Использование современных информационных технологий в управлении образовательной организацией

Автор: Попова Маргарита Валерьевна

Normal

0

false

false

false

RU

X-NONE

X-NONE

/* Style Definitions */

table.MsoNormalTable

{mso-style-name:"Обычная таблица";

mso-tstyle-rowband-size:0;

mso-tstyle-colband-size:0;

mso-style-noshow:yes;

mso-style-priority:99;

mso-style-qformat:yes;

mso-style-parent:"";

mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;

mso-para-margin-top:0cm;

mso-para-margin-right:0cm;

mso-para-margin-bottom:10.0pt;

mso-para-margin-left:0cm;

line-height:115%;

mso-pagination:widow-orphan;

font-size:11.0pt;

font-family:"Calibri","sans-serif";

mso-ascii-font-family:Calibri;

mso-ascii-theme-font:minor-latin;

mso-fareast-font-family:"Times New Roman";

mso-fareast-theme-font:minor-fareast;

mso-hansi-font-family:Calibri;

mso-hansi-theme-font:minor-latin;}

ВВЕДЕНИЕ

        Информатика и современные информационные технологии (СИТ) занимают особое положение в современном информационном мире. Навыки владения компьютером, умение использовать СИТ в своей повседневной работе, работа в Интернет, знание теоретических основ информатики, информационная культура, умение создавать и использовать электронные информационные ресурсы, находящиеся в распоряжении человечества – таковы приоритеты нового века.

В связи с этим очевидно повышение внимания органов государственного управления к информатизации образования.

      Основные направления модернизации российского образования связаны с повышением его качества, доступности и эффективности. Концепция Модернизации Российского образования выдвигает созвучные требования и к процессу управления образовательным учреждением.

Одним из важнейших направлений в области информатизации образования является использование в системе управления образованием информационно-коммуникационных технологий.

В связи с ростом требований к информационно-аналитической деятельности руководителей образовательного учреждения в управленческой науке идёт активный поиск путей эффективного сбора, хранения и анализа школьной педагогической информации. Повышение качества управления образовательным учреждением нуждается в разработке новых технологий управления информационными потоками.

Актуальность темы обусловлена рядом факторов:

 объём информации о ходе протекания и результатах образовательного процесса становится выше, чем уровень достаточного понимания этой информации;

 механическая обработка без определённого стандартного алгоритма не даёт оперативных данных, позволяющих принимать оптимальные управленческие решения по результатам деятельности;

 работа образовательного учреждения в инновационном режиме требует

многогранного анализа образовательной деятельности, оперативного прослеживания динамики изменений и своевременной корректировки;

 сложные информационные модели (автоматизированные системы управления образовательной организацией), как правило, не оправдывают себя с финансовой точки зрения, поэтому необходимо и целесообразно компьютерные технологии вводить там, где алгоритм управления достаточно прост и технически осуществим с относительно небольшими затратами.

В работах В.С. Аванесова, В.П. Беспалько, И.А. Зимней, М.М. Поташника,

А.И.Субетто, Н.А. Селезнёвой, П.И. Третьякова, Т.И. Шамовой, Т.К. Чекмарёвой, М.А.Сергеевой и др. созданы теоретические предпосылки проектирования эффективной действующей системы управления качеством образовательного процесса, информационного обеспечения образовательного учреждения.

Соловьёв В.Н., Матрос Д.Ш., Мельникова Н.Н., Белушкин С.Д., Перегудов Ф.И., Новожилова Н.В., Швецова С.В., Каракозова Е.Н. и др. рассматривают теоретико-методологические основы компьютеризации и автоматизации системы управления образовательным учреждением.

Реальный процесс позитивных преобразований в общеобразовательной школе на основе использования ИТ в управлении характеризуется определёнными противоречиями:

 между необходимостью строить процесс компьютеризации управления на научной системной основе и фактическим осуществлением его путём развития отдельных направлений – составных элементов системы (технического оснащения, обеспечения программными средствами, подготовки кадров и др.);

 между научно-технократической и гуманитарной парадигмами процесса

управления образовательным учреждением, обусловленными, с одной стороны, прогрессом техники и достижениями науки управления, с другой стороны, необходимостью реализации человекоцентристского подхода в управлении, основанном на субъект-субъектных отношениях;

 между необходимостью организации управления с применением новых информационных технологий и недостаточным уровнем подготовки педагогических кадров для работы с современным программным обеспечением.

Учитывая эти противоречия и была выбрана тема проекта, а проблема

сформулирована следующим образом: выяснить, каковы условия и механизмы использования в управлении МБОУ «СОШ пос.Круглое Поле» современных информационных технологий.

Решение этой проблемы и составляет цель моего проекта.

Объектом наших исследований является система внутришкольного управления в МБОУ «СОШ пос.Круглое Поле»

Предмет исследования – процесс использования информационных технологий в управлении МБОУ «СОШ пос.Круглое Поле»

Основные задачи:

1. Обоснование процесса использования СИТ в управлении образовательным учреждением.

2. Разработка теоретической модели управления образовательным учреждением с применением информационных технологий.

3. Разработка методических рекомендаций по использованию СИТ в управлении для МБОУ «СОШ пос.Круглое Поле»

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что эффективность действующей системы управления образовательным учреждением может быть повышена,если:

 процесс управления ОУ будет строиться с учётом современных требований, в единстве с совершенствованием информационных технологий, что обеспечивает создание единого информационного пространства образовательного учреждения;

 будут созданы информационные банки, способствующие сокращению времени и затрат на выполнение операций, снижению вероятности появления ошибочной информации в отчётных документах;

 средства ИТ своевременно обеспечат администратора исчерпывающей информацией в наиболее удобной форме

 будет создана совокупная общеобразовательная информационная среда с другими школами и учреждениями;

Методологическая основа исследования представлена 4 уровнями: философским, теоретическим, технологическим и предметно-методическим.

В качестве философской основы выступают философско-антропологические представления о человеке как социальном существе и субъекте деятельности; о взаимосвязи теории и практики в процессе человеческого познания; об активной роли личности в познании и преобразовании действительности; рассмотрении управления как социального процесса в диалектической взаимосвязи содержания и формы, структуры и функции.

В качестве теоретической основы исследования используется личностно-

ориентированный, исследовательский, системно-деятельностный, рефлексивный подходы

к сущности управления образовательным учреждением.

Моя работа опирается также на:

 концептуальные подходы к обоснованию информатизации образования;

 общую теорию прогнозирования образовательных систем;

 теоретико-методологические основы управления ОУ;

 методы историко-педагогического исследования;

 методы теоретического исследования;

 методы эмпирического исследования.

Источники: теоретическая, философская, психолого-педагогическая литературапо изучаемой проблеме, диссертационные исследования, материалы периодической печати.

Этапы:

1-й этап.

 Изучение и анализ теоретико-методологической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, определение его концептуальных предпосылок.

2-й этап.

 Систематизация накопленных сведений по проблеме внутришкольного управления с использованием информационных технологий.

 Создание теоретической модели информационных потоков в ОУ

 Создание модели информационно-управляющей системы образовательной организации с использованием информационных технологий.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в том, что оно вносит вклад в развитие информатизации образования, выявляет возможности применения ИТ в проектировании систем управления ОУ.

Практическая значимость исследования: на основе созданных моделей информационных потоков и управления с использованием СИТ в МБОУ «СОШ пос.Круглое Поле» возможно их внедрение и разработка системы управленческого мониторинга в любой общеобразовательной организации Тукаевского района.

1. Информация и информатизация

Наступило время, которое учёные характеризуют «информатизацией общества», под которой понимается «процесс возрастания объёма научных знаний и иных сведений, вовлекаемых в сферу труда и иные сферы общественной жизни».

Существует огромное множество различных определений понятия «информации», но их нельзя свести к единому содержанию.

В философском словаре даётся следующее определение: «Информация (от латинского informatio – ознакомление, разъяснение, представление, понятие) – это во-первых, сообщение, ознакомление, осведомление о положении дел, сведения о чём-либо, передаваемое людьми; во-вторых, уменьшаемая, снимаемая неопределённость в результате получения сообщений; в-третьих, сообщение, неразрывно связанное с управлением; в-четвёртых, передача, отражение, разнообразие в любых объектах и процессах(живой и неживой природы)».

С середины ХХ века это понятие включило в себя и обмен сведениями между «человеком и автоматом» и «автоматом и автоматом».

Теория организации сводит формулировку понятия «информации» к следующей:  «Данные, несущие в себе новизну и полезность для работника, принимающего решение, называются информацией».

А.И. Берг, академик АПН, точно характеризует современное состояние информационного общества, утверждая, что без полноценной информации нет прогресса. С.И. Архангельский понимает информацию как основной мыслительный материал.

Приведённые точки зрения можно рассматривать как взаимодополняемые. В данной исследовательской работе мы принимаем точку зрения Т.К. Чекмарёвой, которая истолковывает информацию как некоторую совокупность сведений, сообщений, данных, определяющих меру потенциальных знаний человека о тех или иных явлениях или процессах, их взаимосвязи.

2. Информация и управление

Информационная среда любой организации подчиняется закону информированности-упорядоченности: «Каждая система (социальная или биологическая) стремится получить как можно больше достоверной и насыщенной информации о внутренней и внешней среде для устойчивого функционирования (самосохранения)» В моей работе за основу я приняла определение управленческой информации Т.И. Шамовой.

Управленческая информация – это те данные, которые обладают для руководителя определённой новизной и требуют принятия им управленческого решения.

По мнению Ю.А. Конаржевского, возможно интенсифицировать управление на основе информации, представленной как системе, отражающей во всём многообразии управляемый объект.

«По форме управление любой социальной системой (в том числе и образовательной организацией) представляет собой процесс переработки информации. В общих чертах он состоит из трёх основных этапов: сбора информации о состоянии управляемого объекта, переработки её и выдачи командной информации (управленческое решение)»

Схема управления ОУ

1 – управляющая система;

2 – командная информация;

3- управляемая система;

4 – информация о состоянии управляемой системы;

5 – данные о состоянии внешней среды;

6 – директивная информация вышестоящих органов, достижения науки, передовой педагогический опыт.

Конаржевский, выстраивая схему управления образовательным учреждением, по  сути доказал, что управление – это информационный процесс, где управляющая система  получает информацию о системе управляемой, анализирует её, и на основе анализа данных о состоянии внешней среды, а также с учётом директив вышестоящих органов образования, вырабатывает и принимает управленческое решение.

Это решение направлено на упорядочение управляемой системы и её перевод в новое качественное состояние. Командная информация поступает в управляемую систему, и круг замыкается.

М.М.Поташник указывает на органичную взаимосвязь двух ролей управленческой информации для руководителя – «она является основанием для принятия оптимальных

управленческих решений и средством обратной связи о реализации всех управленческих действий».

Таким образом, информация повышает научную обоснованность управленческого решения, исключает излишние затраты материальных и трудовых ресурсов, способствует повышению качества и эффективности управленческого труда и производства в целом.

Информация обслуживает все виды управленческой деятельности. В педагогическом анализе, направленном на конечные результаты деятельности образовательной организации планово-прогностическую функцию, она играет основополагающую роль. На основе аналитического обоснования создаётся стратегия, модель предстоящей деятельности коллектива; по мере выполнения организационно-исполнительской функции управленческой деятельности идёт постоянный обмен информацией и её переработка; в ходе внутришкольного контроля накапливают сущностную, конкретную, объективную информацию и на её основе принимаются регулятивные и коррекционные меры.

3. Назначение и виды управленческой информации

Назначение информации в управлении образовательным учреждением:

1. Информация способствует научному познанию окружающей действительности, расширяет знания о ней.

2. Информация даёт возможность принять оптимальное, научно-обоснованное управленческое решение, требующее меньших материальных и трудовых затрат.

3. Полная, достоверная, объективная информация повышает качество и эффективность управленческого труда и производства в целом.

4. Информация служит обеспечению работников образования результатами научных исследований, передовым педагогическим опытом, новейшими технологиями обучения и воспитания.

Эффективно выстроенная система получения внешней педагогической информации в образовательной организации своевременно обеспечивает учителей:

 результатами научных исследований,

 передовым педагогическим опытом,

 новейшими идеями и технологиями обучения и воспитания,

 директивными указаниями вышестоящих органов образования,

 регламентирующими предписаниями из учреждений, сопричастных к деятельности образовательного учреждения,

 сведениями внешней среды об условиях жизни детей в семье и т.д.

Внутренняя педагогическая информация представляет собой совокупность сведений

 о состоянии здоровья школьников,

 результатах обучения и воспитания учащихся,

 сведений об учителях, их деятельности,

 родителях,

 данные о материально-технической оснащённости образовательного процесса,

 сведения о внешних связях образовательного учреждения.

Внутреннюю педагогическую информацию подразделяют на

 оперативную,

 тематическую

 и итоговую.

Оперативная информация даёт возможность руководителю своевременно распознать зачатки негативных отклонений в образовательном процессе.

Тематическая информация преследует целью сбор сведений по конкретному вопросу, выявление тенденций в развитии объектов управления.

Итоговая информация даёт возможность сформулировать аналитическое обоснование, управлять образовательной организацией по результатам.

Существуют три основных канала поступления информации к руководителю образовательной организации:

I – формализованный (в достаточной степени достоверная, регламентированная по форме, содержанию и времени информация);

II – стихийный (не всегда объективные сведения, звонки по телефону, устные обращения, ответы и т.д.);

III – свободный (информация, представляющая профессиональный интерес для руководителя и инициируемая им).

Информационный канал – это потенциально существующая связь между элементами системы информационного обеспечения образовательной оргазизации.

Ю.М. Кузнецов указывает на то, что информационные потоки, обрушивающиеся на руководителя со всех сторон, в 4 раза превышают его возможности их обработать.

Поэтому естественно существование определённых требований к внутришкольной информации:

Точность. Информация должна быть безошибочной и объективной. Для достижения этого могут потребоваться неоднократные и независимые друг от друга проверки.

Своевременность. Информация должна быть доступна тогда, когда она необходима, не позже. Запоздалая информация может привести к дорогостоящим ошибкам и задержкам.

Уместность. Информация должна отвечать на определенные вопросы, ответ на которые необходим в настоящий момент. Информация может быть точной и своевременной, но совершенно не относящейся к делу.

Форма представления. Информация должна быть представлена в той форме, в которой ее обработка наиболее удобна в настоящий момент. (Сегодня наиболее удобно представлять информацию в электронном виде). Часто информация, представленная в неудобном или незнакомом формате попросту игнорируется.

Доступность. Информация должна быть легко доступна для того, кому она в первую очередь необходима.

4. Методы сбора информации

Развивающаяся система информации необходима для любой образовательной организации. Методы сбора информации – важнейшая часть этой системы.  

М.М. Поташник приводит основные:

 изучение директивных, нормативных, методических и других документов,

 наблюдение,

 опросы,

 анкетирование,

 тестирование.

 также существуют и комплексные методы сбора информации.

В процессе их использования сразу же осуществляется анализ информации:

 метод оперативного разбора мероприятия,

 метод ретроспективной беседы,

 ведение дневниковых записей и т.д.

Своевременность полученной информации – важнейший фактор, влияющий на оптимальность её сбора.

Все методы сбора информации не универсальны, поэтому необходим их отбор и сочетание в зависимости от управленческой ситуации.

Комплекс мероприятий, направленных на получение полной информации, ориентированной на предметную область, о функционировании открытой, сложной системы,

называется мониторингом (от англ. monitor – следить, вести наблюдение).

Это понятие, заимствованное в педагогическую науку из экологии и социологии,

характеризуется понятиями:

 система,

 наблюдение,

 прогнозирование результатов,

 состояние объекта или процесса и т.д.

Мониторинг даёт целостное представление о качественных и количественных изменениях в системе, позволяет принимать управленческие решения по выводу управляемой системы в новое качественное состояние.

В современной системе мониторинговых исследований контроль занимает важное  место. М.А. Сергеева с точки зрения системного подхода выстраивает информационную модель мониторинга и представляет процесс переработки (анализа) информации в виде схемы.

Схема анализа информации.

По сути, здесь представлены три основных этапа управления как информационного процесса:

- сбор информации о состоянии управляемого объёкта и внешней среды;

- её переработка и анализ;

- выдача командной информации.

Современные научные исследования доказывают, что мониторинг является механизмом управления при соблюдении определённых условий:

1. комплекс мероприятий по его реализации должен осуществляться как целостная система управленческого цикла;

2. совокупность мониторинговых действий должна представлять собой ин-

формационную систему;

3. необходимо сформировать целостную систему распределения потоков информации, определить условия и технологию её хранения и использования.

Таким образом, перед каждым руководителем рано или поздно встаёт вопрос о создании или корректировке существующей системы информационного обеспечения в организации.

5. Создание модели информационного обеспечения

Для создания единого информационного пространства образовательной организации необходимо в первую очередь создать целостную систему внутришкольной педагогической информации, определиться с её

 содержанием и объёмом,

 сформировать информационные потоки,

 выбрать методы сбора информации,

 обеспечить оптимальное использование и хранение информации.

Под понятием «информационный поток» мы понимаем определённое количество информации, передаваемой по каналу связи в определённый период времени.

Чтобы построить эффективную модель системы информационных потоков в ОУ, важно вывести их на определённый уровень (административно-управленческий, коллегиальный, уровень ученического самоуправления) и конкретные лица для анализа и принятия управленческого решения.

Модель - это система объектов или знаков, воспроизводящую некоторые свойства системы оригинала.

Все виды специфической функциональной информации в процессе управления становятся непрерывным круговоротом внешней, внутришкольной (оперативной, тематической и итоговой) информации и воздействующей (коррекционной) информации, исходящей от руководителя образовательного учреждения.

Модель информационного обеспечения образовательного учреждения мы выстраиваем, взяв за основу схему управления на основе информации Ю.А. Конаржевского и цикличной схеме анализа и получения воздействующей информации, построенной М.А. Сергеевой.

Построенная нами модель иллюстрирует содержание информационно-

аналитической функции управления:

«Информационно-аналитическая деятельность есть основной инструмент управления, так как одной из главных характеристик любой системы, определяющей в итоге эффективность её функционирования, является коммуникативность, определение циркулирующих в ней информационных потоков (содержание информации, степень её централизации, источники получения, вывод на уровень принятия решения). Аналитическая деятельность направлена на изучение фактического состояния и обоснованности применения совокупности способов, средств, воздействий по достижению целей, на объективную оценку результатов педагогического процесса и выработку регулирующих механизмов по

переводу системы в новое качественное состояние»

При построении модели информационного обеспечения мы учитывали органичное распределение функционала звеньев административного управления в школе.

6. Информационные технологии в управлении образовательной организацией

Чётко налаженная на практике система информационного обеспечения образовательного учреждения, сбор, переработка и анализ информации предполагает вовлечение больших по объёму массивов информации и может быть реализована лишь на основе определённых технологий.

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие «технологии». Однако в его истолковании и употреблении существуют разночтения:

 Технология – это комплекс научных и инженерных знаний, реализованных в приёме труда, наборах материальных, технических, энергетических, трудовых факторов

производства, способах их соединения для создания продукта или услуги, отвечающих определённым требованиям (Большая Советская Энциклопедия).

 Технология – это совокупность приёмов, применяемых в каком-нибудь деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

 Технология – это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М. Шепель).

 Если технология – это совокупность методов обработки, то информационные технологии представляют собой методы обработки информации.

Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, информационная технология –это комплекс взаимосвязанных, научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимо-

действия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы.

Таким образом, если технические средства обеспечивают возможность доступа к информации в нужное время и её достаточную полноту, то овладение и использование информационных технологий делают эту возможность реальной.

К средствам СИТ относят:

 компьютеры и их периферийное оборудование,

 средства преобразования и манипулирования аудиовизуальной информацией,

 средства передачи информации,

 программные комплексы.

Они различаются по степени интерактивности и по источнику информации, поэтому их условно подразделяют на:

 технологии, обеспечивающие хранение информации, т.е. в данном случае информация выступает в виде услуги (сервиса), сюда обычно относят всевозможные банки данных, базы данных, базы знаний, телетексты;

 технологии, обеспечивающие прямой доступ к большим объёмам информации, сюда относятся различные формы коммуникации (Интернет, локальные сети).

Как было сказано выше, эффективность действия модели информационного обеспечения в школе в значительной степени определяется качеством обратной связи, поэтому способ её осуществления можно считать основным содержанием технологии управления.

Применение информационных технологий делает реализацию информационного обеспечения управления наиболее эффективной. Простейшим примером может служить компьютеризация ряда функций административной работы, которая может в свою очередь благотворно повлиять на деятельность всего учреждения в целом.

Среди основных направлений использования информационных технологий в обучении и управлении образованием Ю.С. Брановским называются следующие:

 использование компьютера и средств СИТ в качестве средства обучения, дидактического средства для моделирования различных объектов и процессов, повышения степени наглядности при изложении учебного материала; систематизации и логического упорядочения учебного материала, тренажа, контроля усвоения знаний;

 применение автоматизированных обучающих систем;

 освоение различных автоматизированных рабочих мест в образовании;

 использование технологии мультимедиа в обучении и управлении образованием;

 применение СИТ в психолого-педагогических исследованиях.

7. Модель управления образовательным учреждением с использованием новых информационных технологий

Выстраивая модель управления образовательной организацией на основе СИТ, мы учитывали, что приоритетным направлением является формирование интеллектуально развитой личности. С нашей точки зрения, эта идея в полной мере отражает веление времени и процессы, происходящие в образовании сегодня.

Цель – управление развитием образовательной организации на основе СИТ – определила следующие задачи:

- на I уровне (управления):

1. активизировать методическую работу педагогов, превращая её в научно-

методическую;

2. стимулировать экспериментальную работу педагогов;

3. создать оптимальный учебный план;

4. создать систему управленческого мониторинга, на основе образовательного

и социально-психологического комплексных исследований.

- на II уровне (педагога)

1. оптимизировать, индивидуализировать процесс обучения;

2. создать надежную систему мониторинга и контроля с учётом психологических особенностей ученика;

3. построить процесс обучения в режиме субъект-субъектных отношений;

4. повышать педагогическую квалификацию и профессиональное мастерство учителя.

- на III уровне (ученика)

1. определить зоны ближайшего развития каждого ученика на основе социально-психологического мониторинга;

2. осуществлять дифференцированный подход к обучению;

3. формировать положительную мотивацию учебной деятельности.

На основе приоритетных направлений, исходя из функций управления, мы создали вертикальную структуру управления образовательным учреждением с использованием

информационных технологий, где нами подробно рассматриваются задачи административного уровня, включающие

 автоматизацию документооборота,

 управленческий мониторинг,

 социально-психологический мониторинг,

 образовательный мониторинг.

Задачи на уровне управленческого мониторинга включают:

 комплексный контроль материального обеспечения;

 комплексный контроль финансового обеспечения;

 комплексный контроль кадрового обеспечения;

 анализ результатов образовательного мониторинга (исследование хода УВП, в том числе: выполнения учебных программ, выполнение государственного стандарта образования, состояния здоровья учащихся образовательного учреждения);

 анализ результатов социально-психологического мониторинга;

 информация о ходе инновационной деятельности в школе (процессуальные и результативные показатели)

Системный принцип организации образовательного процесса предполагает взаимосвязь всех его составляющих: содержания образования, образовательного мониторинга, социально-психологического мониторинга, которые в свою очередь определяют характер и содержание методической и научно-методической работы образовательной организации.

Сбор информации, её хранение и обработку осуществляет единый информационный центр образовательной организации. Благодаря локальной сети, являющейся связующим звеном между руководителем ОО, администрацией, информационным центром, создаётся единое информационное пространство.

Центр обеспечивает руководителю оперативное ориентирование в потоках информации и возможность быстро и эффективно структурировать базовую и текущую информацию, устанавливать причинно-следственнные, корелляционные, функциональные связи в образовательном процессе и системе управления, формировать аналитические решения, определять результативность деятельности образовательного учреждения, степень удовлетворённости участников педагогического процесса своей и совместной деятельностью.

Наглядно представленная, структурированная информация позволяет своевременно оценивать имеющиеся условия, обеспечивает многовариантностью прогнозов, выбором оптимального варианта плана при данных исходных условиях. Оперативная обработка и систематизация информации происходит в соответствии с заданными параметрами, что

позволяет увидеть и оценить степень отклонений полученных показателей от запланированных и спрогнозировать, смоделировать возможное поведение участников педагогического процесса. Использование компьютерных, информационных технологий позволит облегчить наиболее трудоёмкие и требующие в связи с этим больших временных затрат, действия учителей по повышению качества образования.

Вертикальная структура управления МБОУ «СОШ пос.Круглое Поле» с использованием СИТ

I уровень

Автоматизация документооборота

Локальная сеть Internet

Базы данных

Приоритетные

направления

Использование СИТ в управлении МБОУ «СОШ пос.Круглое Поле»

Администрация

(Информационный центр)

Задачи на уровне управления

Управленческий мониторинг

Диагностика Модель качества развития школы

Базы данных

Социально-психологический мониторинг

Диагностика

Модель социально-психолог.сопровождения

Базы данных

Образовательный мониторинг

Диагностика

Модель качества развития

ОП

Базы данных

Использование СИТ классными руководителямии учителями-предметниками

II уровень

Использование СИТ учащимися

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Управленческая деятельность современного руководителя образовательной организации становится всё более интеллектуальной и научной. Её эффективность обусловлена опытно-экспериментальной работой в области внутришкольного управления. Потоки информации, обрушивающиеся со всех сторон на участников образовательного процесса, не оставляют времени для раздумий о необходимости изменений в традиционном процессе управления образовательным учреждением. Столь важно, поэтому, в настоящее время обосновать аспекты управленческого экспериментирования, которые определены кардинальными изменениями во взглядах на личность в целом и личность ученика в частности.

Создание условий для самореализации всех участников образовательного процесса, освобождение руководителя от рутинной «бумажной» работы и высвобождение времени на творческую, научную деятельность связано с поиском новых школьных моделей и технологий управления их внедрением. Организация опытно-экспериментальной работы в указанном направлении приобретает первостепенное значение.

Приступая к построению информационной модели управления МБОУ «СОШ пос.Круглое Поле» мы предполагаем, что:

1. Использование информационных технологий в управлении развитием образовательного учреждения благотворно скажется не только на целеполагании, но и на таких управленческих функциях, как планирование, руководство и контроль, с точки зрения эффективности и снижения затрат всех видов обеспечивающих ресурсов.

2. Современное управление в значительной степени превращается в управление информационными потоками.

3. Проблема управления информационными потоками в свою очередь распадается на целый ряд задач, как технического, так и нравственно-педагогического свойства:

 Обеспечение надёжной защиты информации,

 Определение круга её потребителей,

 Структурирование информации таким образом, чтобы каждый пользователь имел доступ к ней в пределах своей профессиональной компетенции.

4. Чёткая организация информационных потоков в школе потребует перевода всех  субъектов в режим регулируемого взаимного информационного обеспечения.

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Аладышев С.С. Технология структурирования информационных массивов в деятельности директора образовательного учреждения. – Барнаул: БПГУ.- 2000г.

2. Андриянова О.Г. и др. Повышение качества и эффективности внутришкольного управления на основе использования новых информационных технологий. // ИТО-2002г.

3. Богданов Е.Н., Кисель Н.В., Боровков А.Б. Управлять образовательным учреждением на основе системной компьютеризации. // Школьные технологии. – 2002г.,№1.

4. Быков В.Е., Винограй Э.Г. и др. Автоматизация управления в системе просвещения. – Томск. – 1984г.

5. Ковалевский А.Ф. Опыт применения новых информационных технологий при организации и проведении конференций. // Дистанционное и виртуальное обучение. –2002г., 4.

6. Козлова О. Информатизация образования и школьная библиотека. - // Народное образование. - 2002г., №5.

7. Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление образовательным учреждением. - М. - 1997г.

 

comments powered by HyperComments

Создай 3 ДИПЛОМА, а оплати всего за 2!

3-й в подарок!
Акция до 18 декабря! подробнее
пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга
Пожалуйста, подождите.
x