проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий

Автор: Хоменко Дарья Викторовна

http://За последние годы в России произошли значительные изменения приоритетов в образовании: переориентация на компетентностный подход, непрерывное самообразование, овладение новыми информационными технологиями. Система общего образования должна обеспечивать достаточную готовность ее выпускников к жизни в постиндустриальном информационном обществе. Такому обществу нужны высококвалифицированные, инициативные, способные к постоянному саморазвитию и повышению уровня своей профессиональной готовности молодые люди. Модернизация общего образования требует разработки новой модели начальной школы, перехода от традиционной установки на формирование преимущественно «знаний, умений, навыков» к воспитанию качеств личности, необходимых для жизни в новых условиях открытого общества. Таким образом, приоритетной целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Школа сегодня стремительно меняется, а перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий. Поэтому сегодня перед школьным педагогом возникает проблема поиска инновационных методов и форм обучения, которые могут не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, сколько вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе. Актуальность рассмотрения данной проблемы связана с тем, что в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования приоритетом названо формирование универсальных учебных действий. Уровень их освоения в значительной мере способствует решению задачи повышения эффективности и качества образования, предопределяет успешность всего последующего обучения, поскольку польза его будет измеряться не тем, сколько ученик может «взять», а тем, сколько из «взятого» он сможет применить на практике. Сказанное выше определило проблему, которая заключается в следующем: выявление наиболее эффективного подхода к формированию универсальных учебных действий младших школьников. Проблема определила цель работы: раскрытие потенциала проектной деятельности для формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников. В соответствии с поставленной целью определены задачи: • рассмотреть особенности проектной деятельности младших школьников; • исследовать влияние проектной деятельности на формирование познавательных универсальных учебных действий; • выявить и обосновать педагогические условия наиболее эффективного использования проектной деятельности для формирования и развития универсальных учебных действий у младших школьников; • выявить наиболее приемлемую форму введения метода учебных проектов в начальной школе. Практическая значимость работы в том, что предлагаемые в ней материалы могут быть использованы учителями для повышения эффективности организации проектной деятельности младших школьников при изучении различных дисциплин вне зависимости от образовательной системы. Актуальность умения учиться для современного человека подчеркивается практически во всех документах, касающихся реформирования системы образования. Для начальной школы приоритетными остаются формирование учебной деятельности как желания и умения учиться, развитие познавательных интересов и готовности к обучению в основном школьном звене. Эти показатели учебной деятельности постепенно приобретают характер важнейшей универсальной способности человека – потребности в самообразовании. Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые: - формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении; - развивали бы в первую очередь универсальные учебные действия: исследовательские, рефлексивные, самооценочные; - формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности; - были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся; - реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью. Инновационный поиск новых средств приводит педагогов, и меня в том числе, к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения. Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов как технологии развития умений учиться в процессе учебной и внеучебной самостоятельной познавательной деятельности. Ведь этот метод не что иное, как попытка моделирования жизни. Сущность учебного проекта заключается в необходимости решения нескольких интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. В современной педагогике метод проектов используется как компонент системы образования. Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения ставит задачу сформировать компетенции младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, заниматься проектной деятельностью. Современность метода проектов в наши дни обусловливается, прежде всего, необходимостью понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить цели и задачи, продумывать способы их осуществления и многое другое, что входит в содержание проекта. Не случайно в базисный учебный план внесена новая строчка о проектной деятельности, а один из параметров нового качества образования - способность проектировать. Чтобы воспитывать и развивать думающих и мыслящих людей, полезных обществу, я стала систематически и целенаправленно включать учащихся в различные виды деятельности, развивая социальные компетенции, укрепляя при этом самоуправление в классе как основу социальной активности. Работу решила построить через метод проектов, самый распространённый вид исследовательского труда, который развивает социальный аспект личности за счёт включения её в различные виды познавательной деятельности, прививает учащимся жизненно необходимые знания и умения. Чтобы ребенок захотел чем-то заняться, он должен сначала удивиться. А если у него есть воз¬можность еще и восхититься, то уж точно произойдет та самая «вспышка интереса», то главное событие, побуждающее учащегося к действию. «Проект» в рамках образовательной деятельности есть особое результативное действие, совершаемое в специально организованных педагогом безопасных условиях, которые дают ребёнку возможность действовать самостоятельно и получать результат. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. Примером этого стал наш проект «Семь цветов у радуги». На уроке изобразительного искусства мы учились правильно рисовать последовательность цветов радуги, для этого выучили знаменитую фразу-помощницу: Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан. Но тут самый любопытный мой ученик Илья, взял и спросил: «Откуда появляется на небе радуга?» Естественно, оживился весь класс: кто-то высказывал свои предположения, кто-то пытался объяснить причины появления радуги, были даже совсем фантастические гипотезы о том, что радуга – это мост, по которому феи или волшебники приходят к нам из своего волшебного мира. Класс разделился во мнениях, а я предложила провести маленькое исследование, чтобы точно знать, когда и почему возникает радуга. В итоге маленькие исследователи не только узнали, что радуга возникает из-за преломления солнечного света в капельках воды, но и каждый нарисовал свою радугу, и даже поучаствовали в областном телекоммуникационном проекте «Путешествие по радуге», собрав команду «Лучики», состоящую из самых любознательных и пытливых учащихся. (Приложение 1) В основе метода проектов лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется «осязаемыми», то есть, если теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению. Таким проектом, над которым работали первоклассники, стал проект «Моя семья». Проект построен на тематике, эмоционально близ¬кой каждому ребенку. Также это повод для его содержательного общения с другими членами семьи, в ходе которого первоклассник учится задавать целена¬правленные вопросы. Это первый опыт интервьюирования и подбора материала в виде семейных фотографий, из которых складывается аль¬бом. Работа над проектом позволила решить следующие педагогические цели:  развить познавательные, творческие и коммуникативные способности ребенка;  привить навыки сотрудничества с другими людь¬ми;  активизировать навыки эмоционального общения с членами семьи;  привить первоначальные умения собрать информацию из разных источников, осмыслить ее и использовать для выполнения проекта. Индивидуальные проекты получились очень разнообразные: кто-то более глубоко представил в проекте родословную, кто-то - се¬мейные увлечения, кто-то - отдых и путешествия. Результатом проекта стало понимание ребенком роли семьи в жизни человека, а практическим воплощением результата стала выставка «Моя семья», состоящая из фотоальбомов. Каждый ребёнок, взяв на себя роль экскурсовода, познакомил одноклассников со своей семьёй. Странички из некоторых фотоальбомов предложены в приложении 2. Главная идея метода проектов – направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении практической или теоретической проблемы. Этот результат называется проект, что в переводе означает замысел, план. В более широком смысле под проектом понимается обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у школьников определённой системы интеллектуальных и практических умений. Технология организации проектной деятельности школьников включает в себя совокупность исследовательских, поисковых и проблемных методов, творческих по своей сути, направленных на самостоятельную реализацию школьником задуманного результата. При формировании познавательных УУД у младших школьников проектная деятельность даёт возмозможность: предполагать, какая информация нужна; отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет). Преимущество проекта состоит в том, что ограниченный временными рамками урок «выплёскивается» во внеурочную деятельность и объединяет практически все уроки: окружающий мир, русский язык, литературное чтение, изобразительное искусство, информатику и уроки технологии. Таким «затянувшимся уроком» для нас стал творческо-познавательный проект «Путешествие в страну Сезонию». Работа велась по 4 направлениям, а класс был разделен на 4 группы. У каждой группы было своё время года, ребята даже придумали название для своей команды: «Веснянка», «Зимушка», «Осенины» и «Цветолето». Проектными заданиями стали: - узнать этимологию месяцев, выбранного времени года; - подобрать народные приметы, пословицы поговорки о времени года; - сочинить текст выступления в защиту своего времени года. В ходе работы учащиеся вели сбор материала о временах года, собирали народные приметы, пословицы, поговорки, загадки. В результате проекта ребята создали книжку-раскладушку с сочинениями, пословицами и приметами выбранного времени года. (Приложение 3) Особую роль проектные задачи играют в становлении учебного сотрудничества в малых группах. Взаимодействуя в группе, дети понимают, что для достижения общей цели всем участникам необходимо договариваться между собой, вырабатывать общую стратегию решения задачи, распределять обязанности, осуществлять взаимопомощь в процессе решения задачи. Таким образом, решение проектных задач способствует воспитанию чувства ответственности, формированию умений общаться, договариваться, чутко относиться к сверстникам. «Человек рожден для мысли и действия»,- говорили древние мудрецы. Проектная деятельность учащихся – сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Поэтому включаю школьников в проектную деятельность постепенно, начиная с первого класса, ведь даже первоклассник может осуществить самостоятельную проектную деятельность. Вначале – доступные творческие задания, а уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты. Также учитываю психолого-физиологические особенности младших школьников, поэтому темы для проектов тесно связываю с предметным содержанием, поскольку наглядно-образное мышление, характерное для данного возраста, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета, а не на основе анализа своего опыта и своих проблем. Поэтому значительная часть учебного времени, отведенного на повторение и закрепление изученного материала, я использую для организации проектной деятельности. Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть из области познавательных интересов ребёнка. Длительность выполнения проекта ограничиваю 1-2 неделями урочно-внеурочных занятий или 1-2 уроками. Главное, чтобы виды проектной деятельности были адекватны возрасту, чтобы весь процесс был окрашен положительными эмоциями, поскольку любая проектная деятельность осуществляется исключительно на добровольной основе. Темы проектов, над которыми работают группы детей, должны быть выбраны точно в круге их интересов и объединены общим названием. Это и определяет успешность проекта. Приведу пример тем проектов: «Почему ёлочка всегда зеленая?», «Тайны льда и снега», «Полезные фрукты и овощи». Особенно удачные проекты те, которые основаны на наблюдении младших школьников: наблюдение за жизнью домашних животных, за растениями, за делами человека. Тем более что ведение дневников наблюдений - прием хорошо известный и не новый. Дневник наблюдений - основа проекта. Правило записывать все проекты в особые тетради, фиксировать ход работы над проектом и конечные результаты работы дает достаточно материала для упражнений в письме и счете. Правда это возможно тогда, когда школьник уже немножко умеет читать и писать. До этого момента итогом наблюдений становятся устный рассказ или рисунок. Проекты о до¬машних питомцах практически всегда получаются очень удачными, снабженными интересными рассказами, наблюдениями и замечатель¬ными фотографиями. Некоторые проекты можно посмотреть в приложении 4. Начиная работать по проектной технологии, всегда задумывалась, а как сделать так, чтобы работа учащихся действительно была проектной, чтобы она не сводилась к просто самостоятельной работе? Прежде всего, начиная работу над проектом, я пробуждаю в учащихся интерес к теме проекта. Тема проекта должна быть сформулирована естественным для детей языком и так, чтобы вызвать их интерес. Это может быть рассказанная сказка, притча, разыгранная инсценировка или просмотренный видеосюжет. Тема должна быть не только близка и интересна, но и доступна, т.к. это младшие школьники. Затем на этапе погружения в проект очерчиваю проблемное поле. Из проблемы проекта вытекает цель и задачи проекта. Если спросить меня: «Проекты в младших классах – это трудно?», я отвечу: «Да! Но всё-таки это возможно!» Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребёнок уже рождается исследователем. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает соответствующее поведение и создаёт условия для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Проекты в младшей школе отличаются несложностью, простотой. Ученик должен отчетливо представлять не только задачу, стоящую перед ним, но и, в основном, пути ее решения. Он также должен уметь составлять план работы по проекту (на первых порах, конечно, при помощи учителя). Кроме того, важно ставить вместе с младшими школьниками и учебные цели по овладению приёмами проектирования как универсальными учебными действиями. Например, я задаю ученикам такие вопросы: «Какие умения понадобятся для выполнения этого проекта? Владеете ли вы этими умениями в достаточной мере? Каким образом вы сможете приобрести нужные вам умения? Где ещё вы сможете впоследствии применять такие умения?» Я считаю, что в процессе работы над проектом целесообразно проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции. В этом контексте представляют интерес опросы, интервьюирование учащимися отдельных лиц, для которых предназначен детский проект. Например, пожилых людей, родственников или одноклассников при выполнении таких проектов, как «Сувенир в подарок», «Ты и твоя семья», «Сколько весит наше здоровье?». После одной такой экскурсии в ближайший лес, ребята заинтересовались происхождением грибов, так возник новый учебный проект «Грибы – часть живой природы». С результатами проектной деятельности можно познакомиться в приложении 5. В процессе проектной работы ответственность за обучение возлагается на самого ученика. В процессе проектирования изменяется тип отношений, повышается уровень ответственности и компетентности как ученика, так и учителя. Роль учителя радикально меняется. Он постепенно превращается в коллегу, в старшего партнёра по исследованию и разработке проекта. Этот метод можно рассматривать как технологию сотрудничества. Его главный принцип – принцип деятельности – можно проиллюстрировать древней мудростью: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне – я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда». Самое важное то, что ребенок сам определяет тему проекта, его содержание, в какой форме и как пройдет его презентация. Работа над проектом ведется поэтапно. На каждом этапе решаются определенные задачи, намечается деятельность учащихся и учителя. Завершающим этапом работы является защита проекта, где происходит оценивание результатов деятельности. Для успешной работы на этапе презентации нужно научить учащихся сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, готовить наглядность, вырабатывать структурированную манеру изложения материала. Первый шаг в использовании проектной деятельности в начальной школе - создание учебного сообщества, т.е. группы детей, способной организоваться для совместного учебного труда, непо¬сильного для каждого отдельного участника общей работы. Задача учителя при формировании такого сообщества состоит в создании условий для того, чтобы совместная работа детей стала возможной. Групповая работа позволяет и детям и учителю: - организовать эффективно учебный процесс; - приобрести опыт выполнения важнейших функций, составляющих основу умения учиться (контроль и оценка, целеполагание и планирование); - использовать дополнительные средства вовлечения детей в содержание обучения; - органически сочетать на уроке «обучение» и «воспитание», одновременно строить личностно-эмоциональные и деловые отношения детей, и как следствие формирование личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных универсальных учебных действий. Второй шаг - выработать правила работы в группах. Мы с детьми выработали свои правила работы в группах: • перед работой нужно договориться, кто и что будет делать; • не говорить всем сразу; • всем смотреть на говорящего; • учиться разговаривать вполголоса; • не спорить зря, а доказывать, объяснять; • если критикуешь – предложи свой вариант; • стараться понять друг друга. Для себя я поняла чего не стоит делать при организации групповой работы: - нельзя требовать абсолютной тишины, так как дети должны обмениваться мнениями; - нельзя ожидать быстрых результатов, т.к. всё осваивается практически; - не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут отработаны простейшие формы общения и взаимодействия. По необходимости определяем роль каждого члена группы. На этом же этапе происходит и планирование работы по решению задачи проекта. После того как спланирована работа, наступает пора действовать. И это уже третий этап. Здесь учитель вообще может «потеряться», т.е. стать эдаким «малюсеньким наблюдателем». Ребята все делают сами. Безусловно, степень самостоятельности зависит от того, как их подготовил учитель. Когда детям не хватает знаний, каких-то умений, наступает благоприятный момент для поиска дополнительной информации. Также в своей практике я использую мини-проекты, которые занимают несколько минут урока на этапе закрепления или применения полученных знаний. Предлагаю фрагмент урока окружающего мира в 1 классе по теме «Весна: пробуждение природы» (Приложение 6). Задачей таких мини-проектов является: закрепить на практике умения, открытые на уроке; умение извлекать и перерабатывать информацию; договариваться о правилах поведения в группе и следовать им; развитие познавательной и творческой активности детей. Часто в учебно-познавательной деятельности младших школьников участвует ещё и третий субъект - родители. Привлекать родителей к процессу проектирования младшими школьниками целесообразно, особенно если выполнение проекта проходит в режиме сочетания урочных, внеурочных и внешкольных занятий. Однако при этом важно сделать так, чтобы родители не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, - иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей - важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. Особенно нужна родительская помощь при освоении таких проектов, как телекоммуникационные, поскольку требуют координации деятельности участников взаимодействия в сети интернет и, следовательно, ориентированы на использование средств современных компьютерных технологий. В этом виде проектов у нас тоже есть успехи, которые можно посмотреть в приложении 7. Я уверена, весьма важный вопрос – это оценка выполненных проектов, которая должна носить стимулирующий характер. Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, несомненно, нужно отметить дипломами или памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов. НО, не следует превращать презентацию проекта в соревнование с присуждением мест. Я стараюсь выделить несколько номинаций так, чтобы каждый проект «победил» в «какой-либо» номинации. Например, могут быть следующие номинации: «Познавательный проект», «Нужный проект», «Памятный проект», «Красочный проект», «Веселый проект» и т.д. Помимо личных призов можно приготовить общий приз всему классу за успешное завершение проектов. Это может быть поход в лес, на выставку, в музей, на экскурсию, поездка в театр. В заключение хочется отметить положительные элементы, которые присутствуют в проектном методе обучения. Этот метод четко ориентирован на реальный практический результат. Во время работы строятся новые отношения между учениками, а также между учителем и учащимися. Расширяется их образовательный кругозор, возрастает стойкий познавательный интерес. Работа над проектом помогает учащимся проявить себя с самой неожиданной стороны. У них есть возможность показать свои организаторские способности, скрытые таланты, а также умение самостоятельно добывать знания, что является очень существенным для организации процесса обучения в современной школе. Жизнь человека – движение по пути познания. Каждый шаг может обогащать нас, если благодаря новому опыту мы начинаем видеть то, что ранее не замечали или не понимали, чему не придавали значение. Каждый из нас – изначально, по своей природе – исследователь. Мы можем эту способность подавить, а можем развивать, освоив способы организации исследования. И как важно в условиях все большей неопределенности мира не сужать мировоззрение наших воспитанников, а развивать в них способности активно, самостоятельно выстраивать свой путь познания, свою жизнь. Только при взаимном понимании и доверии, взаимном интересе и обмене мыслями и чувствами между учителем, учеником и родителями можно достигнуть хорошего результата в работе над проектом и развитии познавательного и творческого потенциала ребёнка. Опираясь на свой опыт, я пришла к выводу: - работа, организованная в рамках технологии проектного обучения, интересна мне, как классному руководителю, моим ученикам и родителям; - каждый личностный опыт ребёнка уникален, никому в точности не удаётся повторить его; - каждый проект – это творчество, это личностное знание, он расскажет о своём создателе больше, чем безликая оценка. Результаты работы по формированию познавательных УУД уже видны. Все ученики моего класса стали активными читателями школьной и районной библиотеки, они уже сейчас могут самостоятельно найти информацию и ответить на поставленный вопрос. Учащиеся моего класса принимают самое активное участие в различных конкурсах и выставках, о чём свидетельствует большое количество полученных грамот и дипломов. А на экране активности, который висит в фойе нашей школы и фиксирует качество проведенных конкурсов и количество занятых призовых мест, мой 2 «Б» (в прошлом 1 «Б») второй год подряд занимает лидирующее первое место. Останавливаться на достигнутом мы естественно не собираемся. В планах на будущее хотим попробовать свои силы в разработке собственного телекоммуникационного проекта. Также начнем осваивать проектную деятельность с использованием мультимедийных презентаций. В заключение хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому «проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим видам обучения». И, как показывает опыт работы, метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальных классах. Таким образом, с уверенностью можно сделать вывод о том, что проектная деятельность младших школьников не только возможна, но и высокоэффективна для формирования познавательных универсальных учебных действий. Используемая литература: 1. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / под.ред.А.Г.Асмолова. - М.: Просвещение, 2010. 2. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000. 3. Голуб Г.Б. Основы проектной деятельности школьника. Методические рекомендации. – М.: Федоров, 2006. 4. Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников//Начальная школа. - 2006, №1. 5. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2004. 6. Полат Е.С., М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е. Петрова Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2004 7. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005. 8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]/ Министерство образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2010.

comments powered by HyperComments

Создай 3 ДИПЛОМА, а оплати всего за 2!

3-й в подарок!
Акция до 18 декабря! подробнее
пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга
Пожалуйста, подождите.
x