«Приоритеты воспитания и обучения ребенка в едином пространстве развития «семья – детский сад – начальная школа» в контексте ФГОС»

Автор: маркина ольга владимировна

 

 

Практико-значимый проект

 

 

 

 

 

 

«Приоритеты воспитания и обучения ребенка в едином пространстве развития «семья – детский сад – начальная школа»

в контексте ФГОС»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Маркина Ольга Владимировна

МБДОУ д/с № 7 «Вишенка»

Город  Протвино

 

 

2017 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ:

 

I.              ВВЕДЕНИЕ.

1)Актуальность.

2)Цель.

3) Основные задачи.

4) Участники проекта.

5)Сроки реализации.
6)Ресурсы обеспечения проекта.

7)Информационное обеспечение

8)Кадровое обеспечение.

9)Материально-техническое обеспечение.

10)Ожидаемый результат.

II.           ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

1)Основная работа по программе.

2) Реализация программы.

3) Программно-методическое обеспечение.

4) Принципы взаимодействия воспитателя с родителями.

5) Формы работы с семьей.

6) Этапы реализации проекта.

7) Направления и содержание работы с «проблемными» семьями «Детско-родительские отношения».

8) Перспективный план работы.

III.        ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

IV.         СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

 

 

 

 

I.              ВВЕДЕНИЕ.
1)Актуальность:

 Сегодня   остро стоит вопрос о проблемах детей и родителей - кризис семьи. Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. И хотя их воспитательные функции различны, для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Привлечение родителей к решению проблемных задач семейного воспитания побуждает их к анализу воспитательных приемов, поиску более подходящего способа родительского поведения, упражняет в логичности и доказательности педагогических рассуждений, развивает у них чувство педагогического такта. [5].

  С каждым годом у нас становиться всё больше «проблемных детей», семей «группы риска». Педагогам трудно общаться и взаимодействовать с родителями. Традиционные формы работы – родительские собрания и т. д., не оправдали себя. Посещаемость стала всё меньше и меньше. Поэтому надо искать новые формы, наполнять их педагогически-эффективным содержанием.   Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка.

 Анализ родителями детского поведения помогает им увидеть свой педагогический опыт со стороны, предоставляет возможность размышлять над мотивами поступков ребенка, учит понимать их с точки зрения его психических и возрастных потребностей.

2)Цель:

1.      Повышение компетентности родителей по вопросам социально - личностного развития детей.

2.      Выстроить подлинное доверие и партнёрство с семьёй на основе диалогической стратегии сотрудничества воспитателей и родителей.

3.             В связи с этим, повысить эффективность позитивного воспитательного влияния детского сада на семью, в том числе и на проблемную.

3)Основные задачи:

·      установить сотрудничество между образовательным учреждением и семьей;

·      активизировать воспитательные умения родителей и направить их на конструктивные партнерские взаимоотношения с ребенком;

·      ориентировать родителей на возрождение нравственно-этических норм и традиций семейного уклада;

·      обеспечить физическое, психическое  здоровье, интеллектуальное, эстетическое развитие детей.

·      вовлечь родителей в образовательный процесс, сформировать у них компетентную педагогическую позицию по отношению к собственному ребёнку;

·      обучить конструктивным способам общения каждого участника педагогического взаимодействия. [4].

4)Участники проекта: педагоги и специалисты МБДОУ д/с № 7 «Вишенка», родители, дети.
5)Сроки реализации: в течение года.
6)Ресурсы обеспечения проекта:

Организационные: Деятельность участников проекта регулируется в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования МБДОУ д/с № 7 «Вишенка»», годовым планом и планом реализации проекта.

7)Информационное обеспечение:

- научно-методическая, художественная литература;

- средства массовой информации;

- ресурс Интернета.

8)Кадровое обеспечение:

- администрация МБДОУ д/с № 7 «Вишенка»;

- воспитатели;

- музыкальные руководители;

- инструктор по физической культуре;

-учитель-логопед;

- педагог – психолог.

9)Материально-техническое обеспечение:

- экран,

мультимедийный проектор,

- ноутбук,

- музыкальный центр.

10)Ожидаемый результат:

1. Создание системы комплексной работы с родителями.

2. Психолого – педагогическое просвещение родителей по вопросам социально - личностного развития детей.

3. Обобщение опыта семейного воспитания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II.           ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

1)    Основная работа по программе ориентируется на основы гуманистической педагогики- педагогики приоритета личности обучающегося. Личность педагога - мощный стимул к развитию тех, кого он образовывает, воспитывает, учит. Просвещение взрослых (в данном случае родителей) даёт уникальную возможность использовать их опыт воспитания собственных детей и сделать организацию образования в области семейного воспитания в детском саду, а главное в группе обоюдно интересной.

 Деятельность педагога строиться на гуманистических принципах, которые утверждают:

·      Все люди разные.

·      Каждая личность неповторима и уникальна.

·      Каждый человек прекрасен в своих потенциальных возможностях и способностях.

·      Жизнь создаётся любовью.

·      Любить человека - значит утверждать его неповторимое существование.

·      Необходимо отделять поведение от сущности человека.

 Понимание родителями объективного отношения педагогов группы к их ребёнку и к ним самим, создаёт наилучшие условия для развития эмоций, интеллекта, закладывает основы свободной личности ребёнка, поддерживая в нём индивидуальность. Демократическое общение исключает нарушение прав ребёнка и создаёт у него чувство личной защищённости.

 На основе формирования чувства доверия родителей к воспитателям расширяются возможности в работе с семьёй. При этом необходимо учитывать: чувства мысли, поступки и интересы родителей и строить на этом фундаменте обсуждение или обучение, конструктивное взаимодействие. Информация должна передаваться без ущемления родительского чувства уверенности в себе, чтобы не нарушалась доверительность взаимоотношений с педагогом.

 Характер педагогической деятельности постоянно ставит педагогов в коммуникативные ситуации, требуя от воспитателей проявления качеств, способствующих эффективному межличностному взаимодействию с детьми и их родителями. Именно способность к рефлексии, эмпатия, гибкость, общительность, способность к сотрудничеству стимулируют состояние эмоционального комфорта, интеллектуальной активности, творческого поиска.

2)    Реализация программы проходит по трем направлениям:

1   Диагностика.

Основная цель: определение методов воспитательного воздействия; выявление особенностей внутрисемейных отношений; выявление родителей, нарушающих права ребёнка.

Исследование закономерностей взаимодействия детей и родителей. Отслеживание разницы в поведении детей и родителей. Поиск причин.

Проблемы в развитии детей. Причины, виды (наследственные, врождённые, приобретённые). Потребность детей и родителей в комплексной помощи, коррекции развития, адекватных воспитательных мероприятиях.

Опрос родителей, как метод изучения спектра повседневных и воспитательных проблем, метод сбора информации о воспитательной позиции родителей, о запросах родителей.

Анализ диагностики детей, изучение уровня развития.

Анализ имеющейся наглядной информации, содержания материала и формы подачи.

Активизация работы родительского комитета, с целью повышения роли родительской общественности в жизни группы.

2  Профилактика.

Основная цель: повышение педагогической культуры, педагогической компетентности родителей в воспитании здорового ребенка; ориентация семьи на воспитание здорового ребенка; обеспечение тесного сотрудничества и единых требований детского сада и семьи.

Пропаганда психолого-педагогических знаний среди родителей и обучение их взаимодействию с детьми.

Создание дискуссионного клуба «Семейный очаг», с целью установления психологического контакта с семьями, повышения педагогической культуры  родителей. Содержание    работы: проведение встреч, диспутов, тренингов, бесед, совместных с детьми праздников.

Проведение совместных с родителями диспутов примерные темы:

« Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста».

«Счастливая дорога от детского сада до домашнего порога» и т.д.

Круглый стол: «Психическое здоровье детей»

Формирование взглядов родителей и взаимодействия в семье способствующие снижению, ослаблению негативных тенденций, пессимистичных мнений и способов общения.

Оказание помощи в формировании положительных мотивов взаимоотношения родителей и детей в семье, изменения порочных стереотипных ситуаций, повышения педагогической компетентности родителей. Проведение различного консультирования с приглашенными специалистами школы (психолог, соц. педагог) и социума (юрист).

Активизация семьи и привлечение в участии музыкально - спортивных праздников. [2].

3 Заключение  (Реабилитация с «проблемными» детьми).

Основная цель: оказание конкретной образовательной, посреднической, психологической помощи. Усилием социальной и нравственной значимости программы станет приобретенная в ходе работы способность взрослых увидеть себя глазами ребенка. Презентация «Мы в ответе за своих детей».

3)    Программно-методическое обеспечение педагогического  процесса направлено на выполнение государственного стандарта дошкольного образования, что связано с использованием программ и технологий, обеспечивающих гармоничное развитие ребенка, ориентацию на удовлетворение социального заказа.

 Желаемым результатом педагогического процесса является развитие гармоничной личности ребенка, готовой к самореализации через доступные ему виды деятельности; организация педагогического процесса отмечается гибкостью, ориентированностью на возрастные и индивидуально-типологические особенности детей, позволяет осуществить личностно-ориентированный подход к детям. [5].

4)    Принципы взаимодействия воспитателя с родителями:

·      умение создавать доброжелательную атмосферу, располагающую к диалогу;

·      внимание к проблемам родителей, их субъективным переживаниям;

·      способность к оказанию психологической помощи;

·      ориентация на стимулирование самообразования родителей;

·      способность видеть малейшие достижения и вселять уверенность в успехе;

·      положительный настрой на беседу с родителями по любой проблеме;

·       проявление педагогического такта и морально-этических норм при работе с родителями;

·      искренне желать помочь в сложной педагогической ситуации;

·    недопустимость сравнения провинившегося ребенка с другими. При рассмотрении конфликтной ситуации разбор самой ситуации, а не личностных качеств ребенка и его родителей.[3].

5)  Формы работы с семьей:

·      Презентации дошкольного учреждения.

·      Открытые занятия с детьми  для родителей.

·      Просмотр непосредственно образовательной деятельности.

·      Посещение семьи.

·      Педагогические беседы с родителями.

·      Тематические консультации.

·      Тематические выставки

·      Анкетирование.

·      Групповые собрания родителей.

·      "Круглый стол" с родителями.

·      Конференции с родителями.

·      Наглядная пропаганда.

·      Практикумы.

·      Информационные листы, памятки, рекомендации.

·      Совместные мероприятия: праздники, развлечения, конкурсы.

·      Дни открытых дверей.

6)Этапы реализации проекта:

1 этап – исследовательский.

- «Знаете ли вы своего ребенка? " - анкетирование;

- «Мой ребенок и его индивидуальные особенности»- анкета – очерк;

- «Взаимоотношения в семье " - тест – опрос;

- «Семейные традиции и нормы» - анкетирование;

- «Телефон доверия» - акция.

2 этап – подготовительный.

- обработка полученной информации;

- подбор наглядной агитации;

- изучение методической литературы;

- разработка плана совместных мероприятий.

3 этап – практический.

Информационный блок:

- «Пять рецептов избавления от гнева» - памятка;

- «Культура общения – это?» - информационный лист;

- «Личный пример – лучший способ привить хорошие манеры ребенку» - памятка;

- «Авторитет родителей – необходимое условие правильного воспитания» - консультация;

- «Как знакомить детей с нормами поведения» - консультация;

- «Посеешь привычку…» - информационный лист;

- «Игра – школа нравственного поведения» - консультация;

- Индивидуальные консультации по запросам родителей.

Практический блок:

- «Обсуждаем проблемные ситуации»-практикум (сентябрь);

- «Нравственный закон внутри нас» - родительское собрание (октябрь);

- «Дружба живет среди нас» - день открытых дверей, просмотр непосредственно-образовательной деятельности

(ноябрь);

- «Праздник в нашем доме» - творческая мастерская (декабрь);

- «Поговорим о вежливости» - круглый стол (январь);

- «Молодецкие игры» - спортивные соревнования с участием пап (февраль);

- «Наши мамы всегда на все руки мастера» - кулинарный поединок (март);

- «Семья года» - конкурс - презентация (апрель): выставка семейных фотографий; выставка совместных работ; заполнение семейного (генеалогического) древа; рассказ о традициях семьи; игры, конкурсы, выступления.

- Оценка эффективности деятельности (май).

4 этап – заключительный - оценка эффективности реализации проекта.

Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения:

- метод анкетного опроса;

- беседы с родителями.

Повышение уровня активности, психолого-педагогической культуры родителей:

- учет участия родителей в различных мероприятиях;

- наблюдения и беседы.

Определение уровня деятельности педагога с родителями.

- использование листов самооценки.

7)Направления и содержание работы с «проблемными» семьями

«Детско-родительские отношения»

Направления работы, мероприятия

Выпуск семейной стенгазеты примерной тематики

«В такие игры мы играем дома»,

«Не ругай себя мама напрасно»,

Организация выставок: «Моя семья», «Здравствуй, Новый Год!»

Персональная выставка детских работ

Выпуск буклетов памяток разной тематики

Ярмарка семейных идей

Круглый стол: «Уроки вежливости и красоты».

Практикум для родителей:

 «Нестандартные игры для детей и взрослых»:

- «Взрослые глазами детей».

- «Как родители и дети не слышат друг друга»

- «Родители горячие, холодные, никакие…»

- «Сколько лишнего мы говорим и делаем»

- «Почему правильное воспитание дает неправильные результаты»

- «Как хвалить за то, чего нет, чтобы появилось?»

- «Как бьют по ребенку войны родителей»

- «Как наказывать с пользой»

Устный журнал: «Ребёнок в  детском саду, дома, на улице», «Научи меня мама»

Семейные чтения «Воспитывать ребенка. Как?»

КВН

Совместное проведение праздников: «Мамочка любимая»

«Папа, мама, я – спортивная семья»

«Здравствуй, здравствуй Новый год, приходи к нам ёлка»

Совместное празднование дня рождения ребёнка.

Фестиваль семейного счастья:

«Бабушкины руки не знают скуки»

«Мастерим вместе с папой»

«Разумные советы моей мамы»

«Сотрудничество педагогов и родителей»

Направления работы, мероприятия

Киновидеотренинг «О вреде американских мультиков»,

 «Мама, не покупай мне это»

«Шпаргалки для взрослых»

Информационные памятки и проспекты для родителей.

Дискуссионный клуб:

«Как из мальчиков воспитать настоящих мужчин»

«Воспитываем девочку. Как?»

Круглый стол «Единственный ребёнок в семье» и «Проблема рождения второго ребёнка»

Дискуссионный клуб: «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся» (работа с «группой риска»)

Клуб «Семейный очаг»

За чашкой чая

Тренинг «Эффективный родитель и эффективный педагог»

Педагогическая гостиная

«Досуг в семье. Как его проводить», «Семейные традиции»

 

«Взаимодействие ребенка и педагога»

Направления работы, мероприятия

Цикл познавательных занятий: « Давайте вместе изучать мир»

Цикл познавательных занятий (например): « Мои права»

Игры и упражнения на развитие коммуникативности родителей и детей

Семинар – практикум: «Эмоциональный мир ребёнка»

«Современным детям нужны современные родители»

Экскурсии

Конкурс рисунков   Досуги

Театральные представления

Праздники

Кружковая работа

 

8) ПЕРСПЕКТИВНЫЙ  ПЛАН  РАБОТЫ.

Формы и методы работы

Направление, тематика, содержание деятельности

Ответственный

Сроки

Ознакомительные беседы

Установление доверительных отношений между семьей создание полноценных условий для эмоционально-психического здоровья детей.

Воспитатели

По мере поступления детей

Индивидуальные беседы

Совместное нахождение способов и методов психолого-педагогической помощи ребенку.

Воспитатели

В течение года (по мере необходимости)

Родительские собрания.

«Давайте познакомимся». Требования, особенности жизни группе, специфика режима, традиции и т.п. Организация собраний

Воспитатели

Сентябрь

В течение года

Открытые занятия.

Познакомить родителей со структурой и спецификой проведения занятий разной тематики.

Подбор познавательных занятий

Воспитатели

 

 

 

В течение года

 

Родительские пятиминутки.

Знакомство родителей с основными приемами обучения, подбором материала, а также с требованиями, предъявляемыми к детям во время занятий.

Воспитатели

Еженедельно (вторая половина дня)

Анкеты.

Взгляд родителей на воспитание ребенка через призму педагогических и психологических наук. Знакомство с индивидуальными особенностями ребенка и семьи, основными приоритетами семейного воспитания для создания максимально благоприятных условий пребывания ребенка в детском саду.

Воспитатели,

По мере необходимости

Бюллетени

Поздравления с праздником. Объявления, просьба, информация. Сообщения, чем будет заниматься группа в данном месяце, полезные советы.

Воспитатели

По мере необходимости

Педагогическая библиотечка.

Ознакомление родителей с популярной педагогической и психологической литературой по различным проблемам воспитания и обучения детей.

Воспитатели

По запросу родителей в течение года

Консультации, беседы

1.«Тревожат ли вас проблемы ребенка?»

2. «Пальцы помогают говорить».

3. «Подарите ребенку праздник!»

4. «Учимся говорить выразительно».

5. «Как снизить агрессивность детей?»

6. «Что бы не было ребенку скучно!»

Воспитатели,

психолог, социальный педагог, учитель-логопед

 

 

 

Весь год

Информация о прошедшем дне

Информация о проведенных вечерах, выходных днях

«О наших детях»

Воспитатели

 

Родители

Ежедневно

 

По запросу воспитателя

Заседание клуба «Семейный очаг»

Подбор консультаций, бесед

Воспитатели

родители

Раз в квартал

Посещение семей

 

Воспитатели

Раз в месяц

Праздники, досуги

 

Воспитатели родители музыкальные руководители

В течении года

Оформление папок-передвижек, информационных стендов

 Здоровье

Поведение

Развитие и воспитание.

Воспитатели

Весь год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III.        ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

1)    Показатели результативности проведенной работы:

·      Уменьшение социальной дистанции между родителями и детьми.

·      Родители поняли необходимость эмоционального принятия ребенка.

·      Изменения стиля общения с родителями (выраженная ориентированность на личную модель взаимодействия с родителями)

·      Дети чувствуют защищенность и поддержку со стороны родителей

·      Наметились положительные стили воспитания.

Вывод: Таким образом, использование новых форм в сотрудничестве с  «проблемной» семьей, помогут педагогам и родителям освоить методы воспитания, основанные на взаимоуважении, демократическом и гуманистическом подходах.

 

2)    Рекомендуемые сюжетно – ролевые игры

 

1

«Дочки – матери»

2

«Мой дом»

3

«Мама ведёт детей в детский сад»

4

«Папа играет с детьми»

5

«Семья едет в отпуск»

6

«Семья путешествует»

7

«Мамины и папины помощники»

8

«Мама, папа и я – дружная семья»

9

«Еду с папой на машине»

10

«В гости к бабушке»

11

«Мастерим вместе с дедом»

 

IV.         СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

 

1.    Взаимодействие образовательного учреждения с семьей как с главным партнером в организации воспитательного процесса (методические рекомендации). - Оренбург: Оренбургский ИПК, 2003.

2.     Далинина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. 2000. - № 1. - С. 41 - 49.

3.     Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. 2004. - №1. - С. 60 - 68.

4.      Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина и др. - М.: Линка-Пресс. - 2001. - С. 25 — 26.

5.    http://www.maam.ru/detskijsad/-netradicionye-formy-vzaimodeistvija-doshkolnogo-uchrezhdenija-s-semei.html

 

 




Получить программу конференций

Получить программу конференций

Создай 3 ДИПЛОМА, а оплати всего за 2!

3-й в подарок!
Акция до 15 сентября подробнее
пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга
Пожалуйста, подождите.
x