Патриотическое воспитание на уроках географии и биологии

Автор: Давлетбаева Кристина Сергеевна

В статье “География и вой на” А. В. Фереман писал: “Победа всегда будет за тем, у кого на знамени начертаны три слова: энергия, правда и знание”. Это полностью относиться и к географии.

Научно-материалистическое воспитание школьников необходимо сочетать с нравственным воспитанием. Нравственность – это не только определенные нормы поведения, но и чувство патриотизма. Его отличительной чертой является любовь к Отечеству, умение бережно хранить и передавать из поколения в поколение то, что делает человека поистине красивым, добрым, чутким, мужественным. Воспитание чувства патриотизма неразрывно связано с глубоким изучением истории нашей Родины и других стран. В этом плане курс географии и биологии предоставляет большие возможности.

В настоящее время учащиеся всё пренебрежительнее относятся к такому этапу истории нашей страны, как Великая Отечественная победа. Это связано с тем, что данная тема затрагивается только в мае, когда наступает этот праздник. Учащиеся выступают на конференциях, конкурсах, рисуют открытки ветеранам, то есть ведут активную творческую внеклассную деятельность, но этого мало. Патриотическое воспитание не может складываться из отдельных более или менее удачных воспитательных моментов, вносимых от случая к случаю в отдельные уроки. Оно будет действенным только тогда, когда будет охватывать весь предмет в целом, когда и воспитательные, и образовательные задачи будут решаться в единстве по тщательно продуманному плану и осуществляться систематически.

В целях осуществления патриотического воспитания учитель географии должен решать следующие задачи:

– показывать могущество нашей Родины – Российской Федерации, раскрывать разнообразие, красоту и богатства ее природы;

– освещать героическую историю страны, боевые подвиги народа в годы Великой Отечественной войны, знакомить с местами боевой славы;

– широко использовать краеведческий материал;

К сожалению, в наше время приходиться напоминать имена городов-героев, а для многих молодых людей это вообще новость. Они не могут ответить на вопрос, почему эти города называют героями?

Тяжкими, непоправимыми жертвами заплатил наш народ за независимость своей Родины в годы гражданской и Великой Отечественной войн. Более 26 млн. человек недосчиталась страна после победы над гитлеровской Германией. Это огромная цифра и забывать ее нельзя. Также нельзя забывать людей – географов и биологов, которые трудились, а некоторые и умерли, во благо страны, выполняя важные задания. Основные задачи географии в годы войны заключались в следующем. На фронте определялись территория, её рельеф, растительный и почвенный покровы, метеорологические условия, давалась их военная оценка, изучались природный и культурный ландшафты для осуществления маскировки, велись работы по разведке, составлению карт, планов. Военные действия раскинулись на огромной площади – от Баренцева до Чёрного морей. Наверно, всем понятно выражение «Топографы - это глаза армии». Ни одна военная операция не проходила без карт. Только с июля по декабрь 1941 года геодезисты, топографы и картографы выполнили съёмку местности на площади более 500 тыс. км2, составили и издали свыше 2 тыс. листов карт разного масштаба. На некоторых гидрологических станциях наблюдения не прерывались даже в тылу врага. Именно гидрометеослужба Ленинградского флота и Ладожской военной флотилии обеспечили прокладку через Ладожское озеро «Дороги жизни». Эта служба позволяла использовать ледяную дорогу в течение максимально возможного времени. Необходимо вести связь с климатом и его значении при войнах 1812 и 1941-1945 гг. Как было трудно Советскому народу зимой, в голод и холод, и как положительно сказались суровые зимние условия на победе над Наполеоновской армией в 1812 году.

На уроках биологии можно вести связь с войной практически на любых уроках любого курса. Если это бактерии – то связь с разработкой бактериологического оружия, если это грибы – то роль их в медицине, немаловажную роль играли съедобные и лечебные растения, которые в военное время спасали людей от ран, болезней и голода. Где, как не на уроках биологии и природоведения даются понятия о съедобных и несъедобных растениях, их плодах, о грибах. Где, как не на уроках анатомии даётся понятие о строении человеческого организма, ведь на поле боя врачи не успевали сами лечить раны военным, им помогали те, которые знали простейшее строение организма, а порой, солдаты сами выполняли себе перевязки, небольшие операции.

За счёт узников концлагерей медицина Германии шагнула далеко вперёд. Ценой жизни Советских солдат были проведены эксперименты над близнецами, эксперименты с гипотермией, с малярией, эксперименты с горчичным газом, эксперименты с сульфаниламидом, эксперименты с морской водой, эксперименты по стерилизации, эксперименты с ядами, с зажигательными смесями, по воздействию перепадов давления и температур. По окончанию таких экспериментов было изобретено большое количество лекарств, которые и по сей день используют в медицине.

 

Таким образом – нельзя приуменьшать роль географов и биологов во времена Великой Отечественной войны, и, на уроках географии неоднократно нужно напоминать учащимся о Великой победе, доставшейся Советскому народу так нелегко. 

Прикрепленные файлы:
%d0%bf%d0%b0%d1%82%d1%80%d0%b8%d0%be%d1%82%d0%b8%d1%87%d0%b5%d1%81%d0%ba%d0%be%d0%b5-%d0%b2%d0%be%d1%81%d0%bf%d0%b8%d1%82%d0%b0%d0%bd%d0%b8%d0%b5-%d0%bd%d0%b0-%d1%83%d1%80%d0%be%d0%ba%d0%b0%d1%85
comments powered by HyperComments

Создай 3 ДИПЛОМА, а оплати всего за 2!

3-й в подарок!
Акция до 26 ноября! подробнее
пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга
Пожалуйста, подождите.
x