Проектная деятельность как одна из форм развития творческой личности.

Автор: Аккуратнова Светлана Валерьевна

Проектная деятельность как одна из форм развития
творческой личности.

              Современная
социально-экономическая ситуация, изменение системы общественных ценностей
предъявляют студентам требования к наличию не только базового уровня
образованности, но и сформированности у них универсальных способов действия,
ключевых компетентностей. Для их развития на занятиях по дисциплинам «Основы
философии» и «Основы права»  наиболее
актуальным и востребованным является использование проектной  и исследовательской деятельности. Такая
деятельность предоставляет большие педагогические возможности, так как проект
играет роль связующего звена между теоретическими знаниями и практикой,
позволяет формировать активную жизненную позицию студента, развивать навыки
самостоятельной работы. А выполнение разного вида проектов по  философии и праву, в том числе проектов
социальной направленности – один из эффективных методов обучения.

            Одним
из важнейших критериев педагогического мастерства считается результативность
работы преподавателя. 

          Известно, что основной критерий для студента  выражается словами “интересно” — “неинтересно”.
Любая творческая работа позволяет преподавателю другими глазами увидеть
студента и оценить уровень его способностей. Пробудить пытливость, направить
чувства, волю, мысли к освоению действительности, формировать стремление к
поиску в открытии мира, раскрепостить 
творческое мышление  — в этом я
вижу свою задачу как преподавателя. «
Всё, что, я познаю, я знаю, для чего это
надо и где и как я могу эти знания применить» – вот основной тезис современного
понимания метода проектов в развитии творческих способностей студентов.

Педагогическими  целями творческих заданий  являются:

1.Раскрытие индивидуального потенциала студента;

2. Способность привлечь, заинтересовать выбранной темой окружающих;

3. Поиск нестандартных оригинальных решений;

4. Формирование общеучебных умений и навыков;

4.1 Рефлексивные умения:

– умение осмыслить задачу, для решения которой
недостаточно знаний;

– умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться
для решения поставленной задачи?

4.2Поисковые (исследовательские) умения:

–      умение самостоятельно генерировать идеи;

– умение самостоятельно найти недостающую информацию
в информационном поле;

– умение запросить недостающую информацию у эксперта (преподавателя, консультанта);

        
умение выдвигать гипотезы.

4.3. Коммуникативные умения:

        
умение инициировать учебное взаимодействие со
взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы;

        
навыки опроса.

4.4. Презентационные умения и навыки:

– навыки монологической
речи;

– умение уверенно
держать себя во время выступления;

– умение отвечать на
незапланированные вопросы
;

– проявления творческой
активности при выборе темы в соответствии со своими интересами и требованиями
преподавателя;

 – защиты работы.

         Вовлеченность
студента в деятельность, удовлетворенность собой и своим результатом
обеспечивают переживание осмысленности, значимости происходящего, являются
основой для его дальнейшего самосовершенствования и самореализации.

         Достижение
высокого уровня развития творческих способностей обучающихся при выполнении
творческих проектов во многом определяется правильным выбором объекта проектирования.
Тематика проектов может предлагаться и самими студентами.  Однако окончательный выбор темы проекта должен
оставаться за руководителем. Зная интересы и потенциальные возможности своих
студентов, он может максимально точно подобрать тему и определить уровень
сложности проекта для каждого или группы, учесть наличие учебно-методических
материалов, свои возможности как руководителя-консультанта, степень участия
других консультантов, сроки работы и т.п. 

Тематика
проектно-исследовательских работ самая разнообразная, например, в прошлом
ученом году были такие темы: «Мировые религии»,

«4 ноября – День согласия и
примирения», «Промыслы родного края» (к 75-летию Рязанской области и Году
истории в России), «Экологические проблемы современности», «Пять доказательств
существования Бога Фомы Аквинского», «Формы государственного правления
Аристотеля», «Права, свободы и обязанности человека в России», «Права и
обязанности ребенка в сказочных произведениях», «Героем можешь и не быть, а
патриотом быть обязан».

         В
работе над  проектами руководствуюсь
следующими принципами:

1. В творческую и
исследовательскую  работу вовлекаю только
тех студентов, которые проявляют любознательность и постоянно допытываются
«почему?», «а что если?»; способны связать и объединить различную информацию
самым неожиданным образом; ориентированы на достижение цели.

2. При составлении плана работы
над проектом учитываю все индивидуальные способности студентов. В полной мере
даю возможность реализоваться каждому по максимуму.

3. Стараюсь отказаться от
авторитарного метода руководства при работе над проектом. 

           Первое
знакомство студентов с методом проектов происходит в форме презентации данного
метода, а также студенческих проектов прошлых лет обучения с указанием слабых и
сильных мест. Следует подчеркнуть важность роли преподавателя на этом этапе, в
связи с необходимостью побуждения в студентах мотивации  к самостоятельной проектной деятельности,
поскольку  дисциплины «Основы философии»
и «Основы права» не является профилирующей дисциплиной. Важно убедить студентов
в их личной заинтересованности в получаемых знаниях, их полезности в дальнейшей
жизни. Чтобы был реализован этот принцип, желательно использовать проблемы
реальной жизни или максимально приближенные к ней. Суть метода проектов
заключается в стимулировании интереса 
студента к определенной проблеме.
  Например, на первых занятиях предлагаю
написать творческую работу и проиллюстрировать ее, то есть сделать презентацию.

          Здесь надо быть очень осторожным:
если работа получилась слабой, ни в коем случае нельзя ее критиковать. Нужно на
примере хорошей работы разобрать все «плюсы» и «минусы» презентации, а
студенту, у которого работа не получилась, отметить только «плюсы». Надо
отметить, что хороших работ бывает больше, студенты участвуют с  работами во Всероссийских конкурсах и
занимают призовые места, становятся лауреатами. Далее при составлении команды
для работы над проектом, объединить «слабых» и «сильных» студентов.

                 Этапы  работы над проектом могут быть  следующие (варианты могут быть различны):

Поисковый
Определение тематического поля и темы проекта. Поиск и анализ проблемы.
Постановка целей и задач проекта.

Аналитический
Анализ имеющей информации, поиск оптимального способа достижений целей проекта,
построение алгоритма деятельности. Пошаговое планирование.

Практический
Выполнение запланированных действий по реализации проекта.

Презентационный
– Подготовка и проведение презентаций.

Рефлексия
Анализ результатов. Оценка качества проекта.

         
В качестве примера приведу очень интересный

проект студентов 3-го и 4-го курса «Народные промыслы родного края».

              Работа носила
проектно-исследовательский  и
познавательно-воспитательный характер.  Результат
проектно-исследовательской работы «Народные промыслы родного края»  представлял собой реферат и красочно
иллюстрированный альбом, в которых не только 
рассказывалось о народных промыслах  Рязанской области, но и 
через искусство народных промыслов отслеживалась
связь прошлого с настоящим. 

        Для раскрытия темы, были выдвинуты следующие
цели:

1.    
узнать как можно больше о
народных промыслах Рязанской области;

2.    
 сформировать и развить проектно-исследовательские
компетенции;

3.    
и как итог проделанной работы,
создать альбом и его презентацию, раскрывающие красоту и мастерство народных
умельцев родного края.

      Была сформулирована интересная гипотеза: «Народные промыслы – проявление самобытности
и таланта. Недостаточно информации и наглядности по заявленной теме в целом для
гостей города, туристов и людей, заинтересованных этим вопросом». Выбраны
различные методы:

исследование статей и литературы, с
целью уточнения полноты отражения заявленной темы в имеющихся источниках; анкетирование
и социологический опрос
, нацеленный на выявление знаний о народных
промыслах, в частности о народных промыслах Рязанской области; анализ  информации о каждом из видов промысла; посещение  центров 
декоративно-прикладного искусства
Рязанской области;
обобщение
полученной информации в виде реферата, выпуск
альбома и создание  презентации,
рассказывающей о народных промыслах Рязанской области.

      Ребята проделали огромную работу: посетили
предприятий и музеев народных промыслов Рязанской области;   провели классный час «Народные промыслы родного
края» с использованием игры; создали альбом «Народные промыслы родного края».
Проектно-исследовательская  работа
написана интересно и доступно, прослеживается логичность, яркость и образность
изложения, чувствуется заинтересованность авторов затронутой темой, желание
продемонстрировать красоту и самобытность своей малой Родины. Эта работа заняла
II
место во Всероссийском конкурсе 
презентаций «Моя Россия. Великое в малом».

         Опыт применения метода проектов в
преподавании дисциплин «Основы философии» и «Основы права» дает определенные
положительные результаты: совершенствование  философской и культурологической компетенции
участников проекта; способность
работать с информацией различных видов из разных источников, перерабатывать
большие объемы информации с использованием информационно-коммуникационных
технологий, собирать и интерпретировать соответствующие данные; способность
формулировать мысли, владеть навыками публичной речи, аргументации, ведения
дискуссии и полемики, презентации;
способность к системному мышлению и применению методов системного анализа,
выдвижению и обоснованию аргументов, критическому оцениванию аргументации.

       Таким образом,
проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает
выражение студентами своих собственных мнений, чувств, активное включение в
реальную деятельность, принятие личной ответственности за продвижение в
обучении.  Она способствует формированию ключевых компетенций наших
выпускников.
 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.    
Пахомова
Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей
и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ,2003г.

2.    
Познание
и проектирование (Материалы “круглого стола”) //Вопросы философии. –
1985 – №6. – с.14-25.

3.    
Азимов
Е.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и
практика обучения языкам). – ИКАР, 2009.

4.    
Ефременко
В.А. Применение информационных технологий на уроках иностранного языка // ИЯШ.
– № 8.

5.    
Полат
Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка// ИЯШ. – 2000. – № 2,3.

6.    
Черняк
Е.Н. Информационно-педагогический модуль «Использование элементов обучения в
сотрудничестве на уроках русского языка и литературы» [Электронный ресурс] //
www.festival.1september.ru – 2012.

7.    
Кимишкез
Ю.И. Информационно-компьютерные технологии в проектной и
научно-исследовательской деятельности учащихся современной школы [Электронный
ресурс] // www.festival.1september.ru – 2012.

8.    
Латыпова
Р.Ф. Проектная деятельность учащихся как средство развития творческих
способностей [Электронный ресурс] //
www.nsportal.ru – 2012.

 

 

Прикрепленные файлы:
%d0%b0%d0%ba%d0%ba%d1%83%d1%80%d0%b0%d1%82%d0%bd%d0%be%d0%b2%d0%b0_%d1%80%d1%8f%d0%b7%d0%b0%d0%bd%d1%8c_-%d1%81%d1%82%d0%b0%d1%82%d1%8c%d1%8f
comments powered by HyperComments

Создай 3 ДИПЛОМА, а оплати всего за 2!

3-й в подарок!
Акция до 15 сентября подробнее
пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга
Пожалуйста, подождите.
x