"Применение Информационно- Коммуникационных Технологий (ИКТ) учителем- логопедом в условиях ФГОС ДО"

Автор: Маликова Маргарита Михайловна

 

 

«Применение Информационно – Коммуникационных Технологий (ИКТ)

учителем - логопедом в условиях ФГОС ДО».

 

Актуальность

 

     Социально-экономические изменения в России привели к необходимости модернизации многих социальных институтов, и в первую очередь системы образования. Новые задачи, поставленные сегодня перед образованием, сформулированы и представлены в законе “Об образовании Российской Федерации” и образовательном стандарте нового поколения.

 

     Информатизация образования в России – один из важнейших механизмов, затрагивающих все основные направления модернизации образовательной системы.    Ее основная задача – эффективное использование следующих важнейших преимуществ информационно-коммуникационных технологий: 

 

  • возможность организации процесса познания, поддерживающего деятельностный подход к учебному процессу;

  • индивидуализация учебного процесса при сохранении его целостности;

  • создание эффективной системы управления информационно-методическим обеспечением образования.

     

           В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены. Успех этих перемен связан с обновлением научной, методической и материальной базы обучения и воспитания. Одним из важных условий обновления является использование новых информационных технологий. Информатизация общества существенно изменила практику повседневной жизни. В детском саду, как в капле воды, отражаются те же изменения. И мы, педагоги-дошкольники, должны идти в ногу со временем, стать для ребёнка проводниками в мир новых технологий.      Если компьютеризация школьного образования в нашей стране уже имеет почти двадцатилетнюю историю, то в детском саду компьютер до сих пор не превратился в хорошо освоенный инструмент педагогов. Но с каждым годом современные информационные технологии все плотнее входят в нашу жизнь.

          Информационно-коммуникационные технологии в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. С одной стороны, президент поставил перед каждым учреждением РФ задачу: иметь собственное электронное представительство в Интернете, с другой стороны – существует реальная угроза здоровью, возникающая при раннем приучении малышей к компьютеру.

     

    Основные цели и задачи применения ИКТ логопедом.

     

         Если посмотреть на события, происходящие в стране в области образования, мы увидим, почему в последние пять лет ускоренно развиваются ИКТ в дошкольных учреждениях:

 

  • Принятие на государственном уровне Стратегии развития информационного общества;

  • Принятие Концепции социально-экономического развития страны до 2020 года;

  • Реализация программы «Электронная Россия»;

  • Разработка Национальной образовательной концепции «Наша новая школа»;

  • Подключение в рамках национального проекта школ к интернету;

  • Принятие поправок к Закону «Об образовании»;

  • Формирование социальных сетей и др.

         Все эти события привели к изменению содержания, методов и организационных форм всей системы образования, а, следовательно, и работы детских садов, их взаимоотношений с вышестоящими организациями и родителями.

        Прежде всего, необходимо четко понимать, что такое ИКТ и в какой конкретно работе в ДОУ они необходимы.

       Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными:

  • Информационная технология – комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда. На современном этапе методы, способы и средства напрямую взаимосвязаны с компьютером (компьютерные технологии).

  • Коммуникационные технологии - определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой (обратный процесс также важен). В этих коммуникациях компьютер занимает свое место. Он обеспечивает, комфортное, индивидуальное, многообразное, высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов коммуникации. Соединяя информационные и коммуникационные технологии, проецируя их на образовательную практику необходимо отметить, что основной задачей, которая стоит перед их внедрением является адаптация человека к жизни в информационном обществе.

                     

    Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) - это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.

    Абсолютно ясно, что ИКТ становятся основным инструментом, который человек будет использовать не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни.

    Для реализации этого сочетать традиционные методы обучения и современные информационные технологии.

        Логопед должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.

          Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.

     

    Задачи использования ИКТ:

 

  • Разработать и апробировать технологию мультимедийного сопровождения воспитательно-образовательного процесса;

  • Создать тематическую копилку мультимедийных презентаций;

     

    Основные используемые направления развития ИКТ:

  • ИКТ как средство интерактивного обучения, которое позволяет стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний.

     

    ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИКТ ЛОГОПЕДАМИ ДОУ

    В ВОСПИТАТЕЛЬНО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ.

     

           Использование ИКТ не предусматривает обучение детей основам информатики и вычислительной техники. Это, прежде всего:

 

  • организацию         непосредственной       образовательной          деятельности воспитанника; 

  • организацию совместной развивающей деятельности логопеда и детей;

  • реализацию проектов;

  • создание развивающей среды (игр, пособий, дидактических материалов).

    На сегодняшний день это единственный вид деятельности, не регламентируемый специальной образовательной программой. логопедам приходится самостоятельно изучать подход и внедрять его в свою деятельность. 

    В работе логопеда выделяются следующие направления в использовании ИКТ, которые доступны для работы с дошкольниками:

  • создание презентаций;

  • работа с ресурсами Интернет; 

  • использование готовых обучающих программ; 

  • разработка и использование собственных авторских программ.

     

          В воспитательно - образовательный процессе логопед при использовании ИКТ использует следующее оборудование: 

  • Телевизоры с DVD приставками,

  • Компьютеры,

  • Мультимедийный проектор,

  • Принтер,

  • Магнитофоны,

  • Интерактивная доска,

  • Видео- и фотокамеру.

       

 

Методика использования ИКТ в образовательном процессе=

 

Выделяют 3 вида занятий с использованием ИКТ:

1)Занятие с мультимедийной поддержкой:

 

     На таком занятии используется только один компьютер в качестве “электронной доски”. На этапе подготовки анализируются электронные и информационные ресурсы, отбирается необходимый материал для занятия. Иногда бывает очень сложно подобрать необходимые материалы для объяснения темы занятия, поэтому создаются презентационные материалы с помощью программы Power Point или других мультимедийных программ.

     Для проведения таких занятий необходим один персональный компьютер (ноутбук), мультимедийный проектор, колонки, экран.

     Использование мультимедийной презентаций позволяет сделать занятие эмоционально окрашенными, интересными, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия. 

     С помощью мультимедийных презентаций разучиваются с детьми комплексы зрительных гимнастик, упражнений для снятия зрительного утомления. 

     Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и ассоциативном виде в память детей.

     Цель такого представления развивающей и обучающей информации – формирование у малышей системы мыслеобразов. Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.

      Использование на занятиях мультимедийных презентаций позволяет построить учебно-воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыследеятельности, гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции процесса обучения и развития с позиций целостности.

      Основа любой современной презентации – облегчение процесса зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов. Формы и место использование презентации на занятии зависят от содержания этого занятия и цели, которую ставит педагог.

      Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей имеет следующие достоинства: 

  • Осуществление поли сенсорного восприятия материала;

  • Возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;

  • Объединение аудио-, видео-  и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из учебной литературы;

  • Возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе;

  • Активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребёнка;      Компьютерные презентационные слайд-фильмы удобно использовать для вывода информации в виде распечаток крупным шрифтом на принтере в качестве раздаточного материала для занятий с дошкольниками.

          Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия. Например, использование презентаций на занятиях по математике, музыке, ознакомлению с окружающим миром обеспечивает активность детей при рассматривании, обследовании и зрительном выделении ими признаков и свойств предметов, формируются способы зрительного восприятии, обследования, выделения в предметном мире качественных, количественных и пространственно-временных признаков и свойств, развиваются зрительное внимание и зрительная память.

     

    Где же ИКТ могут помочь современному логопеду в его работе:

    • Подбор иллюстративного материала к совместной организованной деятельности логопеда с детьми и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, Интернет, принтер, презентация);

    • Подбор дополнительного познавательного материала;

    • Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других логопедов;

    • Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности совместной организованной деятельности с детьми и педагогической компетенции родителей в процессе проведения родительских собраний.

       

      2). Занятие с компьютерной поддержкой:

      Не используем. 

       При организации занятий такого типа необходимо иметь стационарный или мобильный компьютерный класс, соответствующий нормам САНПиН, лицензионное программное обеспечение.

       

      Использование ИКТ в образовательном процессе

       

       

      В результате нашей работы по внедрению информационных технологий мы отметили их преимущества перед традиционными средствами обучения: 

 

  1. ИКТ даёт возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее;

  2. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей;

  3. Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная;

  4. Слайд-шоу и видеофрагменты позволяет показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: природные явления, поведение животных……….

  5. Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т.д.);

 

  1. Использование информационных технологий побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями; 

  2. ИКТ – это дополнительные возможности работы с детьми, имеющими ограниченные возможности. 

     

     

    Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие    привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность. 

     

    ИКТ могут быть использованы на любом этапе совместной организованной деятельности:

 

  1. В начале для обозначения темы с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию;

  2. Как сопровождение объяснения логопеда (презентации, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.)

  3. Как информационно-обучающее пособие.

  4. Для контроля усвоения материала детьми.

                     

    Признавая, что компьютер – новое мощное средство для развития детей, необходимо помнить заповедь «НЕ НАВРЕДИ!». Использование ИКТ в дошкольных учреждениях требует тщательной организации, как самих занятий, так и всего режима в целом в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил. 

     

     Рекомендации по использованию мультимедийных презентаций.

     

      Рекомендации Кочергиной Г. Д. (к. п.н., руководителя РЦДО) по использованию мультимедийных презентаций в образовательном процессе: …………………………….

 

    • Помните, что демонстрация презентации, ролика занимает все внимание детей (слушателей), поэтому информация, которая дается логопедом по ходу демонстрации, должна соответствовать содержанию презентации, ибо другое все равно не будет восприниматься.

    • Обратите внимание на то, что любой информационный кадр (страница, слайд) воспринимается сначала как образ, независимо от его истинной природы.

    • Помните, что грамотная интеграция ИКТ и педагогических технологий обеспечивает наибольшую эффективность образовательного процесса. логопеду важно превратить ребёнка из зрителя в соучастника. На это должна работать и презентация -  ее структура и содержание могут обеспечивать и поддерживать взаимодействие логопеда и ребёнка.

       

           Выполнение               данных рекомендаций позволит обеспечить качественное оформление и содержание презентаций, соответствие основным критериям.

 

  • Критерии оформления: 

    • соответствие оформления целям и содержанию презентации;

    • единый стиль в оформлении;

    • разумное разнообразие содержания и приемов оформления;

    • грамотное использование различных шрифтов, списков, таблиц, схем, иллюстраций (рисунков, фото);

    • качественное форматирование текста;

    • качественное техническое оформление изображений (соответствующие размеры, четкость, яркость рисунков и фотоизображений;

    • дизайн и эстетика оформления;

    • продуманное,    обоснованное                применение    анимации,         настройки анимационных эффектов.

       

  • Критерии содержания:

  • соответствие содержания презентации содержанию учебного занятия (воспитательного мероприятия);

    • соответствие      содержания     презентации    целям,                структуре          самого мероприятия;

    • слайд должен иметь простую, понятную структуру и содержать текстовые или графические элементы, несущие в себе зрительный образ как основную идею слайда;

    • не стоит перегружать визуальный ряд слишком подробными и точными данными. 

  • Критерии применения:

    • текстовое содержание презентации не должно повторять речь логопеда слово в слово, должно быть разделение смыслового наполнения между словами педагога и содержимым каждого слайда; компетентность педагога в использовании презентаций: знание технических основ, владеть методическими приемами использования данного ресурса на занятии; 

    • интегрированное использование презентации и педагогических технологий. 

      Критерии технической готовности:

      • хорошее состояние и готовность аппаратуры к работе; 

      • рациональное, грамотное, безопасное размещение аппаратуры;

      • наличие затемнения и быстрое управление им;

      • соответствие общим гигиеническим условиям; 

      • соответствие санитарно-гигиеническим нормам и требованиям при использовании компьютера и мультимедийных приложений.

 

Использование ИКТ в своей работе.

Как показывает практика, без информационных технологий уже невозможно представить себе современного образования. Использование ИКТ становится привычным для детей, а для педагогов становятся нормой работы – это, на мой взгляд, является одним из важных результатов инновационной работы в детском саду.  

 

Основные формы использования ИКТ в моей работе:

  • Подбор иллюстративного материала к занятиям, оформлению родительских уголков, группы, информационного материала для оформления стендов, папок передвижек, (сканирование, Интернет; принтер, презентация);

  • Подбор               дополнительного         познавательного           материала        к             занятиям (энциклопедии);

  • Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний. Причем презентация может стать своеобразным планом занятия или мероприятия, его логической структурой, т.е. может быть использована на любом этапе занятия.

  • Мною созданы серии презентаций, игр к занятиям: по развитию речи, формированию и развитию фонематического восприятия, обучению чтению дошкольников, праздникам, педагогическим советам, родительским собраниям.

  • Использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные, редактировать и демонстрировать их;

  • Использование фоторамки для ознакомления родителей насыщенной и интересной садовской жизнью детей;

  • Использование Интернета в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении;

  • Оформление буклетов, электронного портфолио группы, материалов по различным направлениям деятельности;

  • Новые виды деятельности способствуют развитию новых компетенций. Эти компетенции, конечно, - в области информационных технологий:

  • Свободное владение средствами ИКТ сети Интернет;

  • Стремление к изучению новых средств, сервисов сети;

  • Овладение        постоянно         совершенствующимся               коммуникационным инструментарием сети Интернет.

    Заключение:

        В заключение хочется отметить, что в условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Совместная организованная деятельность педагога с детьми имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Всё это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. Использование информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для логопеда. Однако, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения логопеда с ребёнком они не могут и не должны.

          Использование ИКТ способствует повышению качества образовательного процесса: логопеды получают возможность профессионального общения в широкой аудитории пользователей сети Интернет, повышается их социальный статус. Использование ИКТ в работе с детьми служит повышению познавательной мотивации воспитанников, соответственно наблюдается рост их достижений, ключевых компетентностей. Родители, отмечая интерес детей к занятиям, стали уважительнее относиться к работе логопеда, активнее участвуют в проектах.

    Литература:

 

  1. Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. – М., 1994

  2. Венгер А. А., Дьяченко О М. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста»., М. 2001. 

  3. Горвиц Ю., Поздняк Л. «Кому работать с компьютером в детском саду» Дошкольное воспитание, 1991г., №5 

  4. Езопова С.А. Предшкольное образование, или Образование детей старшего дошкольного возраста: инновации и традиции//Дошкольная педагогика.- 2007.№6.-С.8-10.

  5. Калинина Т.В. Управление ДОУ. “Новые информационные технологии в дошкольном детстве”. М, Сфера, 2008.

  6. Моторин В. "Воспитательные возможности компьютерных игр". Дошкольное воспитание, 2000 г., № 11. 

  7. Никитин Б. П. «Развивающие игры». - 5-е изд. доп. - М.: Знание, 1994.       

  8. Новоселова С.Л. Компьютерный мир дошкольника. М.: Новая школа, 1997.

  9. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской

    Федерации от 22 июля 2010 г. N 91 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях"".

     

  10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации 

    (Минобрнауки России) от 17 октября 2013г. №1155 г.Москва «Об утверждении федерального образовательного стандарта дошкольного образования ».

     

  11. Соколова Е.Б. «ИКТ приходит в садик».

     

  12. Трунина В.Н .«Применение ИКТ в образовательной деятельности ДОУ».

 

 

comments powered by HyperComments

Создай 3 ДИПЛОМА, а оплати всего за 2!

3-й в подарок!
Акция до 18 декабря! подробнее
пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга
Пожалуйста, подождите.
x