Проектирование современного урока в рамках компетентностного подхода.

Автор: Майлакова Елена Анатольевна

Анализ учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе показал, насколько он несовершенен: во-первых, обучение не учитывает интересов и потребностей своих подопечных; во-вторых, оно не отвечает запросам общества; и в-третьих, оно ориентируется на «среднего» ученика. На самом же деле на практике уже давно общество пришло к выводу, что одинаковых личностей нет и что всякий талант способствует дальнейшему культурному прогрессу. А талант надо развивать. Для решения данной проблемы необходимо внести изменения в систему обучения и воспитания школьников. Традиционно цели школьного образования определялись набором знаний, умений, навыков, которыми должен владеть выпускник. Сегодня  такой подход оказался недостаточным. Социуму нужны выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. А во многом это зависит не от полученных ЗУНов, а от наших дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляются  понятия «Компетенция» и «Компетентность», более соответствующие пониманию современных целей образования.

Школа не должна бороться с окружающим миром, но и не может закрывать глаза на его пороки. Она должна создать для ребенка свою среду, такую, чтобы, проживая в ней школьные годы, он выходил в большую жизнь и был адекватен окружающей его реальности. В этом, прежде всего, и проявляется социальная эффективность образования «школы социального опыта».

Суть достигнутого в настоящее время консенсуса в сфере образования - признание  равной значимости для учащихся и знаний, и навыков. Принципиальное отличие современного подхода заключается в акцентировании основного внимания на готовность учащихся применять имеющиеся знания, а не формально обладать ими, что наиболее точным образом описывает суть навыков, востребованных в XXI веке [1, стр. 104].

Обратимся к анализу  принципов организации универсальной образовательной среды  на традиционном и современном уроках (Таблица 1).

Таблица 1. Сравнительный анализ образовательной среды традиционного и современного уроков

Традиционный урок

Современный урок

1.        Преобладание  предметного знания, не востребованного практикой

1.        Стремление закладывать фундамент универсального видения мира в координатах «Природа-общество-человек»

2.        Система овладения буквой знаний

2.        Система овладения духом знаний

3.        «Разжёвывание» знаний

3.        Дается возможность ученику добывать знания в пределах своих потребностей

4.        Передача знаний

4.        Формирование жизненно важных качеств личности

5.        Путь к знаниям

5.        Путь к социальной мудрости

 

Сравнительный анализ образовательной среды традиционного и современного уроков показывает, что социализация личности ученика осуществляется только на современном уроке,  таким образом, выполнение социального заказа образования в эпоху глобализации реализуется на современном уроке.

        Так каков же он - современный урок? Это урок, «на котором формируются компетенции, необходимые ученику для интеграции в современную жизнь в различных точках Земли».

Современный урок проектируется по цели, а не по содержанию. В основу целеполагания многие страны закладывают восемь базовых компетенций из Европейской системы квалификации: уметь общаться на родном языке; уметь общаться на иностранном языке;  предпринимательские компетенции; уметь учиться; гражданские  и социальные компетенции; компетенции в области математики, науки и технологий; ценностные компетенции.

 Сопоставительный анализ  традиционного и современного уроков  позволяет сделать следующие выводы: современный урок - это урок, на котором  ученик трудится в поте лица,  а учитель является менеджером, функция учителя – организовать процесс так, чтобы  ученик имел возможность добыть знания.

Дидактические задачи урока реализуются в реальной педагогической действительности через учебные задания.  

Учебные задания на современном  уроке формируют  следующие навыки: репетитивные (репродуктивные), когнитивные, поведенческие.  Разработка классификации учебных задач согласно областям знаний: познавательной, эмоциональной и психомоторной осуществляется в таксономии Блума. Цель таксономии Блума – в мотивировании педагогов для концентрации усилий и внимания на всех трех областях с целью создания более целостной формы обучения. Таксономия  Блума включает шесть уровней, предполагая поэтапное продвижение от самого низкого процесса мышления до самого высокого.

В основу проектирования современного урока мы закладываем проектирование урока по таксономии Блума. Разработка такого урока начинается с изучения рабочей программы, календарного плана, определения темы урока. Затем изучается информационная составляющая учебника: жизненно необходимая информация; информация, которая встречается в других дисциплинах; информация, нужная для дальнейшего изучения данной дисциплины; информация для общего кругозора. Цель урока определяется в контексте европейской системы квалификации, т.е. выбирается соответствующая матрица целеполагания и по базовой компетенции анализируются  её составляющие компетенции, позволяющие определить базовую компетенцию, на формирование которой будет направлен урок. Все это способствует формулировке цели урока, которая является необходимой операцией для освоения составляющей компетенции (таблица 2).

Таблица 2. Каталог компетенций

1

Базовая компетенция: Уметь учиться

1.3

Составляющая компетенция: Научиться представлять информацию в виде схем/образов

1.3.1

Метод, прием, операция, средство/цикл:

Уметь представлять информация в виде схемы «Паучок»

Для реализации поставленной цели на уроке, с одной стороны, учащийся должен иметь необходимую и достаточную информацию по данной теме, которая обязательно содержится в учебнике. Если она отсутствует, то готовятся информационные карточки. С другой стороны, необходимо разработать учебные задания, которые позволят ученику достичь поставленной цели и максимально реализовать свой интеллектуальный потенциал. Изучив задания, приведенные в учебнике, структурируем по уровням таксономии Блума. Задания записываются в классификатор (таблица 3).

 

Зависимость между организационными формами обучения и обучаемостью определена в исследованиях ЮНЕСКО и отражена математически  в «пирамиде обучаемости».  Самый высокий коэффициент обучаемости имеет  коллективный способ обучения, групповая форма работы, которая преобладает на нашем современном уроке. Для каждого задания определяется шкала оценивания. При использовании таксономии Блума используется следующая шкала: первые три уровня заданий – оценка «3», задания 4-5 уровня - оценка «4», задания 6 уровня - оценка «5». На своих уроках следует стремиться к организации самооценивания обучаемым своей учебной деятельности.

Современный урок представляет собой динамическую структуру, в которой заданный алгоритм подготовки и проведения занятия сочетается с творчеством, свободой выбора педагога и учащихся. Современное учебное занятие строится на культуре субъектов педагогического процесса, где главной становится позиция педагога по отношению к учащимся, правила и нормы поведения на занятии не навязываются, а разрабатываются, а затем принимаются всеми с одинаковой ответственностью.

Приоритетом такого занятия становится самостоятельность учащихся в поиске решения учебно-познавательных задач на основе диалогового взаимодействия, центральная форма которого – сотрудничество. Задача педагога на современном учебном занятии – быть помощником, советчиком, а не демонстратором своих ролевых функций.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1.      Программа курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан. Второй (средний) уровень. Издание второе.2012

2.      Поташник М.М.Требования к современному уроку. Методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования,2007. – 272с.

3.      Жайтапова, А.А. Рудик Г.А., Белошниченко Е.В., Сатывалдиева А.С.

Педагогика 21 – века на пороге школы. Информационно – методический дайджест. – Алматы: ББЖ КБАРИ, 2009. – 304с

 

4.       Морева Н.А.Современная технология учебного занятия/Н.А. Морева. – М.: Просвещение, 2007.-158с

Получить программу конференций

Получить программу конференций

Создай 3 ДИПЛОМА, а оплати всего за 2!

3-й в подарок!
Акция до 15 июля подробнее
пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга
Пожалуйста, подождите.
x