Использование межпредметных связей на уроках биологии

Автор: Бутасова Елена Николаевна

Использование межпредметных  связей

в формировании познавательной мотивации учащихся

 

                                                                                                   учитель биологии Бутасова Е.Н.

                                                                                                      МБОУ СОШ п. Агроном

 

  

   Всему в школе научить нельзя, поэтому важно научить ребенка мыслить. Самостоятельно действовать. Ориентироваться в ситуациях, знать подходы к решению проблемы.

   Биология открывает для этого много возможностей.

   Биология является такой дисциплиной, на базе которой можно достаточно эффективно внедрять метапредметные технологии обучения. Биологические знания тесно связаны с практической деятельностью, являются актуальными для сохранения здоровья человека, пересекаются с другими науками.

   Предметом изучения в биологии в обобщенном виде является вся среда обитания человека. А значит, этот предмет позволяет легко мотивировать учащихся к обучению, используя связь с повседневной жизнью. Предмет биологии уже изначально является метапредметом. Так как позволяет использовать и расширять все знания, получаемые учениками при изучении различных дисциплин: о растительном и животном мире, человеке, культуре, здоровье, гигиене, общении, труде, эпохах, среде обитания, пространстве, физических характеристик объектов, химических явлениях в окружающем мире, художественных образах природы, окружающих нас звуках, создаваемых человеком объектах, искусственном интеллекте.

     Различный характер носят связи биологии с математикой.

   В 5,6 классах широко используются математические методы измерения (Лабораторная работа «Изучение цветкового растения»).

При микроскопическом изучении объектов живой природы дети самостоятельно определяют увеличение микроскопа по формуле, настраивают микроскоп для более детального изучения объекта.

Рассматривая вопрос о вреде курения, мы не только говорим о пагубном влиянии на организм веществ, содержащихся в табачном дыме, но и заглядываем в карман курильщика.

   При  изучении темы «Бактерии» учимся трансформировать один вид информации в другой:

– текстовую в таблицу

-таблицу в график

   Математический аппарат используется для решения расчетных задач по физиологии человека, генетике.

   Что такое задача? Это возникшая в естественных условиях или искусственно сформированная ситуация, в которой требуется получить определенный полезный результат.

    При решении задачи необходимо:

– умение сопоставлять знания;

– четкое    знание    терминов.

   Прежде чем предложить учащимся задачу, повторяем пройденный материал  темы, генетическую символику.

   В ходе решения задач можно определить, умеет ли учащийся использовать свои знания и насколько  успешно он это делает. Но самое главное – это не просто решить задачу, а понять путь к ее решению. Задача – это тренажер мыслительной деятельности. Самостоятельное решение  задачи – это маленькое открытие для каждого учащегося, это чувство удовлетворенности, положительные эмоции, интересная работа.

   Любой биологический объект подчиняется физико-химическим законам.

   Физические модели широко применяются в биомеханике (полет птицы, электрические явления в клетке (рефлексы).

 

  Живая клетка может быть представлена как механическая система (плотность,  упругость, тургор, осмос).

    Изучая работу мышц, ребята убеждаются на собственном опыте, что статическая работа – работа, связанная с удержанием определенной позы или груза быстрее развивает в мышцах утомление, чем  динамическая работа – работа, связанная с перемещением груза или тела в пространстве.

   Очень интересен вопрос о возникновении адаптационных механизмов у животных и растений к условиям окружающей среды.

   При изучении темы «Метаболизм. Превращение энергии в организме человека» вниманию детей предлагаю загадку: «Середочка сыта и краешки заиграли».

   Детально рассмотрев вопрос превращения энергии, приходят к выводу:

Энергия не возникает из ничего и не исчезает, она превращается из одной формы в другую.

   А это ничто иное, как закон сохранения энергии.

   Понятие энергии связывает все явления природы.

   На уроках биологии значительно расширяется предметная область биофизики. С точки зрения биофизической экологии организм рассматривается как обладатель биологических часов, компаса, измерителя геомагнитного поля. Электромагнитные поля биосферы  играют роль в ориентировке особей в пространстве, влияют на регуляцию физиологических функций.

   Связь биологии с историей.

   «Невозможно познать суть явления (проблемы) не зная ее истории» – тезис , несомненно, относящийся к изучению клеточной, хромосомной и эволюционной теориям, теориям трудового социоантропогенеза.

Например, сущность эволюционного развития невозможно понять без обращения к его истокам, социально-экономическим предпосылкам, сложившимся в Англии в XIX веке.

   Сейчас, когда картофель считается «вторым хлебом», мало кто помнит о таких исторических событиях, как картофельные бунты, происходившие в нашей стране в 40-х годах 19 столетия.

   Почему крестьяне были недовольны?

   Массовые выступления крестьян в России были вызваны насильственным введением посадки картофеля, под которые отводились лучшие земельные участки.

   Крестьяне называли картофель «чертовым овощем».

   Некоторые дети путают, неправильно считают клубень картофеля его плодом. А на самом деле – это маленькие зеленые ягоды, содержащие вещество солонин.

 Биология и обществознание.

   Закономерности становления социума и общественного развития легко проецируются в структуру и функционирование биосистем. Более того, без социологического понятийного аппарата абсолютно невозможно объяснить такие биологические явления, как иерархия уровней организации живой материи, таксонов классификации, структуру биополимеров (белков и нуклеиновых кислот), понятия экологической ниши, явлений миграции.

   Для ориентации в мире  сложных биологических терминов, при изучении темы «Строение растительной клетки», предлагаю детям задание: с чем можно сравнить из предложенных изображений компоненты растительной клетки на муниципальном  и всероссийском уровне, например, клеточная оболочка – это государственная граница, ядро – Кремль, вакуоли – продовольственные базы.

   Биология перекликается с химией.

 При исследовании химического субстрата живой материи, химического взаимодействия в живых системах, метаболических процессов и их регуляция в клетке, мутагенеза, изучении экологических проблем биосферы и методов их решения. Практически все физиологические процессы в организме человека являются следствием химических превращений веществ (дыхание, пищеварение, выделение, гуморальная и нервная регуляция гомеостаза).

   Рассматривая химическую организацию клетки, дети узнают, что живая клетка включает в себя практически  всю периодическую таблицу химических элементов  Д.И. Менделеева.

   А опытным путем убеждаются, что в состав клеток  входит две группы веществ: органические и неорганические.

   Дети знакомятся с химическими терминами, учатся правильно обращаться с химической посудой, соблюдая правила техники безопасности.

   Исследуя структуру белка, узнают, что белки под воздействием различных факторов (температура, радиация) могут  менять свою структуру.

    Биология и география.

При изучении отдельной особи  и надорганизменных систем – популяций, видов, биогеоценозов, биосферы – физические и химические подходы дополняются географическими и астрономическими (влияние излучений Космоса, геомагнитных волн, климатических факторов, смены фаз Луны на жизнедеятельность). География поставляет информацию о абиотических факторах, причинах и значении природоохранительных мероприятиях.

Широко практикую задания направленные на умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы.  Например, Гумбольту принадлежат слова: «Человеку предшествуют леса, а сопровождают пустыни».

   Перед детьми встают вопросы:

1.Почему так считает ученый?

2.Какую проблему он затронул?

3.Каковы способы решения этой проблемы?

Биология, литература, искусство.

   Преподавание  и освоение биологии детским восприятием невозможно без использования литературных, художественных  источников, выполняющих роль иллюстративного материала, «жизненных» примеров.

   Именно  литературное и художественное творчество  на естественнонаучные темы помогают понять суть, «душу»  явления,  создать  яркий, запоминающийся образ.

   Стоит березка в пелеринке,

   Звенит на ветках бахрома…

   Использование межпредметных связей помогает решить проблему разобщенности, оторванности друг от друга разных учебных предметов, способствует повышению познавательной мотивации учащихся.

   Учебный процесс не должен начинаться и заканчиваться со звонком. Он  не является чем – то отграниченным от остальной жизни. На уроке учащиеся и учитель должны проживать саму жизнь. Именно в создании такого урока и состоит основная задача современного учителя. И эффективным  инструментом в реализации этой задачи является метапредметный (интегрированный) урок.

   Интегрированные уроки, внеклассные мероприятия широко внедряю в своей педагогической деятельности:

– внеклассное мероприятие «На перекрестках биологии и физики»,

– внеклассное мероприятие «Физика в жизни кошки»,

– внеклассное мероприятие «Природа  глазами художников»,

– урок «Этиловый спирт и его влияние на организм человека» и т.д.

   Благодаря интегрированным урокам, внеклассным мероприятиям в сознании учеников формируется объективная картина мира, ребята начинают активно применять свои знания на практике, потому что знания легче обнаруживают свой прикладной характер. И учитель по-новому видит и раскрывает свой предмет, яснее осознавая его соотношение с другими науками. Ведь мы все более отчетливо понимаем, что мир един, что он пронизан бесчисленными внутренними связями, так что нельзя затронуть ни одного  важного вопроса, не задев при  этом и множество других.

 

 

 

 

 

Прикрепленные файлы:
%d1%81%d1%82%d0%b0%d1%82%d1%8c%d1%8f-%d0%b8%d1%81%d0%bf%d0%be%d0%bb%d1%8c%d0%b7%d0%be%d0%b2%d0%b0%d0%bd%d0%b8%d0%b5-%d0%bc%d0%b5%d0%b6%d0%bf%d1%80%d0%b5%d0%b4%d0%bc%d0%b5%d1%82%d0%bd%d1%8b%d1%85
comments powered by HyperComments

Создай 3 ДИПЛОМА, а оплати всего за 2!

3-й в подарок!
Акция до 20 ноября! подробнее
пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга
Пожалуйста, подождите.
x