников сопровождается большим количеством слайдов;

-Практикум активизирует познавательную деятельность учащихся;

-Игровые моменты пробуждают интерес к предмету;

-Работа с активными элементами на экране развивает логическое мышление;

-Мультимедиа курс построен не по принципу поурочного изучения, а даёт представление о теме в целом, расставляя акценты на основных элементах её содержания;

-Анимация позволяет смоделировать реальную биологическую  картину;

 Помимо практикумов к каждой теме прилагаются тесты, позволяющие оценить степень усвоения темы.

В проведении уроков мною используются мультимедиа материал, тексты учебника, словари и тесты компьютерных версий учебников биологии   «Уроки биологии Кирилла и Мефодия» 6-11кл. Все учебные материалы одобрены МО РФ и разработаны в соответствии с Государственным стандартом образования РФ.

 

 

  1. Успеваемость и коэффициент качества знаний учащихся

                                   по    биологии 

 

 

 

       2. Степень заинтересованности учащихся в подготовке домашнего     задания с использованием ИКТ

 

 

 

 SHAPE 

\* MERGEFORMAT

0

0,2

0,4

0,6

0,8

1

1

2

3

2009-10

уч.год

2008-09

уч.год

2007-08

уч.год

                                         16

 

 

 

Используя ИКТ на своих уроках я нахожу ряд преимуществ , которые помогают мне в работе, а именно:

-  экономия времени на уроке;

-  глубина погружения в материал;

-  повышенная мотивация обучения;

- интегративный подход в обучении;

 -возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов;

-возможность формирования коммуникативной компетенции учащихся,

т.к. ученики становятся активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке, на этапе формирования структуры урока;

- привлечение разных видов деятельности, рассчитанных на активную позицию учеников, получивших достаточный уровень знаний по предмету, чтобы самостоятельно мыслить, спорить, рассуждать, научившихся учиться, самостоятельно добывать необходимую информацию.

 

 

 

Результативность моего опыта использования ИКТ на уроках биологии, можно проследить по следующим фактам:

-Повысился уровень обученности учащихся, о чем свидетельствуют итоги учебных периодов;

-Возрос познавательный интерес к предмету, что подтверждает анкетирование и увеличение числа учащихся, выбирающих биологию для сдачи выпускного экзамена.

-Вырос уровень сложности исследовательских работ учащихся по предмету (качество выполняемых презентаций).

 

 

comments powered by HyperComments

Создай 3 ДИПЛОМА, а оплати всего за 2!

3-й в подарок!
Акция до 20 ноября! подробнее
пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга
Пожалуйста, подождите.
x