Наиболее эффективные методы оздоровления дошкольников (психогимнастика)

Автор: Панкова Анна Олеговна

Наиболее эффективные методы оздоровления дошкольников (психогимнастика).

 

     Укрепление физического и психического здоровья детей – это одна из важных задач по физическому воспитанию.  По данным медицинской статистики количество дошкольников с хроническими заболеваниями увеличивается с каждым годом. В школу поступает всего лишь  несколько процентов абсолютно здоровых детей. Не исключением является и наш город. Важную роль  в решении данной проблемы имеет детский сад.

     Усилия всего коллектива нашего детского сада направлены на оздоровление дошкольников. Совершенствование здоровьесберегающей среды является приоритетным направлением деятельности детского сада.

В детском саду выстроена целостная система по внедрению в воспитательно-образовательный процесс здоровьесберегающих технологий. Особое внимание в воспитании здорового ребенка уделяется развитию двигательной активности. Инструктор по физкультуре использует различные виды игр: сюжетные, со спортивными элементами, игры забавы и др., но особое внимание уделяется играм с элементами психогимнастики.

      Своей целью я поставила выбор наиболее действенного и эффективного метода физического воспитания детей. Дошкольникам очень важно привить вкус к физкультурным занятиям,  развить потребность в физических нагрузках, поэтому для физкультурных занятий как наиболее эффективной здоровьесберегающей технологией я выбрала психогимнастику, так как  в ее основе лежит игра, что немаловажно для деятельности дошкольника и для педагогов она наиболее доступна в применении.

     Дети на физкультурных занятиях  используют приобретенные знания и навыки, проявляют активность и самостоятельность. Поэтому очень важен тот фактор - с каким настроениям дети приходят на физкультурные занятия. Моя задача, как инструктора по физкультуре  состоит в том, чтобы вызвать у детей желание выполнять физические упражнения, создать хорошее настроение.  Добиться таких результатов помогает использование элементов психогимнастики на занятиях физкультурой.

      На физкультурных занятиях ребенок учится справляться с физическими нагрузками. Дети самостоятельно определяют свои возможности,  у них возникает желание быть  гибкими, ловкими. При успешном выполнении заданий появляется уверенность в себе. У более уверенных детей возникает потребность двигаться больше. Наша задача развивать эту потребность, поэтому наряду с упражнениями на развитие гибкости, ловкости, выносливости на занятиях физкультурой включаю игры с элементами психогимнастики.

Психогимнастика для детей представляет собой курс занятий, направленный на развитие и коррекцию познавательной и эмоционально-личностной сферы.  Главной целью психогимнастики можно назвать сохранение детского психического здоровья, а также предотвращение расстройств  психики.

 Приемы психогимнастики не отменяют и не заменяют  традиционные методы  воздействия на детей,  все хорошо в комплексе и все хорошо в меру.

 

Когда использовать психогимнастику?

Прежде всего, такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, замкнутостью, находящимся на границе здоровья и болезни. Не менее важно использовать психогимнастику в профилактической работе с практически здоровыми детьми с целью психофизической разрядки. Также нужно включать психогимнастический комплекс в дни, когда запланированы занятия с высокими интеллектуальными или психоэмоциональными нагрузками.

В ходе занятий с элементами психогимнастики дети учатся действовать в выбранном темпе, ориентироваться в пространстве, напрягать и расслаблять разные группы мышц. Выполнять движения в определенной последовательности, а активная работа мышц лица и тела обеспечивает разрядку эмоций.

Включенные упражнения по психогимнастики в физкультурное занятие помогают создать доброжелательную атмосферу, снять напряжение, усталость,  закомплексованность, устранить замкнутость, преодолеть застенчивость. У детей быстрее развивается пластика, координация движений.

Литературные герои учат детей преодолевать двигательные трудности. Сюжетные занятия открывают широкие возможности для воспитательной работы с детьми, стимулируют двигательную активность, обеспечивая таким образом гармоничное развитие ребенка.

Болшое влияние оказывает психогимнастика на осанку ребенка. Все эмоции не вызывающие радость «съеживают» фигуру детей. И тогда очень сложно заниматься коррегирующими упражнениями на исправление осанки.

Психогимнастику можно использовать и в качестве релаксации после интенсивных нагрузок. В качестве оживления в работе, а так  же как самостоятельный вид групповой и индивидуальной работы.

 

Структура сюжетных занятий с использованием психогимнастики .

Начальный этап-беседа с детьми. Художественное слово, загадка, красочная игрушка, сюрпризный момент и другое

Этап проживания действий- отработка основных движений, гимнастических упражнений

Этап организации эмоционального общения – содержание общения ребенка со взрослыми или сверстниками, оценка своих эмоций и эмоций партнера

Этап организации контролируемого поведения – приобретение и закрепление приемлемых для  ребенка стереотипов поведения и способов разрешения конфликтов

Заключительный этап -приведение в равновесие эмоционального состояния. Улучшение самочувствия и настроения

Приведу пример нескольких уражнений:

Упражнения, направленные на развитие координации движений:

- Упражнение «Шалтай - Болтай»

Педагог читает стихотворение о Шалтае - Болтае, а каждый ребенок повторяет движение.

Шалтай -Болтай

Сидел на стене (ребенок поворачивает туловище вправо-влево, руки расслаблены, вдоль туловища)

Шалтай -Болтай

Свалился во сне (корпус тела наклоняется резко вниз).

Упражнения, направленные на снятие мышечных зажимов:

- Игра с песком

Дети набирают в руку воображаемый песок, сжимают в кулак, «чтобы не высыпалось ни песчинки», затем потихоньку высыпают песок на колени. Стряхивают последние песчинки с кистей, опускают расслабленные руки

Упражнения, направленные на релаксацию:

- Упражнение «Колокольчик»

Дети ложатся на спину. Закрывают глаза и отдыхают под звучание колыбельной. «Пробуждение» происходит под звучание колокольчика.

Упражнениями на расслабление быстро решается задача восстановления функций организма после физической нагрузки. Повышения работоспособности детей. И перевод их из эмоционального возбужденного состояния в спокойное.

     На занятиях я выступаю в роли помощника, что способствует  самостоятельности и самовыражению через движение. Я не ставлю целью достижение высоких результатов, моя задача заключается в том, чтобы помочь детям проявить потенциальные возможности. Я вижу, как расправляются их плечи. Выпрямляются спинки. Как свободно они двигаются. Превращаются в различных животных, улыбаются.

Благодаря применению психогимнастики на физкультурных занятиях у детей появился интерес к занятиям, появились навыки самоконтроля. Улучшилась координация. Дети стали меньше болеть, более успешно проходила их социализация в обществе.

Таким образом хочется сделать вывод, что система работы, выбранная нами доказала свою эффективность. С уверенностью можно сказать, что видна  положительная динамика уровня развития детей. Появилась выразительность в моторике, появился эмоциональный отклик на физическую активность, спортивный азарт, интерес. Я стала замечать. Что дети становятся более внимательными и выдержанными.

Результатом работы считаю то, что дети с радость бегут на занятия по физкультуре. Ребята на таких занятиях получают эмоциональный подъем, выявляют у себя такие позитивные качества характера как:  целеустремленность, излучают энергию, бодрость, которые возвращаются к нам по принципу бумеранга.

 


 

Список  литературы

 

1.                 Алябьева  Е. А. Психогимнастика  в  детском  саду: Методические  материалы  в  помощь  психологам  и  педагогам.- М.: Т Ц  Сфера, 2003

2.                 Бардиер  Г.,  Ромазин И.,Чередников Т. Я хочу! Психологическое  сопровождение  естественного  развития  маленьких  детей. Кишенев  («Вирт)- Санкт – Петербург  («Дорваль»). 2013

3.                 План – программа  образовательно – воспитательной  работы  в  детском  саду: Методическое  пособие  для  воспитателей/ Сост. Н. В. Гончарова  и  др.;  под  ред.З. А. Михайловой. – С П : Акцидент, 2009

4.                 Чистяков М. И. Психогимнастика/Под  ред.М. И. Буянова.- 2-е  изд. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2005

 

Полезные ресурсы:

Психогимнастика http://www.syntone.ru/

Упражнения на релаксацию http://detsadmyzryk.forum2x2.ru/

Упражнения психогимнастики с дошкольниками http://vscolu.ru/articles/

Психогимнастика, как средство преодоления ситуативной тревожности у детей старшего дошкольного возраста http://www.mini-soft.ru/dip/1/psih.php

Алябьева Е. А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. http://www.pedlib.ru/Books/2/0335/2_0335-74.shtml

 

Психогимнастика как средство развития и формирования эмоционального благополучия дошкольников http://www.vseodetishkax.ru/

Получить программу конференций

Получить программу конференций

Создай 3 ДИПЛОМА, а оплати всего за 2!

3-й в подарок!
Акция до 15 июля подробнее
пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга
Пожалуйста, подождите.
x