Организация системно - деятельностного подхода в обучении младших школьников.

Автор: Ефимова Татьяна Васильевна

Народная мудрость гласит: «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь».

     Основная идея состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской или проектной  деятельности. Они становятся маленькими учёными, делающими свое собственное открытие. Я организую исследовательскую работу детей так, чтобы они сами решали учебную проблему на уроке и сами объясняли, как надо действовать.

Деятельностный подход к обучению предполагает:

*      наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);

*      выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;

*      выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;

*      формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;

*      включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

Таким образом, для успешного протекания учебной деятельности необходим мотив, цель, конкретные действия и операции,  контроль и оценка  результата.       

   Стараюсь включать в учебный процесс  работу  с моделями разного вида: предметные и условные изображения,  символические записи.   Считаю, что применение учебных моделей существенно меняет отношение  к учебному предмету, делает учебную деятельность более осознанной и продуктивной. В ходе  моделирования  обучающиеся вынуждены сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, выполнять практические действия.
 Урок русского языка в 1 классе. (Учебник В. П. Канакиной.  Тема "Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах. Особенности проверочного и проверяемого слов.")
Письмо под диктовку: страна, вода,  трава. (Просмотрев записи в тетрадях, выписываю на доске все варианты написания слов).
Вода  вада
Трава трова

Страна строна
- Прочтем, какие варианты получились.
- Задание было одно? (Одно)
- А какие получились результаты? (Разные)
- Как думаете, почему?
Приходим к выводу, что это происходит из-за того, что чего-то ещё не знаем, и далее – не всё знаем о написании слов с безударной гласной, о способе проверки гласной в словах.

Постановка познавательной цели урока:

- Что надо знать, чтобы правильно обозначить буквой безударный гласный звук?
- Какова же цель нашей работы на уроке?
(Узнать больше о способе проверки безударной гласной).
- Для чего нам это необходимо?
(Чтобы правильно писать слова).
Так через создание проблемной ситуации и ведение проблемного диалога учащиеся формулируют тему и цель урока.
"Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал" - слова  К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода. УД становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств.
Ещё один пример:
На 2 уроке математики в  1 классе при изучении темы «Пространственные отношения" Слева. Справа"» (учебник М. И. Моро)
- Ребята,  встаньте  в хоровод. Кто водит хоровод? Назовите имена ребят.
- Кто находится слева от Вадима? Справа от   Саши? Никита, назови соседа справа, а теперь слева.
- Итак, давайте подумаем какая сегодня тема урока? Что на уроке вы должны знать? Уметь?
Обучаю детей планированию работы на уроке уже в первом классе. Назовите тему урока. Определите последовательность нашей работы. Выберите те задания, которые будут способствовать достижению поставленной цели.
Таким образом, учитель только предполагает, по какому плану пройдёт урок. Но главными деятелями на уроке даже на этапе планирования становятся учащиеся.
При организации практической работы учащихся на уроках комбинированного типа всё чаще включаю работу в парах. Работа в паре имеет большое значение для формирования всех видов универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Задания для парной работы предусмотрены авторами учебников по всем предметам. Например, «Окружающий мир» А. Плешаков с. 12 задание: найдите на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду. Что вы о них знаете? Проверьте себя с. 84,  с. 14. Таких заданий в учебниках  много.
Наиболее продуктивно работают пары, не сильно отличающиеся по степени уровня (высокий - средний, средний - низкий).  Неэффективны пары из двух слабых учеников – им нечем обмениваться друг с другом.
Случаются ситуации, что ребенок не хочет работать в паре.  Позвольте ему работать отдельно, но вернитесь к этой проблеме на следующих уроках.

Воспроизведение знаний должно носить творческий характер.

На уроках окружающего мира предлагаю выполнить следующие творческие задания:

Нарисовать плакат «Охрана воды» и составить под ним обращение к ребятам на тему «Берегите воду!». Написать памятку «Как вести себя у водоёма», «Как вести себя в лесу».

«Если бы ты был президентом страны, какие меры по охране воздуха от загрязнения предпринял в первую очередь?»  Далее оцениваем творческий продукт. Оценивание провожу через сравнение с результатами класса «Вы согласны? Есть дополнения?»  или с опорой на готовый образец «Сравните с учебником».
В 1 классе дети еще только учатся  работать совместно. И для формирования готовности детей к совместной работе хорошо использовать следующие упражнения:
"Зеркало" - один участник делает  движения, второй старается их повторить, затем участники меняются ролями;
"Разминка пальчиков" - соприкасаемся пальчиком с соседом по парте и говорим:
желаю (большой), большого (указательный), успеха (средний), во всем (безымянный)
и везде (мизинец). Здравствуй (вся ладонь). Соприкосновение очень важно для установления контакта. Умение слушать партнера и слышать то, что он говорит.  Это умение нельзя сформировать заранее, оно будет развиваться в течение всего времени работы в паре.
Полезные упражнения:
- На первую парту каждого варианта выдается карточка с пословицей, правилом.
Например: Волчонок воет на луну.
Волчонку скучно одному: "У-у-у"
Ученики на первой парте читают и запоминают запись, затем по сигналу поворачиваются назад и проговаривают фразу соседу на второй парте. И так далее до конца ряда. Ученик на последней парте произносит фразу вслух.
Этикет, или правила работы в паре.
Я провела несколько уроков дружбы, которые помогли детям сплотиться, научиться сотрудничать друг с другом, выслушивать мнение товарища, спорить,  работать в паре, группе.

Правила в работе с детьми:

*      Не берите всю инициативу на себя, и тогда ученики не будут скованы в своих действиях, а будут самостоятельными.

*      Важно нормальное, человеческое отношение к ученикам, важна обстановка, в которой они живут.

*      Ошибка — находка для учителя! Приучайте детей не бояться ошибок, ошибиться может любой.

*      Выслушивайте всех, нельзя говорить «достаточно».

*      Нельзя говорить: «Кто прочитает лучше Насти?» Недопустимо сравнивать ученика с кем-либо, сравнивайте его только с его успехами, продвижениями в развитии!

*      На уроке все должны находиться в спокойном состоянии, а не в стрессовом!

*      Школьник должен знать, что его в школе любят, ему верят, его прощают.

*      Напоминайте ученикам, что их мнение важно для вас.

*      Не отвечайте за учеников, даже если «поджимает» время.

*      На каждом уроке организуйте проблему и поиск путей решения.

*      Больше всего дети утомляются в бездействии.

*      Ставьте себя на место ребенка.

*      Учитель должен ориентироваться на глаза своих детей, а не на планы уроков.

*      Не забывайте, что на уроке продолжается жизнь ребенка.

 Нельзя забывать и об индивидуальной работе, поэтому на этапе практической работы можно использовать электронное сопровождение к учебнику "Русский язык" В. П. Канакина» для самопроверки, самоконтроля и коррекции.

Осуществлять самоконтроль и давать самостоятельно оценку своей деятельности на уроке учащихся также можно (и нужно!) учить с первого класса. Мои ученики используют  смайлики.

Некоторые ребята склонны завышать свои оценки либо оценки своего товарища.
- Объясни, почему ты так  оценил свою работу …? В любом случае делать это нужно очень тактично и корректно. После анализа, как правило,  ребёнок сам корректирует свою  оценку.
Показателем эффективности  использования данного вида деятельности учащихся на уроках стало, прежде всего, то, что к настоящему моменту  практически все ребята научились давать объективную оценку своей работе.

Что же касается этапа рефлексии, то приемов проведения рефлексии множество.
- Что такое рефлексия?
Рефлексия, в упрощённом определении, - это "разговор с самим собой". Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
          Применение рефлексии на различных этапах учебной деятельности.

Этап учебной деятельности

Цель

Содержание

Варианты вопросов

Этап  целеполагания

обеспечивает побуждение учащихся к деятельности

выражается в выборе индивидуальной цели учащихся в рамках формирования как общеучебных, так и специфических умении и навыков.

Прочитайте тему урока и попробуйте сформулировать свои задачи на урок.
 
С чего вы начнёте?

Этап  актуализации

Это диагностический срез, позволяющий ученику увидеть свой уровень подготовленности

каждый ученик для себя определяет полноту знаний по теме и самостоятельно оценивает правильность выполнения задания

 

Завершающий этап

Подвести итоги работы, поставить новые цели, выявить удовлетворенность работой

Происходит осознание учащимися уровня освоения, способ действий, их продвижение.

- Что дала вам работа в парах?
 - Помогла вам такая форма работы понять  тему урока?
 - Какие трудности вы встретили? Как с ними справиться?
Что нового я узнал на уроке?, Каким образом я получил новые знания?, Каким образом я смогу полученное на уроке использовать в будущей жизни?.


Начинать обучение рефлексии необходимо с первых дней в школе. Рефлексия основывается, прежде всего, на умении понять себя, свои чувства и чувства других.
Приёмы проведения рефлексии:
Предлагаю ребятам отметить в оценочных листах цветным кружком мнение о своей работе на уроке:
Зелёный цвет – На уроке мне было всё понятно. Я со всеми заданиями справился самостоятельно;
Жёлтый цвет – На уроке мне почти всё было понятно. Не всё получалось сразу, но я всё равно справился с заданиями»;
Красный цвет –  Мне требуется помощь!
Каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.

Обучая рефлексии учебной деятельности, предлагаю учащимся  вопросный план:

Ø  Какую задачу ставили на уроке?

Ø  Удалось решить поставленную задачу?

Ø  Каким способом?

Ø  Какие получили результаты?

Ø  Что нужно сделать ещё?

Ø  Где можно применить новые знания?

Ø  Что на уроке у вас хорошо получилось?

Анализируя свою педагогическую деятельность, приходишь к мысли.

Научить человека плавать можно только в воде, а научить действовать (в том числе совершать умственные действия) можно только в процессе деятельности.

Только при деятельностном  подходе в обучении  возможно решение задачи национальной образовательной стратегии - инициативы «Наша новая школа» - развитие личности, раскрытие  её  творческих способностей и подготовки к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

Литература:

  1. Борзова В.А., Борзов А.А. Развитие творческих способностей у детей. – Самара, 1994.
  2. Головкина Екатерина Вячеславовна Подведение итогов уроков. Рефлексия. //http://ezhva-licey.ru/teachers/nmr/metodich_razrabotki/itogi_uroka/
  3. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы // Директор школы. 2005. № 4.
  4. Лернер И.Я., Скаткин М.Н. Современный урок. Дидактические рекомендации для учителей. М., 1992.
  5. Мединский В.М. Идеи к проектам и практике управления школой – М., 1999.
  6. Пойа Д. Математическое открытие. М., 1970.
  7. А.В.Хуторской Анализ, самоанализ и рефлексия урока http://khutorskoy.ru/be/2008/0312/index.htm
  8. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2006.
  9. О воспитании человека и организации общества: Афоризмы и поучительные изречения в мировой литературе. – Новосибирск: Издательство СО РАН. Научно – издательский центр ОИГГМ СО РАН, 1997.
  10. Пилипко П.Н., Громова М.Ю., Чибисова М.Ю. Здравствуй, школа! Адаптационные занятия с первоклассниками: Практическая психология учителю. – М.: УЦ Перспектива, 2002.
  11. Статья "Оценка без отметки" под ред. Г.А Цукерман: http://experiment.lv/rus/biblio/cukerm_ocenka.htm

 

 

 



comments powered by HyperComments

Создай 3 ДИПЛОМА, а оплати всего за 2!

3-й в подарок!
Акция до 15 сентября подробнее
пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга
Пожалуйста, подождите.
x