конспект урока литературного чтения "Русская народная сказка "Два Мороза"

Автор: Бердникова Альфия Камиловна

Конспект урока литературного чтения во 2 классе

Тема урока: Русская народная сказка «Два Мороза».

Тип урока: урок комплексного применения  знаний и умений.

Цель урока: проанализировать произведение, понять главный смысл произведения.

Задачи урока:

• Образовательные:

        •   продолжить работу по сказке «Два Мороза»;

·        отрабатывать навыки выразительного чтения, передавая интонацией настроение;

       •   закреплять умение анализировать поступки героев, выражать свое отношение к героям сказки;

      • совершенствовать умение выделять главную мысль произведения;

·        обогащать словарный запас учащихся.

• Развивающие:

     развивать мыслительную деятельность учащихся, культуру речи, воображение, память, внимание

• Воспитательные:

      •способствовать воспитанию трудолюбия, любовь  к русской природе.

Ход урока

1.     Организационный момент.

Ребята, я очень рада

Войти в приветливый наш класс

И для меня уже награда

Внимание ваших глаз.

Я знаю, каждый в классе гений,

Но без труда талант не впрок.

Начнем работать дружно

И вместе сочиним урок.

- Ребята, я сегодня каждому из вас желаю успеха на уроке, дружной плодотворной работы.

2. Актуализация знаний

- Предлагаю начать урок с такого задания:  раскодировать слово. (слайд 1)

 

1

2

3

4

5

  1

у

в

к

ы

ф

2

с

й

ц

з

е

3

н

р

о

д

ж

4

к

а

и

м

т

5

ь

б

ю

э

а

    Код: (2,1), (4,1), (4,2), (2,4), (1,3), (5,5).

- Какое слово получилось? (сказка

- А что такое сказка? (ответы детей).

Сказка – Повествовательное  произведение о вымышленных лицах и событиях с участием волшебных, фантастических сил (слайд 2).

- А какие бывают сказки в зависимости от наличия автора ?

Сказки

                                         

                                         Народные                       Литературные 

                                 (сочиняет народ)                (сочиняет автор)        (слайд 3)     

- Какие сказки называются народными?

- Какие сказки называются литературными?

- А какие бывают сказки по своему содержанию?

Сказки

                                         

                                          бытовые                            о животных   (слайд 4)

                                                                 волшебные

                                                                      

- А как вы понимаете выражение  зимняя сказка?

- Я предлагаю вам посмотреть на слайдах, как красиво зимой в российских лесах.

- А какую сказку мы читали на прошлом уроке?

- Мы сейчас на слайдах посмотрели красивую зимнюю сказку. А скажите, когда бывает так в природе, что все деревья в снегу, в инее? (когда на улице холодно, морозно).       (слайд 5 – 8)

- А может быть, это наши братья – морозы  так постарались украсить деревья?

- Какая она по наличию автора?

- А по содержанию?

3. Постановка темы и цели урока

- Тогда предположите тему урока (учащиеся предполагают).

- Тема урока «Русская народная сказка «Два Мороза».    (слайд 9)

- А.С. Пушкин писал: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

Цель урока: 

·        понять главный смысл произведения (чему учит сказка(слайд 10)

-  Чтобы нужно сделать, чтобы узнать, какой урок нам преподает эта сказка? Или какой главный смысл произведения?

План урока

1.     Прочитать сказку.

2.     Ответить на вопросы.

3.     Сравнить главных героев и их поступки.

4.     Сделать вывод по сказке

5.      Подвести итог урока.

6.     Оценить свою работу на уроке.

3.  Применение знаний в знакомой и измененной ситуации.

- Ребята, посмотрите на слайд. Кто у нас сегодня на уроке в гостях? ( два мороза)

Они сегодня приготовили различные задания для нашего урока.    (слайд 11)

1 задание: Мешок вопросов.

(дети по одному выходят к доске, вытягивают вопрос  из мешка и отвечают на него, а остальные  оценивают ответ одноклассника с помощью сигнальных карточек)

Оценивание

J - все верно, нет ошибок.

K - есть ошибки.

L - не верно, много ошибок.

Вопросы:

1.     Назовите главных героев произведения.

2.     Что решили сделать два брата Мороза?

3.     Когда братья Морозы выбежали на дорогу, что они услышали?

4.     Кто побежал за дровосеком?

5.     Как Мороз – Синий нос заморозил купца?

6.     Удалось ли Морозу - Красному носу заморозить дровосека? Почему?

7.     Какой пословицей заканчивается сказка?

- А сейчас задайте  свои вопросы по произведению   одноклассникам.

(возвращаемся к плану – убираем 2 пункт)

2задание:  Сравни героев сказки (работа в парах)

- Братья Морозы предлагают вам поработать в паре.

Сравни купца и крестьянина

v Задание: заполни таблицу, используя ответы на карточках.

Вопросы для сравнения

Купец

Крестьянин

1.     Кто это ?

 

 

2.     Как  одет?

 

 

3.     Куда едет?

 

 

4.     Как морозил Мороз?

 

 

(ответы разрезаны на карточках, дети должны положить их в соответствующую строку в таблице)

(детям предлагается лексическое значение слов  купец, крестьянин, дровосек)

Купец – богатый человек, живущий в городе, владелец торговой лавки.

Крестьянин – бедный человек, живущий в деревне, занимается обработкой земли.

Дровосек – человек, рубящий дрова.

 

Инструкция :

1.     Прочитай задание.

2.     Выполните его вместе, сообща.

3.     Выберите, кто будет отвечать.

( после того, как пары закончат работу, проверка задания – каждой паре по вопросу,

самопроверка).

(ответы на слайде)   (слайд 12)

(возвращаемся к плану – убираем 3 пункт)

3 задание: работа с пословицами ( собрать пословицы)

- Соедини пословицы стрелками.

Землю солнце красит…

Человек от лени болеет…

Кто любит трудиться…

тому без дела не сидится.

а от труда здоровеет.

а человека труд.

Взаимопроверка  (слайд 8)       оценка

- О чем все эти пословицы? (о труде)

-  Связаны ли все эти пословицы с нашей сказкой?

- Тогда что можете сказать о купце?

- Почему он замерз?

- Что скажете про крестьянина?

- А что вы скажете о себе? Какие вы ленивые или трудолюбивые? А что вы делаете дома, как трудитесь?

 - Вернемся к словам А.С.Пушкина, к нашей цели. Чему же учит эта сказка?

(возвращаемся к плану – убираем 4 пункт)

 

4 задание – выразительное чтение отрывка сказки

- Братья Морозы хотят послушать, как вы читаете выразительно. ( дети читают по одному у доски, а остальные слушают и оценивают).

- Кто из чтецов вам понравился больше всего?

4. Итог урока.

Урок наш окончен

И выполнен план.

Спасибо, ребята,

Огромное вам

За то, что упорно трудились

И знания ваши

Нам всем пригодились.

- Ребята, наши гости- братья Морозы  очень довольны вашей работой, они отправляются дальше в путь,  ведь скоро праздник, им надо многое успеть.

5. Рефлексия (на доске)

- Достигли ли мы цели урока?

- Выберите одно предложение и продолжите его.

Мы                                                 

Познакомились…

Узнали…

Учились …

Научились …

Повторили…

Вспомнили…

Я (мне)

Научился…

Узнал…

Умею…

Мне было трудно…

Мне было интересно…

Мне (не)понравилось..

6.Домашнее задание

1. найти пословицы о труде.

2. написать небольшое сочинение о том, как трудитесь дома

3. составить план сказки

4.чтение по ролям.

 

СКАЗКА1, -и, ж. 1. Повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущ. с участием волшебных, фантастических сил. Русские народные сказки. Сказки Пушкина. 2. Выдумка, ложь (разг.). Бабьи сказки (пустые слухи, сплетни; пре-небр.). 3. сказка. То же, что чудо (в 3 знач.) (разг.). Костюм получился - с.! * Ни всказке сказать, ни пером описать - в народной словесности: о ком-чем-н. очень хорошем, красивом. || уменьш. сказочка, -и, ж. (к 1 знач.). || прил. сказочный, -ая, -ое (к 1 знач.). С. жанр. Сказочные герои.

 

ОЖЕГОВ Сергей Иванович

comments powered by HyperComments

Создай 3 ДИПЛОМА, а оплати всего за 2!

3-й в подарок!
Акция до 20 ноября! подробнее
пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга
Пожалуйста, подождите.
x