Логопедия в ДОУ

Автор: Фёдорова Светлана Викторовна

 

 

Рекомендации 

по созданию развивающей предметно - пространственной среды в группе компенсирующей направленности с ТНР

 

1. Неречевые процессы

 

1.   Развитие слухового внимания.

•    Различные звучащие игрушки: бубны, барабаны, дудочки, погре­мушки, колокольчики, звоночки, молоточек, игрушки-пищалки, гармошка и т.п.

•    Коробочки с сыпучими наполнителями, издающими различные шумы (горох, бобы, крупа, мука и т.п.).

•   Демонстрационный и раздаточный материал для слуховых дик­тантов.

•    Картотека игр на развитие слухового внимания (В.И. Селивер­стов. «Игры в логопедической работе с детьми»).

 

2.   Развитие мышления, зрительного внимания, памяти.

•    Разрезные картинки различной конфигурации (2, 3, 4 и более частей); сборные картинки-пазлы; разрезные кубики (начиная с 4 частей).

•    «Почтовый ящик», доски Сегена, рамки Монтессори и другие игры-вкладыши.                                                                         

•    Разборные игрушки: матрешки, пирамидки, чашечки.

•    «Чудесный мешочек».                                                          

•    Кубики Кооса, танграм.

•    «Зашумленные» картинки и таблицы, таблицы Шульте.

•    Игры типа «Исключение четвертого лишнего», «Чего недостает?», «Что не дорисовал художник?», «Чем похожи, чем отличаются?», «Кому что дашь?», «Букет в вазе» и др.

•    Серия картинок для установления причинно-следственных зави­симостей.

•    Классификаторы для выполнения заданий на классификацию, обобщение.

 

3.   Развитие пространственной ориентировки.

•    Картинки с различной удаленностью изображенных предметов и разным их местоположением (далеко, близко, высоко, низко, там, здесь и т.д.).

•    Картинки и фотографии с изображением предметов с различ­ным взаимным расположением (слева, справа, между, сзади, вверху, внизу и т.д.).

•    Игры типа «Дом» (Кто где живет? — слева, справа, под, над, на нижнем этаже и т.д.), «Дерево и белочка» (птичка, грибы, лисица).

•    Карточки с изображением лабиринтов.

•    Макет улицы с транспортом, движущимся в различных направ­лениях.

•    Макет комнаты с предметами мебели, расположенными в раз­ных местах.

•    Картинки с изображением предметов, движущихся в различных направлениях по отношению к зрителям.

•    Карточки — символы пространственных предлогов.

•    Дидактические материалы для ориентировки на листе бумаги, в клетке тетради.

•    Картинные таблицы с расположением предметов в ряд по гори­зонтали и по вертикали (под, над, за, перед, между, слева, справа, сверху, снизу).

•    Картотека игр на пространственное ориентирование.

 

4.   Развитие ориентировки во времени.

•    Картины-пейзажи разных времен года.

•    Календарь погоды по месяцам.                                               

•    Расписание занятий по дням недели в картинках.               

•    «Вчера, сегодня, завтра» — порядок дежурства детей в картинках или цифрах.

•    Режим дня в картинках: утро, день, вечер, ночь.

•    Набор картинок с изображением различных действий людей (детей) и природных явлений в разные времена года, части

•    «Окно в природу» — настенное изображение природных явле­ний, характерных для разных времен года.

•    Картинки для отработки понятий старше — младше.

 

5. Развитие общей двигательной и зрительно-пространственной активности.

Работа по развитию общей двигательной и зрительно-простран­ственной активности детей нацелена на придание ей природосообразности (прямостояние, ощущение пространства, ориентировочно-поисковая активность, движение как средство предупреждения утомления, улучшения общего состояния, активизации внутрен­них резервов организма). Такая работа предполагает:

•    увеличение двигательной активности на занятиях за счет дина­мизации рабочей позы: работа стоя, сидя, выходя к доске, лежа на ковре, сидя по-турецки и т.д.;

•    широкое использование физкультминуток, для чего составляется картотека эмоциональных имитационных упражнений, сопро­вождающихся стихами, с учетом присущих дошкольникам образ­ности мышления и стремления к игре;

•    проведение подвижных речевых игр на основе картотеки, состав­ленной в соответствии с тематикой речевого материала занятий. Как отмечал И.М. Сеченов, пространственно-поисковой актив­ности органа зрения принадлежит важная роль в формировании высших психических функций человека. При проведении занятий с детьми необходимо делать следующие упражнения:

•    работа с карточками, с мелкими силуэтными изображениями предметов, букв, слогов, цифр, геометрических фигур (1,5-3 см), расположенными в пространстве комнаты — на стенах, потолке, слева, справа, наверху, внизу;

•    использование разнообразных траекторий, по которым дети, обязательно стоя, бегают глазами. На листе ватмана размером 0,6x2 м рисуются разноцветные линии шириной 1 см, которые образуют различные фигуры: овал, волну и др., — причудливо перекрещивающиеся. Плакат размещается выше уровня глаз в любом месте — над доской, на боковой стене и даже на потолке;

•    игры в веселых человечков, выполняющих различные гимнасти­ческие упражнения: в процессе игры дети рассматривают одного человечка и повторяют его движения;

•    мимические и артикуляционные упражнения: рассматривая картинки, на которых нарисованы лица клоунов: улыбающе­гося, грустного, испуганного и др., — фотографии людей с раз­личными выражениями лиц, дети копируют эти выражения, называют их;

•    рассматривание подвешенных к люстрам, плафонам, потолку легких предметов: флажков, лент, нитей, снежинок, птичек, бумажных цветов и др.;

•    периодическое рассматривание пейзажа и разноудаленных от глаз предметов за окном.

Использование этих приемов повышает перцептивные возмож­ности детей; способствует более успешной коррекции нарушений познавательной деятельности, опережающему развитию функ­ций, связанных с приемом и переработкой зрительной информа­ции: остроты зрения, зрительной работоспособности, объема поля зрения, — сокращению времени реакции на зрительный стимул. Увеличивается пропускная способность зрительного анализатора, т.е. скорость и объем переработки зрительной информации.

 

6.   Развитие восприятия (цвет, форма, величина).

•    Набор предметов для наблюдения (анализ, сравнение их формы, цвета, величины, протяженности).

•    Набор частей предметов для конструирования целого (зритель­ное соизмерение частей, сопоставление частей, предметов, срав­нение с образцом и т.д.).                                                              

•    Парные картинки.

•    Муляжи овощей, фруктов.                                                      

•    Игрушечные посуда, мебель.

•    Ленты, веревки, шнурки, нитки, карандаши, полоски разной длины.

•    Счетные палочки для выкладывания фигур.

•    Наборы плоскостных моделей геометрических фигур (демон­страционные и раздаточные).

•    Кубики 2-3 цветов для заданий типа «Найти закономерность».

•    Набор плоскостных моделей предметов круглой, квадратной, треугольной, прямоугольной, овальной форм.

•    Различные дидактические игры типа «Разложи от самого малень­кого», «Какой предмет пройдет в ворота?», «Место рядом сво­бодно», «Что изменилось?», «Три медведя», «Разложи по цвету», фигуры Поппель-Вейтера (пособие С.Д. Забрамной).

•    Дидактический (демонстрационный и раздаточный) материал для зрительных диктантов.

•    Картотека игр на развитие восприятия.

 

7.   Развитие мелкой моторики.

•    Счеты, бусы, шнуровки, кнопки, пуговицы, счетные палочки, фигурки и трафареты для обводки и штриховки, ручные эспан­деры, магнитные фигурки, мозаики, колечки, башенки, пира­мидки, баночки с завертывающимися крышками, шары, мячи разного диаметра для захватывания, пинг-понговый мячик для отстреливания, ленты и веревочки для завязывания бантов, узлов и др.

•    Пальчиковый, перчаточный театр.                                  

•    Принадлежности для вышивания, вязания, плетения.        

 •    Картотека игр, упражнений для развития тонких движений пальцев и кистей рук (О.С. Бот, Л.С. Сековец).                  

 •    Таблицы — иллюстрации этих упражнений.  Материалы для развития графических навыков детей.

 

 

 

2. Звукопроизношение

 

1. Развитие речевого дыхания (вес и величина предметов, которые перемещаются дыханием 

ртом, постепенно меняются). 

•    Наборы бабочек, снежинок, самолетов, султанчиков, вертушек, «свечей».

•    Надувные игрушки, воздушные шары, мыльные пузыри. 

•    Наборы плавающих игрушек (кораблики, уточки и др.). 

•    Флакончики из-под духов.

•    Фитоколлекция (в баночках — засушенные душистые растения: лепестки роз, зверобой, мята, чай, кофе и др.). 

•    Игры (в альбоме или на отдельных планшетах) типа «Высуши белье», «Загони мяч в ворота», «Надуй паруса» и др. 

•    Картотека игр на развитие речевого дыхания. 

 

2. Развитие подвижности артикуляционного аппарата. 

•    Настенное зеркало и индивидуальные настольные зеркала, лич­ные носовые платки (в 

отдельных пакетиках). 

•    Альбом упражнений артикуляционной гимнастики (планше­ты, книжки-раскладушки) с 

образными картинками, фотогра­фиями.

•    Вспомогательные средства для механической помощи ребенку (зубная щетка, чайная ложка, палочка, шпатель, зонды и др.), спирт и вата для обработки этих предметов. «Сказки веселого язычка» (М.Г. Генинг, НА. Герман). 

 

3. Автоматизация и дифференциация звуков. 

•    Наборы предметных картинок для автоматизации и дифферен­циации звуков в словах.

•    Наборы сюжетных картинок для закрепления звуков в предло­жениях и рассказах.

•    Наборы серий картинок для закрепления правильного звукопроизношения в связной речи.              

•    Тексты для пересказа, насыщенные определенным звуком (зву­ками) для дифференциации в произношении. 

•    Настольные дидактические игры (домино, лото) на автоматизацию определенного звука, группы звуков, на дифференциацию звуков. 

•    Альбомы или карточки с текстами речевого материала: потешки, тексты для заучивания и пересказа, загадки, стихи, чистоговорки. 

•    Таблицы для составления рассказов по опорным картинкам на определенный звук.

•    Дидактический материал по исправлению недостатков произ­ношения у дошкольников (Т.Б. Филичева, Г.А. Каше). 

•    Альбомы с иллюстрациями на автоматизацию звуков (Н.И. Соколенко, О.И. Соловьева, Г.А. Туманова и др.). 

•    Книги разных авторов с речевым материалом для автоматиза­ции и дифференциации звуков. 

 

4. Развитие фонематического слуха и восприятия. 

•    Звуковые линейки для формирования понятия звуковой ряд, счета звуков, определения их последовательности. 

•    Карточки «Определи место звука»: три клетки — начало, сере­дина, конец слова.

•    Карточки — символы гласных и согласных звуков. 

•    Предметные картинки для выделения звука из слова (в разных позициях).

•    Сигналы обратной связи для упражнений на дифференциа­цию понятий: гласный — согласный звук; согласный звонкий — согласный глухой; согласный твердый — согласный мягкий; звук — слог — слово.

•    Дидактический материал и игры на деление слов на слоги. 

•    Демонстрационный и раздаточный материал для составления звукослоговой схемы слов (коробочки, конверты или пакеты). 

•    Дидактические игры на выделение звука из состава слова типа «Цепочка», «Бусы», «Собери цветок», «Чудо-дерево», «Поезд», «Поймай рыбку» и др.

•    «Звуковые часы» (длинное — короткое слово, слово на задан­ное количество слогов).

•    Материал для анализа предложений.

•    Наборы картинок для закрепления в предложениях слов слож­ной слоговой структуры.

•    Альбомы с иллюстрациями для определения места звука в слове. Различные фигурные классификаторы для дифференциации зву­ков: Пьеро — [п], Буратино — [б], крокодил Гена — [к — г], кенгуру — [к — г], поезд с тремя вагонами — [с], [ш] и [с — ш] в одном слове и др.

 

3. Обучение элементам грамоты

 

•    Разрезные азбуки.

•    Русский алфавит (таблица).                                  

•    Наборы букв и слогов (демонстрационные), касса для них. Кассы букв (индивидуальные).

•    Рамки-абаки, линейки-абаки для обучения слоговому чте­нию.

•    Слоговые таблицы (демонстрационная и раздаточные). 

•    Настольные игры с буквами типа «Азбука», «Кубики» и др. 

•    Таблицы с материалом для чтения (слоги, слова, предложения, тексты).

•    Книжки-самоделки с короткими текстами для чтения. 

•    Карточки-слова с пропущенными буквами, слогами. 

•    Карточки для буквенного анализа слов. «Азбука» (для дошкольников).                

•    Букварь для вспомогательной школы (В.В. Воронкова, И.В. Коломышкина).

•    Образцы букв (из наждачной бумаги и другого материала). 

•    Магнитная азбука.

•    Карточки — названия различных предметов в групповой ком­нате.

•    Тетради и простые карандаши для «печатания» букв, слогов, слов, предложений.

•    Занимательные материалы по обучению чтению (ребусы, кросс­ворды и др.).

•    Картотека физкультминуток, веселых стихов, пословиц и пого­ворок, связанных с «Веселой грамматикой» и «Занимательным азбуковедением».

 

4. Словарная работа

 

•    Тематические экскурсии, целевые прогулки (знакомство с пред­метами ближайшего окружения).

•    Коллекция предметов для ознакомления и обследования (цвет, форма, размер, составные части, фактура на ощупь).

•    Муляжи, игрушки, предметные картинки по лексико-тематическим циклам.

•    Картинки с изображением действий (один субъект совершает различные действия, разные субъекты совершают одно и то же действие).

•    Картинки-иллюстрации:

— различных признаков предметов (цвет, форма, величина, про­тяженность);

— слов-антонимов.

•    Речевые задания для формирования навыков словообразования —суффиксального и префиксального:

— с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов (гриб— грибок, белый — беленький);

— с использованием «увеличительного» суффикса (ноги — но­жищи);

— образование названий детенышей животных (котенок, котята);

— образование относительных прилагательных (стекло — стек­лянный);

— образование притяжательных прилагательных (утка — ути­ный клюв, утиное яйцо, утиные лапки);

— сложные слова — игрушки, предметные картинки с соответствующими изображениями (самолет, паровоз, снегопад);

— приставочные глаголы; картинки: птичка — клетка, мед­ведь — елка, белка — два дерева и др.;

— образование названий профессий;        

— многозначные слова;                              

— подбор однокоренных слов.

•    Картотека игр и игровых упражнений на активизацию словаря и словообразования; игры типа «У кого какая мама?», «Малыши и великаны», «На одно смотрят, разное видят» и др.

•    Карточки — символы игровых словарных упражнений.

•    Различные фигурные классификаторы: ваза (цветы), корзина (фрукты, овощи, грибы, ягоды, детеныши животных, игрушки), клумба (цветы), большая ветка (птицы, фрукты) и т.д.

 

5. Развитие грамматического строя речи        

•    Набор предметных картинок и игр для упражнений в измене­нии числа имен существительных и глаголов.

•    Набор сюжетных картинок для упражнений в словоизменении (склонение существительных и прилагательных, спряжение гла­голов).

•    Набор сюжетных картинок для упражнений в употреблении предлогов. 

•    Карточки — символы предлогов.

•    Подборка игрового картинного материала для упражнений в согласовании:

— имен прилагательных с именами существительными;

— имен существительных с именами числительными;

— притяжательных местоимений с именами существительными (мой, моя, мое, мои).

•    Наборы сюжетных картинок для составления простых предло­жений.

•    Настольно-печатные игры, в которых требуется использовать разные конструкции предложений.

 

 

 

 

6. Связная речь

•    Подборка диалогов, игр с диалогами для выразительного чте­ния наизусть, инсценирования типа «Гуси-гуси...». 

•    Подборка диалогов для сюжетно-ролевых игр. 

•    Короткие рассказы с иллюстрациями для заучивания.    

•    Наборы сюжетных картинок с вопросами к ним для составле­ния коротких рассказов.

•    Фланелеграф с комплектами картинок для одновременного рас­сказывания и демонстрации героев и их действий. 

•    Серии сюжетных картинок для составления рассказов. 

•    Карточки-символы для выделения частей рассказа (начало, сере­дина, конец).

•    Опорные таблицы-схемы для описательных рассказов. 

•    Игровой материал для драматизации. 

•    Различные виды театров.

•    Подбор коротких сказок, рассказов для инсценирования. 

•    Книжки-малютки с текстами для пересказов. 

•    Детская художественная литература.

•    Настольные игры, требующие объяснительной речи («Кто чем питается? Почему?», «Что лишнее? Почему?»). 

•    Речевые логические задачи.

•    Таблица знаков препинания для знакомства и работы над инто­нацией вопросительного, восклицательного, побудительного и повествовательного предложений.

 

7. Игровая деятельность

«Специальные экспериментальные исследования показывают, что игра влияет на формирование всех основных психических процессов, от самых элементарных до самых сложных», — отмечал Д.Б. Эльконин.

При создании предметно-игровой среды в группе следует учи­тывать требования деятельностного подхода к развитию речи детей. Как для любой деятельности, для речи, общения нужен мотив. Например, если игрушки, пособия разместить выше досягаемости, это поставит ребенка перед необходимостью, чтобы получить их, обратиться с просьбой к взрослому. У ребенка возникнет мотив речевой деятельности.

В предметно-игровой среде логопедической группы по сравне­нию с общеобразовательными должны быть более широко пред­ставлены:

•    подборка игр с правилами;

•    картотека игр с речевым сопровождением;

•    игровой материал к сюжетно-ролевым играм («Детский сад», «Магазин», «Аптека», «Больница», «Парикмахерская»);

•    игры-мозаики и конструкторы.

 

comments powered by HyperComments

Создай 3 ДИПЛОМА, а оплати всего за 2!

3-й в подарок!
Акция до 18 декабря! подробнее
пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга
Пожалуйста, подождите.
x