Подвижные игры как средство развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Поцус Наталья Антоновна

Подвижные игры как средство развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста

Забота о здоровье ребенка стала занимать во всем мире приоритетные позиции. И это понятно, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные, здоровые. Физкультурно-оздоровительное направление работы российских детских садов всегда составляло одну из наиболее важных и сильных сторон их деятельности.

В современной жизни возникают ситуации, которые требуют проявления внимания, быстроты реакции, находчивости, уверенности, настойчивости, самостоятельности, точности движения, координации и многое другое. Все эти качества и способности являются составной частью физического качества – «ловкость».

Ловкость – способность человека быстро овладевать новыми движениями и их сочетаниями, а также умение действовать в изменяющихся условиях быстро, находчиво и целесообразно.

В исследованиях Е. Н. Вавиловой о развитии физических качеств у детей говорится, что о высоком уровне развития ловкости свидетельствует хорошее выполнение детьми движений с меняющимися условиями или осложненных дополнительными заданиями. Ловким можно назвать ребенка, затратившего на выполнение задания минимальное время. Однако ловкость не заключается только в быстроте двигательной реакции. Иногда нужно задержать ответное движение, т. е. не всегда действовать немедленно, целесообразно.

Физические упражнения, применяемые для развития ловкости, делятся на три группы:

а) упражнения, в которых нет стереотипных движений, а имеется элемент внезапности (например, подвижные и спортивные игры);

б) упражнения, которые предъявляют высокие требования к координации в точности движений (например, жонглирование мячом, метание в цель, акробатические упражнения, упражнения на гимнастических снарядах и т. д.);

в) специальные задания, в которых по сигналу необходимо резко менять направление, темп, амплитуду движений. 

Средствами развития ловкости являются: физические упражнения в основных движениях (ходьба между предметами; с преодолением различных препятствий – пролезть в обруч, перепрыгнуть через предмет; метание, игры в мяч, прыжки, лазание); общеразвивающие упражнения с предметами различной формы, массы, объема; подвижные игры; совместные упражнения – вдвоем, небольшой группой – с мячами, шестами; применение необычных исходных положений (бег из положения стоя на коленях, сидя; прыжок из положения стоя спиной к направлению движения), быстрая смена различных положений (сесть, лечь, встать); изменение скорости или темпа движений, введение разных ритмических сочетаний, различной последовательности элементов.

Одним из средств развития ловкости у детей дошкольного возраста по мнению П.Ф. Лесгафта являются подвижные игры с бегом. Отечественные педагоги Е.Н. Водовозова, П.Ф Каптерев, П.Ф. Лесгафт, К.Д. Ушинский и др, считали подвижные игры эффективным средством в развитие физических качеств детей.

При проведении подвижных игр с детьми старшего возраста надо учитывать анатомо-физиологические особенности детей, относительную подверженность их организма различным влияниям окружающей среды и быструю утомляемость.

Воспитание физических качеств в старшем дошкольном возрасте имеет свои особенности. Направленное воздействие на развитие тех или иных физических качеств обеспечивается подбором физических упражнений и методикой занятия. Физические качества совершенствуются в процессе обучения движениям. Важнейшие требования к методике воспитания физических качеств в период возрастного становления: организма – всесторонность воздействий, соразмерность нагрузок и функциональность возможностей растущего организма, соответствие воздействующих факторов особенностям этапов возрастного развития.

Развивая физические качества детей, мы улучшаем кровоснабжения мозга, поднимающих тонус, питание тканей, повышаем работоспособность всех систем организма.  

Подвижные игры – это сложная двигательная, эмоционально окрашенная деятельность, обусловленная установленными правилами.

Подбор игр на развитие ловкости определяется общими дидактическими принципами (соответствие возрасту, подготовленности ребенка, постепенное усложнение заданий, их повторность).

Также нельзя забывать, что основным видом деятельности для детей остается игра.

Подвижные игры, способствующие развитию быстроты:

Игра «Перелет птиц».

Цель: учить детей лазать, быстро ориентироваться в пространстве. Развивать быстроту, ловкость.

Место проведения: игра проводилась в спортивном зале, на игровой площадке.

Ход игры: Дети стоят врассыпную на одном конце площадки (комнаты). Они — птицы. На другом конце площадки помещается вышка для влезания или гимнастическая стенка с несколькими пролетами, пирамида, двойная лесенка.

По сигналу воспитателя: «Птицы улетают!» — птицы летят, расправив крылья (дети, подняв руки в стороны, бегают по всей площадке). По сигналу: «Буря!» — птицы летят на вышку — скрываются от бури на деревьях. Когда воспитатель говорит: «Буря прекратилась», птицы спускаются с вышки и снова летят.

Воспитатель должен находиться возле приборов для лазанья, чтобы в случае надобности помочь детям.

Если гимнастическая стенка имеет мало пролетов, дети могут влезать на скамейки, на доски, положенные на стулья, или другие приборы для лазанья.

Игра «Медведи и пчелы».

Цель: учить детей быстро бегать, лазать по гимнастической стенке. Развивать быстроту и ловкость. Закрепить бег, прыжки.

Место проведения: игра проводилась в спортивном зале, на игровой площадке.

Ход игры: Играющие делятся на две неравные группы. Одни (приблизительно треть детей) — медведи, остальные — пчелы. На расстоянии 3—5 м. от вышки очерчивается лес, а на расстоянии 8—10 м. на противоположной стороне — луг. Пчёлы помещаются на вышке или на гимнастической стенке (улей). По сигналу воспитателя пчелы летят на луг за медом и жужжат. Как только все пчелы улетят, медведи влезают на вышку — в улей и лакомятся медом. По сигналу воспитателя: «Медведи!» — пчелы летят и жалят медведей, не успевших убежать в лес (дотрагиваясь до них рукой). Затем пчелы возвращаются на вышку, и игра возобновляется. Ужаленный медведь один раз не выходит за медом. После того как игра проведена 2—3 раза, дети меняются ролями.

Воспитатель должен находиться у вышки (гимнастической стенки), чтобы в случае надобности оказать помощь играющим.

Игра «Мыши в кладовой».

Цель: учить детей быстро бегать, подлезать, приседать. Развивать быстроту и ловкость.

Место проведения: игра проводилась в спортивном зале, на игровой площадке.

Ход игры: Дети-мыши сидят в норках — на стульях или на скамейках, постеленных вдоль стен комнаты или по одной стороне площадки. На противоположной стороне площадки протянута веревка на высоте 40—50 см. Это — кладовая. Сбоку от играющих сидит кошка, роль которой вначале исполняет воспитатель, а затем – дети.

Кошка засыпает, и мыши бегут в кладовую. Проникая в кладовую, они нагибаются, чтобы не задеть веревку. Там они присаживаются и как будто грызут сухари или другие продукты. Кошка внезапно просыпается, мяукает и бежит за мышами. Мыши убегают в норки (кошка не ловит мышей, а только делает вид, что хочет поймать их). Возвратившись на место, кошка засыпает, и игра возобновляется.

Во второй половине года, когда дети усвоят правила, можно ввести усложнение: пойманные мышки пропускают одну игру (остаются сидеть на стульчиках в доме кошки), а при последующем повторении снова играют.

Игра «Мышеловка».

Цель: учить детей ходьбе и бегу, ходьбе по кругу и приседанию. Развивать ловкость, координацию движений, ориентировку в пространстве.

Место проведения: игра проводилась в спортивном зале, на игровой площадке.

Ход игры: Играющие делятся на две неравные группы. Меньшая (примерно треть играющих) образует круг — мышеловку. Остальные изображают мышей. Они находятся вне круга.

Дети, изображающие мышеловку, берутся за руки и начинают ходить по кругу то влево, то вправо, приговаривая:

Ах, как мыши надоели,                    Берегитесь же, плутовки,

Развелось их просто страсть.           Доберемся мы до вас.

Все погрызли, все поели,                Вот поставим мышеловки,

Всюду лезут — вот напасть.           Переловим всех за раз!

По окончании стихотворения дети останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх. Мыши вбегают в мышеловку и тут же выбегают, с другой стороны. По слову воспитателя «хлоп!» дети, стоящие по кругу, опускают руки и приседают — мышеловка считается захлопнутой. Мыши, не успевшие выбежать из круга, считаются пойманными. Они тоже становятся в круг (размер мышеловки увеличивается). Когда большая часть мышей поймана, дети меняются ролями, и игра возобновляется.                           

Воспитатель следит за тем, чтобы дети произносили стихи выразительно, негромко, делая логические ударения, не скандируя каждый слог.

В конце следует отметить наиболее ловких мышей, которые ни разу не остались в мышеловке.

Игра «Хитрая лиса».

Цель: учить детей бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, быстро ориентироваться по сигналу воспитателя, увертываться от ловящего.

Место проведения: игра проводилась в спортивном зале, на игровой площадке.

Ход игры: Играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. Воспитатель просит всех закрыть глаза. Дети закрывают глаза, а воспитатель обходит круг (за спинами детей) и дотрагивается до одного из играющих, который становится хитрой лисой. Затем воспитатель предлагает детям открыть глаза и внимательно посмотреть, кто из них хитрая лиса, — не выдаст ли она себя чем-нибудь.

Играющие три раза спрашивают хором (с небольшими промежутками) — сначала тихо, а затем громче: «Хитрая лиса, где ты?» При этом все смотрят друг на друга.

Когда все играющие (в том числе и хитрая лиса) в третий раз спросят: «Хитрая лиса, где ты?», — хитрая лиса быстро выходит на середину круга, поднимает руку вверх и говорит: «Я здесь!»

Все играющие разбегаются по площадке, а лиса их ловит. Пойманные,

т. е. те, до которых лиса коснулась рукой, отходят в сторону.

После того как лиса поймала двух-трех детей, воспитатель говорит: «В круг». Дети снова образуют круг, и игра повторяется.

Игра «День и ночь».

Цель: учить детей быстро бегать, увертываться, ловить товарища.  Развивать быстроту, ловкость, внимание.

Место проведения: игра проводилась в спортивном зале, на игровой площадке.

Ход игры: Участники игры делятся на две команды: «День» и «Ночь». Их дома находятся на противоположных сторонах площадки, за чертой. Посредине проводится еще одна черта. На расстоянии одного шага от нее по ту и другую сторону выстраиваются команды спиной друг к другу. 

Воспитатель говорит: «Приготовиться!» — а затем дает сигнал той команде, которая должна ловить. Если он сказал «День», то дети из команды «Ночь» бегут в свой дом, а дети из команды «День» поворачиваются и ловят их, но только до границы дома убегающих.

Подсчитывается количество пойманных, затем все снова выстраиваются и ждут следующего сигнала.

Игра повторяется 4—6 раз. Воспитатель может назвать одну и ту же команду два раза подряд, но нужно, чтобы в общей сложности каждая команда ловила одинаковое число раз. Выигрывает та команда, которая поймала больше детей.

 

 

 

 

 

 

Прикрепленные файлы:
%d1%81%d1%82%d0%b0%d1%82%d1%8c%d1%8f-%d0%bb%d0%be%d0%b2%d0%ba%d0%be%d1%81%d1%82%d1%8c
comments powered by HyperComments

Создай 3 ДИПЛОМА, а оплати всего за 2!

3-й в подарок!
Акция до 18 декабря! подробнее
пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга
Пожалуйста, подождите.
x