Методическая разработка

Автор: Мешкова Елена Николаевна

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение :

детский сад № 16 комбинированного вида

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка:

консультация для педагогов

Тема:

«Эффективное взаимодействие

с агрессивным ребенком»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель:                                                                                                          

педагог-психолог                                                                                                                 

Мешкова Е. Н.

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

1.      Актуальность проблемы.

2.      Основные понятия: «агрессия», «агрессивность».

3.      Классификация видов агрессии.

4.      Диагностические критерии, характерологические особенности агрессивного ребенка.

5.      Причины возникновения агрессивности.

6.      Способы взаимодействия с агрессивным ребенком, психологическая коррекция и профилактика агрессивного поведения.

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуальность проблемы.

Думаю, не будет преувеличением, если я скажу, что практически в каждой группе нашего детского сада есть хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения.

Задание для педагогов:

Я предлагаю вам подумать и написать имена тех детей, чье поведение на ваш взгляд отличается агрессивностью. Этот список понадобится нам в дальнейшем.

Проблема агрессивного поведения детей весьма актуальна в наши дни. Учителя, воспитатели и родители отмечают, что агрессивных детей становится с каждым годом все больше и больше. Никакое другое поведение так не раздражает взрослых и не дезадаптирует детей, как агрессивное.

Как вы знаете, агрессивность проявляется в широком диапазоне от резких высказываний до физических действий, являя собой тот редкий случай, когда ребенок вызывает вместо сочувствия всеобщее раздражение и нередко – ответную агрессию. Часто в разговорах об агрессивных детях можно услышать такие слова, как: «грубиян», «нахал», «отвратительный», «дрянь», «хулиган» и т.п. А, между тем известный австралийский психотерапевт  В.Оклендер отмечает: «Я воспринимаю ребенка, который обнаруживает деструктивное поведение, как человека, которым движет чувство гнева, отверженности, тревоги, незащищенности, обиды… У него часто отмечается низкая самооценка. Он не способен, или  не хочет, или боится выразить то, что он чувствует, иным способом, потому что, если он это сделает, он может утратить силу, лежащую в основе агрессивного поведения. Он чувствует, что это единственный путь, способствующий выживанию». Эти слова я считаю ключом к пониманию агрессивного поведения ребенка и отправной точкой для оказания ему действенной помощи.

2.      Основные понятия: «агрессия» и «агрессивность».

Как правило, все жалобы взрослых на агрессивного ребенка укладываются в следующее описание его поведения: дерется, причиняет боль другим детям, взрослым, угрожает.

Психологи же склонны разделять такие понятия, как агрессивное поведение ребенка в той или иной ситуации и агрессивный ребенок (где агрессивные проявления считаются личностной чертой).

Поясню это. Каждый ребенок, развиваясь, попадает в ситуации, в ходе которых испытывает желание наказать обидчика, использовать силу для решения своих проблем, высказать угрозу. В младенчестве дети бьют игрушками своих родителей, отбирают понравившуюся игрушку у другого ребенка, при этом могут толкаться, кусаться, царапаться, драться. Чем старше они становятся, тем чаще действия могут заменять на угрозы, ругательства, оскорбления либо сопровождать ими свои действия. У одних детей такое поведение возникает чаще, чем у других, и окружающие называют их агрессивными. Хотя при правильной реакции родителей такое поведение может со временем исчезнуть и замениться более приемлемым в обществе. При неправильном отношении агрессивное поведение закрепится и станет характерным для ребенка, и тогда он вполне оправдает мнение окружающих о себе, как об агрессивном ребенке.

Итак, следует различать агрессивное поведение, которое может быть естественным для того или другого периода развития ребенка, или которое является ситуативным,  и агрессивность как черту личности.

Следовательно, нужно определиться с понятиями «агрессия» и «агрессивность».

Агрессия – это

с одной стороны – биологически целесообразная форма поведения, которая способствует выживанию и адаптации,

с другой - мотивированное, деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее физический вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), а также моральный ущерб живым существам (негативные переживания, состояние напряженности, подавленности, страха и т.п.).

Это одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психологическом отношении жизненные ситуации. Психологически является одним из основных способов решения проблем, и выступает  в качестве:

1.      Средства достижения какой-либо цели:

·         стремление привлечь к себе внимания сверстников (мальчик вырывает книгу у девочки, разбрасывает игрушки и начинает громко лаять, изображая злую собаку, чем, естественно, привлекает к себе внимание);

·         ущемление достоинства другого с целью подчеркнуть свое превосходство (заметив, что партнер расстроился из-за того, что у него не хватает нужных деталей конструктора, мальчик кричит: "Ха-ха-ха, так тебе и надо, у тебя ничего не получится, ты плакса и нытик");

·         защита и месть (в ответ на "нападение" или насильственное изъятие игрушки дети отвечают яркими вспышками агрессии);

·         стремление быть главным (например, после неудачной попытки занять первое место в строе мальчик отталкивает опередившего его друга, хватает за волосы и пытается стукнуть головой о стену);

·         стремление получить желанный предмет (чтобы обладать нужной игрушкой, некоторые дети прибегали к прямому насилию над сверстниками).

2.      Способа психологической разрядки (ребенок не выспался, мама по дороге в детский сад наругала, ребята в группе сломали любимую игрушку – чем не повод разозлиться и кого-нибудь обидеть, может легче станет);

3.      Способа удовлетворения потребностей в самореализации и самоутверждении (каждый день ребенок слышит: «Так делать нельзя», «Не смей!». Если запреты звучат излишне категорично и их чересчур много, то ребенок может отреагировать на них гневом.  Вам самим больше нравиться, когда вами командуют или когда к вам прислушиваются?).

Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что агрессия в человеке заложена биологически. Это механизм, позволивший человеку в очень давние времена выжить среди более приспособленных и сильных животных. В последующем, решив эти задачи, агрессия не исчезла, а по мере развития человека и образования общества, попала под контроль социальных норм и функций.

Поэтому современные психологи выделяют позитивную и негативную агрессию.    Позитивная агрессия обеспечивает человеку или группе людей  возможность выживания, безопасности и развития. Если кто-то угрожает вам, то с ним нужно уметь вести себя твердо и уверенно, уметь дать отпор, и здесь может помочь умеренное чувство гнева и дозированная демонстрация агрессии. Это вовсе не означает, что нужно, испытывая гнев, постоянно проявлять его в активной агрессивной форме (нападение, угроза). Но если постоянно оставлять безнаказанным проявление враждебности других людей к вам, то это может привести к страданию, саморазрушению, психосоматическим заболеваниям. Умеренный гнев придает силы и уверенности, а небольшая доля злости позволяет выступить в свою защиту.

Если бы в человеке не было необходимой ему доли агрессивности, то не было бы в нем и инициативы, и воли к победе, и готовности к борьбе. Такой человек каждое препятствие воспринимал бы как непреодолимую преграду и предпочел бы в конечном итоге уйти из действительности в мир иллюзий, виртуальную реальность. Тем более, что форм ухода от действительности существует множество: это и "зависание" в Интернете, и "привыкание" к телевизору, не говоря уже об алкоголизме и наркомании.

Таким образом, каждая личность должна обладать определенной степенью агрессии, которая просто необходима для активной жизни.

В первоначальном смысле «быть агрессивным» означало нечто вроде «двигаться в направлении цели без промедления, без страха и сомнения».

Негативная агрессия направлена на удовлетворение  своих потребностей путем причинения вреда окружающим.

Грань между позитивной и негативной агрессией бывает иногда весьма тонкой. Так, во многих боевиках мы видим, как положительный герой, добиваясь весьма достойных личных или общественных целей, крушит все вокруг себя и при этом нередко ненароком уничтожает чужую собственность, калечит и убивает невинных людей.

Но, тем не менее, важно понимать одну вещь (может быть вы со мной не согласитесь, но это подчеркивают многие специалисты) - что искоренять любые проявления агрессии не только бессмысленно, но и вредно. Скорее необходимо добиваться, чтобы они оказывались соразмерными обстоятельствам и социально допустимыми, а также не ограничивали без необходимости права и свободы человека.

3.      Классификация видов агрессии.

Существует множество классификаций видов агрессии, но наиболее популярной и удобной, на мой взгляд, является классификация, предложенная в книге «Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности» (автор: Бреслав Г.Э.).

Разделение по направленности на объект

Гетероагрессия - направленность на окружающих: убийства, изнасилования, нанесение побоев, угрозы, оскорбления, ненормативная лексика и т.д.

Аутоагрессия - направленность на себя: самоуничижение вплоть до самоубийства, саморазрушающее поведение, психосоматические заболевания.

 

Разделение по причине появления

Реактивная агрессия - представляет собой ответную реакцию на какой-то внешний раздражитель (ссора, конфликт и пр.).

Спонтанная агрессия - появляется без видимой причины, обычно под влиянием каких-то внутренних импульсов (накопление отрицательных эмоций, неспровоцированная агрессия при психических заболеваниях).

 

Разделение по целенапра-вленности

Инструментальная агрессия - совершается как средство достижения результата: спортсмен, добивающийся победы; стоматолог, удаляющий больной зуб; ребенок, громко требующий от матери, чтобы она купила ему игрушку и пр.

Целевая (мотивационная) агрессия - выступает как заранее спланированное действие, цель которого - нанесение вреда или ущерба объекту: школьник, который обиделся на одноклассника и избил его; мужчина, специально нецензурно бранящий жену и пр.

 

Разделение по открытости проявлений

Прямая агрессия - направляется непосредственно на объект, вызывающий раздражение, тревогу или возбуждение: открытое хамство, применение физической силы или угрозы расправы и пр.

Косвенная агрессия - обращается на объекты, непосредственно не вызывающие возбуждение и раздражение, но более удобные для проявления агрессии (они доступны и проявление агрессии в их адрес безопасно): отец, придя с работы не в духе, срывает злость на всей семье, непонятно за что; мать после конфликта с соседкой начинает практически без повода кричать на ребенка и пр.

 

Разделение по форме проявлений

Вербальная - выражена в словесной форме: угрозы, оскорбления, содержание которых прямо говорит о наличии отрицательных эмоций и возможности нанесения морального и материального ущерба противнику.

Экспрессивная - проявляется невербальными средствами: жестами, мимикой, интонацией голоса и пр. В таких случаях человек делает угрожающую гримасу, машет кулаком или грозит пальцем в сторону противника, громко извергает ненормативную лексику.

Физическая - прямое применение силы для нанесения морального и физического ущерба противнику.

Наблюдения за детьми показывают, что большинство проявлений агрессивного поведения наблюдается в ситуациях защиты своих интересов и отстаивания своего превосходства, когда агрессивные действия используются как средства достижения определенной цели. Соответственно, максимальное удовлетворение дети получают при достижении желанной цели - будь то внимание сверстников или привлекательная игрушка, после чего агрессивные действия прекращаются. Таким образом, в большинстве случаев агрессивные действия детей имеютинструментальный или реактивный характер. 

В то же время у отдельных детей наблюдаются агрессивные действия, не имеющие какой-либо цели и направленные исключительно на причинение вреда другому. Например, мальчик толкает девочку в бассейн и смеется над ее слезами, или девочка прячет тапочки своей подруги и с удовольствием наблюдает за ее переживаниями. Физическая боль или унижение сверстника вызывают у этих детей удовлетворение, а агрессия выступает при этом как самоцель. Такое поведение может свидетельствовать о склонности ребенка к враждебности и жестокости, что, естественно, вызывает особую тревогу.

Я считаю, что такая классификация имеет практическую пользу, поскольку человек обычно проявляет сразу несколько видов агрессии, причем они постоянно меняются, переходя друг в друга.

Итак, мы разобрались, что агрессия – это действие, поступок,

тогда агрессивность представляет собой готовность к совершению таких действий.

То есть, агрессивность – это относительно устойчивое свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии.

Я еще раз хочу подчеркнуть, что очень важно  разграничивать следующие вещи: агрессивное поведение как относительно нормальное, но временное явление в развитии ребенка, и агрессивность, как устойчивую, регулярно проявляющуюся характеристику его личности.

Таким образом возникает вопрос: в каких случаях к поведению ребенка надо относиться без лишней паники, а в каких надо бить тревогу?

Здесь уместно перечислить  последовательность изменения нормального агрессивного поведения у маленького ребенка:

  • Новорожденный ребенок, если он голоден, сердится на весь мир.
  • Годовалый малыш, разозлившись на маму, может ударить ее.
  • В полтора года ребенок уже может сдержать гнев, он “отведет душу”, затопав ногами или упав с криком на пол.
  • Двухлетний ребенок, не задумываясь, ударит по голове лопаткой того, кто отнял у него игрушку (это еще связано с тем, что в этом возрасте дети плохо разговаривают, поэтому им чаще свойственны проявления физической агрессии)
  • В три года малыш уже немного вежливее, он скорее начнет спорить с “захватчиком”, во всяком случае, первые несколько минут (но у некоторых детей в связи с кризисом трех лет агрессивные реакции могут быть ярко выражены).
  • Постепенно ребенок научается переводить свои гневные чувства в игру: “Пиф-паф” - стреляет малыш. Он уже знает, что причинять боль другим людям нельзя, что выразить свои эмоции можно в словах и игре (при условии, что этому его научили родители) это и есть процесс социализации, ребенок постепенно вписывается в общество.

В течение первых двух лет редкие периоды агрессивности ребенка можно считать нормальными. Многие специалисты считают, что до трех лет ребенок не проявляет значительной агрессивности, при условии, что его этому не учат (сознательно или бессознательно). Становясь старше, ребенок, как правило, учится выражать свой гнев в приемлемых для человеческого общества формах.

Но в каждом правиле есть исключения. Как определить, относятся ли агрессивные проявления ребенка к нормальным,  или уже пора бить тревогу.

4.      Диагностические критерии, характерологические особенности агрессивности ребенка.

Анализируя агрессивность как свойство личности, американскими психологами, работающими с детьми, были выведены следующие диагностические критерии, позволяющие говорить о наличии данного свойства у ребенка в той или иной степени:

1.      Часто теряет контроль над собой.

2.      Часто спорит, ругается с детьми и взрослыми.

3.      Намеренно раздражает взрослых и детей.

4.      Часто отказывается выполнять правила и просьбы.

5.      Часто винит других в своем «неправильном» поведении и ошибках.

6.      Часто сердится и прибегает к дракам.

7.      Часто завистлив и мстителен.

8.      Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.

О ребенке, у которого в течение 6-ти и более месяцев одновременно устойчиво проявились хотя бы 4 из 8 критериев, можно говорить как о ребенке, обладающем агрессивностью как качеством личности. И таких детей можно назвать агрессивными.

Задание для педагогов:

Давайте вернемся к вашим спискам. У всех ли детей, которых вы написали, наблюдаются указанные критерии, или их агрессивное поведение носит ситуативный характер? (Обсуждение результатов).

Кроме того, чтобы помочь агрессивному ребенку важно знать его характерологические особенности, поскольку эти особенности и дают ключ к тем направлениям, в которых нужно строить коррекционную работу.

Итак, характерологическими особенностями агрессивных детей являются:

1.      Воспринимают большой круг ситуаций как угрожающих, враждебных по отношению к ним.

Агрессивные дети очень часто подозрительны и насторожены. Например, играя во время прогулки в песочнице, двое детей подготовительной группы подрались. Рома ударил Сашу совком. На вопрос воспитателя, почему он это сделал, Рома искренне ответил: “У Саши в руках была лопата, и я очень боялся, что он ударит меня”. По словам воспитателя, Саша не проявлял никаких намерений обидеть или ударить Рому, но Рома воспринял эту ситуацию как угрожающую.

2.      Заранее настроены на негативное восприятие себя со стороны окружающих.

Главной отличительной чертой агрессивных детей является их отношение к сверстнику. Другой ребенок выступает для них как противник, как конкурент, как препятствие, которое нужно устранить. Можно полагать, чтоэто отношение отражает особый склад личности, ее направленность, которая порождает специфическое восприятие другого как врага. В научной литературе неоднократно отмечалось, что агрессивный человек имеет предвзятое мнение о том, что руководит поступками окружающих: он приписывает другим враждебные намерения и пренебрежение к себе. Все это говорит о том, что главные проблемы агрессивных детей лежат в сфере отношений со сверстниками.

3.      Сверхчувствительны к негативному отношению к себе.

4.      Не оценивают собственную агрессию как агрессивное поведение.

Дети не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь боятся их.

5.      Всегда винят окружающих в собственном деструктивном поведении.

6.      В случае намеренной агрессии (нападение, порча имущества и т.п.) отсутствует чувство вины, либо вина проявлена очень слабо.

7.      Склонны не брать на себя ответственность за свои поступки.

8.      Имеют ограниченный набор реакций на проблемную ситуацию.

9.      В отношениях проявляет низкий уровень эмпатии.- неспособность понимать других людей.

Это не зависит ни от самооценки, ни от реального положения ребенка в группе. В его основе, по-видимому, лежит особая структура самосознания ребенка: он фиксирован только на себе и изолирован от других. В окружающих людях такой ребенок видит только их отношение к себе - другие выступают для него как обстоятельства жизни, которые либо мешают достижению его целей, либо не уделяют ему должного внимания, либо пытаются нанести вред. Фиксированность на себе, ожидание враждебности со стороны окружающих не позволяют ребенку увидеть других, пережить чувство связи и общности с ними. Поэтому для него так трудны сочувствие, сопереживание или содействие. Такое "волчье" мировосприятие создает ощущение острого одиночества во враждебном и угрожающем окружении, и это порождает все большее противостояние и некую изолированность от остального мира.

Так как, такие дети плохо чувствуют состояние других людей, не умеют и не любят сочувствовать, жалеть, они с трудом усваивают правила вежливости. Для них обычно интересны подвижные или настольные игры с четкими и несложными правилами. Играть в сложные сюжетно-ролевые игры с меняющимся эмоциональным наполнением ролей они не любят, так как чувствуют себя в таких играх малокомпетентными.

10.  Слабо развит контроль над своими эмоциями.

11.  Слабо осознает свои эмоции, кроме гнева.

Эмоциональный мир агрессивных детей недостаточно богат, в палитре их чувств преобладают мрачные тона, количество реакций даже на стандартные ситуации очень ограничено. Чаще всего это защитные реакции. К тому же дети не могут посмотреть на себя со стороны и адекватно оценить свое поведение.

12.  Боятся непредсказуемости в поведении взрослых (пример из телепередачи «Няня спешит на помощь»).

13.  Имеют неврологические недостатки: неустойчивое, рассеянное внимание, слабая оперативная память, неустойчивое запоминание.

14.  Не умеют прогнозировать последствия своих действий (эмоционально застревают на проблемной ситуации).

15.  Положительно относятся к агрессии, так как через агрессию получают чувство собственной значимости и силы.

16.  Имеют высокий уровень личностной тревожности.

17.  Имеют неадекватную самооценку.

18.  Чувствуют себя отверженными.

Что же способствует формированию агрессивности у детей?

5.      Причины возникновения агрессии.

Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными. Существует множество теорий по этому поводу. Анализ литературы по данной проблеме позволил выделить следующие причины, их условно можно разделить на две группы: внутренние внешние.

К внутренним относятся:

·         органические:

·         особенности развития центральной нервной системы:

§  повышенная возбудимость в сочетании со слабым действием активного торможения; Согласно позиции отечественных учёных, существует связь между агрессивностью детей и свойствами их нервной системы. Вероятность агрессии повышается, когда нервная система характеризуется повышенной возбудимостью при слабом действии активного торможения. А поскольку свойства нервной системы предаются по наследству, у ребёнка может быть унаследовано и нарушение баланса между процессами возбуждения и торможения.

§  органические поражения головного мозга: минимальные мозговые дисфункции, травмы головного мозга, менингит, энцефалит и пр.;

·         некоторые соматические заболевания;        переутомление.

·         психологические (агрессивное поведение как средство защиты своего эмоционального благополучия):

·         когда у ребенка возникают чувства страха и недоверия к окружающему миру;

·         когда он сталкивается с невыполнением своих желаний, запретами на удовлетворение определенных потребностей;

·         когда  стремится к  обретению независимости и самостоятельности.

К внешним можно отнести:

·         особенности воспитания в семье,

·         взаимодействие со сверстниками,

·         влияние средств массовой информации.

Итак, перейдем к краткому описанию указанных причин.

Внутренние причины. 

·         Органические причины

Я не буду подробно останавливаться на характеристике органических причин, отмечу лишь одно, что здесь могут сыграть неблагоприятную роль два фактора. Первый - это собственно особенности нервной системы или её поражение, а второй - неправильное в связи с этим воспитание ребенка в семье. Ребенок нервный, больной, следовательно, чтобы он не волновался, ему больше уступают, закрывают глаза на его серьезные проступки, стараются исполнить все его желания. По этому поводу хотелось бы напомнить следующее (и это очень важно знать родителям): да, воспитание ребенка с неврологическим диагнозом должно иметь свои особенности, и дергать его постоянными "нельзя" нецелесообразно (как, впрочем, и ребенка абсолютно здорового). Но если он замахнулся на бабушку или ударил ногой кошку - никаких скидок на нервность быть не должно. В данном случае снисходительность родителей пойдет не на пользу, а только во вред ребенку, присоединяя к уже имеющимся у него нарушениям патологическое нарушения характера.

·         Психологические причины.

Все знают поговорку: "Лучшее средство защиты - это нападение". Дети дошкольного возраста, разумеется, этой поговорки не знают, но пользоваться психологическими механизмами, лежащими в ее основе, вполне умеют. Как правило, такой способ защиты избирают дети с сильным типом нервной системы, обладающие холерическим или сангвиническим темпераментом. Для флегматиков такой способ защиты неприемлем, так как требует слишком много внешней активности, которой они избегают. От чего же дети дошкольного возраста защищаются?

Чаще всего они защищаются от сознательного или бессознательного неприятия их родителями или другими членами семьи, и тогда их агрессивность служит лишь проявлением гораздо более серьезного и тяжелого по своим последствиям нарушения - отсутствия "базового доверия к миру» и людям,  отсутствия ощущения безопасности, которое в идеале должно формироваться к первому году жизни. Если этого не происходит, то у ребенка появляется недоверие, страх и тревога. 

На формирования отношения к миру влияет много причин.

·         В первую очередь, это душевное состояние матери в период беременности и после родов. 

Представим простой пример:

Молодая девушка хотела еще немного "пожить для себя", но вот незапланированная беременность, аборт делать страшно, родившийся ребенок прерывает учебу в институте, вырывает молодую женщину из привычной среды, резко ограничивает общение с друзьями, другие стороны жизни. Молодая мама честно ухаживает за ребенком и вроде бы даже любит его, но он почему-то зло плачет во время кормления, отталкивает или кусает грудь, просыпается и требует внимания в самый неподходящий момент, хотя вроде бы, согласно режиму, должен был еще как минимум час спать.

Другая ситуация: 

Отношения супругов были на момент зачатия ребенка далеко не идеальными, но жена очень рассчитывала на то, что ребенок поможет помочь сохранить отношения с мужем. Ребенок родился, но супружеские отношения спасти не удалось. Муж ушел, а сын каждой своей черточкой, жестами напоминает отца, что вызывает у матери неприятные переживания. Она ничего не рассказывает ребенку об отце, но сын  почему-то растет неласковым, замкнутым, агрессивным...

 С психологической точки зрения это можно объяснить следующим образом:

Для малыша, находящегося в утробе матери или только что родившегося,  еще нет разделения на «я» и «не-я». Поэтому он наполняется теми же чувствами, что и мама, и его первый опыт взаимодействия с окружающим говорит ему о том, что здесь не так уж безопасно, здесь много боли и непредсказуемости, любой может нанести вред.

В будущем это перерастает в недоверие ко всем и ко всему, для него теперь любое проявление извне может означать нападение. Страх и тревога, которые ребенок испытывает при контакте с другими, ведут к тому, что любой сигнал истолковывается им как враждебный. И поэтому агрессивные вспышки у таких детей выглядят очень неожиданными и непонятными.

·         Также на формирование отношения к миру оказывает влияние проявление родителями, педагогами безусловной любви к  ребенку, либо отсутствие таковой. 

Если родители проявляли искреннюю любовь к своему малышу в любой ситуации, если ребенок понимал, что, не смотря ни на что, его любят, то у него возникало чувство доверия к окружающим.

Если же ребенок убеждается в том, что его не любят, или даже ненавидят, то он решает, что хуже уже и быть не может и поэтому становится способным на все . Ему не нужно переживать, что он может потерять объект любви. Зачем ему тот, кто его не любит? Он может ожесточиться, может начать мстить. На этом построены многие триллеры о маньяках-убийцах, где, копаясь в его прошлом, обнаруживают забитого, презираемого, униженного ребенка.

В связи с этим, среди психологических факторов, провоцирующих агрессивное поведение ребенка, специалисты выделяют следующие:

  • борьба за внимание. Если ребенок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия, то он находит свой способ его получить. Может быть агрессивные выходки ребенка – это единственно доступный способ привлечения внимания воспитателей. Педагоги то и дело отрываются от своих дел, сыплют замечания … Нельзя сказать, что уж очень приятно, но внимание все-таки получено.

Здесь можно порекомендовать следующее: изменить привычную реакцию на поведение ребенка. Если он совершил какой-то поступок, не причиняющий вред другому человеку непосредственно, например, разрушил постройку, сломал игрушку, можно сказать: «Вот это да! Как всё сломалось!» (не выражая при этом одобрения, просто отреагировать иначе, чем обычно). Ребёнок может сразу и не прекратить свои действия, но вполне вероятно, что ваша реакция застанет его врасплох и он хотя бы на секунду задумается).

  • желание отомстить. Дети часто бывают обижены на родителей. Причины могут быть очень разные: родители более внимательны к младшему; мать разошлась с отцом, и в доме появился отчим; ребенка отлучили от семьи (положили в больницу, послали к бабушке) и т.д. Много и единичных поводов для обиды: резкое замечание, невыполненное обещание, несправедливое наказание … Смысл «плохого» поведения в этом случае можно выразить так: «Вы сделали мне плохо – пусть и вам будет тоже плохо!..».
  • потеря веры в собственный успех. Может случиться, что ребенок переживает свое неблагополучие в какой-то одной области жизни, а неудачи у него возникают совсем в другой. Например, у ребенка могут не сложиться отношения в классе, а следствием будет запущенная учеба; в другом случае неуспехи в школе или в детском саду могут привести к вызывающему поведению дома и т.д. Накопив горький опыт неудач и критики в свой адрес, ребенок вообще может потерять уверенность в себе. Он приходит к выводу: «Нечего стараться, все равно ничего не получится». Это – в душе, а внешним поведением он показывает: «Мне все равно», «И пусть плохой», «И буду плохой!».

Согласитесь, что стремления трудных, агрессивных детей вполне положительны и закономерны и выражают естественную потребность в тепле и внимании родителей, потребность в признании и уважении его личности, чувство справедливости, желание успеха. Беда агрессивных детей в том, что они, во-первых, остро страдают от нереализации этих потребностей и, во-вторых, от попыток восполнить эту нехватку способами, которые ничего не восполняют. Почему же они так неразумны? Да потому, что не знают, как это сделать иначе! И поэтому всякое серьезное нарушение поведения ребенка – это сигнал о помощи. Своим поведением он говорит нам: «Мне плохо! Помогите мне!».

А наша реакция на эти сигналы во многом зависит от педагогической рефлексии, т.е. способности анализировать свою воспитательную деятельность и прогнозировать результаты влияния на ребенка  

·         Травмирующее влияние на психику детей оказывают также ссоры взрослых между собой. 

Когда родители заняты собой или выяснением собственных отношений, а ребенок предоставлен самому себе, у него может возникнуть неуверенность в собственной безопасности. Он начинает видеть опасность даже там, где ее нет, становится недоверчивым и подозрительным. Семья и дом не дают ему необходимой степени защиты и гарантии стабильности. А результатом становится проявляемая к месту и не к месту агрессивность, возникающая то от неуверенности в себе, то от чувства страха и ожидания нападения.

Вторая психологическая причина агрессивности связана с тем, что взрослые вынуждены в некоторых ситуациях запрещать ребенку вести себя определенным образом или с тем, что не всегда взрослые могут или хотят удовлетворять бесконечные желания детей. Здесь важно учитывать два момента.

·         Во-первых, взрослые должны научиться грамотно устанавливать запреты и, в случае необходимости, применять наказания.

·         И, во-вторых, важно помнить, что главной потребностью любого ребенка является необходимость чувствовать, что его любят и ценят. Поэтому важно  искренне говорить ребенку о том, что вы его любите, но в данный момент не можете сделать то, что он хочет.

Когда вы вводите запреты, необходимо помнить следующее:

·         запретов не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими, т.е. меняться в зависимости от возраста ребенка.

·         требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка в движении, познании, упражнении:

Часто вспышки агрессивного поведения ребенка напрямую спровоцированы установками или запретами взрослых. Представьте, что живой и активный ребенок провел день в детском саду. Его поведение жестко контролировалось, а попытки поиграть в шумные подвижные игры пресекались. Если ребенок целый день не имел возможности открыто проявлять свои эмоции, как положительные, так и отрицательные, не мог физически разрядиться, то разрядку будут наблюдать родители дома. Агрессия ребенка будет обусловлена накопившимся переизбытком энергии, которая, как известно, не имеет свойства исчезать бесследно.

Что касается требования вести себя тихо, не шуметь и не прыгать, оно отражает не заботу о ребенке, а только наши собственные проблемы: усталость, повышенную нервозность и тревогу, которые усиливаются под действием детского гама и суматохи. И в таких случаях взрослым лучше честно признаться в этом сначала самим себе. А потом довести до детей в прямой и понятной для них форме ("я устала", "у Марии Николаевны болит голова" и т. п.), а не рационализировать, прячась за маску беспокойства о ребенке.

Поэтому, здесь очень важно направлять энергию ребенка в безопасное для окружающих русло:  

- используя игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения: «Бумажные мячики», «Маленькое привидение», «Смена ритмов», «Танцующие руки», «Дождь», «Ласковые лапки» и т.д.;

- если вы проводите занятие, то необходимо предусмотреть смену деятельности, динамические паузы, включать игры и упражнения, в которых дети могли бы подвигаться («Если скажу правильно, то хлопайте в ладоши, если ошибусь – топайте»),

- если вы видите, что, не смотря на ваши попытки, кто-то из детей продолжает вести себя вызывающе, можно блокировать поведение ребенка  либо в реально-действенной, либо в игровой форме.

Способами реально-действенного блокирования являются: прерывание действия ребенка путем лишения его предмета, принудительное ограничение активности ребенка (обнять и прижать руки к телу и не отпускать, пока ребенок не успокоится.  Тем самым вы даете понять, что психологически вы сильнее и главнее и можете дать ему отпор), временная изоляция ребенка в пределах игровой комнаты (в том случае, когда есть угроза нанесения ущерба физической и личностной безопасности других детей, сохранности инвентаря). Такая форма блокирования нередко воспринимается ребенком, как насильственное и принудительное действие взрослого, ограничивающего его желания, поэтому, если это необходимо, то можно предоставить ребенку возможность для эмоциональной разрядки в социально-приемлемых формах (крик, топот, бросание на пол специально предназначенных для этого предметов и игрушек, например, мяча,. и т.д.).

Более мягкой и поэтому практически не взывающей у ребенка негативных эмоций формой блокирования является применение игровых приемов. Для этого можно предложить детям поиграть в новую игру «Волшебная палочка», «Шапка-невидимка», «Замри» и др., ввести игровые правила регуляции поведения детей.

·               если вы вводите правила и запреты, то делайте это доброжелательно и авторитетно, формулируйте запрет в ясной, понятной ребенку форме, в виде тотального безусловного ограничения.

Например, если вы говорите ребенку, залезшему на стол: «Так высоко забираться нельзя», он будет убеждать вас в том, что это вовсе не высоко. Психологически более правильным будет общий и понятный для ребенка запрет: «Нельзя залезать на стол» или «Столы не для того, чтобы на них залезали». Ограничение вводится в безличной форме («Нельзя делать то-то», но не «Ты не должен этого делать»), так им образом вы избежите сопротивления со стороны ребенка. Объяснение должно быть коротким, и повторяться один раз. Если ребенок снова и снова спрашивает: «Почему?», то это не потому что он вас не понял, а потому, что ему трудно побороть свое желание.

·               если вы что-то запрещаете, предложите альтернативу запрещенному действию или другую привлекательную для ребенка активность.

Например: «Нельзя делать то-то, но можно делать что-то другое», «Играть в мяч можно, но только не в помещении и подальше от окон». Такой прием предоставляет ребенку возможность  исследования проблемной ситуации и поиска новых путей её разрешения.                                                                      

·               все правила, ограничения и запреты должны быть согласованы взрослыми между собой (здесь важно осуществлять преемственность с семьей).

Согласованные правила – это та основа, которая помогает взрослым слышать друг друга и занять позицию сотрудничества в воспитании детей. Когда правила не согласованы, ребенку невозможно усвоить их и привыкнуть к дисциплине.

Третья психологическая причина -  борьба за самоутверждение. Ребенок рождается полностью зависимым от своих родителей, и его основная задача на протяжении всей жизни - это обретение независимости (в первую очередь, от родителей) и самостоятельности.

Очень часто этот процесс происходит очень болезненно для обеих сторон и может иметь печальные последствия. Родителям важно понимать, что их дети - это не их частная собственность, и они им не принадлежат. Ребенок призван стать равноправным и равноценным человеческим существом. Есть наиболее важные периоды, когда ребенок решает эту задачу: это 3 года, начало школьной жизни и подростковый период.

Все мы прекрасно знаем знаменитое требование «я сам», появляющееся у ребенка на третьем году жизни, которое сохраняется в течение всего детства, особенно обостряясь у подростков. Дети очень чувствительны к ущемлению этого стремления. Но им становится особенно трудно, когда взрослые общаются с ними, в основном, в форме указаний, замечаний и опасений. Родители считают, что так они прививают своим детям правильные привычки, приучают их к порядку, предупреждают ошибки, вообще – воспитывают.

Это необходимо, но весь вопрос в том, как это делать. Если замечания и советы слишком часты, приказы и критика слишком резки, а опасения слишком преувеличены, или еще хуже – родители практикуют физические наказания, то ребенок начинает восставать. Отсюда упрямство, своеволие, действия наперекор. Смысл такого поведения для ребенка – отстоять право самому решать свои дела, и вообще, показать, что он личность. И не важно, что его решение подчас не очень удачно, даже ошибочно. Зато оно свое, а это – главное. Безусловно, необходимо пресекать агрессивные выходки ребенка, но совершенно очевидно, что для полноценного развития ребенку необходимо предоставлять разумную свободу и независимость.

Но в тоже время дети не должны ощущать себя заброшенными, ребенок должен чувствовать, что родители готовы всегда, в случае необходимости, оказать поддержку и помощь.

Вспышки агрессии чаще всего возникают как протест против помощи родителей в каком-либо деле, неприятие родительской опеки вообще. Иногда вспышки раздражения, гнев, швыряние вещей, истерики бывают у детей в тех семьях, где родители заставляют ребенка что-то делать, считая эти действия необходимыми. Причем этих принуждений бывает так много, что ребенок начинает открыто протестовать против них.

Внешние причины.

·         Во-первых, огромную роль играет воспитание в семье, которая может одновременно демонстрировать агрессивное поведение и обеспечивать его закрепление.

·         В-третьих, агрессии дети обучаются при взаимодействии со сверстниками, зачастую узнавая о преимуществах агрессивного поведения («я самый сильный – и мне все можно») во время игр. Известно, что дети, регулярно посещавшие детский сад, оцениваются как более агрессивные по сравнению с детьми, которые посещали детский сад нерегулярно либо вовсе в него не ходили.

·         И, в-третьих, дети учатся агрессивными реакциями не только на реальных примерах, но и на символических. В настоящее время практически не вызывает сомнения тот факт, что сцены насилия, демонстрируемые с экранов телевизоров, способствуют повышению уровня агрессивности зрителя, и в первую очередь, детей.

Американские ученые свидетельствуют, что за каждый час телевизионного времени на экране совершается 9 актов насилия и 21 акт приходится на каждый час детских мультфильмов. «К 14 годам типичный американский ребенок становится свидетелем 11000 убийств» (Дж. А. Вилкинз). По мнению авторов, телевидение совершает своего рода насилие над детьми и учит их агрессивному поведению. Перенасыщение программами и рекламой чревато потерей способности ребенка отличать правду от обмана. Если понаблюдать за малышами, то легко заметить, просмотр даже детских передач или спокойных мультфильмов более 20 минут к ряду, приводит их к чрезмерному возбуждению и как следствие агрессивному поведению. Что уж говорить о продолжительном сидении у экранов, просмотрах "диснеевских" ярких мультфильмов и передач для взрослых!

Все перечисленные факторы так или иначе влияют на формирование агрессивного поведения ребенка. Но большинство специалистов сходятся в одном, что первостепенное значение в плане становления агрессивного поведения принадлежит семье, поскольку именно в семье ребенок проходит первичную социализацию.

Почти всегда в семье, где растет агрессивный ребенок, наблюдаются те или иные нарушения воспитания и семейных взаимодействий. В.И. Гарбузов выделил три типа негативных отношений родителей к ребенку:

                        I.            Отвержение – неприятие ребенка, демонстрация недоброжелательного отношения. 

Данный тип формирует у ребенка ощущение покинутости, незащищенности, неуверенности в себе. Ребенок не чувствует поддержки, «стены» за которую можно спрятаться. Кроме того, отвержение разрушает механизм идентификации (ребенок не принимает родительские убеждения). При холодных эмоциональных отношениях он не имеет позитивных поведенческих моделей реагирования. Это снижает способность саморегуляции ребенка.

Агрессивность в данном случае выступает как “отчаяние ребенка, который ищет признания и любви”.

                     II.            Гиперсоциализация – сверхтребовательное отношение: чрезмерная критика, придирчивость, наказание за малейшую провинность.

Вроде бы такое отношение направлено на формирование сильной, волевой личности, но все же приводит к негативным результатам - озлобленности, стремлению делать запретное “исподтишка” и прочее. Здесь критика со стороны родителей обычно не является конструктивной и потому не приводит к положительным результатам. Критика в адрес ребенка формирует у него чувство неполноценности, тревожности и ожидания новых неудач. Чаще всего ребенок, занимающий такое положение в семье, оказывается несостоятельным и не способным занять высокое положение в группе. И эта несостоятельность приводит к тому, что агрессивное поведение ребенка служит ему для самоутверждения в группе. 

Также, родители, предъявляя завышенные требования к ребенку, не учитывают его особенностей и возможностей. И отсюда чрезмерная загруженность ребенка занятиями. Причем занятия, несоответствующие возрасту и интересам ребенка могут привести к возникновению невроза, провоцирующего агрессивное поведение.

                  III.            Гиперопека – сверэаботливое отношение, при котором ребенок лишен возможности самостоятельно действовать.

Данный тип отношений также нарушает нормальное развитие личности. Он предоставляет ребенку возможность получения родительской ласки и любви, однако, чрезмерный уход приводит к инфантилизму, несамостоятельности, неспособности принимать решения и противостоять стрессам, снижает личностные способности к саморегуляци.

Такие дети, считают психологи, чаще всего становятся жертвами агрессии. И, учитывая, что они неспособны постоять за себя, у них наблюдается косвенная агрессия, т.е. свои негативные эмоции они вымещают на других предметах (рвут книги, раскидывают игрушки, наказывают игрушки в игре и др.).

Кроме того, специалистами были выделены два основных фактора, влияющих на формирование агрессии:

1.      образец отношений и поведения родителей (родители могут поощрять агрессивность в своих детях непосредственно, либо показывать пример (модель) соответствующего поведения по отношению к другим и окружающей среде (чаще так поступают отцы).

2.      характер подкрепления агрессивного поведения со стороны окружающих:

·         если родители снисходительны к проявлениям агрессии у детей (редко подавляют или не наказывают), то они воспитывают в ребенке чрезмерную агрессивность;

·         если родители жестоко наказывают детей за агрессивные поступки, то они также способствуют формированию высокого уровня агрессивности. При этом не нужно забывать, что чем жестче установленные дома правила поведения, тем агрессивнее может быть поведение ребенка вне дома (или в стенах дома в отсутствие авторитетных для ребенка взрослых).

Как в популярном анекдоте из серии "про новых русских": "Папа, купи мне автомат!" - "У тебя же есть", - "Он игрушечный, а мне надо настоящий!" - "Обойдешься". - "Ну папа, ну купи мне автомат!" - "Замолчи! Я сказал - нет! Кто в доме хозяин?!" - "Ты... Но вот если бы у меня был автомат..." Комментарии, как говорится, излишни.

Наименее агрессивны те дети, родители которых не были склонны ни к снисходительности, ни к наказанию. Их позиция - в осуждении агрессии и доведении этого до сведения ребенка, но без строгих наказаний в случае проступка.

Таким образом, агрессивные дети, как правило, вырастают в семьях, где дистанция между родителями и детьми огромна, где мало интересуются развитием детей, где не хватает тепла и ласки, отношение к проявлению детской агрессивности безразличное или снисходительное, где в качестве дисциплинарных воздействий вместо заботы и терпеливого объяснения предпочитают силовые методы, особенно физические наказания.

Какие же дети вырастают агрессивными наиболее часто?


Мальчики:

А. "Кумиры семьи", выросшие без отцов в сплошном женском окружении (мамы, бабушки, тетушки, кузины и пр.). Примером может служить М. Ю. Лермонтов, который воспитывался бабушкой и ее окружением, большая часть которого была представлена женским полом. Мальчик вырос великим поэтом, но при этом довольно возбудимым, упрямым и неуступчивым человеком, склонным к конфликтам. Во время одного из них он в запальчивости оскорбительно высказался о сестре Мартынова, что и спровоцировало роковую дуэль.


Б. Выросшие в семьях с жестким авторитарным отцом и мягкой, уступчивой, непоследовательной матерью. Используя механизм идентификации с отцом, подросток будет противостоять всем, в том числе и самому отцу. И если тот мальчишку не сломает, то он вырастет таким же жестким и авторитарным.


В качестве примера можно привести одного из вождей Октябрьского переворота, а позже и большевистского государства, известного под псевдонимом Сталина. Он рос в бедной семье, отец-алкоголик его постоянно бил и унижал. Поэтому сталинская агрессивность была завуалированной и изощренной. Более открытой она стала только после его окончательного утверждения во власти с середины тридцатых годов, а особенно усилилась в последние годы его жизни, когда стал развиваться склероз, и появились психические нарушения в виде бреда преследования.

Девочки:

А. В семье с жесткой авторитарной матерью при мягком, уступчивом отце. Срабатывает механизм идентификации с матерью. Такой тип формирования хорошо отражен в целом ряде сказок Яркие примеры - сестры главных героинь в "Золушке" и "Морозко". Родные матери девочек - женщины властные, самолюбивые, напористые до грубости. Мамаши находились в повторном браке за слабыми, вялыми, спокойными и уступчивыми мужчинами. Наблюдая за поведением матерей, девочки тоже приобрели черты агрессивности, грубости, конфликтности, правда, к этому еще выросли лентяйками, неряхами и неумехами.

Б. Предоставленные сами себе и самостоятельно пробивающиеся в жизни, в этих случаях агрессивность служит механизмом выживания и обычно носит инструментальный характер. Классический пример - Пеппи-Длиный Чулок (вообще-то, Астрид Линдгрен называла свою героиню Пиппи, но у нас при переводе сочли это имя неблагозвучным и слегка подправили). Матери у нее не было, примером мог служить лишь шебутной, безбашенный и напористый папа Эфраим, который ею интересовался мало и девочке пришлось приспосабливаться к окружающему миру самой, используя отцовский пример и вырабатывая в себе активность и агрессивность.

6.      Способы взаимодействия с агрессивным ребенком, психологическая коррекция и профилактика агрессивного поведения.

Общение с агрессивными детьми – это особая проблема, для решения которой требуются определенные навыки и умения, как со стороны родителей, так и педагогов.

Как уже отмечалось  ранее, у агрессивного ребенка:

- слабо развит контроль над своими эмоциями;

- слабое сознание своих чувств и чувств других людей;

- низкий уровень эмпатии;

- ситуацию общения они заранее воспринимают настороженно и несколько преувеличивают её опасность, т.е. они заранее настроены на борьбу.

Но позитивное, эффективное общение с агрессивным ребенком возможно, если взрослый обладает следующими навыками:

·         говорит с ребенком о своих чувствах и переживаниях на языке внутреннего «Я», языке «Я-сообщений»;

·         «активно слушает» внутренний мир ребенка, мир его чувств;

·         не оценивает личность ребенка, а говорит о нежелательных действиях ребенка;

·         видит в словах и действиях ребенка позитивный настрой и благие намерения;

·         обладает навыками саморегуляции своего эмоционального состояния.

Следует отметить, что, по мнению ряда специалистов, и я их в этом поддерживаю, работа по коррекции агрессивного поведения ребенка обречена на неудачу, если не будет соблюдаться ряд условий:

1.      Первое, что требуется от вас, как от взрослого, пытающегося помочь агрессивному ребенку, этоискренняя симпатия, принятие его как личности, интерес к его внутреннему миру, понимание чувств и мотивов поведения. 

Упражнение «Дырка».

Постарайтесь акцентировать внимание на достоинствах ребенка и его успехах в преодолении трудностей (как внешних, так и внутренних), учите его тому же. Словом, попытайтесь сделать все возможное, чтобы вернуть мальчику или девочке самоуважение и позитивную самооценку.

2.      Во-вторых, необходимо вести специальную терпеливую и систематическую, комплексную работу. 

Здесь есть свои трудности. Вы знаете, что в большинстве случаев причины агрессивности ребенка кроются в системе детско-родительских отношений. Поэтому без устранения или ослабления тех или иных проблем семейного воспитания полноценная коррекция агрессивного поведения ребенка невозможна. Оптимизация детско-родительских отношений в рамках педагогической деятельности – задача довольно сложная, а иногда и невыполнимая. Здесь необходима помощь специалистов: психолога, социального педагога, психотерапевта.

Но есть методы и приемы, которые направлены на преодоление внешних признаков, симптомов тех или иных трудностей ребенка. Этот вид работы вы вполне можете осуществлять, взаимодействуя с ребенком. В таком случае ваши усилия будут способствовать не только коррекции агрессивного поведения детей, но и его профилактике, формированию у детей доброжелательных отношений друг к другу.

Исходя из характерологических особенностей агрессивных детей работу можно вести в следующих направлениях:

  1. работать с гневом - обучать ребенка общепринятым и неопасным для окружающих способам выражения своего гнева;
  2. обучать самоконтролю - вырабатывать у ребенка навыки владения собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева или тревожность;
  3. работать с чувствами - учить осознавать собственные эмоции и эмоции других людей, формировать способность к сопереживанию, сочувствию, доверию окружающим;
  4. прививать конструктивные навыки общения - обучать адекватным поведенческим реакциям в проблемной ситуации, способам выхода из конфликта;
  5. развивать позитивную самооценку – способствовать реконструкции положительного «Я-образа», формированию позитивного самовосприятия и самосознания;
  6. снижение уровня личностной тревожности – через использование релаксационных техник.

Последовательность работы может быть произвольной. Важно, чтобы работа с агрессивным ребенком начиналась с этапа отреагирования гнева для того, чтобы дать свободу истинным скрытым переживаниям ребенка (обидам, разочарованию, боли). Ребенок, не пройдя через эту стадию, будет сопротивляться дальнейшей работе. После этого можно перейти к коррекционной работе.

1.      Работа с гневом

В нашем обществе принято считать, что воспитанный человек не должен проявлять свой гнев. Однако если мы каждый раз сдерживаем эту эмоцию и не даем ей выхода ни в какой форме, то мы превращаемся в "копилку гнева", а это уже сродни бомбе замедленного действия. Когда ваша копилка будет полна, то "излишки" гнева выльются либо на случайно подвернувшегося под руку человека, либо истерикой и слезами, либо начнут "откладываться" в самом человеке, приводя к различным проблемам со здоровьем.

Именно поэтому от гнева необходимо освобождаться. Конечно, это не означает, что всем дозволено драться и кусаться. Просто мы должны научиться сами и научить детей выражать гнев приемлемыми, неразрушительными способами.

Задание для педагогов:

Я предлагаю 3-4 минуты посовещаться в своих группах и составить сначала список тех способов выражения гнева, которые вы используете со своими детьми, а потом список способов, которые вы не используете, но считаете приемлемыми (Обсуждение результатов).

Детей следует познакомить с такими приемами выражения своего гнева, как «Мешочек для криков», «Лист гнева» (который можно в скомкать и швырнуть в угол), «Подушка для пинаний», «Рубка дров». Кроме того, в группе желательно, чтобы была коробка со сломанными игрушками, резиновые молотки, подушки для пинания. Для этого можно выделить какой-нибудь уголок или в спальне, или в группе.

Если же вы находитесь на природе, то можно помочь ребенку, выразить свой гнев и прийти в спокойное состояние, используя свойства воды, глины и песка.

Так, когда ребенок лепит фигурку обидчика из глины, он испытывает ощущение контроля ситуации: он может ее создать, сплющить, растоптать и, при желании, снова восстановить. Кстати, эти приемы можно применять и в домашних условиях, используя пластилин.

Игры с песком также привлекательны для детей своей "обратимостью". Можно глубоко закопать фигурку, символизирующую обидчика или гнев самого ребенка, попрыгать сверху, полить водой, наложить камней, а когда гнев утихнет, ее снова можно откопать, почистить и использовать в других играх.

Кроме того, работа с сыпучим песком и податливой глиной сама по себе успокаивает ребенка, он больше сосредоточивается на своих тактильных ощущениях, переключается с одних внешних раздражителей на другие.

Также хорошо использовать воду для снятия напряженности и агрессивности детей. Кроме отлично действующего в этом случае плавания, можно применять игры с водой. Например, устроить гонки кораблей. Каждый участник должен подгонять свой корабль, дуя на него из трубочки и не дотрагиваясь руками. Можно придумать что-то вроде водного бильярда, сбивая плавающие пластмассовые или резиновые шарики с помощью других шаров. Также хороши варианты "водной войны", например обливания из брызгалок, сбивание плавающих кораблей противника струей воды и т. п. Словом, любые интересные занятия с водой годятся для снижения агрессивности, недаром "ушат холодной воды" издревле считался эффективным способом усмирения разбушевавшихся взрослых. Но при работе с детьми во все "водные процедуры" лучше внести элемент игры.

Данные приемы относятся к первой стадии отреагирования гнева – предоставлять детям практически приемлемые методы для выражения гнева безопасным способом во внешнем плане. Всего их выделяют четыре.

Вторая стадия – помочь детям подойти к реальному восприятию гнева, побудить их к тому, чтобы эмоционально отреагировать этот гнев (ситуацию в целом) прямо «здесь и теперь».

·         в этих случаях хорошо прорисовать свой гнев красками, карандашами, фломастерами (упр. «Недружеский шарж»).

·         вылепить его из пластилина

Третья стадия – дать возможность прямого вербального контакта с чувством гнева: пусть скажут все, что нужно сказать, тому, кому следует». Обычно после того, как дети полностью выскажутся, они становятся более спокойными и открытыми к дальнейшей работе.

Это можно осуществить после того, как ребенок нарисовал или слепил обидчика. Можно подписать под его диктовку рисунок так, как он этого хочет, даже используя бранные слова. Естественно все это делается один на один с ребенком, вне поля зрения обидчика.

Четвертая стадия – обсуждать с детьми, что заставляет их гневаться, в каких ситуациях это чаще всего происходит, как они это обнаруживают и как ведут себя в это время. Важно, чтобы ребенок научился осознавать и понимать свой гнев, и далее научился оценивать ситуацию, чтобы сделать выбор между открытым (асоциальным) проявлением гнева или проявлением его в приемлемой форме.

·         Упражнения на осознавание гнева через сенсорные каналы (на что похож твой гнев? какой он на цвет, на слух, на ощупь, на вкус, на запах?);

·         Игра «Где прячется зло?»;

·         Упражнение «Рецепт: как сделать ребенка агрессивным?» (в ходе упр. дети могут разобраться в том, что они называют агрессивным поведением).

2.      Обучение самоконтролю.

У агрессивных детей слабо развит контроль над своими эмоциями, а зачастую и просто отсутствует, поэтому важно в коррекционной работе с такими детьми сформировать навыки контроля и управления собственным гневом, обучить детей некоторым приемам саморегуляции, которые позволят им сохранить определенное эмоциональное равновесие в проблемной ситуации.

Коррекционная работа в данном направлении заключается:

·   в установлении определенных правил, которые помогут детям справиться с собственным гневов;

·   в закреплении этих правил (навыков) в ролевой игре (провоцирующей игровой ситуации).

(из кн. «Психологическая коррекция агрессивного поведения детей», стр. 49-51)

Дополнительно: упр-я "Сигналы гнева", "Гнев на сцене", "Посчитал до десяти я и решил..." и др.).

3.      Работа с чувствами, развитие эмпатии.

В семьях агрессивных детей, как правило, игнорируется внутренний мир ребенка, проявляется безразличие к его чувствам. Тем самым у детей формируется нечувствительность к эмоциональному состоянию других людей Также у агрессивных детей отмечается слабое осознавание собственных эмоций. Они с трудом могут назвать всего лишь несколько основных эмоциональных состояний, а о существовании других они даже и не предполагают.

Развитие эмпатии, а также эмоциональной сферы является важнейшей составляющей в комплексной коррекционной работе.

Для этого можно использовать следующие методы и приемы;

·   шаблоны, плакаты с изображением различных Эмоциональных состояний;

·   этюды М.И.Чистяковой, игры и упр-я Н.Л.Кряжевой; работа с зеркалом;

·   рисование на темы: «Когда я сержусь», «Когда я радуюсь»  и т.д., дорисовка лица персонажа, нарисованного в определенной ситуации;

·   беседы;

·   игры («Камушек в ботинке», "Знатоки чувств", "Отгадай, что я почувствовал?", "Страна чувств", "Чувства на сцене", Рассказы по фотографиям и др.),

·   на развитие эмпатии можно использовать ролевые игры, в процессе которых ребенок получает возможность поставить себя на место других (проигрывание конфликтных ситуаций);

·   упражнения на изображение различных предметов и явлений природы, составление рассказов от лица этих явлений или героев сказки;

·   чтение художественной литературы, терапевтических сказок.

4.      Развитие позитивной самооценки.

В коррекционную работу с агрессивными детьми необходимо включать комплекс упражнений, направленных на формирование позитивной самооценки, поскольку у детей, обладающих качеством «агрессивность», отмечается неадекватная самооценка. Чаще среди агрессивных детей встречается заниженная самооценка «Я-плохой», которая является отражением оценки значимых для них взрослых. Агрессивные дети нуждаются в реконструкции положительного «Я.образа», в позитивном самовосприятии и самосознании.

Упражнения: «Мне в тебе нравится», «Хвасталки», «Копилка хороших поступков», «Волшебный стул» и др.

5.      Снижение уровня личностной тревожности.

Здесь можно использовать разнообразные релаксационные техники. У агрессивных детей отмечается высокий уровень мышечного напряжения. Особенно он высок в области рук, лица, шеи, плеч, грудной клетки и живота. Такие дети нуждаются в мышечной релаксации. Релаксационные упражнения лучше проводить под спокойную музыку.

Регулярное выполнение релаксационных упражнений делает ребенка более спокойным, уравновешенным, а также позволяет ребенку лучше понять, осознать чувство собственного гнева. В результате ребенок лучше владеет собой, контролирует свои деструктивные эмоции и действия. Релаксационные упражнения позволяют ребенку овладеть навыками саморегуляции и сохранить более ровное эмоциональное состояние.

6.      Обучение ребенка конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации.

Агрессивные дети в силу своих характерологических особенностей обладают достаточно ограниченным набором поведенческих реакций на проблемную ситуацию. Как правило, в проблемной ситуации они придерживаются силовых моделей поведения, которые с их точки зрения, носят оборонительный характер.

На данном этапе важно научить ребенка видеть различные способы поведения в проблемных ситуациях, помочь ребенку сформировать навыки конструктивного поведения, тем самым расширить спектр его поведенческих реакций и минимизировать деструктивные элементы в поведении.

Методы и приемы:

·  работа с картинками, отражающими проблемные ситуации;

·                    ролевая игра;

·  игры и упр.: «Корабль среди скал», "Слепой и поводырь", "Пилот и диспетчер", "Пойми без слов", "Попросись на ночлег", "Критикуй, не обижая" и др.

Таким образом, психологическая коррекция агрессивного поведения детей должна носить комплексный, системный  характер и учитывать основные характерологические особенности агрессивных детей, и в первую очередь, такие, как: отсутствие контроля над своими эмоциями; ограниченный набор поведенческих реакций в проблемных для них ситуациях; отсутствие эмпатии и высокий уровень тревожности. Для того чтобы результат работы с агрессивным ребенком был стойким, необходима проработка каждой характерологической особенности данного ребенка.

В целях эффективности проводимой коррекции необходима также работа с родителями агрессивного ребенка, поскольку психологический фон взаимоотношений в семье носит, в основном, негативный характер и во многом провоцирует ребенка на агрессивное поведение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

1.      Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб: Питер, 1997.

2.      Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: Учебное пособие для специалистов и дилетантов. – СПб.: Речь, 2004.

3.      Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М.: ЧеРо, 1988.

4.      Кэмпбелл Р. Как справляться с гневом ребенка. – М., 1998.

5.      Лютова Е., Монина Г. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: Речь, 2000.

6.      Оклендер В. Окна в мир ребенка. - М.: Независимая фирма «Класс», 1997.

7.      Реан А. Агрессия и агрессивность личности. – СПб, 1996.

8.      Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. – Росто н/Д: Феникс, 2004.

9.      Фурманов И. детская агрессивность. – Минск, 1996.

10.  Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Ч. 1-3. – М.: Генезис, 1998.

 

comments powered by HyperComments

Создай 3 ДИПЛОМА, а оплати всего за 2!

3-й в подарок!
Акция до 15 сентября подробнее
пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга
Пожалуйста, подождите.
x