Исследовательская деятельность как средство активизации познавательной деятельности младших школьников коррекционной школы VIII вида

Автор: Есенеева Ольга Геннадьевна

МКОУ «Озоно-Чепецкая школа-интернат»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исследовательская
деятельность как средство активизации познавательной деятельности младших
школьников

 коррекционной школы VIII вида

 

 

 

 

О.Г.Есенеева – учитель начальных классов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Ижевск 2014г.

 

 

Сегодня
мы переживаем изменения во всех сферах жизни, которые не могут затронуть и
образовательную среду. Пришло осознание того, что детей надо учить по-новому,
что проверенные веками методы обучения и воспитания не позволяют в достаточной
степени обеспечить успешную адаптацию выпускников к жизни в современном
обществе. Объем научной информации стремительно возрастает – за каждые десять
лет он удваивается. Поэтому очевидно, что сколько бы прочны и обширны не были
знания ученика, он окажется беспомощным в жизни перед лавиной обрушившихся на
него задач и проблем, если не научится учиться, изменять себя. Вместо парадигмы
«обучение на всю жизнь» появилась другая – «образование через всю жизнь».
Понятно, что ученик современной школы должен прогнозировать свою жизнь, уметь
ее организовывать и конструировать будущее не после, а до окончания школы.
Образовательный же процесс обязан открывать и стимулировать личностный
потенциал школьника.

Модернизация
российского образования предполагает переход к новым технологиям и, прежде
всего к личностно-ориентированному развивающему образованию.

Для
коррекционной школы забота о жизненной перспективе выпускника наряду с
компенсацией недостатков в развитии всегда были доминирующими.

Каждый
ребенок с ограниченными возможностями здоровья имеет свои особенности. И только
используя личностно-ориентированный подход в работе с детьми с ограниченными
возможностями здоровья можно получить какой-либо результат.

Наиболее
эффективными в работе являются активные методы обучения –
учебно-исследовательские, игровые, а также вовлечение учащихся в практическую
деятельность.

«Скажи
мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я научусь» –
гласит китайская мудрость. Поэтому второй год я работаю над изучением вопроса о
развитии у учащихся с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе
исследовательских и мыслительных возможностей.

Цель
моей работы – практическое исследование возможностей коррекции познавательной
сферы учащихся младших классов путем применения проектно-исследовательской
деятельности.

Поставленная
цель позволила определить задачу:


на основе анализа методик развития общих исследовательских умений и навыков
школьников выделить те, которые применимы в специальной школе
VIII вида.

Изучив
работы А.И.Савенкова, для себя определила следующие виды тренинговых занятий,
позволяющих учащимся с ОВЗ начальных классов овладеть знаниями, умениями,
навыками исследовательского поиска.

Задания для
развития умения видеть проблемы

Задание «Сколько
значений у предмета»

(детям предлагается какой-либо знакомый предмет, например, мел карандаш, ручка.
Задание – найти как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом
реального использования.

Задание
«Назовите как можно больше признаков предмета»
(называется предмет:
дом, стол, книга. Задача – назвать как можно больше возможных признаков)

Развитие умений
выдвигать гипотезы

Задания-
рассуждения.
Например:
«Давайте вместе подумаем, почему у жирафа длинная шея? Почему зебра полосатая»

Упражнения на
обстоятельства.

Например: «При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным? А
при каких условиях эти же предметы могут совершенно бесполезны и даже вредны?
(например, соль, сахар, мобильный телефон)

Задание «Найди
возможную причину».

Например: Молоко прокисло, как ты думаешь, почему?

Развитие умений задавать вопросы

Задания для
развития умения задавать уточняющие вопросы (
Верно ли, что..? Надо ли…? Должен
ли…?)  и восполняющие (Кто? Что? Где? Почему?).

Задание – игра
«Угадай, о чем спросили»
(ученику вышедшему к доске дается карточка с
вопросом. Он не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке,
громко отвечает на него. Например, на карточке написано: «Почему совы охотятся
ночью?» Ребенок отвечает «Они днем плохо видят, поэтому охотятся ночью». Всем
остальным надо догадаться, каким был вопрос.

Подготовительная
работа дала результат и наш первый проект-исследование назывался «Паук». Хочется описать нашу работу
подробнее, так как интересна она была не только ребятам моего класса, но ребятам
других классов. Не было дня, чтобы к нам в класс не приходили ребята и не
наблюдали за паучком в банке. Пауки нам стали интересны после чтения сказки
Чуковского «Муха-Цокотуха», а потом ребята вспомнили фильм «Человек-паук». Мы
решили провести наблюдение за пауком:

а)
как плетет ловчую сеть;

б)
как ловит добычу;

в)
как быстро восстанавливает порванную сеть;

г)
как ведет себя по отношению к другому пауку.

В
нашей работе мы проверяли несколько гипотез:

Гипотеза
1. Предположили, что пауку нужна паутина для добычи пищи.

Гипотеза2.
Возможно, что если пауку разорвать сеть, то он ее быстро восстановит.

Гипотеза
3. Предположили, что два паука могут вместе ужиться.

Исследование
мы проводили по следующему плану:

1.      
Ребята
поймали паука и посадили его в 3-литровую банку, на дно банки положили веточки.
Наблюдали, за какое время паук сплетет паутину.

2.      
Поймали
муху и запустили ее в банку. Наблюдали за тем, что произойдет.

3.      
Разорвали
паутину, наблюдали через какое время паук ее восстановит.

4.      
Поймали
и запустили в банку другого паука, меньшего размера. Наблюдали, что произойдет.

В ходе
исследования были получены следующие результаты:

1.      
Паук
сплел паутину на 3-й день. Она была круглой формы. Мы потрогали паутину. Она
липкая.

2.      
Муха
запуталась в паутине. Через некоторое время она была мертва, от нее осталась
только оболочка.

3.      
Разорванную
паутину паук восстановил в течение ночи.

4.      
Маленький
паук был мертв.

По итогам нашего
исследования мы сделали следующие выводы:

1.      
Пауку
нужна паутина, чтобы охотится и добывать пищу. Таким образом, подтвердилась
наша первая гипотеза.

2.      
Паук
питается насекомыми, свою жертву не съедает, а только высасывает из нее
внутреннее содержимое.

3.      
Свою
разрушенную паутину быстро восстанавливает, чтобы ловить насекомых для питания.
Наша вторая гипотеза также подтвердилась.

4.      
Два
паука вместе не уживаются. Наша третья гипотеза не подтвердилась.

Свой проект
ребята защищали на школьном фестивале проектов.

За этим
проектом-исследованием были еще «Зимующие птицы», «Удивительные томаты».

В результате применения
в своей работе исследовательской деятельности дети приобрели опыт в умении:

– ставить
вопросы;

– вести
наблюдение;

– проводить
опыты;

– представлять
результаты работы в разных формах (рисунках, устное или письменное сообщение).

В качестве
показателей результативности своей работы рассматриваю следующее:

100% усвоение
программного материала;

Качественный
показатель знаний – 80%

Участие в
предметных олимпиадах на школьном уровне, где ребята занимали призовые места;

Результативное
участие учащихся в республиканском конкурсе.

Использование
проектного метода в работе с учащимися с ограниченными возможностями здоровья,
несомненно, дает положительный результат, т.к. данный метод дает возможность
более полно учитывать психофизические и возрастные особенности учащихся и
дифференцированно проводить коррекционную работу с каждым ребенком : развивать
мыслительные операции (умение анализировать, синтезировать, классифицировать
получаемую информацию), речь (устную и письменную), память, восприятие,
эмоционально-волевую сферу Поэтому проектный метод можно отнести к
личностно-ориентированному методу обучения.

 Метод проектов является действенным средством
активизации познавательной деятельности учащихся. Данный метод развивает у
детей самостоятельность, инициативу и творческие способности

Таким
образом, можно сделать вывод о том, что развитие исследовательских умений
положительно для формирования познавательной активности младших школьников с
ограниченными возможностями здоровья, так как это возможно только при условии,если
учащимся деятельность, которой они занимаются интересна.

Одна из моих
задач – поощрять творческие проявления учащихся. Важно, чтобы дети не боялись
допустить ошибку, воздерживаться от негативных оценок. Каждому ученику
необходимо дать возможность ощутить свои силы, поверить в себя.

Применение
данного метода обеспечивает самостоятельность учащихся, их коммуникативность,
умение работать в группе и в конечном итоге умение учиться не только в школе, а
в течение всей жизни.

Таким образом,
проектно-исследовательская деятельность является важным средством развития
личности учащегося с ОВЗ, готового к самостоятельной жизни в быстро
изменяющемся мире, способного ориентироваться в социуме, а главное реализовать
свой потенциал, стать созидателем своей судьбы, нужным обществу и окружающим
людям.

 

Прикрепленные файлы:
%d0%bc%d0%b0%d1%82%d0%b5%d1%80%d0%b8%d0%b0%d0%bb-%d0%b4%d0%bb%d1%8f-%d0%ba%d0%be%d0%bd%d1%84%d0%b5%d1%80%d0%b5%d0%bd%d1%86%d0%b8%d0%b8-%d1%81%d0%be%d0%b2%d1%80%d0%b5%d0%bc%d0%b5%d0%bd%d0%bd%d1%8b
comments powered by HyperComments

Создай 3 ДИПЛОМА, а оплати всего за 2!

3-й в подарок!
Акция до 18 декабря! подробнее
пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга
Пожалуйста, подождите.
x