ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Автор: Файль Галина Ивановна

Г.И.Файль

ГУ «Средняя общеобразовательная школа-лицей №7» г. Семей

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ  ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ

 

Поиски ответов на вопросы «Чему учить?», «Зачем учить?» и «Как учить?» привели ученых и педагогов - практиков к попыткам превратить обучение в подобие производственно- технологического процесса. В связи с этим в педагогике появилось направление – педагогические технологии.

         0 необходимости разработки и использования педагогических технологий педагоги и ученые стали много говорить и многое делать уже в 20-30 годы прошлого века. B частности, известный педагог‑ А.С.Макаренко уже в начале 30-ых годов смело пользовался этими понятиями.[6]  

          К этим терминам и понятиям стали постепенно привыкать, когда в 60-e годы началось широ­кое внедрение педагогических технологий сначала в американских, a затем и в европейских шко­лах.  Большой вклад в теорию и практику образовательных технологий внесли  такие ученые, как  Гальперин П.Я.,  Талызина H.Ф., Беспалько В.П. и многие другие)[6].

Преподавание предметов в современной школе претерпевает

кардинальные изменения. В классической триаде целей учителя на первое

место выходят развивающие и социализирующие цели. А само предметное

содержание, уступив целевую функцию способам действий, получает новую   роль – средства запуска и поддержания процессов саморазвития и

самопознания ученика.  Для успешного  решение этой задачи возможно благодаря применению инновационных технологий обучения.[2]

Термин «Инновация» (нововведение) трактуется как антоним прилагательному «Традиционный», что  предполагает выход за пределы типичных, наиболее часто встречающихся совокупностей способов, методов, приемов обучения.

Целью инновационного подхода к учебному процессу, является развитие у учащихся возможностей осваивать новый опыт на основе целенаправленного формирования творческого и критического мышления, опыта и инструментария учебно-исследовательской деятельности, ролевого и имитационного моделирования. И поэтому педагоги внедряют в практику такие  инновационные технологии  как:

·        технологии дифференциации и индивидуализации;

·        проектные технологии, предполагающие, организацию урока в форме самостоятельного проектирования учебного материала, который  в дальнейшем структурируется и моделируется в определенной форме: графической, знаковой или символической;

·        технологии проблемного обучения;

·        интерактивные технологии;

·        информационные технологии:

         - мультимедидиа – уроки, которые проводятся на основе                   компьютерных обучающих программ;

         - уроки на основе электронных учебников;

         - презентации. [5]

Интерактивные технологии обучения - это такая организация процесса обучения, в которой необходимо участие ученика в коллективной учебной деятельности, основанной на взаимодействии всех  участников процесса обучающего познания.

Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.  [3,4]

Интерактивные технологии завоевывают сегодня всё большее признание и используются при преподавании различных учебных дисциплин. Интерактивное взаимодействие предполагает оперативную обратную связь в реальном времени между человеком и человеком или между человеко-машинными системами (ИКТ).

«Детская природа требует наглядности» это требование легко можно удовлетворить информационно - коммуникативными технологиями . Урок с применением ИКТ – это качественно новый тип урока.    Учитывая специфику преподавания предмета биологии, возрастные и психологические особенности учащихся, на уроке должно быть много наглядности. Как правило, все таблицы и плакаты с иллюстративным материалом к урокам давно физически и морально устарели, поэтому наличие компьютерных программ, которые могут заменить целый шкаф учебных таблиц, это очень большое подспорье для учителя при подготовке и проведении современных  интересных, нестандартных уроков естественнонаучного цикла.[1,3]

Работая над темой  «Использование информационно - коммуникативных технологий на уроках биологии»  среди учеников 7-11 классов  средней школы –лицея  №7 было проведении анкетирование.

Цель анкетирования – выяснить, какие технологии, формы и методы обучения биологии позволяют ученикам лучше усвоить новый материал, закрепить его  и запомнить.

100% учащихся отметили, что благодаря учебным презентациям, видеофильмам, интерактивным рисункам, анимациям усвоение материала происходит быстро, непринужденно, с интересом. Подтверждается это и анализом качества знаний. В 6 классе «Г» большинство учащихся слабо успевают по многим предметам, у  них плохо развито абстрактное, логическое мышление, однако по биологии  48% детей имеют «4» и «5».

Актуальность применения информационных и коммуникационных

технологий (ИКТ):

·        качественно новый тип урока (динамика, информативность);

·        быстрота получения нужной информации;

·        большой спектр наглядных пособий;

·        интерес к предмету, желание учащихся отвечать;

·        качественная проверка знаний учащихся с помощью интерактивных игр и тренажеров;

·        ускорение учебного процесса благодаря более тесному взаимодействию между учителем и учащимися.

Интерактивная доска - ценный инструмент для обучения всего класса. Это визуальный ресурс, который помогает преподавателям излагать новый материал очень живо и увлекательно. Она позволяет представить информацию с помощью различных мультимедийных ресурсов, преподаватели и учащиеся могут комментировать материал и изучать его максимально подробно. Она может упростить объяснение схем и помочь разобраться в сложной проблеме.

На доске можно легко изменять информацию или передвигать объекты, создавая новые связи. Преподаватели могут рассуждать вслух, комментируя свои действия, постепенно вовлекать учащихся и побуждать их записывать идеи на доске.

 В настоящее время появляется все больше и больше новых цифровых образовательных ресурсов. Их применение позволяет сэкономить время подготовки к уроку, выбрать тот материал, который в полной мере позволит понять новый материал, разнообразить проверку  и закрепление материала. При помощи средств ЦОР стало возможным показать те процессы и явления, которые отдалены от нас  во времени и пространстве.

В своей работе я  использую:

Открытая биология , «Новый диск», Физикон;

Биология. Животные. 7 класс. «1С: Школа»;

Биология. Растения. 6 класс. «1С: Школа»;

Электронные уроки и тесты.  Растительный мир. «Новый диск»;  

Электронные уроки и тесты.  Жизнедеятельность животных. «Новый диск»;  

Уроки биологии. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия;

Уроки биологии. 6 класс. С.Н. Лебедев;

Мир природы. «Новый диск»;

Электронные учебники по биологии, выпущенные научно-методическим  центром информатизации образования РК.

Все  объекты, предложенные в ЦОР  можно скомпоновать в различные презентации к урокам (в зависимости от типа урока, уровня подготовки класса, задач, поставленных учителем). Учитель также может скомпоновать отобранные информационные объекты в нужной последовательности, подготовить материал для лабораторных и самостоятельных работ.

 Например, при изучении растений в 6-ом классе использую интерактивные игры:  тренажер « Строение светового микроскопа», «Строение растительной и животной клетки», «Строения цветка», «Строение корня». Учащиеся выходят к доске и определяют название частей виртуального микроскопа, название органоидов клетки, частей цветка, находят соответствие между рисунками  объектов и их названиями. Затем компьютерная программа  показывает правильные и неправильные ответы. Если ученик допускает ошибки, он сразу видит их, а  в классе идет  их обсуждение. Все ученики включаются в работу.

Очень помогает в работе диск «Жизнедеятельность животных». Для учеников 6 класса разобраться, как устроена выделительная  или  пищеварительная система дождевого червя, улитки, птицы и коровы за один урок практически невозможно. Материал объемный, да еще,  не все дети представляют, о каком животном  идет речь, не говоря о процессах пищеварения или выделения. Материал в данном диске позволяет познакомить с животным и показать строение органов и  процессы в динамике.

Очень большие возможности открываются при использовании ИКТ при проведении лабораторных работ. Ведь не всегда есть возможность использовать живые объекты. Например, при проведении лабораторный работы «Строение и способы передвижения инфузории- туфельки» компьютер дает возможность рассмотреть строение инфузории- туфельки, фрагмент фильма демонстрирует волнообразное движение ресничек, раздражимость организма.

Работая старших классах, при изучении тем «Актуальные экологические проблемы современности» традиционно проводится урок-конференция. Учащиеся выбирают темы, готовят проекты, для защиты которых создают замечательные презентации, буклеты, листовки и т. д.

ИКТ успешно используются на всех этапах урока.    

Урок биологии в 6 классе тема: « Плоды.Сухие и сочные плоды».

                       В начале урока, для актуализации знаний учащихся, для подготовки их к восприятию нового материала проведена работа с интерактивным рисунком «Строение цветка». (Образовательный комплекс  1С БИОЛОГИЯ  6 класс.)

Для работы выбран тестовый режим. Два ученика  за очень короткое время отмечают все составные части  цветка. Это позволяет сэкономить время, наглядно повторить всем учащимся класса строение цветка и моментально проверить правильность выполнения работы.

Так же с целью актуализации знаний, постановки проблемного вопроса демонстрируется  флешфрагмент  «Сказка про цветок Недотрогу». Данная демонстрация заинтересовала учащихся своей яркостью, динамикой, звуковым сопровождением.

Учащиеся высказывают свои предположения о том ,что же произошло. Создается свободная  раскрепощенная атмосфера урока, осуществляется мотивация учащихся к восприятию нового материала

В ходе урока используется интерактивная доска.  В  флипчарте  приготовленном для урока, ученики выполняют задания по распределению растений на разные группы(в разные корзинки). Опять таки, преимущество данной формы работы – наглядность, быстрота, заинтересованность и желание детей, а результат – закрепление пройденного материала.

К уроку составлена презентация в программе Power Point.  В презентацию включены схемы, рисунки, фотографии по теме урока. 

Оправдывают себя применение таких приемов, как озвучивание анимированных процессов. Для учеников 6 класса тема «Двойное оплодотворение растений»  очень сложная, трудная для восприятия. Но динамика процесса в программе Power Point  позволяет им во всем разобраться, а неоднократное озвучивание очень хорошо закрепляет этот материал.

По ходу урока, на каждом его этапе, проговариваются текущие выводы и новые понятия, и все это иллюстрируется соответствующими слайдами презентации.

Для закрепления материала урока составлены слайды «Третий лишний».Учащиеся определяют, какой плод лишний и объясняют причину.

В заключительном этапе урока  ученикам предложена лабораторная работа с натуральными объектами.

Биология – учебный предмет, в процессе изучения которого могут быть широко использованы информационные компьютерные технологии. Применение компьютера на уроках биологии позволяет повысить его эффективность, сделать занятия более наглядными и интересными.

 

Средства наглядности в сочетании с ИКТ обеспечивают полное формирование, какого - либо образа, понятия и тем самым способствуют более прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью. Применение информационных технологий повышают интерес к знаниям, делают более легким процесс их усвоения, поддерживают внимание ребенка, содействуют выработке у учащихся эмоционально-оценочного отношения к сообщаемым знаниям. 

Прикрепленные файлы:
%d1%81%d1%82%d0%b0%d1%82%d1%8c%d1%8f
comments powered by HyperComments

Создай 3 ДИПЛОМА, а оплати всего за 2!

3-й в подарок!
Акция до 20 ноября! подробнее
пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга
Пожалуйста, подождите.
x