Личностно-ориентированное обучение - важный фактор развития индивидуальности учащегося.

Автор: Ковальчук Людмила Григорьевна

Динамичное развитие российского общества требует формирования в человеке не столько типичного, сколько ярко индивидуального. Новому обществу нужны новые люди – субъекты, умеющие анализировать ситуацию и себя в ней, ставить цели, искать способы их достижения, контролировать их ход, оценивать их результат. Как помочь ученикам стать яркими индивидуальными  субъектами всего за 45 минут урока? Этот вопрос стоит перед современным учителем.

Набирая учащихся в 1 класс, я выбрала ОС «Школа 2100», потому что именно в этой системе заложена технология личностно – ориентированного обучения. Эта система обучения направлена на развитие не только всего класса в целом, но и  каждого ученика. При этом ставится цель не подтянуть слабых учеников до уровня сильных, а раскрыть индивидуальность каждой личности и оптимально её развивать, поэтому каждый урок в этой системе является главным и важным.

Отличительной особенностью уроков является создание проблемных ситуаций. Как это сделать?

1. Удивить ребенка.

·         Проблемная ситуация с затруднением. (Дается невыполнимое задание или задание, для решения которого не хватает знаний)

·         Прием под названием «Яркое пятно» (В начале урока рассказывается легенда, сказка, фрагмент фильма или другое яркое событие).

2. Ребенку тогда будет интересно с вами, если он чувствует, что интересен вам. (Настрой на урок «Цветовая и звуковая гамма настроения», как прошла перемена? чем вы увлекаетесь? и т.д.)

3. Урок проводится на высоком уровне трудности, но с опорой на знания детей.

4. Вопросы на уроке носят общий характер.

5. Учитель только руководит процессом обучения, дети добывают знания самостоятельно.

6. Дети не должны бояться задавать вопросы и спорить.

7. На уроке дается высказаться всем.

8.Начинать спрашивать со слабого ученика.

Обучение детей по ОС «Школа 2100» полностью отвечает задачам, поставленным перед современным процессом обучения, и дает возможность детям развивать свою личность во всех направлениях.

Используя личностно-ориентированный подход в  обучении, я стараюсь, чтобы ученик

- получал возможность взглянуть на самого себя «изнутри» и «извне», сравнить себя с другими  учащимися, оценить свои поступки поведения;

-вырабатывал силу воли, так как, иногда действует вопреки своим желаниям и интересам, учился управлять собой через постоянное влияние на учебные (а значит и жизненные) ситуации;

учился преодолевать собственные эмоциональные барьеры, которые мешают принятию волевого решения;

- развивал способность быстрого принятия решений;

- удовлетворял свои потребности в самореализации, повышении статуса, в творчестве,  в общении,

- учился продуктивному общению путем достижения гармонии с окружением;

- овладевал мышлением, которое уменьшает внутренний конфликт, напряженность, позволяет контролировать эмоции и желания.

Но чтобы индивидуально работать с каждым учеником, учитывая его психологические особенности, необходимо по- иному строить весь образовательный процесс и условия его реализации. Технология личностно- ориентированного обучения  предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического материала, форм контроля за личностным развитием ученика в ходе овладения знаниями.

Изучая научную литературу по личностно – ориентированной системе   обучения я пришла к выводу, что она строится по следующим принципам:

- учебный материал должен обеспечивать выявление содержания  опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения;

- изложение знаний в учебнике (учителем должно быть направлено не только на расширение их объема, структурирование, интегрирование, но и на постоянное преобразование наличного субъектного опыта каждого ученика);

- в ходе обучения необходимо постоянное согласование субъектного опыта учеников с научным содержанием задаваемых знаний;

- активное стимулирование ученика к самой ценной образовательной деятельности, содержание и формы которой должны обеспечивать ученику возможность самообразования, саморазвития;

- конструирование и организация учебного материала, предоставляющее ученику возможность выбирать его содержание, вид и форму при выполнении заданий;

- выявление и оценка способ учебной работы, которыми пользуется ученик самостоятельно, продуктивно;

- необходимо обеспечивать контроль и оценку не только результата, но главным образом процесса учения;

- образовательный процесс должен обеспечивать построение, реализацию, рефлексию, оценку учения, как субъектной деятельности.

Целью личностно- ориентированного урока является создание условий для развития личности ученика как индивидуальности и проявление познавательной активности учеников.

Реализация личностно- ориентированного обучения предполагает создание особых психолого-педагогических условий.

Каковы особенности построения личностно- ориентированного обучения в начальной школе?

На уроках в начальной школе личностно-ориентированное обучение строится следующим образом.

Каждый учащийся в зависимости от его способностей, желаний, самочувствия продвигается по учебному плану, проходя каждый уровень заданий, определяя свой темп усвоения учебного материала по предмету, согласно плану.

Важной особенностью системы личностно-ориентированного обучения является то, что процесс обучения мыслится как развитие личности ребенка, то есть обучение должно быть ориентировано не столько на весь класс как единое целое, сколько на каждого конкретного ученика. Другими словами, обучение имеет личностно ориентированную направленность. Нередко под личностно-ориентированным уроком понимают гуманное, уважительное отношение к ученику, задача учителя при этом заключается, прежде всего, в том, чтобы создать эмоционально положительный настрой класса на работу. Бывает, учитель не ставит плохой отметки, даже если ответ ученика того заслуживает, стараясь помочь слабым учащимся. Учитель закрывает глаза на проявление недисциплинированности, использует разнообразные развлекающие моменты. Широко используются уроки с увлечением, развлечением, насыщенные самостоятельными творческими заданиями. Все это, безусловно, делает урок более интересным, привлекательным, более результативным, но еще не дает основания считать его личностно-ориентированным. Сущность последнего – не просто создание учителем благожелательной творческой атмосферы, а постоянное обращение к субъектному опыту школьников, то есть к опыту их собственной жизнедеятельности.

Я считаю, что основные особенности личностно-ориентированного обучения, разработанные И.С. Якиманской, создают благоприятные условия для формирования творческих способностей младших школьников. Поэтому в процессе планирования и организации уроков родного языка я опираюсь на некоторые из них:

·         Продумывание возможностей для самопроявления учеников;

·         Использование разнообразного дидактического материала, позволяющего ученику проявлять личностную избирательность к типу, виду и форме учебного задания, характеру его выполнения;

·         Предоставление ученикам возможности задавать вопросы, не сдерживая их активности и инициативы;

·         Поощрение высказанных учащимися оригинальных идей и гипотез;

·         Организация обмена мыслями, мнениями, оценками;

·         Стимулирование учащихся к активным действиям по усвоению знаний, к дополнению и анализу ответов товарищей (рецензированию ответа);

·         Стремление к созданию ситуации успеха для каждого ученика;

·         Активизация субъектного опыта ученика, его использование в процессе урока;

·         Применение трудных ситуаций, возникающих по ходу урока, как область приложения знаний;

·         Стимулирование учеников к выбору различных способов выполнения заданий.

В начальной школе математика служит опорным предметом для изучения сложных дисциплин, в дальнейшем знания и умения, приобретенные при ее изучении, и первоначальное овладение математическим языком станут необходимыми  для применения в жизни и фундаментом обучения в старших классах. Более того, каждый учитель понимает, что оттого насколько хорошо будет усвоен материал, настолько и успешнее будет проходить не только обучение детей, но и развитие ребят: умение мыслить, сравнивать, анализировать, контролировать, оценивать. В курсе обучения математики в начальной школе каждая тема - это  важный кирпичик в построении прочного здания  для дальнейшего обучения.

В настоящее время работаю по учебнику математика Образовательной системы «Школа 2100». Учебник «Моя математика» - это учебник для детей, которые хотят открывать для себя новое, для взрослых, которые хотят им помочь в этом,- словом, для тех, кто хочет быть успешным в жизни. В учебнике заложен принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации. Курс математики данной системы построен на основе проблемно-диалогической технологии введения новых знаний, а содержание учебника ведется в виде системы диалога.

В своей работе на уроках математики стараюсь не давать детям знания в готовом виде, а направляю их на поиск различных вариантов решения проблемы. Если дети открывают на уроке что-то новое, значит цель урока достигнута. Одним из путей организации учебной деятельности на уроке является постановка учебной задачи. Поставить учебную задачу - значить помочь учащимся самим сформулировать либо тему урока, либо сходный с темой вопрос, ответ на который выведет на тему урока. Использую три варианта постановки учебной проблемы на уроке.

1. Создание проблемной ситуации. (Самый сложный,  но самый эффективный».

Предлагаю учащимся вопрос или практическое задание на новый материал. У учащихся появляется самостоятельность в выборе действий - каждый идет своим путем, возникают разные мнения. Даю задание, невыполнимое вообще. Оно не получается, вызывая у ребенка затруднение. Ввожу практические задания, с которыми ребенок до настоящего момента не сталкивался, т.е. задание не похожее на предыдущее.

1.      Подводящий к теме диалог.

2.      Сообщение темы урока в готовом виде, но с применением мотивирующего приема.

Высшая степень проблемности присуща такой учебной задачи, в которой ученик: сам формулирует проблему, сам находит решение, решает, самоконтролирует  правильность решения. Постоянное решение таких учебных задач включает ученика в систематическую поисковую деятельность, а само  обучение превращается в проблемно-развивающее.

В своей практике при постановке учебной задачи через проблемную ситуацию  иногда сталкиваюсь с двумя препятствиями:

1.      Ученики справляются с заданием.

Тогда развертываю побуждающий диалог и помогаю учащимся сформулировать тему. «Неужели решили? А я не ожидала! Ведь примеры – то были новыми! Чем эти примеры не похожи на предыдущие?»

2.      Задание дается фронтально всему классу и несколько человек с ним справлялись.

«Чуть позже мы посмотрим, как вы это сделали.  Но почему не решили остальные? Чем этот пример отличается от остальных?» В громкой речи фиксируем, где и почему возникло затруднение. Завершается этап сообщением детьми темы  и целей урока.

На следующем этапе осуществляется открытие детьми нового знания в результате наших совместных действий. Учебная проблема поставлена и начинается поиск решения. Суть: помогаю ученикам открыть новое знание. Здесь происходит выдвижение гипотезы и проверка гипотезы. Ситуации бывают разные. Гипотезы выстраиваются друг за другом. Сначала выдвигается и проверяется одна, потом - другая, и так до решающей.  Такое выдвижение гипотез называю последовательным. «Какие есть идеи?», « Вы согласны?», «Как эту мысль проверить?». В другом случае гипотезы выдвигаются все  сразу, а только потом проверяются. Такое выдвижение гипотез называю одновременным. «Какие есть догадки?», «Какие еще будут идеи?»,  «Кто думает иначе?». Важно то, чтобы сначала  детьми проверялись ошибочные гипотезы    и любая гипотеза была проверена.

На уроке случается и такое, что первая выдвинутая гипотеза является решающей. В качестве провокации предлагаю детям ошибочную. Ученик знает, когда он понимает материал и может его воспроизвести.  На своих уроках стараюсь, чтобы воспроизведение знаний носило творческий характер. Это может быть схема, таблица, опорные слова, алгоритм. Оценивание индивидуального творческого продукта проводится  через сравнение с результатом класса. «Вы согласны?», «Есть дополнения?», «Сравните с учебником». В результате появляется опорный сигнал, который используется в дальнейшем.

На этапе первичного закрепления использую возможности   самого простого вида групповой работы - работу в парах. Работа в паре выполняется по условным названием «Ученик-учитель». Каждый играет роль то ученика, то учителя. Организуется помощь сильными учащимися более слабым товарищам по классу. Такая работа полезна  обоим ученикам: « учителю» важно уметь объяснять качественно, понятно, владеть алгоритмами решения тех или иных задач, основами теории, в конечном итоге, научить. «Ученик» получает уникальную возможность понять непонятное, подняться в своем уровне развития. Важно организовать работу так, чтобы ученик в результате такой работы почувствовал собственный рост. Убеждена, что при правильной организации и системности работы ученики приобретут не только опыт конструктивного общения, сформируют коммуникативные навыки, но и приобретут более качественные знания по предмету.

 

Результатом использования деятельностного подхода на уроках математики является высокий уровень познавательной активности, инициативность, самостоятельность, индивидуальный поиск и творчество учащихся. А это является одним из важнейших показателей качества образования. В настоящий момент важен не только уровень образованности человека, но и его жизненная успешность – социальная адаптация, которая во многом зависит от способности человека к саморазвитию.

comments powered by HyperComments

Создай 3 ДИПЛОМА, а оплати всего за 2!

3-й в подарок!
Акция до 14 ноября! подробнее
пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга
Пожалуйста, подождите.
x