Проектно-исследовательская деятельность в практике учителя

Автор: Полякова Татьяна Михайловна

Новый стандарт основного общего образования   ФГОС - это совокупность трех систем требований: 1) требования к результату образования; 2) требования к структуре основных образовательных программ; 3) требования к условиям реализации стандарта.

Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в школе -  является включение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность. Основная задача исследовательской и проектной деятельности направлена на практическое применение предметных знаний.В исследовательских и проектных работах востребованы практически любые способности подростков, сочетаются различные виды познавательной деятельности. Исследовательская и проектная деятельность побуждает подростка к творчеству как индивидуальному, так и коллективному; способствует их предварительной профессиональной ориентации.

            Включение учащихся среднего и старшего звена в исследовательскую и проектную деятельность - отличный путь повышения мотивации и эффективности учебной деятельности.

Начиная с 5 класса, учащиеся самостоятельно отыскивают те или иные сведения из различных дополнительных источников информации, в том числе и Интернет.  Формы исследовательской деятельности учащихся на уроке – это лабораторные опыты и работы, которые учащиеся выполняют на уроках самостоятельно или в группах. Стоит отметить, что обенно эффективна работа в группах, так как совместное творчество способствует формированию у обучающихся коммуникативных, информационных и общекультурных компетенций.

  1. Стремитесь развить в каждом ребенке его индивидуальные наклонности и способности
  2. Ориентируйтесь больше на процесс исследовательского поиска
  3. Учите выявлять связи между предметами, событиями и явлениями
  4.  Учите детей  способности добывать информацию, а также умениям анализировать, синтезировать и  классифицировать получаемую ими информацию
  5. Не делайте за детей то, что они  могут  сделать самостоятельно  
  6. Обучайте школьников  анализу ситуаций и  решению проблем исследования
  7. Оценивая, помните – лучше похвалить ни за что, чем ни за что критиковать.

 

           

 

 

Виды исследовательской деятельности

 

 

 

Экспериментально-исследовательская деятельность

Исследовательская деятельность

Научная исследовательская деятельность

Учебно-исследовательская деятельность

Теоретическая исследовательская деятельность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исследовательская деятельность подразумевает под собой научную исследовательскую деятельность и учебно-исследовательскую деятельность. Современного педагога, который находится в системе постоянного самообразования, и является носителем актуальных знаний как теоретического, так и практического характера, должны интересовать оба вида исследовательской деятельности, и научный, и учебно-исследовательский. Однако, на протяжении уже многих веков педагоги стремятся гармонично сочетать теорию и практику в своей педагогической деятельности, направленной на учащегося. Таким образом, хотелось бы остановиться подробно на учебно-исследовательской деятельности и определить её место в учебном процессе.

 

 

 

 

 

 

 

Характеристика видов учебно-исследовательской деятельности и ее место в учебно-познавательной деятельности

 

Виды учебно-исследовательской деятельности

Основными видами учебно-исследовательской деятельности учащихся являются:

  • проблемно-реферативный: аналитическое сопоставление данных различных литературных источников с целью освещения проблемы и проектирования вариантов ее решения;
  • аналитико-систематизирующий: наблюдение, фиксация, анализ, синтез, систематизация количественных и качественных показателей изучаемых процессов и явлений;
  • диагностико-прогностический: изучение, отслеживание, объяснение и прогнозирование качественных и количественных изменений изучаемых систем, явлений, процессов;
  • изобретательско-рационализаторский: усовершенствование имеющихся, проектирование и создание новых устройств, механизмов, приборов;
  • экспериментально-исследовательский: проверка предположения о подтверждении или опровержении результата;
  • проектно-поисковый: поиск, разработка и защита проекта - особая форма нового, где целевой установкой являются способы деятельности, а не накопление и анализ фактических знаний.

Формы организации учебных занятий, направленных на развитие у ребят самостоятельного экспериментирования, весьма разнообразны: творческий практикум, творческие экспериментальные задания, домашние экспериментальные задания, индивидуальное учебное исследование, практикум по моделированию эксперимента. Эти формы организации учебных занятий реализуются через проблемно-поисковый, экспериментально-исследовательский и исследовательские методы обучения. Однако исходя из специфики предмета английский язык наиболее актуальной является проектно-исследовательская деятельность.

Проектно-исследовательская деятельность

Самой эффективной в плане формирования ключевых компетенций в изучении английского языка у учащихся является проектная исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.

Эксперимент, в данном случае, служит толчком для создания новых технологий обучения, например, метода проблемного подхода к изучению нового материала. Это дает возможность сформулировать у учащихся активное восприятие темы и получить полное представление о деятельности исследователя на различных этапах его экспериментальной работы.

Исследовательские задания

В качестве основного средства организации исследовательской работы выступает система исследовательских заданий. Исследовательские задания – это предъявляемые учащимися задания, содержащие проблему; решение ее требует проведения теоретического анализа, применения одного или нескольких методов научного исследования, с помощью которых учащиеся открывают ранее неизвестное для них знание.

Познавательные задачи –   специально подобранные учебные задачи, которые не должны быть надуманными, а должны быть как бы выхваченными из окружающей действительности.  Одним из составляющих элементов организации познавательной деятельность на уроке является постановка и решение проблемы. Проблема - сложная познавательная задача, решение которой представляет существенный практический или теоретический интерес.

Творческие задачи могут носить форму загадки, составлены на основе необычного и интересного текста, содержат вопрос или задание, ответ на которые требует владения учащимися лексикой по данной теме.

 

 

 

 

 

Творческий проект

 «Живая пословица (LEGOEducation)

 

 

 

 

 

 

Урок-исследование

Тема «Choosingacareer: theworldofjobs» («Выбор карьеры: Мир профессий»), изучение которой предусмотрено программой по английскому языку в 8 классах, предлагается для самостоятельного изучения под руководством учителя.

Ход исследования можно представить в виде цепочки:

  • Обоснование темы (почему она должна быть интересна для изучения);
  • Постановка целей и задач
  • Определение объекта и предмета исследования
  • Разработка гипотезы исследования
  • Непосредственно исследования
  • Результаты
  • Оценка полученных результатов и выводы.

Таким образом, в процессе разработки учащимися данной темы, будут задействованы проблемно-поисковый, экспериментально-исследовательский и исследовательские методы обучения.

1 вариант:учащимся необходимо будет изучить статистику самых актуальных профессий в своей стране и в стране изучаемого языка, найдя самостоятельно достоверные и актуальные данные, сравнить данные опросов по теме, выдвинуть гипотезу о том, какие факторы влияют на выбор той или иной профессии, доказать её. Также учащиеся могут провести сравнительный анализ самых популярных и востребованных профессий в разные десятилетия в своей стране и стране изучаемого языка.

2 вариант:в качестве эксперимента, учащиеся могут провести анонимное анкетирование школьников, учащихся в их школе в 9, 10 и 11 классах, после чего предоставить результаты своего исследования в виде таблиц, диаграмм, схем. Выявив процент подростов, имеющих какие-либо проблемы с выбором будущей профессии и рода занятий. Учащиеся должны будут разработать механизм выявления конкретных проблем и способы их разрешения. Возможно ребята будут сотрудничать с педагогами-психологами, что покажет наличие мета предметных связей.

3 вариант:учащиеся могут работать над исследованием недавно появившихся профессий, о которых возможно еще мало что известно (блогер; брейдер; коучер и т.п.), составив свою «Азбуку современных или редких профессий» или «Альманах актуальных профессий будущего».

4 вариант:помимо этого, учащиеся могут самостоятельно составить список рекомендуемых профессий, на английском языке, рассказывающих о современных тенденциях развития общества и его потребностях в квалифицированных работниках.

5 вариант: допускается видеосъемка своего собственного короткометражного фильма, социальной рекламы или иллюстрационного мультфильма по теме «Choosingacareer: theworldofjobs», снятого при желании с помощью документ камеры учителя.

Не стоит при этом забывать, что всё вышеописанное будет оформлено учащимися на английском языке, с использованием актуальной лексики и средств ИКТ. Учитель может предложить учащимся один из вышеописанных вариантов, а может использовать все пять вариантов, разделив класс на мини-группы.

Выводы. Организация исследовательской деятельности – один из способов развить систему определенного уровня мышления, раскрыть творческие способности учащихся, обучение на новом качественном уровне.

Основным средством организации различных видов учебно-исследовательской деятельности являются задания, активизирующие познавательную деятельность. В ходе решения исследовательских задач формируются исследовательские умения обучающихся.

В своей работе, я как учитель использую разнообразные формы работы и особое место в моей работе занимает проектно-исследовательская деятельность. Продуктами такой деятельности моих учеников являются любые научные или творческие разработки учащихся: ментальные карты; ленты времени; социальная реклама; короткометражный фильм; свой сайт с подборкой заданий по конкретной теме; электронные справочники и электронные учебники разработанные учащимися самостоятельно под руководством учителя.

 

Проект «Моя книга, которую я хотел бы показать миру»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

comments powered by HyperComments

Создай 3 ДИПЛОМА, а оплати всего за 2!

3-й в подарок!
Акция до 14 ноября! подробнее
пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга
Пожалуйста, подождите.
x