Нетрадиционные техники рисования, как средство развития речи детей

Автор: Мищенко Наталия Сергеевна

Пояснительная записка

 

Первые годы жизни ребёнка являются периодом наиболее интенсивного физического, психического и речевого развития. От того, в каких условиях оно будет протекать, будет зависеть будущее ребёнка.

Педагоги, физиологи, психологи  (Н.М. Щелованов, Н.М.Аксарина, Д.Б.Эльконин, Л.С. Выготский, М.М.Кольцова,  Е.И. Радина,  Т.Н. Федосеева,  Е.И. Тихеева,  Э.Г. Пилюгина,  С.Н. Теплюк  и  др.)  открыли   огромные    потенциальные  возможности   развития   детей.   Они   определили   значение   периода  раннего  детства  для  всего  дальнейшего  формирования  личности  ребёнка  и  выявили   ряд специфических  возрастных особенностей, которые легли в основу современных программ и новых технологий развития и воспитания детей раннего возраста.

         Одно из основных  условий  нормального развития малыша – своевременное и полноценное формирование речи. Именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи. На основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении развивается и активизируется словарь. В процессе  развития  речи  у  детей третьего года жизни появляется интерес к звучащему слову, что существенно влияет на понимание обращённой к ребёнку речи  и  на развитие  его собственной  речи.

          Ребёнок раннего возраста охотно вовлекается  в предметно – познавательную деятельность. Одним из видов такой деятельности является рисование.

Рисование – одно  из  самых  больших  удовольствий  для ребёнка.  Оно  приносит  малышу  много  радости. В  рисовании ребёнок  выступает, с  одной  стороны,  в  качестве  ведомого взрослым  и  через  различные способы  и  формы , включается  в освоение  художественного опыта ; с другой стороны, он пробует себя  в  качестве  исследователя техник рисования. Рисуя, ребёнок отражает  не  только  то,  что  видит  вокруг, но  и  проявляет собственную фантазию. Деятельность с  красками – это  не  только сенсорно – двигательные  упражнения. Она  отражает  и  углубляет представления детей  об  окружающем, способствует  проявлению умственной  и речевой  активности. Дети  получают  возможность упражняться  в создании  прекрасного,  учатся  соотносить  речь  с действием. Создание  образа  стимулирует  развитие  воображения: ребёнок   мысленно   ” дорисовывает ”  статичное,   иногда бесформенное изображение, придаёт ему динамичность средствами речи, реальных действий и игры.

 Все этапы  изобразительной  деятельности сопровождаются речью.  Показ,  объяснение – основные  приёмы,  гарантирующие успешное решение изобразительных задач. Первая часть включает в себя  сюжет,  мотивирующий  деятельность  малыша,  в  ней определено  место  и  предусмотрено  время  для  разнообразных приёмов развития речи.  Вторая  часть  практическая, где ребёнку предлагают материал, с которым предстоит работать, указываются его особенности, а также  с  чего  начать,  как  потом  действовать.

В процессе изобразительной деятельности дети приобретают способность   всматриваться,   вслушиваться,   ощущать, анализировать предметы, явления, видеть в них общее и отличное. У  них  развивается  усидчивость, тренируется  рука  и  глаз.  По мнению  учёных, развитие  руки  определяет  развитие  ребёнка. Поэтому изобразительная  деятельность крайне важна не столько для овладения  умением  рисовать, сколько для  развития  общих способностей, которые проявляются  в будущем в любых видах деятельности.

Все   эти   подходы  явились толчком для     создания   методической разработки  по теме  «Нетрадиционные  техники  рисования, как средство  развития  речи  детей  раннего  возраста». Это целая система образовательной деятельности по обучению нетрадиционными техникам рисования,  в раннем возрасте,  включая предварительную работу по данной теме, работу с родителями  и самостоятельную деятельность детей. Указанные в планировании   направления   деятельности   с   ребёнком способствовали  активизации  речи,  приобретению  детьми сенсорного  и  сенсорно – моторного  опыта, а также  побуждали творческую активность малышей.

В ходе работы были поставлены следующие задачи:

– развивать речь детей, через развитие мелкой моторики руки;

– пробуждать у ребёнка эмоциональную отзывчивость на звуки и краски природы;

– знакомить ребёнка с окружающим миром людей, живой и неживой природой;

– формировать у ребёнка изобразительные умения и навыки через нетрадиционные техники рисования.

Для проведения непосредственно образовательной деятельности по изобразительной деятельности с детьми  групп  раннего возраста, применялся   интегрированный подход, который обеспечивал  интерес к деятельности, формировал необходимые навыки и умения по изобразительной деятельности.

Формы работы с детьми:

– наблюдение,

– знакомство с художественной литературой,

– рассматривание произведений искусства, иллюстраций,  картинок,

– использование дидактических игр.

Во  время  непосредственно образовательной деятельности  дети  знакомятся  с такими  техниками нетрадиционного  рисования,  как:  пальчиковая   живопись; монотипия; приманивание ; тычок полусухой жёсткой кистью, печать ладошкой, салфеткой; тычок обратной стороной кисти; рисование  при  помощи  готовой  печати  (катушка  от  ниток, картофель ) и т. д.  Все эти  техники  позволяют  сделать  процесс увлекательным и развивающим, формировать словарь, важнейшие речевые умения и навыки.

Каждая из этих техник – это маленькая игра. Основная цель – развивать  у  детей  речь, элементы  воображения,  образного мышления, волевые проявления, желание практически действовать и испытывать чувство удовлетворения от выполненной работы. Их использование  позволяет  детям  чувствовать себя  раскованнее, смелее,  непосредственнее,  даёт  полную  свободу  для самовыражения.

    Вывод: В основе данной работы лежит  активизация познавательных функций, развитие необходимых психических процессов, развитие мелкой моторики пальцев рук, необходимых  для наиболее активного и правильного развития речи. После использования данной работы на практике. У детей:

– формируются  навыки и умения использования нетрадиционных техник рисования.

– расширилось представления о предметном окружении, формируется эмоциональное восприятие окружающего мира.

– обогатился пассивный и активный словарь, В речи используются существительные, глаголы, наречия, прилагательные, предлоги. Дети используют целые фразы и предложения.

Предлагаемая методическая разработка по изобразительной деятельности может быть использована педагогами, работающими с детьми раннего возраста (с 2-х лет). Система занятий основана на реализации  деятельного  подхода  к  определению  и  отбору содержания обучения и форм организации деятельности педагога и детей в ходе непосредственно образовательной деятельности.

 

                                                                     

comments powered by HyperComments

Создай 3 ДИПЛОМА, а оплати всего за 2!

3-й в подарок!
Акция до 20 ноября! подробнее
пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга
Пожалуйста, подождите.
x