организация внеурочной деятельности

Автор: Кудинова Оксана Анатольевна

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

1.           Назначение внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО.

 

2.     Модель организации внеурочной деятельности в МБОУ «СОШ №32».

 

3.     План внеурочной деятельности

 

4.     Средства выявления потребностей родительской общественности и учащихся.

 

5.     Готовность педагогов  к  реализации  программ внеурочной деятельности.

 

6.      Расписание внеурочной деятельности.

 

7.     Формы представления результатов внеурочной  деятельности: система оценки, портфолио, выставка достижений учащихся, самооценка, педагогический мониторинг.

 

8.     Заключение.

 

9.     Библиографический список.

 

10.                        Приложение.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ӏ. НАЗНАЧЕНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС НОО

 

Школа после уроков- это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребенок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребенка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования…

 

В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» одним из главных вопросов стал переход образовательных учреждений на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения. Особенность начальной школы как звена общей системы образования в том, что каждый компонент его содержания является фундаментом для различных образовательных областей и предметов, их составляющих, вносит свой вклад в развитие ребенка и его подготовку к дальнейшему образованию.

Отдельную часть учебного плана основной образовательной программы составляет внеурочная деятельность. Каждая образовательная организация готовит собственное сопровождение внеурочной деятельности. И это хорошо, так как обеспечивает подлинную вариативность образования, возможность выбора. Внимательно изучив материалы стандарта, члены рабочей группы, в которую вошли администрация школы, учителя начальных классов, педагоги дополнительного образования, руководители методических объединений учителей-предметников пришли к выводу:

         - внеурочная деятельность- это часть основного образования, она призвана помочь педагогу и ребенку в освоении нового вида деятельности-учебной- в других условиях, на другом материале.  Внеурочная деятельность учащихся,   как и деятельность  в рамках уроков,  направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы школы.  Особое внимание в ФГОС НОО второго поколения акцентируется на  достижении личностных и метапредметных результатов, что и  определяет  специфику внеурочной деятельности,  в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения;

         - внеурочная деятельность способствует расширению образовательного пространства, создает дополнительные условия, обеспечивающие развитие школьников; происходит выстраивание сети, обеспечивающей детям сопровождение, поддержку на этапах адаптации и социальные пробы на протяжении всего периода обучения.

Цель организации внеурочной деятельности в МБОУ СОШ №32 в соответствии с ФГОС НОО заключается в   создании  условий для достижения учащимися  необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время; создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся, развитие здоровой,  творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

Внеурочная деятельность школы направлена на достижение воспитательных результатов:

·                приобретение учащимися социального опыта;

·                формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;

·                приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия;

·                формирование учебной мотивации.

 

Также к числу планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности  отнесены:

личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности.

метапредметные результаты — освоенные обучающимися УУД  (познавательные, регулятивные и коммуникативные)

Кроме того, внеурочная деятельность позволяет педагогическому коллективу решить ещё целый ряд очень важных задач:

·         обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

·         оптимизировать учебную нагрузку учащихся;

·         улучшить условия для развития ребенка;

·         учесть возрастные и индивидуальные особенности детей.

 

Какие ориентиры выбрали члены рабочей группы в организации внеурочной деятельности в начальных классах нашего учреждения? Это и запросы родителей (законных представителей), и приоритетные направления деятельности школы, и интересы и склонности педагогов, и возможности образовательного учреждения (наличие эстетического центра с педагогами дополнительного образования), и, конечно же, рекомендации психолога. Прежде изучили запросы родителей, которые ориентировали на работу во внеурочное время по укреплению здоровья детей, формированию здорового образа жизни, рекомендовали раннее изучение иностранного языка (английского), духовно-нравственное воспитание обучающихся. Педагоги, в свою очередь, подготовили свои предложения, аргументируя целесообразность введения того или иного курса, его цель и задачи, ожидаемые результаты внеурочной деятельности, которые прописаны в стандарте. Предложения членов творческой группы рассматривались сообща, выявлялись оптимальные условия их внедрения, интересные находки, применение современных технологий.

       Результатом данной совместной работы стало создание в учреждении модели внеурочной деятельности, оптимальной для условий образовательной организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ӀӀ. МОДЕЛЬ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся.  Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.

        В новом ФГОС конкретизировано соотношение между образованием и воспитанием: воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Оно должно охватывать и пронизывать собой все виды образовательной деятельности: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную.
       Исходя из этого, в школе были проведены мероприятия для создания системы внеурочной деятельности, поддерживающей процесс обучения:

  • изменение учебного плана начальной школы;
  • разработка Положения о внеурочной деятельности;
  • составление перечня программ внеурочной деятельности;
  • подбор кадров для проведения внеурочных занятий;
  • разработка Положения о программах;
  • разработка рабочих программ внеурочной деятельности;
  • материально-техническое оснащение внеурочной деятельности;
  • информирование родителей о системе внеурочной деятельности;
  • составление расписания внеурочной деятельности учащихся

 

            Администрацией и   педагогическим коллективом разработана оптимальная для образовательной организации модель реализации внеурочной деятельности.
Основная идея модели:
создание педагогических условий развивающей среды для воспитания и социализации младших школьников во внеурочной деятельности.

Цель: разработка механизмов организации внеурочной деятельности младших школьников.

Основные задачи:

·         теоретически обосновать и разработать модель организации внеурочной деятельности обучающихся,   как части общего уклада школьной жизни;

·         определить критерии оценки эффективности воспитательных воздействий в рамках внеурочной деятельности и апробировать разработанную модель в школе;

·          разработать  рабочие программы для реализации направлений внеурочной деятельности.

·         овладеть методами  и формами организации внеурочной деятельности в соответствии с пакетом документов ФГОС нового поколения.

·         эффективно использовать имеющуюся в школе учебно-методическую и материально-техническую базу, информационные ресурсы, собственный методический потенциал.

·         Совершенствовать уровень кадрового обеспечения.

 

 

 

Принципы реализации модели:

·         учёт возрастных особенностей;

·         -сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;

·         -связь теории с практикой;

·         -доступность и наглядность;

·         -включение в активную жизненную позицию.

Описание модели

Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники данного учреждения. В этом случае координирующую роль выполняет классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами:

·         взаимодействует с педагогическими работниками (учителем музыки, учителем физической культуры, учителем курса ОРКСЭ, педагогами эстетического центра), а также педагогом - психологом, социальным педагогом;

·         организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

·         организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления;

·         организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.

Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений.

Реализация внеурочной деятельности на основе модели дополнительного образования непосредственно предусмотрена в ФГОС НОО, в котором сказано, что образовательное учреждение может использовать возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта.

       На занятия внеурочной деятельностью отводится 10 часов в неделю на каждого ученика 1-4-х классов. Реализация часов внеурочной деятельности в 1, 4-х классах осуществляется педагогами после уроков, а также во время работы группы продленного дня. Реализация часов внеурочной деятельности во 2, 3-х классах проходит перед уроками на базе школы и после уроков в учреждениях дополнительного образования.

       Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения.   Внеурочные занятия направляют  свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.

   Часы, отведенные на внеурочную деятельность, не учитываются при определении обязательной допустимой нагрузки учащихся, но являются обязательными для финансирования.

        Таким образом, совместно с эстетическим центром школы, городскими спортивными комплексами , творческими коллективами города создано  общее программно – методическое пространство.

 

В МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 32 с углубленным изучением предметов эстетического цикла» внеурочная деятельность представлена следующими направлениями и формами работы:

·                     спортивно-оздоровительное;

·                     общекультурное;

·                     общеинтеллектуальное;

·                     духовно-нравственное;

·                     социальное;

 

Формы внеурочной работы по направлениям:

1. Спортивно-оздоровительное:

     Работа спортивных секций по футболу, волейболу, баскетболу, теннису, таеквондо

     Организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, «Весёлых стартов», внутришкольных спортивных соревнований.

     Проведение бесед по охране здоровья.

     Применение на уроках  игровых моментов, физминуток.

     Участие в  городских спортивных соревнованиях.

2.  Общекультурное (художественно-эстетическое):

     Организация экскурсий, Дней театра и музея, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;

     Проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;

     Занятия в студиях эстетического центра : хореографические «Радость», «Грация», декоративно-прикладная «Страна мастеров», изобразительного искусства «Палитра», «Веселая акварелька», Макраме, театральная студия «Маска».

     Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района, города, области.

 3.  Общеинтеллектуальное (научно-познавательное):

     Предметные недели;

     Библиотечные уроки;

     Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры и др.

     Клуб «Я-исследователь»

     Школа раннего изучения английского  языка

4.  Духовно-нравственное

·         Кружок «Основы православной культуры»

·         Экскурсии в музеи, беседы, тренинги

5. Социальное (проектная деятельность, военно-патриотическое воспитание,     коллективные творческие дела)

     Встречи с ветеранами ВОВ и труда, «Уроки мужества»;

     Выставки рисунков.

     Оформление газет

     Встречи с участниками «горячих точек»;

     Тематические классные часы;

     Экскурсии в воинские части

     Оказание помощи ветеранам ВОВ и труда.

     Конкурсы рисунков.

     Фестивали патриотической песни

     Участие в научно-исследовательских конференциях на уровне школы

     Участие в муниципальном конкурсе социальных проектов и

     Разработка проектов к урокам.

6. Общественно-полезное:

     Проведение субботников;

     Работа на пришкольном участке.

     Разведение комнатных цветов.

     Акция «Поможем птицам зимой».

     Акция «Клумбы нашего двора».

 

В рамках спортивно-оздоровительного направления, главной задачей которого является оздоровление и физическое развитие детей, учащиеся посещают плавательные бассейны «Чайка», «РВД», секции карате, таеквондо, футбола, хоккея, шорт-трека («Ледовая арена») . Педагоги эстетического центра проводят для учащихся 1-4-х классов занятия ритмической гимнастикой..

Художественно-эстетическое направление представлено широким спектром дополнительного образования. Дети получают возможность проявить себя и творчески раскрыться в различных видах искусства (декоративно-прикладном, хореографии,  музыке, изобразительном искусстве, театральном…). Занятия проводят педагоги эстетического центра МБОУ СОШ №32 в студиях «Радость», «Грация», «Веселая акварелька», «Страна мастеров», «Театральная студия», «Веселые нотки»

Духовно-нравственное направление представлено программой кружка «Основы  православной культуры»

Научно-познавательное направление предусматривает занятия проектной и исследовательской деятельностью, для учащихся 1-х классов введен курс «Раннее изучение английского языка»,в рамках реализации программы формирования УУД введен курс «Я-исследователь», который реализуют классные руководители.

          Виды и направления внеурочной деятельности тесно связаны между собой.

смешанные группы дополнительного образования (количество)

 13

группа дополнительного образования - класс

19

Способы организации внеурочной деятельности

 

для параллели (% охвата учащихся смешанные группы дополнительного образования)

87 %

для каждого класса (% охвата учащихся , группа дополнительного образования – класс)

100 %

Проводят внеурочные занятия (% от количества организованных групп дополнительного образования):

 

учителя-предметники %

18 %

специалисты дополнительного образования %

37 %

учителя начальных классов %

    45 %

Направления внеурочной деятельности (% охвата учащихся)

 

спортивно-оздоровительное

100%

общеинтеллектуальное

100%

общекультурное

100%

социальное

100%

духовно-нравственное

100%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ӀӀӀ. ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

Внеурочная деятельность в МБОУ «СОШ №32» реализуется через :

·         учебный план, а именно, через часть, формируемую участниками образовательного процесса (дополнительные образовательные модули, проводимые в формах, отличных от классно-урочной);

·         образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, с которыми сотрудничает школа;

·         организацию деятельности группы продленного дня;

·         классное руководство (экскурсии, прогулки, праздники, соревнования);

·         деятельность иных педагогических работников (социального педагога, педагога-психолога) в соответствии с должностными обязанностями квалификационных характеристик должностей работников образования;

·         инновационную (экспериментальную) деятельность.

 

Часть учебного плана, формируемая  участниками образовательных отношений (1-4-е классы )

Направление деятельности в соответствии

с ФГОС НОО

Программа

Кол-во часов

Цель программы

Духовно-нравственное

 

Кружок «Основы православной культуры»

 

2

Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

 

Экскурсии в музеи, беседы, тренинги

2

Изучение прошлого и настоящего г. Уссурийска, обычаев, традиций и духовной культуры народа, проживающих в нашем городе и стране. Воспитание патриотизма у учащихся через краеведческие знания о городе и стране

 

Общеинтеллектуальное

Клуб « Я-исследователь»

4

Развитие интеллектуально-творческих способностей младших школьников, проектная и исследовательская деятельность

 

Школа раннего изучения английского языка

1

 Обогащение и систематизация словарного запаса, развитие коммуникативных умений, речемыслительной деятельности, развитие устной и письменной речи.

 

Общекультурное

Театральная студия «Маска»

4

 

 

 

 

 

Развитие творческого потенциала личности в процессе театральной деятельности, художественной и эстетической активности.

.

 

Студия ИЗО «Веселая акварелька»

4

 

Студия прикладного творчества «Страна мастеров»

7

 

Кружок  «Умелые умельцы» (макраме)

5

 

Спортивно-оздоровительное

Кружок «Азбука безопасности»

2

 Освоение учащимися основных социальных норм, необходимых для полноценного существования в современном обществе, в первую очередь, это нормы ведения ЗОЖ, нормы сохранения и поддержания физического, психического и социального  здоровья.

 

Ритмическая гимнастика с элементами хореографии

1

 

Сохранение и укрепление физического здоровья младших школьников, формирование мотивации на здоровый образ жизни.

 

Спортивные праздники, конкурсы, соревнования

2

 

Социальное

Проектная деятельность, военно-патриотическое воспитание, коллективные творческие дела

6

Формирование исследовательских и познавательных умений и навыков учащихся

 

ИТОГО

40

 

 

 

Ожидаемые результаты:

  • развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе самоопределения в системе внеурочной деятельности;
  • приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни;
  • формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
  • воспитание уважительного отношения к своему городу, школе;
  • получение школьником опыта самостоятельного социального действия;
  • формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;
  • увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;
  • воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни;
  • формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению;
  • реализация, в конечном счете, основной цели программы – достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.

 

 

 

Ӏv. СРЕДСТВА ВЫЯВЛЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ РОДИТЕЛЬСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТИ И УЧАЩИХСЯ

 

 

В связи с тем, что модель внеурочной деятельности должна выстраиваться не только с учетом возможностей образовательного учреждения и используемого содержания образования, но и интересов, потребностей обучающихся и родителей, важно проводить диагностические процедуры, предполагающие:

- изучение запросов родителей будущих первоклассников по направлениям внеурочной деятельности и оценки эффективности реализуемых курсов (кружков, факультативов) по окончании полугодия и учебного года;

- исследование интересов обучающихся, которые находят свое выражение в предлагаемых программах внеурочной деятельности;

- выстраивание рейтинга востребованности направлений и программ внеурочной деятельности

Необходимо понять: как относятся родители к внеурочным занятиям своего ребенка; что они ожидают от участия своего сына или дочери во внеурочной деятельности; удовлетворены ли они отношениями с классным руководителем, педагогом дополнительного образования; как оценивают достижения ребенка во внеурочной деятельности.

Для изучения состояния удовлетворенности детей и взрослых, принимающих участие во внеурочной деятельности можно использовать такие диагностические приемы и методы, как педагогическое наблюдение, беседа, анкетирование, ассоциативный рисунок, цветопись, незаконченный рассказ, неоконченный тезис и др.

Таким образом, образовательным учреждением может быть разработан (составлен) диагностико-аналитический инструментарий для изучения и оценки состояния и эффективности действующей в образовательном учреждении системы внеурочной деятельности младших школьников .

Для выявления потребностей родителей и удовлетворенностью организацией образовательного процесса в нашей школе в конце учебного года проводится родительское собрание, анкетирование (родители выбирают из числа предложенных программ и высказывают собственные пожелания). Данные обрабатываются, моделируется учебный план. Стоит отметить, что без специально организованной просветительской работы  около половины родителей не могут адекватно определить, какие программы необходимы их детям.

 

Уровень удовлетворенности родителей организацией внеурочной деятельности

в МБОУ «СОШ №32»

 

Результаты анкетирования родителей 1-3-х классов

Дата проведения: 14 мая 2014г.

Участники: родители 1-3 кл.

Ответственный:  заместитель директора по УВР в начальной школе, педагог-психолог

Цель анкетирования:

 1.Изучение  мнения родителей по организации внеурочной деятельности в  школе и составления модели внеурочной деятельности на следующий  учебный год

2. Составление классными руководителями мониторинга занятости внеурочной

    деятельностью .

Результаты анкетирования:

Всего опрошено: 209 человек

 

 

Вполне удовлетворены

Не совсем удовлетворены

Совсем не удовлетворены

1.Оцените условия, созданные в школе для деятельности уч-ся

Реализация возможностей ребенка, его интересов

178 (85,16%)

25 (11,96%)

5 (2,39%)

Комфортная, безопасная, миролюбивая обстановка

198 (94,7%)

10 (4,78%)

1 (0,9%)

Сотрудничество учителей и родителей

165 (78,9%)

40 (19,1%)

4 (1,9%)

2. Удовлетворены ли Вы качеством организации внеурочной деятельности в образовательной организации?

 

200 (95,6%)

8 (3,8%)

1 (0,9%)

3.Какие занятия внеурочной деятельности посещал Ваш ребенок в школе?

 

Кружки, секции, студии

209 чел (100%)

-

-

Занятия с психологом

198 чел (94,7%)

-

-

Классные и школьные мероприятия

209 чел (100%)

-

-

4. Если Ваш ребенок посещал эти занятия, как Вы оцениваете уровень их проведения?

Кружки, секции

209 чел (100%)

-

-

Занятия с психологом

198 чел (94,7%)

-

-

Классные и школьные мероприятия

209 чел (100%)

-

-

 

Предложения, которые были внесены родителями по организации внеурочной деятельности в следующем учебном году:

§  организовать работу шахматного клуба

§  ввести больше спортивных секций

§  добавить факультативы по русскому языку и математике

§  увеличить продолжительность занятости детей в кружках и секциях

§  организовать изучение китайского языка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

v. ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ К РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

В реализации внеурочной деятельности участвуют:

  • администрация школы;
  • педагоги школы, реализующие внеурочную деятельность;
  • педагоги дополнительного образования эстетического центра;
  • библиотекарь;
  • педагог-психолог;
  • социальный педагог;
  • педагоги дополнительного образования городского округа.

 

 

 

 

·         Уровень образования: высшее педагогическое – 26 человек. Стаж педагогической работы:  от 1 до 5 лет – 6 человек; от 5 до 10 лет – 1; от 10 до 25 лет – 3;более 25 лет – 18. Уровень квалификации:  высшая  – 6; первая  – 4.

·         Педагогами и членами администрации пройдены курсы повышения квалификации по темам: «Содержание и формы практического обучения в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО», «ФГОС второго поколения – опыт работы и проблемы внедрения», «Основы управленческой деятельности в условиях введения ФГОС (начальное и основное общее образование):

 

Данные позволяют говорить о высокой готовности педагогического коллектива к реализации программ внеурочной деятельности.

Совершенствование уровня кадрового обеспечения:

 

Задачи

Мероприятия

Подготовка педагогических кадров к работе с учащимися по внеурочной деятельности

Индивидуальные собеседования с преподавателями-предметниками и руководителями кружков, готовыми к деятельности в данном направлении.

Повышение методического уровня всех участников воспитательного процесса

Семинары с психологами, социальными работниками, специалистами внешкольных учреждений.

Семинары-практикумы в методических объединениях с целью обмена передовым опытом, накопленным в школе.

Проведение семинаров по реализуемым программам.

Обеспечение комфортных условий для работы педагогов

Изыскать возможности материального поощрения руководителей кружков, клубов, спортивных секций, воспитателя группы продленного дня.

Активизировать вовлеченность работников культуры в систему общешкольных мероприятий

Организация и проведение общешкольных  мероприятий.

Годовое планирование воспитательной работы с учетом возможностей педагогов.

 

Содержание функций  различных категорий педагогических работников во внеурочной деятельности

 

Заместитель директора по воспитательной работе

  • Разработка модели внеурочной деятельности (далее - ВД);
  • Организация работы по разработке составлению программ: духовно – нравственного  развития, воспитания и социализации обучающихся и рабочих программ ВД;
  • Разработка мониторинга результатов ВД;
  • Планирование и обеспечение  взаимодействия с системой дополнительного образования;
  • Методическое сопровождение педагогического ресурса;
  • Руководство процессом взаимодействия ВД ,  внеклассной и внешкольной работы образовательного учреждения;

Заместитель директора по учебно – воспитательной работе

  • Разработка  модели внеурочной деятельности (далее - ВД);
  • Участие в разработке составлению программ: духовно – нравственного развития,

воспитания и социализации обучающихся и рабочих программ ВД;

  • Организация ВД в соответствии с положением;
  • Обеспечение контроля качества реализации программ ВД;

Учитель начальных классов - классный руководитель

  • Разработка программы духовно – нравственного воспитания учащихся класса;
  • Психолого – педагогическое сопровождение учащихся во ВД;
  • Разработка и реализация программы ВД по формированию и развитию классного коллектива, по обеспечению его жизнедеятельности;
  • Проведение организационно – методических  мероприятий с родителями по ВД учащихся;
  • Разработка перспективного индивидуального образовательного плана классного руководителя

Педагог – психолог

  • Психологическое сопровождение учащихся во ВД;
  • Мониторинг личностного развития учащихся (в соответствии с программой развития ОУ)

 

 

vӀ. РАСПИСАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

В учреждении создано единое расписание, позволяющее эффективно организовать внеурочную деятельность обучающихся. Расписание занятий внеурочной деятельности составлено с учетом того, что они являются дополнительной нагрузкой к обязательной учебной работе обучающихся в общеобразовательном учреждении. При зачислении в объединение родители (законные представители) предоставляют заявление с выбранными направлениями внеурочной деятельности, справку о занятости ребенка в учреждениях дополнительного образования..

Расписание составляется в начале учебного года администрацией по представлению педагогических работников с учетом установления наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся. Расписание утверждается директором школы. Перенос занятий или изменение расписания производится только с согласия администрации школы и оформляется документально.

           При составлении расписания учитывалось следующее:

- 5-ти дневная учебная неделя для учащихся 1-4-х классов;

- занятия осуществляются в две смены;

- наличие 10 учебных кабинетов, 1 мастерской, 2 спортивных залов, компьютерного класса; кабинета музыки; кабинета изобразительного искусства;, помещения группы продленного дня;  5 кабинетов эстетического центра.

- классы-комплекты: 19 классов

- количество учащихся: 512 человек

- максимальная нагрузка учащихся разных возрастов;

- количество учебных часов, выделенных на внеурочную деятельность (10 учебных часов в неделю);

- неравномерная нагрузка учителей-предметников;

- санитарно-эпидемиологические нормативы (СанПин 2.4.2.2821-10);

- перерыв между учебной и внеурочной деятельностью не менее 45 минут;

- продолжительность занятия в 1 классе – не более 35 минут.

- с учетом расписания уроков в 1 классе

Занятия проводятся в первой половине дня для учащихся 2 смены и во второй половине дня после обеда и динамической паузы для учащихся 1 смены педагогами учреждения в кабинетах начальной школы, не задействованных в данный момент в учебном процессе и в помещениях эстетического центра.   Расписание занятий внеурочной деятельности составлено в соответствии с действующими СанПиНами и соответствует различным сменам видов деятельности  младших школьников.Продолжительность занятий и их количество в неделю определяются образовательной программой педагога, а также требованиями, предъявляемыми к режиму деятельности детей в МБОУ СШ № 32 и составляет не более 50 минут в день- для обучающихся в 1-2-х классах; не более 1,5 часов в день- для обучающихся в 3-4-х классах, в объеме до 10 часов в неделю.В соответствии с программой педагог может использовать различные формы образовательно-воспитательной деятельности: аудиторные и внеаудиторные занятия (процент аудиторных занятий не должен превышать 50%), экскурсии, концерты, выставки, экспедиции и др. Формы внеурочной деятельности отличны от урока. Организация дополнительного образования должна обеспечивать возможность выбора двигательно-активных, физкультурно-спортивных занятий, Для первоклассников дополнительные занятия  (особенно в первом полугодии) проводят  в форме экскурсий, прогулок. Оптимальным является посещение не более 4-х кружков (секций), один из которых должен быть двигательно-активным. Продолжительность одного занятия не должна превышать 1,5 часов с перерывом не менее 10 минут для отдыха детей и проветривания помещений через 30-45 минут занятий.

vӀӀ. ФОРМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.

Особенностями системы оценки являются:

  • комплексный подход к оценке результатов образования (в рамках внеурочной деятельности - метапредметных и личностных результатов общего образования);
  • использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
  • оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
  • оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
  • сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
  • использование персонифицированных процедур  итоговой оценки и аттестации обучающихся и не персонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования;
  • уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;
  • использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
  • использование таких форм оценки, как  проекты, карты достижений, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;
  • использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации          образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений. 

Результаты внеурочной деятельности

            Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.

            Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.

            Все виды внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования строго ориентированы на воспитательные результаты.

 

Уровни результатов внеурочной деятельности

 

Первый уровень

Второй уровень

Третий уровень

Школьник знает и понимает общественную жизнь

(1-2 класс)

Школьник ценит общественную жизнь 

(3 классы)

Школьник самостоятельно действует в общественной жизни (4 класс)

Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимание социальной реальности и повседневной жизни.

Формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знание, труд, культура).

Получение школьником опыта самостоятельного социального действия.

 

Оценка достижений результатов внеурочной деятельности происходит на трех уровнях:

•представление коллективного результата группы обучающихся в рамках одного направления (результаты работы кружка, детского объедения, системы мероприятий, лагерной смены и т. п.);

индивидуальная оценка результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося;

качественная и количественная оценка эффективности деятельности ОУ по направлениям внеурочной деятельности на основании суммирования индивидуальных результатов обучающихся.

Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности будет свидетельствовать об эффективности работы по вопросам воспитания.

 

Формы представления результатов внеурочной  деятельности

Формы представления результатов определяются локальными актами школы.

       Представление коллективного результата группы обучающихся в рамках одного направления происходит на общешкольном празднике (мероприятии) в форме творческой презентации, творческого отчёта и пр.

          Для индивидуальной оценки результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося используется портфолио – накопительная система оценивания, характеризующая динамику индивидуальных образовательных достижений. Анализ работы над портфолио и исчисление итоговой оценки проводится комиссией, которая создается приказом руководителя ОУ. В состав комиссии входят: классный руководитель, педагоги , администрация. По результатам оценки портфолио выявляются учащиеся, набравшие наибольшее количество баллов в классе, параллели, школе. Определяются победители и лауреаты в различных номинациях. На общешкольном празднике «День Знаний и Творчества» в конце учебного года объявляются результаты и награждаются обучающиеся, набравшие максимальное количество баллов по всем направлениям и набравшие максимальное количество баллов по отдельным направлениям внеурочной деятельности.

Для оценки эффективности деятельности ОУ по направлениям внеурочной деятельности используется карта достижений, в которую вносятся индивидуальные результаты учащихся по направлениям.

Для представления результатов достижений используются также такие формы, как выставка достижений учащихся, самооценка, оценка проекта, педагогический мониторинг, практические работы, творческие работы, самоанализ, наблюдения и др.

 

Система оценки  результатов внеурочной деятельности

 

Система оценки результатов

Индивидуальная  оценка

Коллективный результат

Оценка эффективности по направлениям внеурочной деятельности

Основные функции оценки

Диагностирующая

Диагностирующая и корректирующая

Диагностирующая и контролирующая

Форма предоставления результатов

результатов

Портфолио

 

Творческий отчет / презентация и пр.

Карта достижений (суммирование индивидуальных результатов обучающихся в рамках одного направления)./

Содержание

  • Оценка освоения программы внеурочной деятельности (педагог).
  • Участие в мероприятиях различного уровня.
  • Дипломы, сертификаты, награды и пр.
  • Самоанализ
  • Др.
  • Продукт совместной деятельности / проекта.
  • Внешняя экспертиза коллективного творчества
  • Награды, сертификаты, поощрения.
  • Материалы рефлексии
  • Индивидуальные результаты в рамках одного направления (зам. дир по ВР)
  •  Продукт проекта, организованного в рамках одного направления (классный руководитель).

Этапы диагностики

Входная диагностика, диагностика в конце года и по окончании освоения программы (как показатели динамики)

В конце года или отчетного периода.

В конце года.

.

 

Формы оценивания

Персонифицированная и не персонифицированная

Не персонифицированная

Не персонифицированная

Инструменты оценивания

Критерии оценки портфолио (Положение о портфолио).

Критерии оценки проекта (Положение о проектной деятельности, экспертный лист оценки проекта на НПК)

Критерии оценки продуктов деятельности (Положения о творческих праздниках гимназии).

Критерии оценки проекта (Положение о проектной деятельности, экспертный лист оценки проекта на НПК)

 

Мониторинг эффективности внеурочной деятельности.

Цель мониторинга – создание системы организации, сбора, обработки и распространения информации,  отражающей результативность внеурочной деятельности в соответсвии с ФГОС ООО.

Объекты мониторинга: все участники образовательного процесса (обучающиеся, родители, педагоги).

Предмет мониторинга: состояние управления процессом организации внеурочной деятельности

Задачи мониторинга:

·  получение комплексной информации об уровне управления процессом организации внеурочной деятельности в гимназии;

·  отбор программ внеурочной деятельности с положительной динамикой результатов,  изучение и представление опыта работы их руководителей;

·  организация оперативного реагирования на негативные тенденции в системе внеурочной деятельности;

·   подготовка ежегодных отчетов по результатам мониторинга;

·  подготовка методических рекомендаций для организации внеурочной деятельности.

 

Основные принципы организации и проведения мониторинга

·         использование информационных данных и системы мониторинговых показателей (индикаторов), наиболее полно и достоверно характеризующих исследуемое явление;

·         осуществление мониторинга в течение более или менее длительного срока с определенными интервалами сбора информации;

·         взаимосвязь мониторинговых исследований на всех уровнях, иерархичность построения системы мониторинга, подчиненность «нижних» уровней «верхним».

Критериии мониторинговых исследований:

·         личностный рост обучающихся (рост социальной активности, мотивации к активной познавательной и социальной деятельности; коммуникативных, исследовательских компетентностей, креативных и организационных способностей, рефлексивных умений; повышение уровня воспитанности – усвоении гражданских и нравственных норм, духовной культуры, гуманистического основ отношения к окружающему миру и др.);

·         сформированность детского коллектива в рамках секции, кружка, объединения и пр. (благоприятный психологический         микроклимат, сплоченность коллектива, высокий   уровень   развития   коллективных   взаимоотношений,   развитость   самоуправления,   наличие традиций и т.п.);

·         качественное повышение уровня организации внеурочной деятельности ОУ.

Мониторинг предполагает примерные показатели определения результативности реализации внеурочной деятельности:

Ø  рост личностных достижений всех субъектов деятельности;

Ø  удовлетворенность участников внеурочной деятельности уровнем и качеством образовательных услуг;

Ø  востребованность форм и мероприятий внеурочной деятельности;

Ø  расширение познавательных интересов, образовательных запросов  обучающихся в рамках учебной и внеурочной работы;

Ø  положительная динамика участия школьников в творческих коллективах, студиях и т.п. системы дополнительного образования школьного/районного/городского уровней;

Ø  положительная динамика участия в творческих конкурсах, фестивалях, выставках и т.п. школьного , городского, краевого, всероссийского уровней;

Ø   успешность участия школьников в  проектах различного уровня школьного, городского, регионального, всероссийского уровня (победители в % к общему кол-ву школьников);

Ø  расширение спектра образовательных программ  внеурочной деятельности, взаимодополняющий и интеграционнный характер их содержания;

Ø  повышение эффективности применения педагогами продуктивных технологий в воспитании, используемых  внеаудиторных форм деятельности и активное формирование банка авторских образовательных программ, методических разработок;  

Ø  расширение социально-педагогического партнерства;

Ø  общественная экспертиза внеурочной деятельности школы (публикации, отзывы, сертификаты, экспертные заключения,  благодарности и т.п.);

Ø  расширение использования материально-технического и ресурсного обеспечения  внеурочной деятельности школы;

Ø  сохранность контингента всех направлений внеурочной работы.

 

 

Диагностика эффективности внеурочной деятельности

Цель диагностики – выяснить, являются ли и в какой степени воспитывающими те виды внеурочной деятельности, которыми занят школьник.

Диагностика эффективности внеурочной деятельности школьников

Личность самого воспитанника

Детский коллектив

Профессиональная позиция педагога

Методы и методики мониторинга изучения детского коллектива

 

Цели и задачи

Ожидаемые результаты

Методы и методики мониторинга

 Создавать условия для формирования детского коллектива как средства развития личности

•Сформированность         детского коллектива (благоприятный психологический         микроклимат, сплоченность коллектива, высокий   уровень   развития   коллективных   взаимоотношений,   развитость   самоуправления,   наличие традиций и т.п.)

• Сформированность     мотивации воспитанников к участию в общественно полезной   деятельности коллектива

• Сформированность    коммуникативной культуры учащихся

• Методика выявления организаторских и коммуникативных склонностей (по В.В. Синявскому и Б. А. Федоришину)

• Методика-тест «Тактика взаимодействия» (по А. Криулиной)

• Методика «Мы - коллектив? Мы - коллектив... Мы - коллектив!» (стадии развития коллектива)

 • Методика «Какой   у   нас   коллектив?»   (по А.Н. Лутошкину)

• Методика «Наши отношения»

• Методика «Творческие задания»

• Игра «Лидер»

• Методика «Выявление мотивов участия учащихся в делах классного и общественного коллективов»

. Социометрия

• Методика «Психологическая атмосфера в коллективе»

•   Методика «Сочинения учащихся»

 • Игровая методика «Мишень»

• Методика определения лидера

• Методики: «Психологический климат коллектива», «Индекс групповой сплоченности»

• Методика «Эмоционально-психологический климат»

• Характеристика   психологического   климата коллектива

. Методика изучения мотивации межличностных выборов

• Методика «Лесенка»

• Методика    диагностики     организованности коллектива

• Игровая методика «Лидер»

• Методика «Творческий коллектив»

• Методика определения уровня развития самоуправления

• Цветопись (по А.Н. Лутошкину)

• Методика   «Определение   уровня   развития классной группы» (по А.Н. Лутошкину)

• Методика «Ребячья мозаика»

• Комплекс методик и методов диагностирования воспитанности детей

 

Методы и методики мониторинга деятельности педагогов, реализующих внеурочную деятельность в образовательном учреждении

 

Показатели

Сроки 

контроля

Методы

контроля

Кто проводит

Эффективность работы кружков, секций, клубных объединений

1.1.Результаты промежуточной аттестации учащихся (итоги учебного года)

Май

Анализ 

Педагоги дополнительного образования,

классные руководители

1.2. Проектная деятельность учащихся

В течение учебного года

Анализ 

Педагоги дополнительного образования, классные руководители

1.3.Сотрудничество с другими учреждениями ДО, культуры

В течение учебного года

Анализ 

 

1.4. Участие учащихся в выставках, конкурсах, проектах, соревнованиях и т.п. вне школы

В течение учебного года

Анализ 

 

1.5. Количество учащихся, участвующих в выставках, конкурсах, проектах и т.п. вне школы

В течение учебного года

Анализ 

 

1.6. Количество учащихся, задействованных в общешкольных мероприятиях

В течение учебного года

Анализ

 

1.7. Проведение различных мероприятий

В течение учебного года

Анализ

 

1.8. Проведение экскурсий, походов

В течение учебного года

Анализ

 

1.9. Кол-во учащихся, принимающих участие в экскурсиях, походах.

В течение учебного года

Анализ

 

1.10. Посещаемость кружков и секций

В течение учебного года

Анализ

 

1.11. Количество учащихся, с которыми произошел случай травматизма во время образовательного процесса

В течение учебного года

Анализ

 

2.Анализ состояния работы с родителями

2.1. Проведение родительских встреч

В течение учебного года

Анализ

 

2.2. Процент родителей обучающихся, посетивших родительские собрания в прошедшем учебном году

В течение учебного года

Анализ

 

2.3. Участие родителей в мероприятиях на основании данных, зафиксированных педагогом в специальном журнале (тетради)

В течение учебного года

Анализ

 

3. Удовлетворенность организацией образовательного и воспитательного процесса

3.1. Удовлетворенность учащихся жизнью в творческом объединении

IV четверть

Анкетирование учащихся и родителей

 

3.2. Удовлетворенность родителей деятельностью педагога

IV четверть

Анкетирование учащихся и родителей

 

3.3.Наличие благодарностей, грамот

В течение учебного года

Анализ

 

4. Проектирование и прогнозирование образовательного и воспитательного процесса

4.1.Наличие рабочей программы и ее соответствие предъявляемым требованиям

Сентябрь

Анализ

 

4.2.Планирование воспитательной работы на год

Сентябрь

Составление плана

 

4.3.Ведение журнала и другой документации

Сентябрь - май

Проверка журналов

 

5. Использование новых воспитательных технологий

5.1.Применение современных технологий, обеспечивающих индивидуализацию обучения

В течение учебного года

Анализ 

 

Профессиональный рост педагога дополнительного образования

6.1.Прохождение курсов повышения квалификации

В течение учебного года

Анализ 

 

6.2.Участие в работе конференций, семинаров и т.д.

В течение учебного года

Анализ 

 

6.3. Работа над методической темой

В течение учебного года

Анализ 

 

Обобщение и распространение опыта

7.1.Презентация опыта на различных уровнях

В течение учебного года

Анализ

 

7.2.Наличие научно-педагогических и методических публикаций

В течение учебного года

Анализ

 

     

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 vӀӀӀ. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проблема  использования свободного времени младших школьников  всегда была насущной для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно  осуществлять воспитание в свободное от обучения время. Таким образом, внеурочная деятельность младших школьников должна быть направлена на их культурно-творческую, оздоровительную деятельность, высокий уровень самосознания, способность сделать правильный нравственный выбор.

Воспитание в школе - это не специальные разовые мероприятия. Как подчёркивается в Примерной программе воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование), «подход, при котором воспитание сведено к проведению ме­роприятий и фактически отделено от содержания деятельнос­ти ребёнка в школе, в семье, в группе сверстников. Это приводит к снижению жизненного потенциала ребёнка, росту неуверенности в собственных силах, падению доверия другим людям».

Именно так ставится вопрос в новом Федеральном государ­ственном образовательном стандарте начального общего образования, где внеурочной деятельности школьников уделено особое внима­ние, определено пространство и время в образовательном процессе.

Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

При организации внеурочной деятельности младших школьников необходимо учитывать, что, поступив в 1 класс, дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Пе­дагог должен поддержать эту тенденцию, обеспечить исполь­зуемыми формами внеурочной деятельности достижение ре­бенком первого уровня результатов. Во 2 и 3 классах, как правило, набирает силу процесс развития детского коллекти­ва, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создаёт благоприят­ную ситуацию для достижения во внеурочной деятельности школьников второго уровня результатов. Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на протяжении трёх лет обучения в школе создаёт у младшего школьника к 4 классу реальную возможность вы­хода в пространство общественного действия (т. е. достиже­ние третьего уровня результатов).

Принципами организации внеурочной деятельности в нашей школе стали:

  • соответствие возрастным особенностям обучающихся;
  • преемственность с технологиями учебной деятельности;
  • опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;
  • свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.

Данные принципы определяют способы организации внеурочной деятельности:

  • реализация образовательных программ, разработанных педагогами школы;
  • включение ребенка в систему коллективных творческих дел, которые являются частью воспитательной системы школы

Особенности МБОУ СОШ № 32, учитываемые при организации внеурочной деятельности:

ü  Школа – социокультурный центр

ü  Необходимость охвата всех выбранных направлений внеурочной деятельности

ü  Достаточно  возможностей для привлечения специалистов дополнительного образования (эстетический центр)

ü  Высокая наполняемость классов.  

     Педагоги школы стараются сделать пребывание ребенка в школе наиболее комфортным, так как только при этом условии можно говорить об успешности образовательного процесса, укреплении эмоциональной сферы ребенка, сохранении и приумножении здоровья детей.  

ӀХ. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

 

 

  1. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010.
  2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.); под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.

 

  1. Планируемые результаты начального общего образования / (Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.) ; под. ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.

 

  1. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / (А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Егоркина и др.); под ред. А.Б. Воронцова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.

 

  • Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / (В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.) ; под. ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.

 

  • Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч. 1 / (М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Кабанова и др.) ; под. Ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.

 

 

  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прикрепленные файлы:
%d0%be%d1%80%d0%b3%d0%b0%d0%bd%d0%b8%d0%b7%d0%b0%d1%86%d0%b8%d1%8f-%d0%b2%d0%bd%d0%b5%d1%83%d1%80%d0%be%d1%87%d0%bd%d0%be%d0%b9-%d0%b4%d0%b5%d1%8f%d1%82%d0%b5%d0%bb%d1%8c%d0%bd%d0%be%d1%81%d1%82%d0%b8
comments powered by HyperComments

Создай 3 ДИПЛОМА, а оплати всего за 2!

3-й в подарок!
Акция до 26 ноября! подробнее
пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга
Пожалуйста, подождите.
x