"Использование технологии личностно-ориентированного взаимодействия в педагогической практике"

Автор: Полякова Елена Анатольевна

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 3

Лесозаводского городского округа»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использование технологии

личностно-ориентированного взаимодействия в педагогической практике

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: Полякова Елена Анатольевна,

воспитатель логопедической группы,

высшей квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

Лесозаводск

2016 г.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования обозначает следующие основные принципы дошкольного образования: поддержки специфики и разнообразия детства; сохранения уникальности и самоценности детства, как важного этапа в общем развитии человека; личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей; уважение личности ребенка как обязательное требование ко всем взрослым участникам образовательной деятельности.

Помочь педагогам  реализовать основные принципы ФГОС ДО  призваны современные  педагогические технологии.

Педагогическая технология — целостный научно обоснованный проект определенной педагогической системы от ее теоретического замысла до реализации в образовательной практике. Технологии отвечают на вопрос: как учить, как действовать, чтобы результаты совпали с поставленными требованиями?

Технологии личностно-ориентированного взаимодействия относятся к здоровьесберегающим  педагогическим технологиям.   Одной из классификаций этих технологий является – технология обеспечения социально-психологического благополучия ребенка (обеспечивающая психическое и социальное здоровье ребенка и направленная на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье).        Остановимся на технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка, применяемой мною в моей педагогической практике в МДОБУ «Д/С комбинированного вида №3 ЛГО». Заинтересовавшись данной технологией, я решила применить её в своей педагогической деятельности для развития и коррекции эмоционального мира дошкольников.

Необходимость применения этой технологии, создания и разработки системы развивающих и коррекционных занятий на развитие эмоциональной сферы  старших дошкольников была продиктована тем, что ежегодно в нашем ДОУ комплектуется логопедическая группа детей с речевым недоразвитием, которые ранее посещали другие группы. Поэтому каждый год остро встаёт вопрос об адаптации детей, сплочении детского коллектива, налаживании контакта воспитателя с детьми, которые страдают не только дефектами речи, но и отличаются повышенной конфликтностью.

Процесс формирования социально – личностных качеств у ребенка на современном этапе развития системы дошкольного образования, в условиях внедрения ФГОС ДО, приобретает особую актуальность. Развитие эмоционально-волевой сферы ребёнка является не только предпосылкой успешного школьного обучения, но и способствует саморазвитию личности. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна.

В связи с этим одним из важных направлений деятельности является обеспечение качественного психолого - педагогического сопровождения, позволяющего не только преодолеть возникающие трудности в процессе воспитания, но и предотвратить их.  Эмоции играют значимую роль с самого начала жизни малыша, и служат индикатором его отношения к родителям и к тому, что его окружает. В настоящее время, наряду с общими проблемами здоровья у детей, специалисты с озабоченностью отмечают рост эмоционально-волевых расстройств, которые выливаются в более серьёзные проблемы в виде низкой социальной адаптации, склонности к асоциальному поведению, затруднений в обучении.

Наиболее сильный и важный источник переживаний ребенка – его взаимоотношения с другими людьми, взрослыми и детьми. Потребность "быть хорошим" для окружающих определяет поведение ребенка. Эта потребность порождает сложные многоплановые чувства: ревность, сочувствие, зависть и др.     При всей кажущейся простоте распознавание и передача эмоций — достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний, определенного уровня развития. Эмоции не развиваются сами по себе. Изменяются установки личности, ее отношения к миру, и вместе с ними преобразуются эмоции. Основная задача заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направлять.

Заинтересовавшись этой проблемой, я ознакомилась с работами выдающихся ученых, изучавших проблему эмоционального развития детей: Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца и других и разработала материалы: методические разработки

                    «Детско-родительские взаимодействия у детей дошкольного возраста», где показаны причины влияния детско-родительских взаимодействий на психическое развитие детей (актуальная тема для обсуждения родительского клуба);

                    «Поможем детям справиться с тревожностью», работа содержит теоретическую и практическую части, где подобраны конкретные игры, упражнения, даны рекомендации по преодолению тревожности у детей;

 Мною были реализованы  проекты:

·                     «Моя семья» (долгосрочный, детско-родительский проект).   Работа над ним дала возможность детскому коллективу расширить понимание внутрисемейных отношений, познакомиться с историей своей семьи.

·                    «Мой внутренний мир» (краткосрочный проект),  где участники проекта находили социально-приемлемый выход из конфликтных ситуаций и составляли правила выхода из них.   

В рамках образовательного процесса мною проводилась работа по коррекции и развитию эмоционально - волевой сферы детей по календарно-перспективному планированию образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». В основу календарно-перспективного планирования положены программы и методические пособия авторов: С. И. Семенака «Уроки добра»,  И. А. Пазухиной «Давай познакомимся!  Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников»,  Е. А. Алябьевой «Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста»,  Е. В. Бариновой «Уроки вежливости и Доброты»,  Л. В. Коломийченко, Г. И. Чугаевой, Л. И. Юговой «Занятия для детей 6-7 лет» (социально-коммуникативное развитие), Т. Б. Мазепиной «Развитие навыков общения ребёнка в играх, тренингах, тестах», Э.Г.Чуриловой «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников» и другие. В системе занятий использовались игры и упражнения этих же авторов.

Целью системы занятий является:

 – повышение осознания ребенком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений с другими людьми для гармонизации развития его личности в целом.

Задачами системы занятий являются:

-  способствовать развитию процесса самопознания, повышению самооценки;

- сформировать у детей навыки понимать свои эмоциональные состояния и окружающих их людей, через театрализованную деятельность, пополняя активный  словарный запас ребенка словесными обозначениями эмоций;

-  учить выражать свою любовь к близким, воспитывать интерес к истории своей семьи; 

- развивать навыки адекватного социального поведения, понимание принадлежности к той или иной группе;

- воспитывать способы эффективного взаимодействия с людьми, дружеские взаимоотношения.

В соответствии с поставленными задачами занятия строились в доступной и интересной для детей форме. В качестве основных методов и приемов на занятиях использовались: психогимнастика, сюжетно-ролевые и развивающие игры (игры-драматизации, игры на развитие навыков общения), упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера, на мышечную релаксацию), этюды,  рассматривание  рисунков и фотографий, чтение и обсуждение художественных произведений, терапевтических сказок, просмотр и анализ фрагментов мультфильмов, дискуссии, коллективные работы, обыгрывание эмоционального состояния, обыгрывание конфликтных ситуаций и обучение детей выходам из них, выражение своего эмоционального состояния через рисование, театрализованные сценки, работа с родителями по профилактики тревожности и пр.

Форма проведения занятий: коррекционно-развивающие занятия, тренинги с детьми проводились в групповой форме 1-2 раза в неделю во второй половине дня. Тематический план занятий состоит из 4 разделов:

1.     Блок  «Я и Я»

2.     Блок «Я и моя семья

3.      Коммуникативный блок  «Я и другие»

4.     Эмоциональный блок   «Я и мои эмоции».

            Данный цикл занятий будет полезен не только в логопедических группах, но и в тех группах, где много детей с девиантным поведением. Систему занятий по эмоциональному развитию нужно проводить со средней группы, если брать за основу методическое пособие И.А.Пазухиной. Одну и ту же тему проходить в разных возрастных группах, при этом использовать игры и упражнения, соответствующие данному возрасту, содержание которых качественно расширяется и углубляется.

При создании  предметно-пространственной развивающей среды в группе, мною был  учтён принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка, для этого я  организовала  «УГОЛОК НАСТРОЕНИЯ», чтобы научить детей разбираться в своих эмоциях и знать, как ими управлять. В зоне эмоционального развития есть разнообразные настольно-печатные игры на развитие эмоциональной сферы, антистрессовые шарики и   альбом «Что делать, когда ты злишься?», чтобы помочь ребёнку справиться со злобой.  Магнитофон, диски с музыкальными произведениями, с мультфильмами на темы нравственного воспитания, альбомы, мелки для рисования своего настроения, друзей.

В результате проведенной работы по коррекции и развитию эмоционально - волевой сферы дети стали различать и объяснять свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других людей, улучшился уровень передачи эмоциональных состояний речи, развивается умение правильно реагировать на различные жизненные ситуации с эмоциональной точки зрения.

Таким образом, личностно-ориентированные технологии характеризуются гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребёнка как субъекта деятельности.

                                                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прикрепленные файлы:
%d1%81%d1%82%d0%b0%d1%82%d1%8c%d1%8f-%d0%b8%d1%81%d0%bf%d0%be%d0%bb%d1%8c%d0%b7%d0%be%d0%b2%d0%b0%d0%bd%d0%b8%d0%b5-%d1%82%d0%b5%d1%85%d0%bd%d0%be%d0%bb%d0%be%d0%b3%d0%b8%d0%b8-%d0%bb%d0%b8%d1%87
comments powered by HyperComments

Создай 3 ДИПЛОМА, а оплати всего за 2!

3-й в подарок!
Акция до 20 ноября! подробнее
пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга
Пожалуйста, подождите.
x