Проектная деятельность как инновационная образовательная практика студентов

Автор: Цыбуцынина Оксана Владимировна

Цыбуцынина Оксана Владимировна,                         

преподаватель, ГБПОУ«Березниковский

строительный техникум»,г.Березники

 

Проектная деятельность как инновационная образовательная практика студентов

 

В условиях реализации ФГОС нового поколения проектная деятельность учащихся  является актуальной и  инновационной.

Объект исследованияпроектная деятельность студентов.

Предмет исследования–самостоятельная деятельность учащихся, направленная на получение знаний.

Цель исследования –повысить эффективность обучения в рамках общепрофессиональных дисциплин.

Задачи исследования:

1.                       Определить значение проектной деятельности в современном образовании.

2.                       Рассмотреть основные виды учебных проектов.

Проектная деятельность в современном образовании определяется как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике, он возник еще в начале прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником У.Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика и с его личным интересом в этом знании. Поэтому и важна проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая,  для решения которой учащимся необходимо приложить полученные знания.В основе метода проектов лежит развитие познавательныхнавыков учащихся, умений самостоятельно конструировать своизнания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенногоотрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым (cooperativelearning) подходом к обучению.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой — интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть осязаемыми, т.е. если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая — конкретный результат, готовый к внедрению.В одних случаях тематика может формулироваться специалистами органов образования в рамках утвержденных программ. В других — выдвигаться преподавателем с учетом учебной ситуации по своему предмету естественных профессиональных интересов и способностей учащихся. Также тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые ориентируются на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные. Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса образовательной программы, актуальному для практической жизни.Так достигается  интеграция знаний.

Этапы работы над проектом:определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы. Возможно использовать в ходе совместного исследования метода мозговой атаки, круглого стола, статистических методов, творческих отчетов, просмотров, то есть интерактивных методов ведения занятий.

Личностная ориентация педагогического процесса невозможна без изменения образовательных технологий. Образовательная технология должна способствовать раскрытию субъектного опыта ученика:формированию личностно значимых для него способов учебной работы, овладению умениями самообразования. Преподаватель  может подсказать новые источники информации, направить мысль учеников в нужное русло для самостоятельного поиска, стимулировать интерес к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний. Через проектную деятельность показать практическое применение полученных знаний, т.е.  перейти от теории к практике.

Современная классификация учебных проектов сделана на основе доминирующей деятельности учащихся:практико-ориентированный проект; исследовательский проект; информационный проект;творческий проект — максимально свободный авторский подход в решении проблем;ролевой проект — литературные, исторические и т. п. деловые ролевые игры, результат которых остается открытым до самого конца. По продолжительности различают:мини-проекты — укладываются в один урок или дажеего часть;краткосрочные — на 4—6 уроков;недельные, требующие 30—40 часов; предполагается сочетание классных и внеклассных форм работы, глубокое погружение в проект делает проектную неделю оптимальной формой организации проектной работы;долгосрочные (годичные) проекты, как индивидуальные, так и групповые, выполняются во внеурочное время. Можно использовать разнообразные виды презентации проектов – это научный доклад, деловая игра, демонстрация видеофильма, экскурсия,телепередача, научная конференция, инсценировка, театрализация; игры с залом, защита на ученом совете, диалог исторических или литературных персонажей, спортивная игра, спектакль, путешествие, реклама, пресс-конференция. Критерии оценки проекта должны быть понятны,  не более 7—10, оценивается качество работы в целом, а не только презентация.

Автор более пяти лет активно использует метод проектов при преподавании экономических дисциплин, таких как: «Менеджмент», «Финансы, денежное обращение и кредит», «Налоги и налогообложение», «Экономика организации». Это  учебно-исследовательские и научно-исследовательские проекты, информационные и практико-ориентированные, творческие и социальные проекты,  как по темам рабочей программы в соответствии с ФГОС-3, так и по актуальным, насущным  вопросам современного общества.

Студенты групп дневного отделения специальности  08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» в начале учебного года самостоятельно выбирают наиболее интересную тему проекта, например: «Экономический потенциал предприятий Пермского края», «Деятельность предприятий в условиях экономического кризиса», «Проблемы малых предприятий и пути решения проблем» и выполняют учебное исследование в течение 1-2 месяцев, далее защищают свой проект  на уроке-конференции.  Кроме того, студенты, обучающиеся по специальности 38.02.01«Экономика и бухгалтерский учет» выполняют учебный проект учебного плана, таким как: «Налоговая система и ее основные элементы», «Историческое развитие денежной системы страны» и пр. Преподаватель осуществляет постоянный контроль за ходом написания проекта, проводит консультации с целью  соблюдения требований к проекту. Защита проекта осуществляется как  на уроках в присутствии студентов, так и во время индивидуальных консультаций. Длительность сообщения составляет 5-7 минут.  В докладе раскрывается основное содержание темы, а также выводы и предложения, полученные в результате исследования. Тем самым осуществляется повторение и закрепление изученного ранее материала. Радует тот факт, что все студенты успешно справляются  с поставленной задачей, успеваемость составляет 100%, качество – более 80%.Студенты, проявившие творчество, научный подход, самостоятельность при выполнении проектов,принимают участие в краевых научно-практических конференциях, конкурсах проектов, что повышает  значимость проектной деятельности и усиливает мотивацию к обучению. Также выполнение проектов было апробировано в группах заочного отделения, результат – 100% качество, повышение мотивации к изучению экономических дисциплин и профессиональных модулей.

 В социальном проектировании,  важное значение имеет социальное партнерство. Группа специальности бухгалтеров оказывает длительное время благотворительную помощь и поддержку некоммерческому обществу животных «Друг», результатом совместной деятельности является конкретная помощь бездомным животным, находящихся в приюте. Это обеспечение регулярным питанием животных, выгул собак, уборка территории, приобретение медицинских принадлежностей и др.

 

Автор уверен, что применение информационных технологий на уроках экономического цикла повышают информативность, интерес студентов к предметам, их творчество, самостоятельность, придают уроку динамизм и выразительность, формируют информационно-коммуникативную компетентность будущих специалистов. Умение пользоваться методом проектов — показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития. Эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества. Такая форма организации обучения позволяет повысить эффективность обучения. Она обеспечивает систему действенных обратных связей, что способствует развитию личности, самореализации не только обучающихся, но и педагогов, принимающих участие в разработке проекта.

Прикрепленные файлы:
статья1
comments powered by HyperComments

пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга
Пожалуйста, подождите.
x