Исследовательская деятельность как фактор развития познавательных компетенций младших школьников на уроках литературного чтения.

Автор: Каменева Наталья Викторовна

       Уроки литературного чтения обладают большими возможностями для организации самостоятельной работы. Говоря о самостоятельной работе, мы чаще всего отмечаем такие формы, как пересказ, составление плана, словесное рисование, устное сочинение и т.д. Самостоятельное осмысление материала способствует развитию исследовательских навыков, творческого начала, является показателем интеллектуального роста школьника. При систематическом выполнении самостоятельной работы на уроке качество и прочность знаний повышаются, развиваются познавательные процессы, мыслительная деятельность, умения и навыки.   Большая доля самостоятельности имеет место в работах творческого характера, при выполнении которых, ученики с помощью усвоенных знаний анализируют новые ситуации. Это частично поисковые, исследовательские  работы.

§  Почему сказки, сложенные русским народом, живут и сегодня?

§  С какой целью Л.Н.Толстой написал рассказ «Какая бывает роса на траве?»

§  Придумай текст и описание.

§  В каких случаях можно использовать слова из басни «Да только воз и ныне там?»

       Подобные задания требуют от учеников полной самостоятельности. Показателем литературного развития будет их умение переносить полученные знания в новую ситуацию, умение самостоятельно постичь новый материал. Однако общие задания для всего класса не могут быть доступными в одинаковой мере всем учащимся. В этом одна из трудностей в организации и проведении самостоятельной исследовательской  работы. Решить эту проблему можно с помощью различных карточек, что позволяет мне дифференцировать задания.

Карточка №1 (для сильных)

Исследуйте пословицы, распределите их на 2 группы: Создайте проект

§  Умелые руки работы не боятся.

§  Ленивому  всё некогда.

§  От неумелого лесоруба деревья плачут.

§  Рукам работа – душе праздник.

§  Дело мастера боится.

Карточка №2 (для слабых).

Исследуйте пословицы, распределите их на 2 группы: в 1 группу запиши пословицы о мастерах-умельцах, во 2 – о лентяях.

§  Умелые руки работы не боятся.

§  Ленивому  все некогда.

§  От неумелого лесоруба деревья плачут.

§  Рукам работа – душе праздник.

§  Дело мастера боится.

       Карточки с выборочным ответом.

Карточка №3.

Исследуйте произведение, подумайте, почему мальчик (рассказ Толстого «Прыжок») оказался на мачте корабля? Выбери и запиши правильный ответ:

§  Хотел испытать свою волю, смелость;

§  Так сложились обстоятельства;

§  Хотел похвастаться своей ловкостью.

Карточка № 4.

Исследуйте произведение, подумайте, почему же Моська «лезет в драку со Слоном?» (Крылов «Слон и Моська»)

Выбери правильный ответ:

§  Она действительно думала, что справится со Слоном;

§  Хочет посмешить «толпы зевак»;

§  Стремится создать о себе мнение, что она очень сильная.

      Выполняя эти задания, дети приучаются внимательно относиться к тексту; поиски правильного ответа заставляют их вновь обращаться к чтению, способствуют развитию логического мышления и, конечно, развитию исследовательских умений. Знания, полученные самостоятельно, отличаются глубиной и прочностью.

       Отличные результаты в организации исследовательской деятельности учащихся дает работа в группе. Важно, что в групповой работе переплетаются три основные сферы отношений ребенка: со взрослыми, сверстниками, отношение к самому себе; создаются хорошие предпосылки для укрепления произвольности поведения, удерживания в мыслях общей цели, проверки своих возможностей.

Требования к заданиям для групповой работы.

    Задания должны быть проблемными, создавать определенное познавательное затруднение, активизировать творческое мышление, стимулировать поиск новых знаний и новых действий. Задание должно иметь относительно определенную степень трудности. Материал по своей структуре должен быть таким, чтобы его можно было разделить на относительно самостоятельные единицы, над которыми смогут работать разные группы или отдельные ученики в рамках одной группы.

     Приведу примеры организации групповой работы на уроке.

2 класс.

Устное народное творчество.

1 группа. Исследуйте пословицы и поговорки в учебнике «Родная речь» с. 16, 17.

Сообща обсудите их смысл.    

2 группа. Проведите исследования: какие черты характера людей одобряются в этих пословицах и поговорках, а какие осуждаются? Сообща обсудите ответы. («Родная речь» с.16,17)

3 группа. Прочитайте в учебнике (с.7) народную песню «Береза моя березонька»,  подумайте,  как можно её пропеть по - разному.

   Пословицы рассыпались, собери их.

Любишь кататься – вместе тесно.,  семь раз отмерь, потехе час, а врозь скучно, люби и саночки возить. Делу – время, один раз отрежь.

4 группа. Исследуйте потешки, приговорки (с.8,11). Подумайте, как мог выглядеть герой. Создайте проект или  инсценируйте одну из них.

    - Тит, иди молотить!

- Живот болит.

- Тит, иди кашу есть.

- Бегу, бегу. Где моя большая ложка?

     2 класс.

И.А.Крылов. «Стрекоза и Муравей». Басня.

1 группа. Исследуйте произведение, научитесь читать выразительно.

2 группа. Исследуйте произведение, прочитайте по ролям. Покажите пантомиму.

3 группа. Исследуйте произведение, составьте диафильм. Какой кадр будет 1,2,3… Обсудите сообща.

3 класс.

А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане…»

1 группа. Исследуйте произведение, научитесь читать понравившийся отрывок выразительно. Нарисуйте словесную картинку. Обсудите сообща. Создайте проект.

2 группа. Исследуйте отрывок со слов «Князь у синя моря ходит…» до слов «Шлет де свой царю поклон…», с. 98-101. Прочитайте по ролям.

3 группа. Исследуйте произведение: найдите отрывок, в котором говорится о том, как царь Салтан собрался чудный остров навестить (с.111). Расскажите, какие чудеса увидел царь. Создайте проект.

4 группа. Исследуйте произведение: перечитайте еще раз текст сказки, отметьте слова, которые сейчас уже не употребляются. Придумайте продолжение сказки. Обсудите сообща.

4 класс.

В.А.Жуковский. «Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване – царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о премудрости Марьи- царевны, Кощеевой дочери»

1 группа. Исследуйте произведение,  перескажите понравившийся отрывок. Чтобы вы хотели изменить в сказке?

2 группа. Исследуйте произведение, отметьте эпизоды в сказке, которые характеризуют Ивана-царевича. Назовите его черты характера.

3 группа. Исследуйте произведение, отметьте эпизоды, которые характеризуют Марью-царевну. Назовите ее черты характера.

4 группа. Исследуйте произведение, подумайте, какие поступки совершал Кощей Бессмертный? Какой урок вы для себя извлекли?

4 класс.

П.П.Ершов. «Конек-горбунок». Сказка.

1 группа. Исследуйте произведение, выберите отрывок для чтения по ролям. Придумайте продолжение этой сказки.

2 группа. Исследуйте произведение, подготовьте выразительное чтение отрывка, который соответствует иллюстрациям к сказке. Чему учит эта сказка?

3 группа. Исследуйте произведение,  отметьте отрывки, которые характеризуют двух братьев. Выразите свое отношение, используя слова,  храбрый, трусливый, скромный, терпеливый, льстивый, отважный, мужественный, сильный, смелый, молчаливый, впечатлительный, лживый, черствый, обидчивый, верный.

4 группа. Исследуйте произведение, отметьте отрывки, которые характеризуют Ивана. Выразите свое отношение, используя слова: храбрый, трусливый, скромный, вежливый, добрый, ласковый, умный, простой, веселый, жадный, грубый, терпеливый, льстивый, отважный, мужественный, сильный, смелый, молчаливый, впечатлительный, лживый, черствый, обидчивый, верный.

        Групповая работа имеет мотивирующее значение. Ученики отмечают, что у них возросло желание самим понять задание и не отставать от других. Групповая работа способствует развитию исследовательских умений, повышению успеваемости, по меньшей мере, для слабых учащихся.

         Сейчас нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Чтобы воспитать таких людей, необходимо сформировать у ребенка умение управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Педагоги, ставящие своей целью развитие у детей творческих способностей, должны уделять особое внимание развитию исследовательской деятельности, дивергентного мышления. Фантазия ребенка на первой стадии развития творческого мышления еще очень ограничена. Ребенок мыслит еще слишком реалистично и не может оторваться от привычных образов, способов использования вещей, наиболее вероятных цепочек событий. К примеру, если ребенку-дошкольнику рассказать сказку о докторе, который, уходя к больному, попросил чернильницу посторожить свой дом, то ребенок с этим соглашается, так как в сказке вещь может выполнять разные функции. Однако ребенок начинает активно возражать, если ему сказать, что когда пришли разбойники, то чернильница залаяла. Это не соотносится с реальными свойствами чернильницы. Чаще всего дети предлагают другие, более реалистичные способы воздействия чернильницы на разбойников: разбрызгивание чернил, удары чернильницей по голове и т.п. Таким образом, одним из направлений развития творчества на этапе наглядно-действенного мышления является выход за рамки привычных мыслительных стереотипов. Это качество творческого мышления называют оригинальностью, и оно зависит от умения мысленно связывать далекие, не связываемые обычно в жизни, образы предметов.

       Для учащихся высокого уровня обучаемости подбираются задания исследовательского характера, например такие:

*Почему это произведение можно отнести к сказке (стихотворению, рассказу и т.п.)?

*Какое настроение передает автор в первой части, во второй, в третьей? Какими средствами?

*Прочитай рассказ в лицах.

*Какими средствами автор передает свое отношение к герою?

*Прочитай отрывок, который помещен на карточке. Определи, к какой части композиции он относится. Почему?

*Сконцентрируй внимание на середине строки. Попытайся «за один взгляд» увидеть всю строку. Так же – вторую, третью и т.п. Читай, делая движения глазами только вниз.

*Почему текст так называется? Докажи.

*Какие особенности стиля автора в написании рассказа (стихотворения) ты заметил?

*Докажи, что данное произведение – легенда (сказка, басня и т.д.)

*Отметь в тексте кульминацию повествования.

*Какие сказочные элементы присутствуют в этом тексте?

*Выполни партитуру текста, отметь ритмические особенности чтения. Прочитай именно так.

*Подготовь сценарий данного текста.

*Выбери группу исполнителей и создай по отрывку живую картину. Докажи, почему именно так она должна выглядеть.

          Групповая работа предъявляет большие требования и к учителю, и к учащимся, требует дифференциации заданий.

 

Задание 1.

1 уровень. Исследуйте текст, прочитайте первый абзац (часть), обращая внимание на грамотность и выразительность.

2 уровень. Исследуйте весь текст, подготовьте выразительное чтение понравившегося отрывка.

3 уровень. Исследуйте весь текст, подготовьте выразительное чтение всего текста.

Задание 2.

1 уровень. Исследуйте весь текст, прочитайте и перескажите первую часть близко к тексту.

2 уровень. Исследуйте весь текст,  прочитайте и перескажите подробно весь текст.

3 уровень. Исследуйте весь текст, прочитайте весь текст и перескажите кратко.

Задание 3.

1 уровень. Прочитай часть, раздели предложения на смысловые отрезки (синтагмы).

2 уровень. Раздели на смысловые отрезки (синтагмы) весь текст.

3 уровень. Раздели текст на смысловые отрезки (синтагмы) и подготовь выразительное чтение.

      На уроках литературного чтения для развития творческих способностей, навыков  исследовательской деятельности предлагаю следующие задания:

               2 класс:

·       Придумай робота, который выполнил бы за тебя все, что ты делать не любишь.

 ( Э.Н.Успенский. Если был бы я девчонкой)

·       Придумай робота, который выполнил бы за тебя все, что ты делать любишь. (В.А.Осеева. Хорошее.)

·       Если бы ты мог позвонить любому, кого хочешь услышать, кто бы это был? О чем бы вы могли поговорить? (Обобщающий урок по теме «Я и мои друзья», В.А. Осеева «Волшебное слово», «Сыновья», «Синие листья», «Три товарища», «Хорошее»,  Н.М. Артюхова «Трусиха», «Большая береза».)

        3 класс.

·       Исследователи космоса обнаружили цветы, которые растут на спутниках Юпитера. Как они выглядят? (И.А.Бунин. Полевые цветы)

·       Какой самый приятный сон тебе снился? (А.А.Блок. Сны.)

·       Ученые только что обнаружили новый вид рыбы, но названия еще не придумали. Как ты думаешь, как она выглядит, как бы ты ее назвал? (М.Горький. Случай с Евсейкой)

 

         4 класс.

1 группа. Ты – первооткрыватель космоса. Придумай флаг для новой планеты.

2 группа.  Придумай почтовую марку для первого письма, отправленного с Марса.

3 группа. Сенсация! Сенсация! Марсиане приземлились!

4 группа. Некоторые люди, глядя на Луну, думают, что на ней живут мужчина или женщина, другие считают, что она сделана из зеленого сыра.

·       А о чем думаешь  ты, когда смотришь на Луну? ( Страна  фантазия. Е.С. Велтистов. Миллион  и один день каникул.)

·       Что бы ты сделал с тысячей долларов? (В.М.Гаршин. Сказка о жабе и розе.)

·       Что снимает фотограф? ( А.П. Чехов. Мальчики.) ( Составить диафильм)

         Цель каждого задания – стимулировать воображение и пробуждать творческую энергию, развивать фантазию и предоставлять простор для  исследовательской деятельности. Самое главное – помнить, что единственно правильного решения этих заданий не существует. При выполнении этих заданий ученик проиллюстрирует все свои эмоции, умственные способности, уровень физического развития, особенности восприятия мира, интересы и эстетические предпочтения, стремление к самовыражению. Следует помнить, что учебная деятельность учащихся будет плодотворной, если на уроке создаются такие отношения, при которых дети не боятся высказать свою оценку, даже не совпадающую с мнением учителя, и, таким образом, реализуют свое право самостоятельно мыслить. При подготовке к урокам я опираюсь на критерии личностно ориентированного урока.

·       Оценка и необходимая коррекция психологических состояний в течение всего урока (эмоциональных – радость, досада, веселость и др.; психофизических – бодрость, усталость, возбужденность и др.; интеллектуальных – сомнение, сосредоточенность и др.);

·       Поддержка высокого уровня мотивации в течение всего занятия с использованием приема мотива на цель; организация диалога, позволяющего выявить личностный смысл изучения темы урока;

·       Подача нового материала с учетом психолого – педагогической характеристики класса;

·       Использование различных сенсорных каналов при объяснении нового материала;

·       Построение учебной деятельности каждого ученика с учетом данных психолого – педагогических обследований и рекомендаций психолога;

·       Использование парной или групповой работы для развития коммуникативных умений учащихся;

·       Использование при работе над закреплением темы разнообразного дидактического материала, позволяющего ученику развивать различные сенсорные каналы; использование критических ситуаций на уроке для организации учебного или воспитательного диалога с учащимися;

·       Обязательная оценка и коррекция процесса и результата учебной деятельности каждого учащегося в ходе урока; применение самооценки и взаимооценки;

·       Создание условий для формирования у каждого ученика адекватной самооценки, уверенности в своих силах, волевой регуляции учебной деятельности;

·       Использование индивидуальных творческих домашних заданий с дальнейшей их оценкой по параметрам: самостоятельность выполнения, оригинальность, стремление ученика к отыскиванию нестандартных способов решения;

·       Проведение с детьми рефлексии урока (что узнали, что понравилось, что хотелось бы изменить, что было трудно,  какие поставите цели на следующий урок и т.п.)

       В работе я ориентируюсь не только на содержание урока, т.е. на то, что нужно усвоить детям, но и на то, как сделать это с наибольшей пользой для развития как сильных, так и слабых ребят, как сохранить их эмоциональное благополучие, оптимизм, веру в свои силы, дать толчок к самореализации.

 

 

 

 

Используемая литература

1.      Личностно ориентированное обучение (из опыта работы школ №2,3,4,5,12,21 г. Нижневартовска по реализациии проекта «Индивидуализация обучения на основе личностно ориентированного учебного плана общеобразовательной школы») – г. Нижневартовск; Издательство «Приобье», 2001г.

2.      Н.Ф.Талызина. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М.: Просвещение, 1988г.

3.      Н.Ю.Борякова., А.В.Соболева, В.В.Ткачева. Практикум по развитию мыслительной деятельности. М.: «Гном – Пресс», 2000г.

4.      А.Э.Симановский Развитие творческого мышления детей. Ярославль. «Академия развития», 1997г.

5.      Е.Г. Речицкая, Е.А.Сошина. Развитие творческого воображения младших школьников. М.: «Владос», 1999г.

6.      Л.Ю.Субботина. Развитие воображения у детей. Ярославль, «Академия Развития», 1997г.

7.      А.И.Липкина, МИ Оморокова. Работа над устной речью учащихся на уроках чтения.

8.      Л.Ф.Тихомирова. Развитие познавательных способностей детей. Ярославль, «Академия развития»,1997г.

 

 

comments powered by HyperComments

Создай 3 ДИПЛОМА, а оплати всего за 2!

3-й в подарок!
Акция до 18 декабря! подробнее
пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга
Пожалуйста, подождите.
x