Проектная деятельность

Автор: Калинина Галина Николаевна

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 

«ДЕТСКИЙ САД № 6 «ДЮЙМОВОЧКА»

 

г. Людиново, Калужская область

 

 

 

                       

 

ЗАСЕДАНИЕ ГОСТИНОЙ НАЧИНАЮЩЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ

 

 

 

СЛАЙД 1.

 

 

 

ТЕМА: «ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВМЕСТНОЙ РАБОТЕ ПЕДАГОГОВ, РОДИТЕЛЕЙ, ДЕТЕЙ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО»

 

 

 

СЛАЙД 2

 

Цель: внедрение в практику метода проектов как средства развития творческой и профессиональной активности педагогов.

 

 

 

Задачи:

 

 - повышать методический уровень педагогов в овладении и использовании технологий проектирования.

 

- пропагандировать педагогическое мастерство педагогов в использовании метода проекта на практике;

 

- способствовать творческому поиску методов реализации образовательного процесса.

 

 

 

Планируемый результат: понимание необходимости применения метода проектов в деятельности ДОУ в свете требований ФГОС ДО.

 

 

 

 СЛАЙД 3.   Актуальность

 

  Федеральный государственный образовательный стандарт требует от воспитателя изменения подходов к осуществлению образовательной деятельности. В настоящее время воспитателю необходимо развивать качественные стороны личности ребенка, такие как самостоятельность, сотрудничество, любознательность, патриотические чувства, желание узнавать новое и другие. Обучение детей носит комплексно – тематический характер, основой которого является событийность окружающей действительности. Однако для реализации образовательного процесса необходимо соблюсти основные требования: нельзя увеличивать образовательную нагрузку на детей, чтобы не навредить детскому здоровью. Но как же тогда спланировать тематическую деятельность, которая содержит в себе разноплановые направления образования?

 

Для реализации данной проблемы существует метод проектов. (мы уже начали работу по проектированию тем, т. е. вы уже начали работу по созданию проектов. Это ваши папки, где одна тема проходит во всех видах деятельности, но еще пока у нас нет результатов этой деятельности – выставки, праздники, хотя мы их прописываем в плане)

 

Основной особенностью данного метода является возможность интеграции содержания разных областей в единое целое.

 

Как показала практика, метод проектов очень актуален и эффективен. Сочетание различных видов детской деятельности во взаимодействии взрослых и детей в одном целом – проекте, закрепляет навыки воспитанников, помогает им открывать и познавать окружающую действительность гораздо быстрее и глубже.

 

Эффективность такого подхода заключается еще и в том, что он дает возможность дошкольнику самому исследовать и экспериментировать, поддерживать его любознательность и интерес к проблеме, а также применять полученные знания в той или иной деятельности.

 

СЛАЙД 4.

 

 Что же такое - метод проектов? У него есть много разных определений, но в целом - это совокупность приёмов, действий участников в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для детей и оформленной в виде некоего конечного продукта (выставка, праздник, газета... )

 

   Обратимся вначале к истории возникновения метода проектирования.

 

 

 

СЛАЙД 5.

 

 

 

 Метод проектов возник еще в 20-е гг. прошлого столетия в США, Его называли также методом проблем и связывали с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником Уильямом  Килпатриком. В основе метода — идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат: внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности; внутренний результат — опыт деятельности — становится бесценным достоянием соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

 

 В России метод проектов был известен еще с 1905 г. Тогда группа российских педагогов под руководством С. Т. Шацкого внедряла его в образовательную практику.

 

  Педагоги 20-х гг. прошлого века считали, что метод проектов вносит разнообразие в учебную деятельность, в развитие интереса к учению, стимулирует учащихся к творческому поиску, самостоятельному исследованию.

 

  Со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. В настоящее время она становится интегрированным компонентом разработанной системы образования. Но суть ее остается прежней — стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение конкретной суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.

 

   Сегодня метод проектов широко используется в сфере дошкольного образования. Педагоги разрабатывают интересные проекты на самые разные темы.

 

   Рассмотрев историю возникновения метода проектов в педагогике, обратимся к существующим видам проектов.

 

 

 

 

 

СЛАЙД 6.

 

Квалификация проектов

 

 

 

По составу

Индивидуальные

Групповые (подгрупповые)

Смешанные (несколько групп)

Семейные

По срокам реализации

Мини-проекты (1 день)

Краткосрочный (неделя-две)

Средне-срочный (1 месяц-1/2 года)

Долгосрочный (6 мес. – 3 года)

(всё, что свыше 3 лет – это программа)

По типу

Издательско-творческие, ролево-игровые,

информационно- практико- ориентированные,

творческие, познавательно-исследовательские

 

           

 

СЛАЙД 7     Типы проектов (по целевой установке, по тематике)

 

 

 

 

Возраст

Образовательные области

Продукт

Издательско-творческие

Старший дошкольный возраст

Художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, познание, речевое

Газеты, буклеты, книги и т.п.

Ролево -игровые

С младшего возраста

Социально-коммуникативное, художественно-эстетическое

Изготовление костюмов, шапочек, масок, декорации и пр.

Информационно практико- ориентированный

Старший дошкольный возраст

Познание, социально-коммуникативное

Буклеты, листовки, газеты, творческие работы

Творческие

С младшего возраста

Художественно-эстетическое, речевое, физическое

Творческие работы, рисунки, поделки

Познавательно-исследовательские

С младшего возраста

Познание, речевое, социально-коммуникативное

Выставки, представление исследований

 

 

 

 

 

СЛАЙД 8.

 

 

 

  1. Познавательно - исследовательские проекты

     

      Данные проекты требуют четкой структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, продуманных методов обработки результата. При реализации данных проектов дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна, сборников стихов, рассказов. 

 

   В ходе таких проектов решаются задачи:

 

 - развитие познавательных способностей детей: наблюдать, описывать, сравнивать, строить предположения и предлагать способы их проверки;

 

 - систематизация знаний об окружающем мире;

 

 - формирование элементарных представлений о взаимосвязях и взаимозависимостях в жизни, в природе.

 

Примером таких проектов могут быть: «Мир воды», «Питание и здоровье» и другие.

 

 

 

СЛАЙД 9

 

 

 

  1. Ролево - игровые проекты

      Структура игровых проектов только намечается (нет четкого планирования), участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения в придуманных ситуациях. Степень творчества в таких проектах высока, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая, когда организуется проект с элементами творческих игр и дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы.

    В ходе ролево-игрового проекта решается ряд задач:

 

  - развитие игровых умений детей, поощрение инициативности игровых замыслов;

 

  - развитие навыков общения;

 

  - использование игры для обогащения разносторонних представлений детей о действительности.

 

Примерные темы данных проектов: «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и другие

 

 

 

СЛАЙД 10

 

 

 

  1. Информационные проекты

     

      Целью данных проектов является сбор информации о каком-то объекте, явлении, а потом ознакомление с ней участников, анализ и обобщение наблюдаемых фактов.

      Результатом проекта является (доклад, альбом с рисунками и фотографиями), презентация.

      Решаются задачи:

 

 - создание условий для формирования нравственных ценностей и ценностей здорового образа жизни;

 

 - приобщение детей к прошлому и настоящему своей культуры, а также к явлениям других культур (в их историческом и географическом аспектах);

 

 - формирование установок толерантного сознания;

 

 - развитие самопознания и положительной оценки

 

 

 

СЛАЙД 11

 

 

 

  1. Творческие проекты

     

       Они не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается и далее развивается, подчиняясь конечному результату, интересам участников проекта. Воспитатели и дети договариваются о форме представления результатов (сказка, фильм, драматизация, праздник, оформление интерьера). Однако оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария фильма, программы концерта.

     Творческие проекты разнообразны, как и виды художественной, конструктивной деятельности, осваиваемые детьми. По содержанию они отражают взаимоотношения: ребенок – семья; ребенок – природа; ребенок – рукотворный мир; ребенок – общество и его культурные ценности.

      Можно классифицировать творческие проекты по преобладающему мотиву (выражение субъективного отношения, доставления радости, оказание помощи, совместное творчество или деятельность); по доминирующему виду творчества (игровое, изобразительное, конструктивное, художественно-речевое, художественно-оформительское, театральное, музыкальное); по форме представления результата (панно, конструкция, спектакль, декорация, мультфильм, концерт, праздник, презентация).

 

В ходе проекта решаются задачи:

 

 -  развитие творческого потенциала каждого участника проекта:

 

 - овладение различными видами творческой деятельности;

 

  - углубленное приобщение к искусству, народному творчеству

 

Оформление результата творческого проекта может быть в виде детского праздника, детского дизайна, например, «Театральная неделя», «Традиции моей семьи»

 

 

 

СЛАЙД 12

 

 

 

  1. Смешанные проекты. Открытые проекты (несколько групп)

     

      Наиболее распространено проектирование внутри одной возрастной группы. Педагоги и дети не испытывают трудности, поскольку хорошо знают творческие возможности и социальные качества друг друга; имеют представление о предметно-пространственной среде группы. Однако замыкаться в своем коллективе не следует. Контакты с другой возрастной группой необходимы ребенку для его социального развития, расширения сферы общения. Участие в совместном проекте с другой группой обогащает детей новыми впечатлениями, позволяет пережить новые эмоции, завоевать симпатии у окружающих людей. Аналогичный процесс происходит и в смешанной по возрасту группе.  Младшие дошкольники в таких условиях получают возможность осваивать окружающий мир при участии старших, а старшие дети приобретают опыт социально одобряемого взрослыми поведения.

    Решаются задачи:

    - развитие способности к созданию выразительного художественного образа на основе полученных знаний;

     - расширение представлений о действительности;

     - совершенствование навыков художественной деятельности и пополнение знаний в процессе творчества и исследовательской деятельности.

     

    СЛАЙД 13

     

    Структура проекта.

     1 этап – этап подготовки проекта.

     

     • определяются задачи, которые они будут решать с детьми, родителями, для самообразования,

     • разрабатывается модель взаимодействия всех участников проекта;

     • определяется прогнозируемый результат;

     • обсуждается с родителями;

     • выясняют возможности, средства, необходимые для реализации проекта;

     • определяют содержание деятельности всех участников проекта.

     

     2 этап – этап практической реализации проекта.

     

     На данном этапе педагоги планируют содержание деятельности для всех участников проекта. Составляют перспективные планы, конспекты занятий, сценарии праздников, планируют детские исследовательские проекты, организуют выставки, конкурсы и т. д., определяют итоговое мероприятие.

     

     3 этап – заключительный – подведение итогов, прогноз на будущее.

     

     На данном этапе педагоги подводят итоги работы и составляют прогноз и перспективы на будущее.

     

     4 этап – презентация и защита проектов

     

     Это может быть тематический или итоговый педсовет, конкурс, представление материалов на выставку в методкабинет МКДОУ, аттестация и т. д.

     

    СЛАЙД 14.

     

    Основные требования к использованию метода проекта в детском саду

     

      - в основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск;

     - структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов)

     - использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий обязательные составляющие проекта: детская самостоятельность (при поддержке педагога, сотворчество ребят и взрослых;

     - развитие коммуникативных способностей детей познавательных и творческих навыков.

     

    СЛАЙД 15

     

    Памятка №1 для воспитателя по выбору темы проекта.

       В младших группах выбор темы проекта осуществляет воспитатель, основываясь на интересах детей или данных диагностики.

       В группах старшего дошкольного возраста – выбор темы проекта может осуществлять как педагог, так и дети в соответствии со своими желаниями и уровнем развития. Дети – это участники планирования, их вопросы, идеи, предложения и жизненный опыт являются важными критериями отбора содержания проекта.

    СЛАЙД 16.

    Памятка №2 для воспитателя по выбору цели проекта

    в младших группах - активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом, родителями);

    для старших групп – это развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.

     

    СЛАЙД 17.

    Памятка №3 по разработке проекта с использованием способа «Модель трех вопросов»

 

Что мы знаем

Первый этап выявления известных детям фактов и сведений. Воспитатель под рубрикой «Известно» фиксирует высказывания каждого ребёнка, подписывая под ним имя автора высказывания.

Что мы хотим узнать

Воспитатель записывает идеи и факты, о которых им было бы интересно узнать. Из полученной информации создают карту проекта, где показана взаимосвязь дополняющих друг друга тем.

Что мы узнали

Третий этап - на котором происходит совместное исследование проекта тема за темой, день за днём. Ежедневно во время утренней встречи или утреннего круга воспитатель спрашивает детей о том, что они вчера узнали. Что им запомнилось и понравилось. Однако окончательное заполнение рубрики произойдёт только после завершения темы или блока.

Окончание проекта происходит в процессе итогового мероприятия (выпуск газеты, развлечение, …) на котором выявляется новая ПЕРСПЕКТИВНАЯ ТЕМА НОВОГО ПРОЕКТА.

 

 

 

СЛАЙД 18.

 

  

 

Заключение.

 

 Какое же значение имеет использование проектного метода в дошкольном образовательном учреждении для его участников?

 

Для детей:

 

  Учитывая, что самые главные участники проектной деятельности – это наши воспитанники, на развитие которых направлены все наши усилия. Кем станут наши дети, когда вырастут, - покажет время. Для нас главное – обеспечить каждому ребенку максимальные условия для развития его способностей, самостоятельности и творчества.

 

 Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что он помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.

 

 Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей. Метод предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада, что способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности.

 

 Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка, способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей.

 

 Положительно влияет на мотивационную сферу ребенка, повышая интерес к образовательному процессу и его результату.

 

 

 

 Для родителей

 

Происходит смена стиля общения взрослого с ребенком.

 

Родители становятся активными участниками образовательного процесса.

 

Взаимодействие с семьей позволяет добиться наибольших результатов в работе с дошкольниками.

 

 

 

 Для профессионального роста педагогов:

 

 

 

 Создаются условия для роста активности и инициативы педагогов;

 

 

 

 Формируется умение решать более сложные профессионально-педагогические проблемы, которые требуют интеграции знаний, практических умений из смежных с педагогикой наук;

 

 

 

 Непрерывное овладение прогрессивными технологиями способствует повышению профессионального уровня;

 

 

 

 Происходит профессиональное взаимодействие по инициативе самих педагогов, способствует распространению педагогического опыта.

 

 

 

СЛАЙД 19 (паспорт проекта)

 

 

 

   Перед вами образец оформления паспорта проекта, обязательно разрабатывается перспективный план работы над проектом, я его вам предлагаю на электронном носителе.

 

  Итак, использование метода проекта помогает научиться работать в единой команде педагогам, воспитанникам и их родителям вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели, педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности. Анализ проектной деятельности и понимание ошибок создают мотивацию к повторной деятельности, побуждают к самообразованию педагога.

 

 

 

  Сегодня в дошкольных учреждениях востребован педагог – новатор, педагог – исследователь, поэтому всё более широкий круг педагогов – практиков включается в активную поисковую, инновационную деятельность.

 

 

 

  С каждым годом нашими педагогами разрабатывается и реализуется все больше и больше проектов по разным направлениям. Умение пользоваться методом проектов — показатель высокой квалификации педагога, его прогрессивной методики обучения и развития детей.

 

Прикрепленные файлы:
%d0%bf%d1%80%d0%be%d0%b5%d0%ba%d1%82-%d0%bf%d1%80%d0%b5%d0%b7%d0%b5%d0%bd%d1%82%d0%b0%d1%86%d0%b8%d1%8f
comments powered by HyperComments

Создай 3 ДИПЛОМА, а оплати всего за 2!

3-й в подарок!
Акция до 14 ноября! подробнее
пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга
Пожалуйста, подождите.
x