Проектно-исследовательская деятельность в воспитательной работе с младшими школьниками

Автор: Рачилова Екатерина Игоревна

Проектно - исследовательская деятельность в воспитательной работе с младшими школьниками.

 

Начальная школа - это принципиально новый этап в жизни ребенка: он начинает системное обучение и воспитание в школе,расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении. Младший школьник уже имеет достаточное представление о мире. Эта информация представляет собой пеструю мозаику, но главное ее достоинство - это картина мира - как целостный организм. С приходом в школу эта целостность разрушается из - за границ между предметами. В настоящее время перед современной школой ставится  важнейшая образовательно - воспитательная задача: сформировать у ребенка представление о целостной картине мира. Особенность этой задачи - объединение всех имеющихся знаний о развитии окружающего мира и общества у младшего школьника. Эта идея возникает на основе всеобщности и единства законов природы, потому что сама по себе она предполагает объединение, соединение, сближение учебного материала отдельных предметов в единое целое.  Помочь в этом может только хорошо организованная воспитательная работа в классе. Начальная школа имеет свои особенности, которые отличают ее ото всех последующих этапов школьного образования. В этот период идет формирование основ познавательных интересов и познавательной мотивации; при благоприятных условиях воспитания происходит становление самосознания и самооценки ребенка. Благоприятные условия - это условия, при  которых УВП проходят на оптимальном уровне развития учащихся. Это создание благоприятной атмосферы познавательной деятельности учащихся, стремление к общению с товарищами, с учителями. Необходимо по- новому смоделировать процесс передачи знаний, жизненного и социального опыта от учителя к ученику, организовать сотворчество учителя и ученика, ученика и ученика.

Инновационный поиск новых средств приводит педагога к пониманию того, что нужны деятельностные формы и методы обучения и воспитания. Метод проектов относят к педагогическим технологиям XXI века как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно - познавательной и воспитательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Поэтому при построении воспитательной системы класса очень хотелось, чтобы ученикам было интересно познавать мир, а для этого надо постараться шире раскрыть их творческие способности и уверенность  в том, что каждый из них индивидуален и неповторим. Опираясь на цели и задачи ВР строится и система пректно - исследовательской деятельности. Планируются проекты, которые интересны детям, но вместе с тем приводят их к сознанию себя, своего места в коллективе и обществе.

Первым проектом, которые все ученики класса готовят совместно с родителями "Давайте познакомимся". В этой работе учащиеся 1 кл. рассказывают о себе, своих интересах и увлечениях,чертах своего характера. Все это отражается в фотографиях, картинках. Чтобы было меньше робости, привлекаются родители или родные. Этот проект ближе знакомит ребя, убирает неуверенность и робость,взамен дает чувство коллектива.

Проект "Что в имени моем". Дети совместно с родителями рассказывают об истории своего имени, почему их так назвали, какие знаменитые люди носят такие имена.

Проект "Моя семья" Ребята знакомят одноклассников со своей семьей, с ее традициями и обычаями.

"Разноцветная звездочка" - ребенок познает свой внутренний мир и через краски передает его. Потом перед все классом защищает свой проект.

Проектную деятельность можно и нужно вводить в образовательно - воспитательный процесс. Это можно сделать на любом уроке, классном часе, экскурсии и т.д. На это педагогу нужно тратить время, но это того стоит. Когда видишь горящие довольные глаза ребят, когда поток информации невозможно остановить, когда из застенчивого ребенка вырастает ответственный, стойкий в своих взглядах человек, патриот своей страны, хочется думать, что все было сделано не зря. При использовании в ОВП проектной деятельности происходит формирование у детей личностных качеств, мотивация, рефлексия и самооценка, осмысление последствий выбора и результатов собственной деятельности. Развиваются познавательные процессы, инициатива, любознательность, самостоятельность, целеустремленность, учатся информационным технологиям. Позволяет развивать творческие способности, повысить уровень воспитанности.

Одним из главных направлений, является воспитание нравственных качеств личности в проектной деятельности. Учитывается возраст, нравственные проблемы детского коллектива и т.д

Проектная деятельность позволяет более активно вовлечь родителей в УВП. Поскольку родители являются социальными заказчиками школы, они активно участвуют в управлении учебно - воспитательным процессом в школе и в своих классах.

А главное в работе над проектами то, что не нарушается целостная картина мира, которую младший школьник привык видеть

 

comments powered by HyperComments

Создай 3 ДИПЛОМА, а оплати всего за 2!

3-й в подарок!
Акция до 20 ноября! подробнее
пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга
Пожалуйста, подождите.
x