Приобщение детей к чтению.

Автор: Колесникова Ирина Анатольевна

 

Экскурсия «Знакомство с библиотекой»

 

                                                                    

 

В книгах знания, свет,

В книгах память веков,

В книгах мудрость людей –

Наших дедов, отцов.

Нам без книг, как без хлеба,

Даже дня не прожить.

Так давайте же будем

Их беречь и любить.

В. Радин

Каждому родителю, конечно, хочется, чтобы его ребенок вырос полноценным адекватным членом общества, чтобы был порядочным человеком.

Как добиться исполнения этих пожеланий.

Один из верных способов (правда нелегкий и не сиюминутный) – это научить своего ребенка быть читающим человеком, заложить в нем потребность читать.

 Что это дает, почему именно читающим человеком?

 Чтение – это ведь не только процесс, который помогает обучению человека грамоте (и в основном этим занимаются в общеобразовательных учреждениях), но самое главное, это возможность:

 - воспитать интеллектуально развитую личность (для которой характерно рациональное познание и творческое мышление);

 - личность, которая будет одарена эмоциональными чувствами (умением сопереживать, любить, заботиться, отличать «доброе от злого», не быть безразличной к окружающим людям);

 - на всю последующую жизнь заложить теплые, душевные отношения между двумя, а то и тремя поколениями «родителей-детей».

 Для того чтобы механизм «воспитание читающего ребенка», «ребенка для которого чтение на всю жизнь стало увлекательным и приятным времяпровождением» заработал, необходимо прямое активное («родитель-ребенок» непосредственно) или направляющее участие родителей по привлечению их детей к чтению.

 Как заинтересовать ребёнка и помочь полюбить чтение и книгу?

 1.       Помните, пожалуйста, что часто именно родители являются примером подражания для своих детей. Чем раньше родители начинают вкладывать в ребенка представления о жизни, переданные в сказках, былинах, песнях и в других жанрах в повествовательной, стихотворной или иной форме, тем лучше ребенок в дальнейшем будет развиваться. Недаром из поколения в поколение передавалась народная мудрость через колыбельные песни в младенчестве или мудрые сказки в отрочестве. В детстве формируется отношение ребенка к книге, закладывается любовь или равнодушие к ней.

 От Вас, дорогие родители, зависит этот выбор!

2. Читайте своим детям книги вслух.  В ваших силах помочь им стать хорошими слушателями (что в свою очередь поможет становлению речевого развития), а в будущем думающими читателями и интересными собеседниками.

 3.       Любите своих детей, выбирайте для них правильно книги:

 - с яркими, но однотонными обложками, с красочными и крупными иллюстрациями (детям легче воспринимать иллюстрации с центральным объектом, чем с множеством мелких деталей), что способствует развитию внимания, помогает вызвать интерес к книге, сформировать образное мышление у ребенка и сделать сам процесс чтения более интересным;

 - для детей младшего возраста нужны книги с крупным шрифтом, что поможет повысить усвояемость текста, увеличить скорость чтения.

 4. Читайте своим детям «хорошую литературу»:

 - фольклорные произведения (сказки, мифы, загадки и др.) – они учат народной мудрости, накопленной нашими предками;

 - классическую литературу – произведения Пушкина А.С., Толстого Л.Н., Маршака С.Я., Чуковского К.И. и многих др. – помогающую становлению эмоциональных составляющих духовного мира;

 - детские журналы «Мурзилка», «Детское чтение для сердца и разума», «Веселые картинки», «Читайка», «Свирелька» и др., которые вам читали в детстве и на которых воспитано не одно поколение людей.

 Эта литература проверена временем и сможет помочь формированию души ребенка.

Чтение является исключительно полезным навыком, позволяющим людям получать новые сведения о мире и обмениваться информацией друг с другом. Приучать детей к чтению следует с самого раннего возраста. В ходе целого ряда педагогических экспериментов, проводимых специалистами возрастной психологии, было установлено, что дети, с которыми ежедневно занимаются чтением и разучиванием стихов, не только прекрасно запоминают и рассказывают предлагаемые им стихотворения, но также и имеют более высокий уровень интеллекта, чем их сверстники и лучше адаптируются в любой социальной среде.

Роль чтения в развитии детской речи давно определена как чрезвычайно важная. Тем не менее, не так просто найти интересные формы работы в этом направлении, как с дошкольниками, так и с педагогами.

В нашей группе традиционным является оформление уголков чтения. В них представлена литература, соответствующая возрасту детей, обязательно учитываться региональный компонент.

Очень востребованными у дошкольников являются занятия по ознакомлению с биографиями писателей. Так, им интересны не только сами произведения А. Барто, К.И.Чуковского, С.В.Михалкова, А.С. Пушкина, С.Я. Маршака, но и то, какими они были в детстве, чем интересовались.

Создание «Книжкиной больницы» в группе помогает привить детям бережное отношение к книге. Очень интересными являются выставки детских рисунков и поделок, сделанных по мотивам прочитанных произведений.  

Педагоги группы организовывают выставки, такие  как  «Наши любимые книги», «По страницам сказок», «Увлекательное путешествие» и др. В их оформлении принимают участие  дети и их родители.

Чаще всего знакомство детей с книгой начинается в раннем детстве: родители (бабушки или дедушки) приобщают свое чадо к красочным детским книжечкам, манящим своей яркостью и картинками. При чтении книг вслух внимание ребенка завораживает ритмичный слог стихов или же внимание к себе приковывают события, происходящие, например, в сказках.

С взрослением в жизни ребенка наступает такой момент, когда происходит знакомство с большим количеством книг, находящихся в залах детских библиотек.

В нашем детском саду привычным делом стало посещение библиотеки №9. Цель экскурсий содействовать формированию представления детей о мире как обществе людей, населяющих нашу планету, и о родной стране, воспитывать патриотические и гражданские чувства.

 Дети всегда с нетерпением ждут новых встреч с загадочным миром книг, и работники библиотеки у нас долгожданные гости.

С чего же начать знакомство детей с книгой, конечно с посещения библиотеки:

- здесь на видном месте стоят книжные выставки со знакомыми картинками;

- много игрушек-поделок и рисунков из знакомых сказок;

- на стеллажах полулежат, различные яркие притягивающие взгляд детские журналы.

Все интересно. Все приковывает взгляд. Для детей этого возраста подобная окружающая среда является узнаваемой, она не пугает, а заинтересовывает и побуждает к поиску.

Работники библиотеки познакомили детей с книгами, различающимися не только по внешнему виду и размеру (книги-раскладушки, книжки-малютки, музыкальные книжки, книжки-ширмы, книжки-игрушки, книжки-раскраски и др.), но самое главное по содержанию (сказки, загадки, рассказы и многое другое в стихах или прозе).

 

Тесное сотрудничество с библиотекой помогает детям не только закреплять полученные знания, но узнавать много нового и интересного. Сотрудники библиотеки подготовили для наших детей прекрасные фильмы по темам:

 « Москва столица нашей Родины», «Мой любимый город», «Защитники Отечества».

 

В зале библиотеки проводятся тематические выставки детских рисунков: «По страницам любимых сказок», «Космическая вселенная» и многие другие.

В процессе работы мы приглашаем сотрудников библиотеки к себе в группу с беседами. Были проведены беседы об истории родного города, о творчестве детских писателей К.И.Чуковского, А.С. Пушкина, С.Михалкова

Дети в непринужденной обстановке провели с пользой для себя время, их приветливо встретили, показали и рассказали много нового, но они будут знать, что еще очень много осталось неизвестного, неизведанного и неизученного в этом «доме-хранилище книг» - библиотеке. Конечно же, захочется еще сюда вернуться.

 

comments powered by HyperComments

Создай 3 ДИПЛОМА, а оплати всего за 2!

3-й в подарок!
Акция до 14 ноября! подробнее
пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга
Пожалуйста, подождите.
x